Мастерство учителя по формированию предметных компетенций на уроках.
статья по теме
В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterstvo_uchitelya_po_formirovaniyu_predmetnyh_kompetenciy_na_urokah1111.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастерство учителя по формированию предметных компетенций на уроках.
В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько способствовать обеспечению его общекультурного, личностного и познавательного развития, создать условия для вооружения такого важного умения, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.
Один из предлагаемых путей решения данной проблемы - компетентностный подход. Компентностный подход в образовании сегодня - это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию.
Предметные компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.
В частности, на примере математики : математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
На уроках изучения нового материала с помощью компетентностно-ориентированной задачи можно создать условия для формирования понятий, вывода и усвоения формул. При планировании целей к урокам, например, математики необходимо учитывать:
1. Цели урока относительно учащихся (выражается в виде предполагаемой образовательной продукции, освоенных видов деятельности, полученных предметных умений и навыков): создать условия для получения математических знаний, умений и навыков; обеспечить развитие логического мышления и т.д.
2. Цели урока относительно педагога (выражаются виде предполагаемых для него результатов): содействовать вооружению учащихся математическими знаниями, умениями и навыками; направить процесс познания на осмысленное и творческое владение учебным материалом; создать условия для формирования умения активно добывать новые знания, опираясь на ранее приобретенные и т.д.
3. Совместные цели для педагога и учащихся: создать условия для укрепления взаимодействия между педагогом и учащимся с целью получения качественных математических знаний; создать возможность использовать приобретенные математические знания в практической деятельности; содействовать развитию логического мышления и творческих способностей и т.д.
Формировать компетентности учеников можно на разных этапах урока.
Этапы урока | Цель, результативность | Виды деятельности |
Проверка домашнего задания | Цель: помочь учащимся активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников Результативность: формирование познавательной компетентности | 1. Рецензирование ответов (домашнего задания) |
Цель: создать условия для развития самостоятельности мышления, для формирования гибкости и точности мысли, развития внимания и памяти Результативность: формирование самообразовательной компетентности | 2. Математический диктант, тест, с/р (по страницам домашнего задания с ограничением времени решения) | |
Изучение нового материала | Цель: содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент); Результативность: формирование исследовательской компетентности | Вывод формул, правил |
Цель: создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения Результативность: формирование информационной компетентности | Проблемная лекция с использованием приобретенной учениками информации | |
Цель: помочь детям научится применять знания, оперировать знаниями, содействовать развитию гибкости использования знаний Результативность: формирование исследовательской, самообразовательной, компетентностей | Экспериментальная работа Практическая работа | |
Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков | Цель: создать условия для изучения свойств, правил… Результативность: формирование познавательной компетентности | С/ р частично-поискового, исследовательского характера; Компетентностно-ориентированные задания |
Цель: организовать деятельность учащихся для закрепления умений решать задачи и примеры, содействовать формированию умения проверять, слушать, думать. Результативность: формирование познавательной компетентности | Решение задач, примеров с комментированием, индивидуальная работа с самопроверкой, игровые формы | |
Цель: обеспечить развитие личной позиции учеников, опираясь на их знание темы. Результативность: формирование интеллектуально– познавательной компетентности | Решение задач несколькими способами | |
Цель: помочь детям при работе с информацией; обеспечить закрепление знание текста, понимание темы Результативность: формирование коммуникативной и познавательной компетентностей | Работа с учебником (учебная практическая работа) | |
Творческая работа | Цель: организовать деятельность учащихся по созданию проектов на основе изученного материала Результативность: формирование исследовательской компетентности | Создание проектов |
|
| |
Контроль | Цель: создать условия для развития воображения и умения абстрагироваться Результативность: формирование самообразовательной, исследовательской компетентности | работа в группах со взаимной оценкой |
Цель: организовать самостоятельную работу. Результативность: формирование самообразовательной ,социальной компетентности | Разноуровневая с/р с (взаимопроверка, самопровекрка, контроль учителя); | |
Домашнее задание | Цель: обеспечить проверку усвоения материала урока, формирование умения подбирать примеры Результативность: формирование самообразовательной компетентности | Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока |
Цель: развивать умение самоконтроля и взаимоконтроля Результативность: формирование интеллектуально– познавательной компетентности | Разноуровневые задачи; Задачи исследовательского характера Творческие задания |
Использование компетентностного подхода позволит наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности; научиться ставить цели и планировать деятельность по их достижению; добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари) , передавать ее; совершенствовать свои навыки работы в команде, научиться высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение; вносить посильный вклад в достижение общего результата; приобретать навыки самостоятельной творческой работы, самоконтроля и взаимоконтроля; учиться грамотно использовать в речи математические термины; учиться применять математические знания и умения в реальных ситуациях.
Обучающимися достигаются следующие результаты:
• Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности.
• Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в профильном классе.
• Дети осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.
• Учащиеся овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных, позволяющих продолжить обучение в математическом, физическом классах, а также в классах с углубленным изучением информатики.
• У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.
• Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты.
• Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников (с помощью консультантов).
• Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.
Предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося. Формирование предметной компетенции только тогда является успешным, когда она постоянно реализуется в учебной и практической деятельности. Лишь в том случае компетенция учащихся достигает высокого уровня сформированности, когда педагог уделяет всем необходимым действиям максимум внимания и сознания. Сам же процесс формирования предметной компетенции предполагает, что ребёнок хочет и готов учиться, а педагог знает, как ему в этом помочь, т.е. предполагается, что он сам владеет различными методиками, приемами и способами обучения. Ясно, что из простой суммы знаний и умений «сложить» компетентного ученика не удастся. Стать компетентным он может только сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наилучшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерство учителя по формированию предметных компетенций в начальной школе
Об организации исследовательской деятельности и подготовке младших школьников к научно-практической конференции...
Проектная деятельность как средсво формирования предметных компетенций
Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади" Дж. Герберт Проект - это метод обучения Проектирование - это содержание обучения Проект - это форма организации учебного процесса Проект - ...
Доклад на тему "Роль учителя в формировании здоровьесберегающей компетенции учащихся"
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и даёт прогноз на будущее. На первом заседании ...
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ...
Работа учителя по формированию предметных компетенций на уроках.
В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельн...
Проектирование урока по формированию предметных компетенций у обучающихся с ОВЗ с задержкой психического развития
Неуспевающие в школе дети были всегда, есть сейчас и будут в обозримом будущем. Таких детей в школе называли ленивыми, тупыми, примитивными. Количество же неуспевающих школьников нарастает как цунами....
Проектирование урока по формированию предметных компетенций у обучающихся с ОВЗ с задержкой психического развития
Неуспевающие в школе дети были всегда, есть сейчас и будут в обозримом будущем. Таких детей в школе называли ленивыми, тупыми, примитивными. Количество же неуспевающих школьников нарастает как цунами....