Мастерство учителя по формированию предметных компетенций на уроках.
статья по теме

Исламова Альфия Янфировна

   В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Мастерство учителя по формированию предметных компетенций на    уроках.

   В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько способствовать обеспечению его общекультурного, личностного и познавательного развития, создать условия  для вооружения такого важного умения, как умение учиться, что является главной  задачей  новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.

 Один из предлагаемых путей решения данной проблемы - компетентностный подход. Компентностный подход в образовании сегодня - это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию.  

     Предметные компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.

  В частности, на примере математики :  математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

   На уроках изучения нового материала с помощью компетентностно-ориентированной задачи можно создать условия для формирования понятий, вывода и усвоения формул. При планировании целей к урокам, например, математики необходимо учитывать:

1. Цели урока относительно учащихся (выражается в виде предполагаемой образовательной продукции, освоенных видов деятельности, полученных предметных умений и навыков): создать условия для получения математических знаний, умений и навыков; обеспечить развитие   логического мышления и т.д.

2. Цели урока относительно педагога (выражаются виде предполагаемых для него результатов): содействовать вооружению  учащихся математическими знаниями, умениями и навыками; направить процесс познания на осмысленное и творческое владение учебным материалом; создать условия для формирования умения активно добывать новые знания, опираясь на ранее приобретенные  и т.д.

3. Совместные цели для педагога и учащихся: создать условия для укрепления взаимодействия между педагогом и учащимся с целью получения качественных математических знаний; создать возможность использовать приобретенные математические знания в практической деятельности; содействовать развитию логического мышления и творческих способностей и т.д.

Формировать компетентности учеников можно на разных этапах урока.

Этапы урока

Цель, результативность

Виды деятельности

Проверка домашнего задания

Цель: помочь учащимся активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников

Результативность: формирование познавательной компетентности

1. Рецензирование ответов

(домашнего задания)

Цель: создать условия для развития самостоятельности мышления, для формирования гибкости и точности мысли, развития  внимания и памяти

Результативность: формирование самообразовательной компетентности

2. Математический диктант, тест, с/р

(по страницам домашнего задания с ограничением времени решения)

Изучение нового материала

Цель:   содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

Результативность: формирование исследовательской компетентности

 

Вывод формул, правил

Цель: создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения

Результативность: формирование информационной компетентности

Проблемная лекция с использованием приобретенной учениками информации

Цель:     помочь детям научится применять знания,  оперировать знаниями, содействовать развитию гибкости использования знаний

Результативность: формирование исследовательской, самообразовательной, компетентностей

Экспериментальная работа

Практическая работа

Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков

Цель: создать условия для изучения свойств, правил…

Результативность:          формирование познавательной компетентности

С/ р частично-поискового, исследовательского характера;

Компетентностно-ориентированные задания

Цель:   организовать деятельность учащихся для   закрепления умений решать задачи и примеры, содействовать  формированию умения проверять, слушать, думать.

Результативность: формирование познавательной компетентности

Решение задач, примеров с комментированием, индивидуальная работа с самопроверкой, игровые формы

Цель: обеспечить развитие личной позиции учеников, опираясь на их знание темы.

Результативность: формирование интеллектуально– познавательной компетентности

Решение задач несколькими способами

Цель:    помочь детям при  работе с информацией; обеспечить закрепление  знание текста, понимание темы

Результативность: формирование коммуникативной и познавательной компетентностей

Работа с учебником

(учебная практическая работа)

Творческая работа

Цель: организовать деятельность учащихся по созданию проектов на основе изученного материала


Результативность: формирование исследовательской компетентности

Создание проектов

 

 

Контроль

Цель:  создать условия для  развития воображения и умения абстрагироваться

Результативность: формирование самообразовательной, исследовательской компетентности

   работа в группах со взаимной оценкой

Цель:    организовать  самостоятельную работу.

Результативность: формирование самообразовательной ,социальной компетентности

Разноуровневая с/р с (взаимопроверка, самопровекрка, контроль учителя);

Домашнее задание

Цель: обеспечить проверку усвоения материала урока, формирование умения подбирать примеры

Результативность: формирование самообразовательной компетентности

Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока

Цель:  развивать умение самоконтроля и взаимоконтроля

Результативность: формирование интеллектуально– познавательной компетентности

Разноуровневые задачи;

Задачи исследовательского характера

Творческие задания

     Использование компетентностного подхода  позволит   наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности;  научиться  ставить цели и планировать деятельность по их достижению; добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари)  , передавать ее; совершенствовать свои навыки работы в команде, научиться  высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение; вносить посильный вклад в достижение общего результата; приобретать  навыки самостоятельной творческой работы, самоконтроля и взаимоконтроля; учиться  грамотно использовать в речи математические термины; учиться  применять математические знания и умения в реальных ситуациях.

 Обучающимися достигаются следующие результаты:

•        Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности.

•        Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в   профильном классе.

•        Дети осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.

•        Учащиеся овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных, позволяющих продолжить обучение в математическом, физическом классах, а также в классах с углубленным изучением информатики.

•        У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.

•        Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты.

•        Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников (с помощью консультантов).

•        Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.

     Предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося. Формирование предметной компетенции только тогда является успешным, когда она постоянно реализуется в учебной и практической деятельности. Лишь в том случае компетенция учащихся достигает высокого уровня сформированности, когда педагог уделяет всем необходимым действиям   максимум внимания и сознания. Сам же процесс формирования предметной компетенции предполагает, что ребёнок  хочет и готов учиться, а   педагог знает, как ему в этом помочь, т.е. предполагается, что он сам владеет различными методиками, приемами и способами обучения. Ясно, что из простой суммы знаний и умений «сложить» компетентного ученика не удастся. Стать компетентным он может только сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наилучшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерство учителя по формированию предметных компетенций в начальной школе

Об организации исследовательской деятельности и подготовке младших школьников к научно-практической конференции...

Проектная деятельность как средсво формирования предметных компетенций

Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади" Дж. Герберт Проект - это метод обучения Проектирование - это содержание обучения Проект - это форма организации учебного процесса Проект - ...

Доклад на тему "Роль учителя в формировании здоровьесберегающей компетенции учащихся"

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и даёт прогноз на будущее. На первом заседании ...

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ...

Работа учителя по формированию предметных компетенций на уроках.

     В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельн...

Проектирование урока по формированию предметных компетенций у обучающихся с ОВЗ с задержкой психического развития

Неуспевающие в школе дети были всегда, есть сейчас и будут в обозримом будущем. Таких детей в школе называли ленивыми, тупыми, примитивными. Количество же неуспевающих школьников нарастает как цунами....

Проектирование урока по формированию предметных компетенций у обучающихся с ОВЗ с задержкой психического развития

Неуспевающие в школе дети были всегда, есть сейчас и будут в обозримом будущем. Таких детей в школе называли ленивыми, тупыми, примитивными. Количество же неуспевающих школьников нарастает как цунами....