ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по окружающему миру

В статье рассматривается  важность использования проектно - исследовательской деятельности в начальной школе. Рас­крываются   особенности  её организации на примере предмета «Окружающий мир». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Автор: Купцова Ольга Владимировна, учитель начальных классов,

МОУ «СОШ п. Возрождение» Хвалынского района

Сегодня никого не приходится убеждать в важности использования проектно - исследовательской деятельности.  Она стала неотъемлемой  частью  процесса обучения.

Несомненно и то, что знакомить и вовлекать в нее  нужно  уже с младшего школьного возраста. Ведь начальная школа – это  важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, становления личности и формирования ее культуры.  Именно в ней закладываются ценностные жизненные установки.

Результат этой работы можно увидеть только в практической деятельности.  Именно с  этой целью  применяются  проекты. Они  являются методом практического действия,  в ходе которого  у детей формируется опыт взаимодействия с окружающим миром.

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников имеет свои особенности.  Приобщение учащихся к ней  должно быть направлено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать, вовлечь в атмосферу деятельности.

Учитывая психологические и возрастные особенности детей начальной школы, нельзя «ставить перед ними слишком отдаленные  задачи, предлагать дальние перспективы, требовать охватить несколько направлений деятельности» [1].  Проект должен быть маленьким и конкретным. Его задача – помочь малышам взаимодействовать с природой и окружающей средой. Это могут быть  такие проекты как «Моя малая Родина»,  «Кошка в нашем доме», «Мое любимое дерево» и т.д.

Немаловажно и то, что в проектно-исследовательской деятельности  могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие, уровень   исследования их работ будет различным.  

Еще одной «особенностью проектной деятельности в начальной  школе является то, что тему проекта, как правило, предлагает педагог. Учителю необходимо заинтересовать детей какой – либо проблемой, показать ребятам, что они способны ее сами решить, получив дополнительную информацию из различных источников» [2,  с.61].

Чаще всего для реализации проектной деятельности  я использую уроки окружающего мира, технологии, изобразительного искусства. Применяю ее во внеурочной деятельности.  На остальных предметах реже.

«Одним из самых сложных этапов учебно-исследовательской работы с детьми в методическом отношении является момент первичного включения учащихся в собственно  исследовательскую деятельность. Первый шаг в этом деле, как и во многих других,  часто представляется самым трудным» (цит. по:  Макарова О.В. Организация проектной деятельности детей во внеурочное и урочное время.  2010 [2, с.62]).

Действительно, дети младшего школьного возраста не имеют достаточного учебного опыта, поэтому их приходится учить всему: как выявлять проблемы, ставить гипотезы, искать информацию, наблюдать и т.д.

В этом помогают различные упражнения,  направленные на активизацию познавательной деятельности учеников и развитие определенных умений для  выполнения проекта. Приведу примеры заданий по  предмету «Окружающий мир»:

  1. Упражнения для развития умения отвечать и задавать вопросы.

Минутка «Почемучки». 

В 1-2 классах инициатива идет от учителя. Он дает образец, а затем дети задают свои вопросы.  Например: «Где живут слоны?», «Почему трава зеленая?» и т.д.

«Кто больше?». 

Детям показывается картинка, к которой они  должны придумать как можно больше вопросов. Например, дается рисунок льва. Дети могут спросить: «Где живет? Чем питается? Как выглядит? Умеет ли он плавать? И т.д.»  

Это задание можно предложить и как домашнее: подберите рисунок какого-либо предмета или животного и составьте к нему как можно больше разных вопросов.  Дети с удовольствием соревнуются между собой!

  1. Упражнения для развития умения видеть проблему.

«Рассказ от имени другого персонажа». 

Представьте, что Вы стали …(деревом, животным, птицей, камнем). Опишите один день своей жизни.

«Признаки».

 Называется любой предмет. Дети должны вспомнить и назвать как можно больше его признаков.  

  1. Упражнения для развития умения выдвигать гипотезы.

«Проблемные вопросы» 

Например,  «Какой объект живой природы  может стать для природы лучшим другом или врагом?».

«Рассуждения»

Давайте вместе подумаем «Почему тигр полосатый?», «Почему дует ветер?» и т.д.

«Если бы..»

 Детям дается ситуация. Например: «Если бы всегда была ночь».  Далее дети предполагают, что произошло бы в этой ситуации.

  1. Упражнения, направленные на развитие умения делать выводы.

