ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. Организация внеурочной деятельности . Программа для учащихся 1-4 классов «С чего начинается Родина?»
методическая разработка по теме
/*-->*/ /*-->*/
Одним из главных вопросов на сегодняшний день является переход образовательных учреждений на федеральные государственные стандарты (ФГОС).
Одним из приоритетных направлений Стандарта – духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гумманизировать воспитательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 24.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
Без памяти – нет истории.
Без истории – нет культуры.
Без культуры – нет духовности.
Без духовности нет воспитания.
Без воспитания – нет Человека.
Без Человека нет – Народа!
(В. Караковский ).
Одним из главных вопросов на сегодняшний день является переход образовательных учреждений на федеральные государственные стандарты (ФГОС).
Одним из приоритетных направлений Стандарта – духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей гимназии. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
I. Актуальность программы.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гумманизировать воспитательный процесс.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае. Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
Нормативно-правовое обеспечение программы
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
- Документы ФГОС нового поколения.
- Постановление 05.10.2010 №795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 20011-2015 годы»»
- Приложение к постановлению Правительства РФ от 05.10.2010 №795 «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы».
II. Пояснительная записка
Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального возрождения. Формирование в молодежи таких качеств, как гражданственность, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, семье, является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленных в Законе “Об образовании” Российской Федерации. Необходимо использовать все возможные средства для воспитания у учащихся общей культуры, верности духовным традициям России.
Патриотическое воспитание школьников начинается с изучения истории своей малой Родины. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его людях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям своего народа. Только став патриотом своей малой Родины, своего края, можно стать гражданином России, освоить её огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации. В качестве конкретизации такого подхода к изучению края в начальной школе предлагается программа «С чего начинается Родина?». В рамках программы мы рассматриваем понятие патриот как человек, преданный своей семье, классу, школе, городу, краю и любящий их. Программа «С чего начинается Родина?» долгосрочная – с 1-го по 4-й класс. Главное в программе – системный подход к формированию патриотической позиции школьников. Программа включает 4 блока
( «Начало начал. Моя семья-моя малая родина», «Школа – мой второй дом», «Ульяновск – город мой родной», «Родной свой край люби и знай»), связанных между собой логикой формирования патриота Родины.
- Цель работы по патриотическому воспитанию:
. создание условий для формирования позитивного отношения школьника к родному Отечеству, к родному краю, природе, истории и культуре родного края, труду, людям, живущим в родном регионе, а также для формирования самостоятельной ценностно-ориентированной социальной личности через систему интеграции основного и дополнительного образования;
. сохранение истории нашего края для будущих поколений;
- воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье.
Для достижения цели должны решаться следующие задачи:
2. Задачи работы по патриотическому воспитанию:
- сформировать у учащихся начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Ульяновской области.
- сохранять и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
- воспитать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа.
- организовать экскурсии по историческим местам Ульяновска и Ульяновской области.
- сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании.
- вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;
3. Исполнители программы:
- учащиеся
- классные руководители
- учителя-предметники
- психолог
- родители
- сотрудники музея.
4. Основные формы работы:
беседы | практические и учебные игры |
5. Направления работы:
Информационно-просветительская работа – пропаганда патриотического воспитания, наглядная агитация.
Научно-методическая работа – разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их внедрение в учебный процесс.
Профилактическая работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в поведении обучающихся.
Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание уровня воспитанности обучающихся.
6. Принципы, положенные в основу программы.
При организации работы по патриотическому воспитанию обучающихся руководствоваться в своей деятельности следующими принципами:
- последовательности
- гуманизации
- интеграции
- системности
- культуросообразности.
7. Сотрудничество школы с другими учреждениями
Учреждение | Формы взаимодействия |
Совет ветеранов города | Встречи, беседы, праздники, акции |
Объединения дополнительного образования Центр Детского творчества «Радуга» | Экскурсии |
Предприятия города Ульяновска | Экскурсии на предприятия города, беседы |
Областной Краеведческий музей | Экскурсия |
Экскурсии, лекции, беседы, | |
Школьный музей «Боевой Славы»,палеонтологический музей. | Экскурсия, лекции, беседы |
8. Сроки реализации программы.
Срок реализации программы – 4 года. Каждое мероприятие рассчитано на 40 минут и проводится 1 раз в неделю.
В содержание данной программы включены мероприятия, охватывающие все направления воспитательной деятельности.
III. Содержание программы.
Программа «С чего начинается Родина?» включает в себя четыре блока:
- Начало начал. Моя семья- моя малая родина.
- Школа – мой второй дом.
- Ульяновск – город мой родной.
- Родной свой край люби и знай.
1 блок. «Начало начал. Моя семья- моя малая родина.»
