Организация проектно-исследовательской работы в начальной школе
статья по теме
В данной статье описаны необходимые условия для организации исследовательской работы с учащимися начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
popova_n.n.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Попова Нина Николаевна, заместитель директора по УВР
Главной задачей образования сегодня является формирование компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях и чья основная компетенция, заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни. Для её решения необходимо создавать такие условия, при которых личность ребёнка становится не на словах, а на деле полноправным субъектом образовательного процесса.
Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Для меня, а также для многих учителей нашей школы, на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся.
Не столь новой, но востребованной в обучении является проектно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению знаний. Проектной деятельностью могут заниматься дети даже самого младшего школьного возраста. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Познавательная активность детей младшего школьного возраста очень высока: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Дети младшего школьного возраста еще не могут найти самостоятельно ответы на все интересующие их вопросы – им помогает учитель.
Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность. Учащиеся начальных классов активно участвуют в проектно-исследовательской деятельности, разрабатывая коллективные и индивидуальные проекты. Практическая реализация проектно-исследовательской деятельности основана на следующих аспектах.
Во-первых, правильный выбор темы проекта – это начало успеха. Тема проекта должна не только соответствовать возрасту, интересам и возможностям учеников, но и вводить их в мир культуры, духовных ценностей. Наибольший интерес вызвали темы: «Тема малой родины в произведениях В. Дворака» (индивидуальная исследовательская работа ученицы 3 класса Клюевой Е. Лауреат НПК «Шаг в будущее. Юниор», руководитель Попова Н.Н.), «Остановись, мгновенье, - ты прекрасно!» (индивидуальная исследовательская работа ученика 2 класса Бадырева К., руководитель Зайцева С.И.), «Я садовником родился» (коллективная работа учащихся 4-Г класса, руководитель Зыбанова Т.П.), «Как сохранить доброту и милосердие в людях» (коллективный творческий проект 4-В класса, руководитель Попова Н.Н.), «Здравствуй, милая картошка!» (коллективный творческий проект 3-Г класса, руководитель Роговец Л.И.)
Во-вторых, нами осуществляется стимулирование положительной мотивации. Началом деятельности учеников является интерес. «Мыльные пузыри» (индивидуальная исследовательская работа ученика 4 класса Петровского А., 3 место на НПК «Шаг в будущее», руководитель Пак Р.А.), «Древний Египет» ( индивидуальная работа ученицы 4 класса, руководитель Пак Р.А.), «Самолёты строим сами» (исследовательская работа ученика 2 класса Зубцова Андрея, Диплом III степени на VI Региональной НПК «Шаг в будущее. Юниор», руководитель Зубцова Т.Н. Вызвать интерес сложно, но возможно. Когда учитель формирует проблемные ситуации или вопросы, тогда у школьника возникает состояние поисковой активности.
В-третьих, ученик должен владеть средствами познавательной, исследовательской деятельности. С этой целью организуется совместная деятельность под руководством учителя. Школьники составляют план проекта, где определяется цель, задачи, выдвигается гипотеза. Намечается план действий, способы проверки гипотезы. Школьники учатся работать с различными информационными источниками, отбирать нужный материал, проводят наблюдения, беседуют с различными людьми. Следует отметить, что ученики выполняют намеченную программу без принуждения, свободно, обращаясь за помощью к тому, кто, по их мнению, является наиболее компетентным в данном вопросе.
В-четвёртых, проектно - исследовательская работа включает умение описывать факты, найденный материал, а затем публично представить его. В нашей школе были представлены результаты проектов в виде книжек-раскладушек, компьютерных презентаций, сборника весёлых задач, стенгазеты, праздника.
Введение проектно-исследовательской работы в начальных классах важно и необходимо, так как, участвуя в такой работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, развивают творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет им успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности ...
Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» на тему: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»
Для учащихся начальных классов заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью самое время, хотя у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Младшие школьники - это будущие исслед...
Мастер-класс по теме: "Проектно-исследовательская деятельность с учащимися начальной школы на уроках и во внеурочное время"
Обмен опытом работы по данной теме. Участники мастер-класса получат знания об организация исследовательской работы в учебном процессе, смогут использовать приобретённые знания и приёмы в своей р...
Организация групповых форм работы в начальной школе
При формировании коммуникативных УУД младших школьников целесообразно использовать групповые формы работы. Именно в группе дети учаться общаться, правильно задавать вопросы....
Проектно-исследовательский метод работы в начальных классах
Всякий урок должен быть ответом,Который тем легче усвоится учеником,Чем самостоятельнее он формулировалВопросы, вызвавшие этот ответ.Э.КлапаредНа данный момент важно научить учащихся разрешать проблем...
Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"
Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"...
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматривается важность использования проектно - исследовательской деятельности в начальной школе. Раскрываются особенности её организации на примере предмета &l...