Серия конспектов уроков
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока-сочинения в 3 классе
Цели: развивать речь детей; учиться составлять рассказ и записывать его; прививать чувство коллективизма; развивать чувство прекрасно
Оборудование: альбомы «Времена года» с собранным материалом; комплект таблиц «Отбор словаря» ( слова даны с выделенными орфограммами); таблица с указанием о построении текста; учебник по чтению; памятки для проверки сочинения.
Ход урока:
- Сообщение темы и целей урока.
- Вступительная беседа. Учитель читает стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою зимою…»
- О чём говорится в стихотворении?
- В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкою, а мороз- всемогущим воеводой. Послушайте стихи А.С. Пушкина и скажите, какие поэтические картины возникли в вашем воображении? ( Стихи читают подготовленные ученики)
- Какова природа зимой? Почему так светло и празднично кругом? В чём красота зимнего наряда? Как падает снег? Что показалось вам особенно красивым в снегопаде?
3. Составление плана предстоящего сочинения:
- Из каких частей должно состоять сочинение? (1. Вступление. 2. Основная часть. 3. Заключение).
- Каждый видит зиму по- своему. Поэтому ваши сочинения будут разными, каждый будет писать то, что ему самому нравится в зимних пейзажах.
План:
- Наступила зима.
- Зимняя фантазия:
- ковёр зимы;
- деревья зимой;
- узоры на стёклах;
- сияние снежинок в ясную погоду;
- метель, пурга.
3. Настроение, вызванное красотой зимы ( или за что я люблю зиму?)
4. Устный рассказ сочинения.
5. Запись сочинения учащимися.
6. Самопроверка по памяткам 1,2.
Памятка № 1
- Соответствует ли содержание текста теме?
- Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?
- Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?
- Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?
- Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?
- Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построены предложения?
- Интересно и понятно ли всё в сочинении слушателю?
Памятка № 2
- Проверь, не пропустил ли ты буквы?
- Правильно ли написал безударные гласные?
- Проверь слова со звонкими и глухими согласными.
Конспект урока – изложения в 3-м классе
Для письменного изложения даётся текст:
Для чего руки нужны?
Петя с дедушкой были большими друзьями. Они любили задавать друг другу разные вопросы.
Спросил как-то дедушка внука, для чего руки нужны? Весь вечер отвечал Петя. Руки нужны, чтобы в мячик играть, ложку держать, кошку гладить.
Правильно отвечал. Только мальчик был маленький. Обо всех людях по своим рукам судил.
Композиция рассказа такова, что она как бы вызывает учащихся на раздумье и на творческое дополнение рассказа: руки нужны не только для этого, но и для многого другого.
Изложение подобных рассказов ценно в воспитательном отношении. Язык рассказа прост, непонятных слов дети не встретят.
Проанализировав текст, учитель начинает работу с учащимися:
- Сообщение цели. Перед учащимися ставится задача передать рассказ близко к тексту образца.
- Чтение. После прочтения каждого абзаца делается небольшая пауза.
- Беседа.
- Какие отношения были между дедушкой и Петей? Какой вопрос задал однажды дедушка? Как на него отвечал Петя? Правильно ли он отвечал, согласны ли вы с ним? Какого самого главного ответа не нашёл Петя? Почему он не смог найти его7 Каким суждением вы закончите рассказ? ( А руки нужны для работы)
4. Коллективное составление плана. План может иметь два варианта:
1 вариант – цитаты, повествовательные предложения:
- Петя с дедушкой были большие друзья.
- Они любили задавать друг другу любые вопросы.
- Спросил как-то дедушка внука, для чего руки нужны.
- Руки нужны, чтобы в мячик играть, ложку держать, кошку гладить.
2 вариант – назывные предложения.
- Большие друзья.
- Разные вопросы
- Для чего руки нужны.
- Правильный ответ.
5. Самостоятельное составление фрагментов текста по пунктам плана (составление предложений, выбор слов, замена слов и словосочетаний, связывание между собой).
6. Орфографическая работа над словарём: б.льшими, спр.сил, отв.чал, д.ржа
Конспект урока русского языка
Тема: Сочинение-описание по личным наблюдениям «Весна идёт, весне дорогу!»
Цель: формировать умение строить речь в определённой композиционной форме, систематизировать собранный к высказываниям материал; продолжать формировать навыки самоконтроля, орфографической зоркости, устойчивого внимания; воспитывать самостоятельность, активность, увлечённость, творческую активность, люлюбовь к природе.
Оборудование:
- Альбомы «Времена года» с собранным материалом
- Комплект таблиц «Отбор словаря». Слова даны выделенными орфограммами
- Памятка «Как писать сочинение»
- Грамзапись Чайковского «Времена года»
- Магнитофонная запись- звуки весны ( капель, журчание ручейка, пение птиц)
- Видеозапись «Весна в нашем городе»
План:
- Наступление весны
- Весенняя фантазия
- солнце, небо
- капель, ручьи
- деревья
- Настроение, вызванное красотой природы
- Запись сочинения учащимися
- Чтение готовых сочинении
- Итог урока
Ход урока
- Пятиминутка чтения (Рассказ Аксакова «Весна»)
- Сообщение темы и целей урока.
