Проектирование урока по формированию предметных компетенций у обучающихся с ОВЗ с задержкой психического развития
статья по математике (4 класс)
Неуспевающие в школе дети были всегда, есть сейчас и будут в обозримом будущем. Таких детей в школе называли ленивыми, тупыми, примитивными. Количество же неуспевающих школьников нарастает как цунами. Именно этим можно объяснить то, что ежегодно увеличивается число так называемых «классов коррекции» — классов выравнивания, компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения, которые создаются с целью оптимизации условий формирования учебных умений и навыков у «ленивых» школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt.docx | 36.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема работы:
«Проектирование урока по формированию предметных компетенций
у обучающихся с ОВЗ с задержкой психического развития».
Работу выполнила
учитель начальных классов
Муниципального автономного
общеобразовательного учреждения
средняя школа №2 г.Окуловка
Алексеева Ольга Ивановна
2022 год
Неуспевающие в школе дети были всегда, есть сейчас и будут в обозримом будущем. Таких детей в школе называли ленивыми, тупыми, примитивными. Количество же неуспевающих школьников нарастает как цунами. Именно этим можно объяснить то, что ежегодно увеличивается число так называемых «классов коррекции» — классов выравнивания, компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения, которые создаются с целью оптимизации условий формирования учебных умений и навыков у «ленивых» школьников.
Среди множества неблагоприятных факторов, являющихся причинами неуспеваемости школьника, важное место занимает утомляемость. Повышенная утомляемость и истощаемость у детей нередко выступают как основной признак астенических состояний.
В отечественной литературе распространены термины «задержка темпа психического развития», «задержка психического развития» (ЗПР), предложенные Г. Е. Сухаревой (1965, 1970). Состояния, относимые к ЗПР, являются составной частью более широкого понятия — «пограничная интеллектуальная недостаточность». Она характеризуются прежде всего замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, и имеют тенденцию к компенсации и обратному развитию.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) предполагает обучение детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) по двум вариантам адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП): вариант 7.1. и 7.2.
Выбор варианта АООП относится к компетенции психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК).
Рекомендация ПМПК на обучение по АООП НОО обучающихся с ЗПР:
-(вариант 7.1.) предполагает, что ребенок достиг к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого к возрастной норме и может получать образование, находясь в среде сверстников, не имеющих нарушений в развития в те же календарные сроки обучения (1-4 классы). В структуру АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1.) обязательно должна быть включена программа коррекционной работы.
- вариант 7.2. АООП НОО обучающихся с ЗПР рекомендован детям, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы. Их отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях. Структура АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) включает обязательный коррекционный курс, предполагающий оказание детям психолого-педагогической помощи посредством проведения коррекционно-развивающих занятий со специалистами психолого-педагогического профиля (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог). В случае обучения по варианту 7.2. возможно удлинение сроков обучения за счет введения первого дополнительного класса. Данные школьники с задержкой психического развития обучаются в общеобразовательном классе. В такой ситуации педагогу необходимо знать психолого-педагогические особенности детей данной категории, индивидуальные особенности ребенка (его сильные и слабые стороны), уметь осуществлять индивидуальный подход к обучению, контролю знаний, умений и навыков, создавать организационно-педагогические условия, удовлетворяющие особые образовательные потребности ребенка с ЗПР.
Дети с ЗПР – это дети с нарушением нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания познавательной и эмоционально-волевой сферы.
Для детей с ЗПР характерны:
1. недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений;
2. незрелость мышления, преобладание игровых интересов;
3. низкий уровень работоспособности, утомляемость при интеллектуальной нагрузке;
4. замедленная включаемость в работу;
5. неумение подчиняться правилам дисциплины;
6. замедленное развитие активных форм деятельности;
7. неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность;
8. недостаточная сформированность чувства долга и ответственности;
9. недостаточная способность к волевому усилию и труду;
10. несформированность навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Обучение младших школьников с ЗПР должно реализовывать следующие принципы: индивидуализация, коррекционная направленность и воспитывающий характер обучения. Несмотря на разнообразие детей, относящихся к данной категории, можно выделить их общие образовательные потребности: адаптация основной общеобразовательной программы с учётом необходимости коррекции психофизического развития;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учётом функционального состояния нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, понижении общего тонуса);
- организация процесса обучения с учётом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приёмов и средств, способствующих как общему развитию обучающего, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); -
-обеспечение индивидуального темпа обучения; -
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру через использование позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- развитие и отработка средств коммуникации, приёмов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формировании навыков социально одобряемого поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникших трудностей, формирование умения использовать помощь взрослого;
- взаимодействие семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
В системе работы педагогов с обучающимися, имеющими ЗПР, предусматриваются:
- создание щадящего режима интеллектуальных и физических нагрузок на ребенка, рациональное чередование труда и отдыха, различных видов деятельности, что оптимизирует умственную работоспособность школьников;
- формирование учебных интересов, положительного отношения к школе, исправление недостатков мышления, внимания, поведения, памяти, речи.
