Особенности проведения различных видов проектов в школьном образовании.
методическая разработка по теме

Анчугова Наталья Владимировна

Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из этих технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса, является метод учебного проекта.  Для учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. Подбирая определенный тип проекта, учитель может управлять активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него таким образом необходимые предметные знания и умения, общеучебные умения и навыки, необходимые компетентности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Особенности проведения различных видов проектов в школьном образовании.

Выбор методов, средств, технологий обучения должен опираться на требования к качеству современного образования, определяющемуся образовательными достижениями учащихся, под которыми ученые и практики понимают:

  1. Освоение предметных знаний;
  2. Умение применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации);
  3. Овладение междисциплинарными знаниями;
  4. Коммуникативными умениями;
  5. Умение работать с информацией, представленной в различном виде;
  6. Овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач;
  7. Умение сотрудничать и работать в группах. Учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы и другие.

Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из этих технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса, является метод учебного проекта.

        Для учителя самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Учащиеся в большей степени заинтересованы в результате работы. Найти разумный баланс этих интересов позволяет правильно выбранный тип проекта. Подбирая определенный тип проекта, учитель может управлять активностью учащегося на протяжении всего периода работы над проектом, формируя у него таким образом необходимые предметные знания и умения, общеучебные умения и навыки, необходимые компетентности.

       Например, если учитель хочет развить у ребенка навыки работы с информацией, умение анализировать тексты, ранжировать и проверять сведения из различных источников, то для этого лучше всего подойдет информационный проект – его цель сбор, оформление и представление информации. Конечно в проекте любого типа есть этап сбора информации, но там это только средство работы, а в информационном проекте это – цель. Здесь, для ученика доминирующей стороной деятельности будет именно работа с информацией и, соответственно, развиваться и совершенствоваться у него будет в основном именно информационная компетентность.

       Для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации в большей степени подходят исследовательские проекты. Целью учащегося в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для этого ему потребуется проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения. Таким образом, основной упор будет сделан на мыслительную компетентность. 

       Часто возникает необходимость совершенствовать практические предметные умения и навыки учащихся. Скажем, умение строить графики функций, уместно использовать различные речевые обороты, понимать исторические закономерности и т.д. В этих случаях применяется практико-ориентированный проект. Учитель может заказать своим ученикам разработку раздаточного материала по своему предмету или, например, сценария математической игры, словаря фразеологизмов, исторического атласа и т.п.
       В ходе работы над созданием такого проектного продукта учащиеся освоят необходимые им предметные знания, умения и навыки, разовьют у себя деятельностную компетентность.
      Самый большой простор предоставляет проектная деятельность для развития творческих способностей.
Творческий проект позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра. Такие проекты способны кардинальным образом изменить представление окружающих об авторе проекта, поднять его статус в классе, снизить тревожность, повысить самооценку, не говоря уже о непосредственном развитии творческих способностей ребенка. Как известно, любое творческое произведение нуждается в презентации и обратной связи с аудиторией (зрителями, слушателями, читателями), поэтому основное развивающее воздействие будет оказано на коммуникативную компетентность.
      Развитие коммуникативных навыков также осуществляется в ходе
игровых или ролевых проектов. Целью автора такого проекта является вовлечение публики (детей и взрослых) в решение проблемы проекта. Чтобы добиться этого, придется не просто искать информацию или создавать произведение искусства, нужно будет организовать деятельность других людей, вовлечь их в работу, сделать ее интересной для всех. Надо ли говорить, как важно для замкнутых, застенчивых подростков освоить эти умения, приобрести или усовершенствовать свою коммуникативную компетентность.
      Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.
       Итак, тип проекта зависит от ведущей деятельности учащегося и, в свою очередь, во многом определяет вид проектного продукта. Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных жанров или проведением творческих мероприятий.
       Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях и т.п.
       В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад.
       Конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть опубликованы на бумажных носителях или размещены в Интернете.
       Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта (например, игра-дебаты «Атомная энергетика: за и против»).
       Каким бы ни был проектный продукт по своему виду и жанру, он должен полностью соответствовать требованиям качества, то есть быть эстетичным, удобным в использовании, соответствовать целям проекта (напомню, что проектный продукт – это воплощение найденного автором оптимального способа решения проблемы проекта). При работе над проектным продуктом автор должен все время помнить, что он создает этот продукт не только для себя, но и для любого другого человека, которому доведется столкнуться с проблемой, решению которой посвящен данный проект. Например, продуктом проекта, посвященного проблеме взаимоотношения между подростками и их родителями, стала инструкция «Давайте жить дружно: как решать конфликты с родителями»

Обобщить все вышеизложенное можно в виде таблицы. 

Тип
проекта  

  Цель проекта  

Проектный
продукт

  Тип деятельности учащегося  

  Формируемая
компетентность
 

Практико-
ориентированный

    Решение
практических задач заказчика
проекта

Учебные посо-
бия, макеты и
модели, инструк-
ции, памятки,
рекомендации

  Практическая деятельность
в определенной учебно-предметной области  

Деятельностная

Исследовательский
проект

Доказательство
или опровержение
какой-либо гипотезы


Результат исследования,
оформленный
установленным
способом

Деятельность, связанная с экспериментированием,
логическими мыслительными
операциями

Мыслительная

Информационный проект

Сбор информации о каком-либо
объекте или явлении


Статистические
данные, резуль-
таты опросов
общественного
мнения, обобще-
ние высказыва-
ний различных
авторов по
какому-либо во-
просу

Деятельность,
связанная со
сбором, про-
веркой, ран-
жированием
информации из
различных ис-
точников; обще-
ние с людьми,
как источника-
ми информации

Информационная

Творческий проект

Привлечение интереса публики
к проблеме проекта

Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы

  Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики

Коммуникативная

Игровой или роле-
вой проект


Предоставление
публике опыта
участия  в решении проблемы проекта  


Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому
подобное)

Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

Коммуникативная

Степень самостоятельности учащихся в работе над проектом зависит не от их возраста, а от сформированности умений проектной деятельности. Роль преподавателя велика на первом и последнем этапах. На последнем этапе роль учителя велика потому, что учащиеся не способны сделать обобщение всей работы над проектом, прийти к неожиданным умозаключениям и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности проведения некоторых видов грамматического разбора в начальной школе"

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Особенности развития различных видов мышления младших школьников

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА к аттестации учителя на категорию.Целью исследования: определить эффективность заданий, решение которых направлено на многообразное соотношение наглядно-действенного, наглядно...

Особенности семейного проектирования в начальной школе: распределение различных видов деятельности между детьми и взрослыми в работе над проектами.

Наша встреча с моим новым классом началась с банального родительского собрания. Хочется отметить, что я, придя в школу, приняла ребят уже состоявшимися коллективом, мне достался 2 класс. Волею судеб т...

Этапы становления метода проектов в школьном образовании в России и за рубежом

Этапы становления метода проектов в школьном образовании                   в России и за рубежом...

Памятки по русскому языку для проведения различных видов разборов (для учащихся и родителей) при выполнении домашнего задания

Данные памятки помогут ученикам и родителям при выполнении различных разборов слов и предложений по русскому языку....

Выбор упражнений для проведения различных видов анализа художественного произведения

Практическая работаТема: «Выбор упражнений для проведения различных видов анализа художественного произведения»...

Выбор упражнений для проведения различных видов анализа художественного произведения

Практическая работаТема: «Выбор упражнений для проведения различных видов анализа художественного произведения»...