Вступительное слово.
- Весна воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, весенние пейзажи. Весне посвящается много стихотворений (ученик читает стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенние воды»)
- Какая главная примета весны в этом стихотворении? (ручьи)
- И какое у них настроение? (радостное)
- Тютчев наделил свои ручьи человеческой речью. А на самом деле говорят ручьи? (они журчат, звенят, как будто говорят)
- Тютчев послушал звук весенних ручьёв, и они у него заговорили. Надо уметь всматриваться в природу, вслушиваться.
- Те приметы весны, которые вы назвали, мы только видим?
( Ещё и слышим: птицы поют, капель звенит, ручьи журчат)
Магнитофонная запись- капель, журчание ручья, пение птиц.
- И весной всё звучит по-особенному. Вот птицы поют. Но разве летом птицы не поют, ручьи не журчат? ( Поют, журчат)
- Так почему же мы связываем эти звуки именно с приходом весны? ( -Потому что их не было всю зиму. Природа спала, а теперь проснулась. Они стали заметнее после перерыва. Эти особые звуки напоминают о том, что длинная зима вновь сменяется весной. Что скоро будет зелено и тепло, эти звуки порождают особое настроение) .
3. Подготовка к предстоящему сочинению
а) Обсуждение плана предстоящего сочинения
- Перед нами стоит задача описать красоту весны. (далее видеофильм «Весна в родном городе»)
б) Рассуждения детей о том, как лучше передать приметы весны, пробуждение природы, какие образные выражения можно употребить в сочинении (Ласково греет, звенящая капель, хрустальная сосулька, яркое солнце, золотые ручьи солнца, говорливые ручьи, бурлящие ручьи, пахучие почки, первые стрелочки травки, нежная зелень, пушистая верба, всё в природе дышит, вступила в свои права, радостное время года, яркие краски весенней земли)
- Что вам нравится в весне?
в) Учитель предлагает словосочетание о весне ( Дети отвечают, что это: слова или словосочетания и что они означают)
г) Упражнения в распространении текста:
Пришла весна. Светит солнце. Тает снег. Бегут ручьи. Набухли почки. Весна- радостное время года!
- Удачен ли этот рассказ? Почему нет? ( не хватает в нём красоты и яркости красок)
Распространяем каждое предложение ( Пришла ранняя весна. С голубого неба светит яркое солнышко. Тает снег. По мокрым улицам города журчат торопливые ручьи. Набухли на деревьях пахучие почки. Всё в природе дышит, начинает расти. Весна- радостное время года!)
д) Заключительная беседа.
- Значит, для того, чтобы составить полное предложение, надо уточнить, где происходит действие, в какое время, каким образом.
- В сочинении постарайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, не спешите писать первое попавшее. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим необходимо добиваться связности в изложении своих мыслей, красочности языка, правильного построения предложения, грамотного написания.
4. Составление плана предстоящего сочинения:
- Из каких частей должно состоять сочинение? (Вступление. Основная часть. Заключение.)
- Мы должны сначала представить себе весну так, как мы её видим, чувствуем, понимаем. Передать, как меняется природа весной.
- Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши. Как вы его закончите? Как весна влияет на настроение?
- Итак, мы пришли к выводу, что каждый по-своему видит весну. Поэтому ваши сочинения будут разные. Каждый будет писать то, что ему самому нравиться в весенних пейзажах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению (презентация) 3 класс "Иван-Царевич и Серый волк"
На данном уроке учащиеся закрепляют умение характеризовать литературные сказки, высказывать своё мнение о героях и их поступках. Красочная презентация поможет обобщить знания детей о сказках....
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Тема: Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"
Этот урок является итоговым по теме: "Д.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка". Урок проводился в 3 классе по программе Л.В.Занкова....
Конспект урока во 2 классе. Тема: Работа над деформированным текстом-повествованием по серии сюжетных картинок. Виды заголовков.
В основу планирования урока положена структура учебной деятельности:Формирование потребности изучения учебного материала;мотивация деятельности.Цель и задачи:Поиск способов решения поставленной цели и...
Конспект урока русского языка в 3 классе по серии картинок «Друзья птиц».
Виды сочиненийДетское сочинение – это творческая работа. В сочинении ученик выражает свои индивидуальные склонности, интересы, вкусы, даёт выход своему воображению. Но нельзя забывать, что сочин...
конспект урока-чтения по сказке "серая шейка", автор Мамин-Сибиряк.
конспект урока чтение в специальном 9 классе...
Конспект урока по литературному чтению "Серая Звёздочка" Б.Заходёр
На уроке учащиеся ознакомятся с приёмом разных точек зрения в литературном произведении для выражения авторского замысла на примере сказки Бориса Заходера «Серая Звёздочка»; выявят реальные основ...
Серия конспектов уроков по русскому языку. (3 класс) "Твёрдые и мягкие согласные"
Тема "Твёрдае и мягкие согласные". Конспекты разработаны с учётом психофизических особенностей детей с нарушением интеллекта....