Соблюдение данных условий позволит предотвратить появление у обучающихся с ЗПР пробелов в знаниях, повысить успешность освоения ими общеобразовательной программы.
Я работаю в классе коррекции в общеобразовательной школе.
В моем классе 11 обучающихся, 9 из них обучаются по адаптированной общеобразовательной программе вариант 7.1., двое обучающихся – по адаптированной общеобразовательной программе вариант 7.2. работаю в этом классе третий год. На следующий учебный год мои ученики будут учиться в пятом классе. Разрабатывая адаптированную программу для каждого обучающегося, стараюсь как можно лучше учитывать индивидуальные способности каждого ребенка. Свою работу с детьми строю по принципу зоны ближайшего развития. Принимая этих детей во второй класс внимательно изучила, что дети умеют на данный момент и что необходимо отрабатывать в первую очередь. Много внимания приходилось уделять социальной адаптации детей, учить умению общаться со сверстниками, формировать положительное отношение к школе.
В своей работе использую:
-пропедевтику перед каждым разделом программы;
- повторение на каждом уроке (четко спланированное и логически обоснованное);
- медленный темп обучения;
- четкое деление на этапы, логическая связь этапов, детализация учебного материала;
-подача материала небольшими дозами с обязательным его постепенным усложнением, пошаговая тактика обучения по теме;
-изменение контрольно-измерительных материалов (увеличение шрифта, замена письменных заданий заданиями на печатной основе, тестовыми заданиями и др.);
- индивидуальный режим написания контрольных работ;
-увеличение времени на выполнение заданий или сокращение объема заданий, адаптация трудных заданий, их упрощение;
- снижение требований к аккуратности оформления письменных работ;
-использование разнообразных видов помощи (схемы, опоры, алгоритмы, планы и т.п.). Соблюдение данных условий позволит предотвратить появление у обучающихся с ЗПР пробелов в знаниях, повысить успешность освоения ими общеобразовательной программы.
Конспект урока математики в 4 классе для детей ЗПР в соответствии с требованиями ФГОС
Предмет: математика
Тема урока: Закрепление пройденного материала. Величины. 4 класс
Форма урока: урок-игра.
Тип урока: закрепление изученного материала
Цель урока: организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала; формирование активной личности;
воспитание самостоятельности;
развитие у учащихся интереса к предмету
Задачи урока:
1. Закрепить знания и умения детей работать с именованными числами, выполнять математические действия с многозначными числами, решать задачи.
2. Развивать личностные коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД. Планируемые результаты:
Предметные:
закрепление умений и навыков работать с величинами, выполнять действия с многозначными числами.
Метапредметные:
группы формируемых компетенций.
Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
контролировать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения;
формировать умения принимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.
Познавательные УУД: формирование умения анализировать, сравнивать, переработка полученной информации для формулировки выводов.
Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая (помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа учащихся).
Дидактические средства: компьютер, экран, презентация, таблицы единиц измерения, индивидуальные карточки, картинки для самооценки, учебник « Математика 4» , рабочая тетрадь .
