Организация групповых форм работы в начальной школе
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
При формировании коммуникативных УУД младших школьников целесообразно использовать групповые формы работы. Именно в группе дети учаться общаться, правильно задавать вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalaeva_statya_nov.docx | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация групповых форм работы в начальной школе
Калаева Елена Николаевна
учитель I квалификационной категории
МОАУСОШ №4 г.Новокубанска
Мы рождены, чтобы жить совместно; наше общество – свод из камней,
который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого.
(Сенека)
В. Сухомлинский писал, что каждый ребенок идет в школу с огоньком в душе, а задача педагога этот огонек поддержать, что бы он не погас.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению и деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Анализ литературных источников позволяет выделить преимущества групповой работы:
- грамотно организованная работа в группе работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;
- формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
- в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;
- учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
- у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею;
- для решения большинства задач необходима работа всей группы;
- какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;
- улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
- не дает возможности спрятаться, задействованы все;
- вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;
- совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.
На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие занятия, интерес к сверстнику становится очень высоким. Вокруг учебной деятельности нередко возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д. Приобретение навыков социального взаимодействия является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе.
У детей необходимо формировать навыки организаторской и коммуникативной деятельности. Учить детей ориентироваться в ситуациях, находить общий язык в коллективе. Дети должны принимать самостоятельные решения, строить совместные действия, отстаивать свое мнение.
Групповая форма работы предполагает организацию и развитие диалогового обучения, в ходе которого ученики учатся самостоятельно, критически мыслить, решать сложные задачи, планировать условия совместных действий, принимать решения, общаться. Эта форма работы способствует воспитанию у школьников чувства взаимной требовательности и ответственности за свою учебу.
В групповой деятельности обучающиеся приобретают опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание, планирование).
Ещё хочется отметить то, что работа в группе позволяет повысить мотивацию, вовлечь в содержание обучения как можно больше обучающихся класса.
На первых порах овладения приемами групповой работы обучающиеся не очень внимательны к тому, что и как отвечают их соученики. После того как они действительно поймут, что оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности и что любой ученик может быть вызван к доске для ответа, они начинают вслушиваться в ответы товарищей, контролировать их, а там, где это необходимо, тактично оказывать помощь.
Групповая работа младших школьников предполагает свои правила:
- нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа);
- совместная работа не должна превышать 10-15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием;
- требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми.
Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.
Уже начиная с первого класса, я приучаю детей работать парами, затем постепенно переходим к работе в группе (очень удобно работать, когда группа состоит из 4-х человек: две парты друг за другом). Работая в группах или парах, дети все время говорят - в классе стоит рабочий шум. Учитель при этом должен руководить процессом в целом, корректировать работу отдельных детей, слушать и слышать сразу нескольких человек. И детям надо научиться работать в шуме, регулировать громкость своего голоса и слышать товарища. Поэтому совместно с ребятами разработались правила взаимодействия в группах. Цель введения общих правил - наличие образца поведения в процессе групповой работы в форме различных алгоритмов и правил.
Правила работы в группе:
1. Говори вполголоса;
2. Один говорит - другие слушают;
3. Не перебивай выступающего;
4. С уважением относись друг к другу;
5. Разговор должен идти только о предмете задания.
Все эти моменты обсуждаются и опробуются на каждом уроке. Без проработки всех этих «ритуалов» взаимодействия до автоматизма невозможно организовать более сложные формы совместной работы учащихся.
На уроках я использую различные способы объединения детей в группы: по желанию, случайным образом, по определенному признаку, по выбору «лидера», по выбору педагога.
В каждом виде работы существуют свои положительные и отрицательные стороны.
Положительные: - повышается учебная и познавательная мотивация; снижается уровень тревожности учащихся; в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний; улучшается психологический климат в классе.
Отрицательные: - групповой работе надо сначала научить; организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий; некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников; для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный.
Одним из немаловажным этапом в формировании коммуникативных УУД является этап оценивания работы группы.
Обязательно после групповой деятельности нужна оценка работы группы. Оценивать нужно не только результат, но и то, какими путями к нему пришли, как был организован процесс взаимодействия. Полезно проанализировать ошибки в работе и их причины. Если не пожалеть на это времени в начале организации групповой деятельности, то позже она становится необходимой и приятной для всех участников. Оценивая не только содержание выполненного задания, но и вклад каждого участника в его решение, учащиеся более осознанно начинают относиться к работе в группе, становятся субъектами формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
При подведении итога урока учитель должен оценить работу каждой группы. Это можно сделать разными способами.
- Суммирование оценок работы каждого. После работы в группах все ученики получают новое знание или умение. Проводится самостоятельная работа. Лучшей группой будет та, в которой суммарная оценка работы всех членов группы выше.
- Учитель может спросить произвольно любого члена группы и по его ответу оценивать работу всей группы.
Также в своей педагогической практике на этапе оценивания использую метод самооценивания «Пирог». В этом случае детям предлагается оценить работу в группе всех его членов и себя лично, разделив окружность на определенные доли, опираясь на поставленные вопросы. (Как мы работали в группе? Представь, что это пирог и подели окружность на всех, в зависимости от того, кто как работал. Свое мнение аргументируй.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповые формы работы в начальной школе
В данном документе раскрыты методы групповой работы....
Групповые формы работы в начальной школе
Здесь отражены формы групповой работы...
Презентация "Групповые формы работы в начальной школе".
Презентация и доклад к педагогическому совету на тему "Групповые формы работы с младшими школьниками"....
Групповые формы работы в начальной школе.
Выступление на ШМО....
выступление Групповые формы работы в начальной школе
Обучение работе в парах в начальной школе. Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих метод...
Групповые формы работы в начальной школе
Презентация на тему "Групповые формы работы в начальной школе"...
Групповые формы работы в начальной школе.
Выступление об опыте работы в группах....