Задачи:
- воспитывать в детях уважение и любовь к семье;
- формировать чувства ответственности перед будущей семьей.
Предполагаемый результат деятельности: формирование у учащихся семейных ценностей, воспитание семьянина; приобщение семьи к процессу воспитания детей; укрепление связи школы и семьи в интересах развития ребенка.
2 блок. «Школа – мой второй дом».
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений “ученик – учитель”, “ученик-ученик”, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
3 блок. «Ульяновск – город мой родной»
Задачи:
- формировать представления о специфике города, об истории города;
- приобщать детей к насущным заботам жителей города, к участию в различных общественных инициативах;
- воспитывать гордость званием ульяновца, любовь к своему городу, уважение к его истории и жителям.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному городу, осознание своей причастности к его истории через судьбы собственной семьи, личного отношения к прошлому и настоящему Чистополя.
4 блок. «Родной свой край люби и знай»
Задачи:
- формировать представления об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Ульяновской области.
- воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей народа Ульяновской области.
Предполагаемый результат деятельности: воспитание любви к родному краю, осознание того, что настоящий патриот любит свою Родину и гордится ею, изучает её историю, культурное, духовное наследие, готов к защите Отечества.
Программа состоит из четырех ступеней:
1 ступень – 1 класс (33 часа);2 ступень – 2 класс (34 часа);3 ступень – 3 класс (34 часа);
4 ступень – 4 класс (34 часа).
Учебно- тематичеческий план спецкурса
«С чего начинается Родина?»
№ | Название темы | Форма проведения |
| 1 класс | |
|
Моя семья-моя малая родина. | |
1 | Вводное занятие: «С чего начинается Родина?» Семейные ценности. | фотовернисаж |
2 | «Дом, в котором я живу» | поисковое задание |
3 | Поздравление мам с Днем Матери | концерт |
4 | Мое имя и фамилия | в летописи семьи |
5 | Ты – родитель. Мои родители. | игра |
6 | Игры бабушек, дедушек. | практикум |
7 | Мои обязанности в семье. | беседа |
8 | Поздравление пап с Днем защитника Отечества | праздник |
9 | Поздравление мам и бабушек с Женским праздником 8 Марта | открытка |
| II. Школа – мой второй дом | |
1 | Здравствуй, школа! | праздник |
2 | Школьные кабинеты | экскурсия |
3 | Адрес школы. Дорога в школу | составление маршрута |
4 | Мой сосед по парте | игра |
5 | Посвящение в первоклассники | праздник |
6 | Традиции школы | беседа, собрание для родителей |
7 | Школьная библиотека. Посвящение в читатели | экскурсия, конкурсы |
8 | Наши обязанности | игра |
9 | До свидания, первый класс! | праздник |
| III. Ульяновск – город мой родной. | |
1 | Мой двор. | рисунки |
2 | Симбирск-Ульяновск,удивительное имя нашего города | легенды |
3 | Герб города. | беседа |
4 | Прогулка-экскурсия по городу. | экскурсия на автобусе |
5 | Удивительный наряд города.Виды города. | видео экскурсия( Город в 3D.ru.). |
6 | Характер города. Город владеет культурными богатствами. | беседа |
7 | Характер города. Город владеет духовными богатствами. | фотовернисаж |
8 | Посещение Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова. | экскурсия |
9 | Занятия жителей города | беседа |
| IV. Родной свой край люби и знай. | |
1 | Ульяновская область на карте моей Родины. Географическое положение. | беседа |
2 | Ульяновск – часть земли Симбирской. | видео экскурсия |
3 | Из бабушкиного сундука. | фольклорные посиделки, игра |
4 | Кто нас окружает. Растительный и животный мир Ульяновской области. | беседа |
5 | Красота родной природы. | видео экскурсия |
6 | Дружба народов Поволжья. | беседа, игры |
| 2 класс | |
| I. Начало начал. Моя семья-моя малая родина. | |
1 | Мой дом – моя крепость. | игра |
2 | Досуг в моей семье. | беседа, рисунки |
3 | Профессия моего отца. | фотовернисаж |
4 | Профессия моей мамы. | фотовернисаж |
5 | Распределение обязанностей в семье. | практикум |
6 | Песни родителей, бабушек. | прослушивание |
7 | Фамилия, имена, отчества членов семьи. | поисковое задание |
8 | Папа, мама, я – читающая семья | соревнования, праздник |
| II. Школа – мой второй дом. | |
1 | Правила поведения учащихся на уроках и переменах. | беседа |
2 | Распределение обязанностей в классном коллективе. | беседа |
3 | Мои любимые книги. | выставка книг |
4 | Береги учебник. | акция |
5 | Бережное отношение к школьному имуществу. | беседа |
6 | Если был бы я директором… | устное сочинение |
7 | Школа будущего. | конкурс рисунков |
8 | Дом, в котором мы живем. | практическая деятельность по созданию презентаций о школе |
| III. Ульяновск – город мой родной. | |
1, 2 | Память о прошлом. | беседа |
3 | О чём говорят названия улицпоисковое задание | поисковое задание |
4 | Посещение кинотеатра, театра | культпоход |
5 | Альбом «Знай и люби свой город» | рисунки,сочинения мини-доклады |
6 | Встреча с ветераном Великой Отечественной войны | встреча ,беседы |
