Серия конспектов уроков
план-конспект урока на тему

Конспекты уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seriya_konspektov_urokov.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Конспект урока-сочинения в 3 классе

   Цели: развивать речь детей; учиться составлять рассказ и записывать его; прививать чувство коллективизма; развивать чувство прекрасно

   Оборудование: альбомы «Времена года» с собранным материалом; комплект таблиц «Отбор словаря» ( слова даны с выделенными орфограммами); таблица с указанием о построении текста; учебник по чтению; памятки для проверки сочинения.

                                                         Ход урока:

  1. Сообщение темы и целей урока.
  2. Вступительная беседа.  Учитель читает стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою зимою…»

- О чём говорится в стихотворении?

- В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкою, а мороз- всемогущим воеводой. Послушайте стихи А.С. Пушкина и скажите, какие поэтические картины возникли в вашем воображении? ( Стихи читают подготовленные ученики)

- Какова природа зимой? Почему так светло и празднично кругом? В чём красота зимнего наряда? Как падает снег? Что показалось вам особенно красивым в снегопаде?

3. Составление плана предстоящего сочинения:

- Из каких частей должно состоять сочинение? (1. Вступление. 2. Основная часть. 3. Заключение).

- Каждый видит зиму по- своему. Поэтому ваши сочинения будут разными, каждый будет писать то, что ему самому нравится в зимних пейзажах.

                                                          План:

  1. Наступила зима.
  2. Зимняя фантазия:

- ковёр зимы;

- деревья зимой;

- узоры на стёклах;

- сияние снежинок в ясную погоду;

- метель, пурга.

3. Настроение, вызванное красотой зимы ( или за что я люблю зиму?)

4. Устный рассказ сочинения.

5. Запись сочинения учащимися.

6. Самопроверка по памяткам 1,2.

                                               

                                                  Памятка № 1

  1. Соответствует ли содержание текста теме?
  2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?
  3. Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?
  4. Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?
  5. Хорошо ли связаны между собой части текста и соседние предложения? Выделены ли части текста красной строкой?
  6. Те ли слова отобраны для раскрытия темы? Хорошо ли построены предложения?
  7. Интересно и понятно ли всё в сочинении слушателю?

                                                       Памятка № 2

  1. Проверь, не пропустил ли ты буквы?
  2. Правильно ли написал безударные гласные?
  3. Проверь слова со звонкими и глухими согласными.

                                       

                                 Конспект урока – изложения в 3-м классе

 Для письменного изложения даётся текст:

                                                Для чего руки нужны?

           Петя с дедушкой были большими друзьями. Они любили задавать друг другу разные вопросы.

          Спросил как-то дедушка внука, для чего руки нужны? Весь вечер отвечал Петя. Руки нужны, чтобы в мячик играть, ложку держать, кошку гладить.

         Правильно отвечал. Только мальчик был маленький. Обо всех людях по своим рукам судил.

        Композиция рассказа такова, что она как бы вызывает учащихся на раздумье и на творческое дополнение рассказа: руки нужны не только для этого, но и для многого другого.

        Изложение подобных рассказов ценно в воспитательном отношении. Язык рассказа прост, непонятных слов дети не встретят.

         Проанализировав текст, учитель начинает работу с учащимися:

  1. Сообщение цели.  Перед учащимися ставится задача передать рассказ близко к тексту образца.
  2. Чтение. После прочтения каждого абзаца делается небольшая пауза.
  3. Беседа.

      - Какие отношения были между дедушкой и Петей? Какой вопрос задал однажды дедушка? Как на него отвечал Петя? Правильно ли он отвечал, согласны ли вы с ним? Какого самого главного ответа не нашёл Петя? Почему он не смог найти его7 Каким суждением вы закончите рассказ? ( А руки нужны для работы)

4.  Коллективное составление плана. План может иметь два варианта:

1 вариант – цитаты, повествовательные предложения:

  1. Петя с дедушкой были большие друзья.
  2. Они любили задавать друг другу любые вопросы.
  3. Спросил как-то дедушка внука, для чего руки нужны.
  4. Руки нужны, чтобы в мячик играть, ложку держать, кошку гладить.

2 вариант – назывные предложения.

  1. Большие друзья.
  2. Разные вопросы
  3. Для чего руки нужны.
  4. Правильный ответ.

5. Самостоятельное составление фрагментов текста по пунктам плана (составление предложений, выбор слов, замена слов и словосочетаний, связывание между собой).

6. Орфографическая работа над словарём: б.льшими, спр.сил, отв.чал, д.ржа

                                 

                                          Конспект урока русского языка

Тема: Сочинение-описание по личным наблюдениям «Весна идёт, весне дорогу!»

Цель: формировать умение строить речь в определённой композиционной форме, систематизировать собранный к высказываниям материал; продолжать формировать навыки самоконтроля, орфографической зоркости, устойчивого внимания; воспитывать самостоятельность, активность, увлечённость, творческую активность, люлюбовь к природе.

Оборудование:

  1. Альбомы «Времена года» с собранным материалом
  2. Комплект таблиц «Отбор словаря». Слова даны  выделенными орфограммами
  3. Памятка «Как писать сочинение»
  4. Грамзапись Чайковского «Времена года»
  5. Магнитофонная запись- звуки весны ( капель, журчание ручейка, пение птиц)
  6. Видеозапись «Весна в нашем городе»

 

                                                         План:

  1. Наступление весны
  2. Весенняя фантазия
  1. солнце, небо
  2. капель, ручьи
  3. деревья
  1. Настроение, вызванное красотой природы
  2. Запись сочинения учащимися
  3. Чтение готовых сочинении
  4. Итог урока

                                                     Ход урока

  1. Пятиминутка чтения (Рассказ Аксакова «Весна»)
  2. Сообщение темы и целей урока.