Этапы деятельности на уроке в соответствии с ФГОС | Цель этапа | Деятельность учителя: содержание работы, приемы и способы реализации содержания, формы организации | Деятельность обучающихся: самостоятельная работа учащихся | УУД формируются на каждом этапе |
1.Организационный этап. Проверка готовности к уроку(визуальная). Эмоциональный настрой. Запись в тетрадях | Психологическая установка на урок | Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука - | Включаются в деловой ритм урока. | Личностные: самоопределяются, настраиваются на урок. |
2. Мотивация познавательной деятельности. | Самоопределение. Постановка целей и задач. Мотивация к учебной деятельности Включение учащихся в учебную деятельность | - У нас необычный урок и связан со сказкой, а какая это сказка вы уже догадались . -У вас на парте карточки, на которых записаны единицы измерения. Работаем в парах. Один ученик выполнят задание ,другой-проверяет. -Ваша задача расположить их в порядке возрастания. М ,ММ ,ДМ ,СМ ,КМ КГ ,Т ,Г ,Ц Ч ,С ,МИН В ходе проверки на доске появляются опоры : таблицы единиц измерения длины, массы ,времени. | Личностные: Формируемые способы деятельности: -проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности, развитие интереса к различным видам деятельности Коммуникативные: инициативное сотрудничество | |
2. Актуализация опорных знаний | Развитие навыков устного счета ;логического мышления Психологическая разгрузка .Двигательная активность. | Математический диктант. Выполните действия и запишите только ,остальные- в тетрадях Проверка. Учащиеся вычисляют устно ,аргументируют свой выбор. Используют сочетательное свойство (задача №1). Ученик работает индивидуально у доски. Проверка. Математический диктант. Слайд с примерами. Выполните действия и запишите только ,остальные- в тетрадях Проверка. Учащиеся вычисляют устно ,аргументируют свой выбор. Используют сочетательное свойство (задача №1). Ученик работает индивидуально у доски. Проверка. познавательной деятельности. ответы. 6х4 160:8 7х5 48:6 50х5 45:5 25х5 20:5 Задача на нахождение времени. Золушка трудилась с 6ч вечера и до 10 ч вечера .Сколько часов работала Золушка? -Как по-другому сказать 10 ч вечера? | Ученик работает индивидуально у доски. | Личностные: Формируемые способы деятельности: - проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности, развитие интереса к различным видам деятельности |
4.Рефлексия | Самооценка результатов своей деятельности. | Прием рефлексии эмоционального состояния и деятельности. | Учащиеся показывают картинку «солнце», если все удалось, «солнце с тучкой», если удалось | Коммуникативные: инициативное сотрудничество, принятие решения и его реализация Предметные : использование системы научных и теоретических |
5.Подведение итогов. |
Анализ результатов урока
Дети с задержкой психического развития - это дети с нарушением нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания познавательной и эмоционально-волевой сферы. Особенности этих детей необходимо использовать на уроке. Урок носить коррекционно-развивающий характер и строиться с учетом их особенностей детей. Учет зоны ближайшего развития степень сложности материал , не должен быть слишком легким и слишком сложным. Материал должен быть сложен в такой степени, чтобы учащийся мог бы справиться с ним при наличии усилий и некоторой помощи взрослого. Нужны четкие и ясные указания относительно последовательности выполнения действий: прочитать, ответить на вопросы, выполнить задания или упражнения, заполнить таблицу, рассмотреть иллюстрацию и пр. Так как объем памяти снижен, инструкция должна быть короткой. Возможно использование игровых приемов. Создание благоприятного психологического климата во время занятий. Актуализация мотива действия. Слабая способность к переключению и распределению внимания, недостаточный темп деятельности Рекомендуется более медленный темп обучения. Возможно уменьшение объема заданий. Истощаемость внимания, повышенная утомляемость. Необходима организация внимания учащихся. Важна смена видов деятельности, организация динамических пауз. Увлеченность и положительный настрой способствуют сохранению работоспособности, отодвигают утомление. Все эти моменты необходимы в уроке.
Список использованной литературы
1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
2.Приказ Министерства Образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598
3.Назарян Н.Г. «Идеи Л.С. Выготского в области педагогики и воспитания» ,2016 г
4.Труды К.С. Лебединской « Классификация детей с ЗПР»
5.Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/kip/2006/n4/Tsukerman_full.shtml
Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития - Культурно-историческая психология - 2006. Том. 2, № 4
https://dob.1sept.ru/article.php?ID=200600812
https://mel.fm/shkola/7891205-vygotsky_cult
https://pedsovet.su/publ/188-1-0-5564
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование фонематического слуха у детей с задержкой психического развития
Фонематический слух - это способность четко отличать одни звуки от других, благодаря чему понимаются и узнаются отдельные слова.В понятие фонематический слух входит:- умение различать твердые и мягкие...
Презентация «Формирование школьной мотивации младших школьников с задержкой психического развития»
В презентации представлен материал по теме «Формирование школьной мотивации младших школьников с задержкой психического развития»...
"Формирование учебной мотивации у детей с задержкой психического развития"
Данный материал предназначен для учителей с целью оказания помощи при формировании мотивации у детей с ОВЗ....
Методы и приемы формирования навыка чтения у детей с задержкой психического развития
В работе дана характеристика детей с ЗПР, описаны основные ошибки, которые дети допускают при чтении. Даны методы и приемы формирования навыка чтения....
Рабочая программа обучающегося с ОВЗ (задержкой психического развития) 3 класс УМК "Перспектива"
Адаптированная образовательная программа обучающегося с ОВЗ (задержкой психического развития) инклюзивно в 3 классе УМК "Перспектива"....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 7.1) по предмету «Музыка» для 1-4 классов
Программа составлена с учетом особенностей детей с ОВЗ....
Проектирование урока по формированию предметных компетенций у обучающихся с ОВЗ с задержкой психического развития
Неуспевающие в школе дети были всегда, есть сейчас и будут в обозримом будущем. Таких детей в школе называли ленивыми, тупыми, примитивными. Количество же неуспевающих школьников нарастает как цунами....