7 | Аллея героев | экскурсия |
8 | Основные достопримечательности города: памятники, музеи, старинные дома. | экскурсия |
9,1 | Транспорт города. Профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте | беседа, прогулки по отдельным местам города |
IV. Родной свой край люби и знай. | ||
1 | Флаг Ульяновской области | беседа |
2 | Герб Ульяновской области | беседа,рисунки |
3 | Гимн Ульяновской области | прослушивание |
4,5 | Национальные кухни народов Поволжья | конкурс блюд и рецептов |
6 | Национальные костюмы народов Поволжья | конкурс рисунков |
7 | Игры народов Поволжья | праздник |
8 | Заповедные места Ульяновской области. | поездка |
| ||
3 класс | ||
I. Начало начал. Моя семья-моя малая родина. | ||
1 | Моя семья. | сочинение |
2 | У моих родителей(бабушек,дедушек)золотые руки | выставка |
3 | Герб моей семьи. | конкурс рисунков |
4 | Моя родословная. | составление родословной |
5 | У семейного очага | семейная игра |
6 | Великая Отечественная война в истории моей семьи. | поисковое задание |
7 | Подвижные семейные игры. | практикум |
8 | Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека | открытки, праздник |
| II. Школа – мой второй дом | |
1 | Моя школа – мой дом. | беседа |
2 | Я работаю в библиотеке. | ролевая игра |
3 | Поздравление учителей с Днем учителя. | открытка |
4 | Что растет на территории школы. | тесты |
5 | Все о школе. | викторина |
6 | Школьный музей «Боевой славы». | экскурсия |
7 | Акция «Хорошее время читать»» | читательский дневник |
8 | Трудовой десант | посадка многолетних растений на клумбах школьного участка |
| II.Ульяновск – город мой родной | |
1 | Исторические места города. | экскурсия |
2 | Моему городу 364 года. | выставка фотографий |
3 | Промышленные предприятия города. | экскурсия |
4 | Великая Отечественная война в истории моего города. | проект |
5 | Посещение Историко-мемориального заповедника «Родина В.И. Ленина». | экскурсия в музей |
6 | Встреча с известными земляками. | встреча |
7 | История города в лицах. | проект |
8 | Знай, люби и гордись своим городом | практикум |
| IV. Родной свой край люби и знай | |
1 | Ульяновск в далеком прошлом. | беседа |
2 | Гражданская война на территории Ульяновской области. | беседа |
3 | Подвиги ульяновцев в годы Великой Отечественной войны. | беседа |
4 | Символика Ульяновской области. | беседа |
5 | Кто в государстве(области) самый главный? | ролевая игра |
6 | Я – гражданин. | рисунки |
7 | Многонациональная Ульяновская область. | беседа |
8, 9 | Фольклор,традиции и праздники народов Поволжья. | праздник |
10 | Берег левый-берег правый. Мосты Ульяновска. | экскурсия |
| 4 класс | |
| Начало начал. Моя семья-моя малая родина. | |
1 | История одной фотографии. | сочинение |
2 | Семейные реликвии. | выставка |
3 | Моя семья. Семейные традиции. | практическая деятельность по созданию презентаций о семье, творческий отчет |
4 | Вклад моей семьи в историю страны. | поисковое задание |
5 | Семейный бюджет. | практикум |
6 | Права и обязанности родителей и детей. | круглый стол |
7 | Папа, мама, я – дружная семья. | спортивный праздник |
8 | Поздравление с Днем Семьи. | поздравительная открытка |
| II. Школа – мой второй дом | |
1 | Моя школа получила миллион. | видеофильм |
2 | Медалисты нашей школы. | поисковое задание |
3 | Бюджет школы. | практикум |
4 | Школьный палеонтологический музей. | экскурсия в школьный музей |
5 | Традиции школы .Законы и заповеди. | устный журнал |
6 | История школы в лицах. | создание альбома |
7 | Защита проектов «История школы в лицах» | проект |
8 | Прощание с начальной школой. | праздник |
| III. Ульяновск – город мой родной. | |
1 | О, Волга - колыбель моя! | конкурс рисунков |
2 | По музеям и выставочным залам. Музей-усадьба городского быта «Симбирск конца XIX - начала ХХ вв.» | экскурсия |
3 | Знакомство с духовной жизнью города | экскурсии по храмам, соборам, мечетям |
4 | Герои – земляки Великой Отечественной войны. | поисковое задание |
5 | Музей Гражданской Авиации. | экскурсия |
6 | Наш «Авиастар» | встреча |
7 | Что мы покажем гостям в Ульяновске? | оформление уголка |
8 | Мой город в будущем | защита проекта |
| IV. Родной свой край люби и знай | |
1 | Первобытный мир – начало истории человечества | беседа |
2 | Ундоры- родина динозавров. | экскурсия |
3 | Минеральный источник Ульяновской области. | беседа |
4 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | поисковое задание |
5 | На пути духовного возрождения. Христианство и Мусульманство. | экскурсия в храм, мечеть |
6, 7 | Знакомство с произведениями литературы и искусства знаменитостей нашей республики | чтение произведений, театрал. представления |
8 | Жизнь замечательных людей Ульяновской области. | поисковое задание |
9 | Моя малая родина. | викторина |
10 | Защита проектов «С чего начинается Родина?» | проект |
Список использованной литературы:
1.Давлетшина А.А.Воспитание чувства патриотизма у младших школьников.