Вступительное слово.

- Весна воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, весенние пейзажи. Весне посвящается много стихотворений (ученик читает стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенние воды»)

- Какая главная примета весны в этом стихотворении? (ручьи)

- И какое у них настроение? (радостное)

- Тютчев наделил свои ручьи человеческой речью. А на самом деле говорят ручьи? (они журчат, звенят, как будто говорят)

- Тютчев послушал звук весенних ручьёв, и они у него заговорили. Надо уметь всматриваться в природу, вслушиваться.

- Те приметы весны, которые вы назвали, мы только видим?

( Ещё и слышим: птицы поют, капель звенит, ручьи журчат)

Магнитофонная запись- капель, журчание ручья, пение птиц.

- И весной всё звучит по-особенному. Вот птицы поют. Но разве летом птицы не поют, ручьи не журчат? ( Поют, журчат)

    - Так почему же мы связываем эти звуки именно с приходом весны? ( -Потому что их не было всю зиму. Природа спала, а теперь проснулась. Они стали заметнее после перерыва. Эти особые звуки напоминают о том, что длинная зима вновь сменяется весной. Что скоро будет зелено и тепло, эти звуки порождают особое настроение) .

3. Подготовка к предстоящему сочинению

а) Обсуждение плана предстоящего сочинения

- Перед нами стоит задача описать красоту весны. (далее видеофильм «Весна в родном городе»)

б) Рассуждения детей о том, как лучше передать приметы весны, пробуждение природы, какие образные выражения можно употребить в сочинении (Ласково греет, звенящая капель, хрустальная сосулька, яркое солнце, золотые ручьи солнца, говорливые ручьи, бурлящие ручьи, пахучие почки, первые стрелочки травки, нежная зелень, пушистая верба, всё в природе дышит, вступила в свои права, радостное время года, яркие краски весенней земли)

- Что вам нравится в весне?

в) Учитель предлагает словосочетание о весне ( Дети отвечают, что это: слова или словосочетания и что они означают)

г) Упражнения в распространении текста:

    Пришла весна. Светит солнце. Тает снег. Бегут ручьи. Набухли почки. Весна- радостное время года!

- Удачен ли этот рассказ? Почему нет? ( не хватает в нём красоты и яркости красок)

 Распространяем каждое предложение  ( Пришла ранняя весна. С голубого неба светит яркое солнышко. Тает снег. По мокрым улицам города журчат торопливые ручьи. Набухли на деревьях пахучие почки. Всё в природе дышит, начинает расти. Весна- радостное время года!)

д) Заключительная беседа.

- Значит, для того, чтобы составить полное предложение, надо уточнить, где происходит действие, в какое время, каким образом.

- В сочинении постарайтесь не повторять одни и те же слова. Выбирайте самое подходящее слово, не спешите писать первое попавшее. Помните: чтобы сочинение получилось хорошим необходимо добиваться связности в изложении своих мыслей, красочности языка, правильного построения предложения, грамотного написания.

4. Составление плана предстоящего сочинения:

- Из каких частей должно состоять сочинение? (Вступление. Основная часть. Заключение.)

-  Мы должны сначала представить себе весну так, как мы её видим, чувствуем, понимаем. Передать, как меняется природа весной.

-  Сочинение нельзя оборвать на полуслове, как дом нельзя оставить без крыши. Как вы его закончите? Как весна влияет на настроение?

- Итак, мы пришли к выводу, что каждый по-своему видит весну. Поэтому ваши сочинения будут разные. Каждый будет писать то, что ему самому нравиться в весенних пейзажах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению (презентация) 3 класс "Иван-Царевич и Серый волк"

На данном уроке учащиеся закрепляют умение характеризовать литературные сказки, высказывать своё мнение о героях и их поступках. Красочная презентация поможет обобщить знания детей о сказках....

Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Тема: Д. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка"

Этот урок является итоговым по теме:  "Д.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка". Урок проводился в 3 классе по программе Л.В.Занкова....

Конспект урока во 2 классе. Тема: Работа над деформированным текстом-повествованием по серии сюжетных картинок. Виды заголовков.

В основу планирования урока положена структура учебной деятельности:Формирование потребности изучения учебного материала;мотивация деятельности.Цель и задачи:Поиск способов решения поставленной цели и...

Конспект урока русского языка в 3 классе по серии картинок «Друзья птиц».

Виды сочиненийДетское сочинение – это творческая работа. В сочинении ученик выражает свои индивидуальные склонности, интересы, вкусы, даёт выход своему воображению. Но нельзя забывать, что сочин...

конспект урока-чтения по сказке "серая шейка", автор Мамин-Сибиряк.

конспект урока чтение в специальном 9 классе...

Конспект урока по литературному чтению "Серая Звёздочка" Б.Заходёр

На уроке учащиеся ознакомятся с приёмом разных точек зрения в литературном произведении для выражения авторского замысла на примере сказки Бориса Заходера «Серая Звёздочка»; выявят реальные основ...

Серия конспектов уроков по русскому языку. (3 класс) "Твёрдые и мягкие согласные"

Тема "Твёрдае и мягкие согласные". Конспекты разработаны с учётом психофизических особенностей детей с нарушением интеллекта....