«Скажи, на что похожи…»

 Детям предлагается рассказать, на что похожи, например, деревья за окном или узоры на стекле и т.д.

  1. Игры – путешествия (по экологической тропе, в космос, по страницам истории).
  2. Ролевые игры.  

 При изучении сезонных изменений осенью  можно использовать игру «Лесное собрание»: ««Представьте себе, что все мы лесные жители, кто насекомые, кто – звери, кто – птицы…  Наступила осень. Заволновались в лесу звери и птицы, насекомые и пресмыкающиеся - скоро наступят холода. Решили собрать лесное собрание и узнать, кто как готовится к зиме…». Дети распределяют роли: медведь – председатель собрания, дятел – секретарь. На собрание пришли еж, заяц,  лиса, прилетели бабочки и птицы, приползли муравьи, жуки и ящерицы.   Конечно, учитель не пускает на самотек процесс развертывания игры и ненавязчиво помогает детям» [3, с. 93].

  1. Отгадывание загадок, шарад, ребусов, логических заданий.

 Большой интерес у учеников вызывают различные творческие работы. Чаще всего их я использую во внеурочной деятельности или в качестве домашнего задания. Это может быть - творческое рассказывание, сочинение загадок, написание рассказов и сказок.  Творческие задания  часто скрывают «проблему». Они учат детей размышлять, высказывать предположения и выражать свое мнение,  применять знания, приобретенные самостоятельно, делать выводы. Эти умения очень важны в проектно - исследовательской деятельности.

К  подготовке и выполнению конкретных дел часто привлекаются родители учеников. С ними  необходимо проводить  индивидуальные консультации, давать практические советы, как оказывать помощь ребенку при подготовке проекта.

Для чего же нужна вся эта работа над проектами? Что она дает ученикам?

Во - первых, дети общаются  с родителями, беседуют со знакомыми, учителями.

Во-вторых, они учатся работать с информацией. Читают и анализируют познавательную литературу,  ищут информацию в сети Интернет, сотрудничают с библиотекой.

В – третьих, выполняют практические дела. Это условие, по моему мнению, самое главное.

По  результатам  проделанной работы и полученной информации мои ученики:

  • выступают с сообщениями перед учениками своего класса и школы.
  • Пишут рефераты, исследовательские работы, сочиняют стихи, сказки  и

рассказы.

  • Рисуют, фотографируют, делают поделки.
  • Участвуют в экологических и творческих конкурсах, викторинах, олимпиадах, сетевых проектах, акциях.

Проектно - исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности учеников и дать им возможность применить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат.

Выполнение проекта учит их  творчеству, воспитывает самостоятельную личность.

И пусть они не сделают новых открытий, но они повторят  путь ученого от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения, почувствуют уверенность в своих силах и способностях!  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Пучкова А.Н. Обобщение опыта по теме «Воспитание экологической культуры младших школьников через организацию внеурочной деятельности» URL: https://urok.1sept.ru/articles/524725 (дата обращения:  28.11.2020).
  2. Макарова О.В. Организация проектной деятельности детей во внеурочное и урочное время //Современный урок: начальная школа. Москва: Центр «Педагогический поиск»,  2010.  №5.   61-62 с.
  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. Москва: Вентана – Граф, 2007.  49-101 с.
  4. Ляхова Л.В. Организация  научно – исследовательской деятельности  учащихся //Начальная школа. Москва, 2009.  № 7. 68 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация научно-исследовательской деятельности в начальной школе

Статья направлена на аспекты основных вопросов, как лучше построить научно-исследовательскую деятельность с учащимися младших классов. Создана в виде презентации....

Опыт работы. Проект :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения»

Материал рассматривается как разработка проекта :«Портфолио, как средство в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколе...

Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы.

Данный материал раскрывает особенности организации контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы. Показывает возможности использования самооценки детей для преодоления трудностей в о...

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Основная задача современной школы – вовлечение учащихся в активный процесс познания мира, себя и себя в мире. Именно самостоятельность и активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности ...

Конференция на тему: «Проблема организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе».

Конференция на тему: «Проблема организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе». Выступление на тему: «Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальн...

Организация контрольно-оценочной деятельности в начальной школе

С введением стандартов второго поколения в начальное общее образование меняется подход к анализу и оценке результативности образовательного процесса. Ориентиром для начальной школы в стандартах второг...

Организация контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС НОО

Данная презентация подробно раскрывает опыт работы по организации контрольно -оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС НОО....