УИПК ПРО Ульяновск, 2009г
2.Давлетшина А.А.,Давлетшин Д.М.Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников.УИПК ПРО Ульяновск,2012г.
Аржанцев Б.В. От Нищего до Воеводы или Кто есть Кто в Синбирске второй половины XVII века. - Ульяновск, 2002 г. - 224с.
3. Герои - ульяновцы в боях за Родину: краткий биографический словарь.-«Ульяновский Дом печати», 2000. - 120 с.
4. Глушко Е.А., Медведев Ю.Е. Энциклопедия русских фамилий - М.: Издательство ЭЛСМО-Пресс, 2000. - 592 с.
5. Древняя мордва, или Что нашли археологи: рассказы о древней мордве для маленьких читателей/ Виктор Вихляев. - Саранск: Издательский центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарева, 2007. - 49 с.
6. Земскова И.В., Полбин И.С. «Замечательные люди родного края». -Ульяновск, издательство «Корпорация технологий продвижения», 2005.-48с.
8. Краеведческие записки. Выпуск 10. Сборник научных трудов областной научной конференции «История и современность Симбирско -Ульяновского края. Ульяновск - 2004» - Ульяновск, издательство «Корпорация технологий продвижения», 2005. - 240 с.
9. Медведев Ю.М. 10 00 русских имен и фамилий. Энциклопедический словарь, Изд. Группа АСТ - 2009.- 461 с.
12. Народный женский костюм Симбирской губернии. Автор - составитель В.И.Лосева - Ульяновск, изд. «Корпорация технологий продвижения», 2003.-12 с.
13.Природа Симбирского Поволжья. Сборник научных трудов 10 региональной научно - практической конференции «Естественные исследования в Симбирско- Ульяновском крае».-Ульяновск, издательство «Корпорация технологий продвижения», 2009 г.
14. Родное слово (фольклор, язык, литература) под общ. ред. В.Н. Янушевского, - Ульяновск, издательство «Корпорация технологий продвижения», 2001 г.
15.Симбирск и его прошлое - Хрестоматия краеведческих текстов -Ульяновск: «Лаборатория культурологи». - 1993.-120 с. ,
16. Ульяновцы - Великой Победе. Краеведческие записки. Выпуск 11 -Ульяновск, издательство «Корпорация технологий продвижения», 2005.-96 с.
17. Чуваши Симбирского Поволжья. - Ульяновск: Симбирская книга, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Организация дифференцированного подхода на уроках окружающего мира в начальных классах"
Педагогический проект по организации дифференцированного подхода к обучающимся начальных классов на уроках окружающего мира....
Педагогический проект "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"
Итоги первого конкурса исследований младших школьников "Мой проект"...
Педагогического проекта:«Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной школе»
Знание существует для того, чтобы его распространять. Эмерсон У ТЕМА педагогического проекта: «Организация исследовательской проектной деятельности учащихся в начальной ...
Программа курса внеурочной деятельности «Читоград» для учащихся 1-4 классов
Час чтения, как внеурочная деятельность, имеет в своём расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современно...
Технологическая карта по курсу внеурочной деятельности «Информатика» для учащихся 1-а класса Тема "Камни"
В этом году внеурочная деятельность преподавалась мною по комплексной программе "Мир моих интересов". Очень хорошее методическое сопровождение, есть презентации к каждому уроку. Для самост...
Рабочая программа для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала»
Целью рабочей программы для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала» явилось формирование ответственного отношения ...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММА КУРСА «Функциональная грамотность» 4 класс
Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...