«Методы ,способы и приемы достижений личностных результатов в процессе освоения модуля светской этики»
методическая разработка (4 класс) по теме
«Методы ,способы и приемы достижений личностных результатов в процессе освоения модуля светской этики»
Cтарых Ольга Викторовна
МОУ СОШ №2 г.Талдом ,Московская обл.
Методы и способы преподавания основ светской этики в начальной школе
Преподавание основ светской этики может строиться с учетом таких подходов, как:
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.
Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.
Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody.docx | 33.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Методы ,способы и приемы достижений личностных результатов в процессе освоения модуля светской этики»
Cтарых Ольга Викторовна
МОУ СОШ №2 г.Талдом ,Московская обл.
Москва 2012
Методы и способы преподавания основ светской этики в начальной школе
Преподавание основ светской этики может строиться с учетом таких подходов, как:
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.
Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.
Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе учителю предлагается электронное сопровождение курса, имеющее в своем составе графики, таблицы, фотографии, картины, аудио- и видеоматериалы, оригинальные документы, произведения художественной литературы и т.п.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
В начальной школе (4 класс) наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.
В 5-м классе к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.
Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников 4-5 классов, а именно:
эвристические беседы;
различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.);
учебные и социальные проекты;
уроки-экскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события;
творческие мастерские.
Кроме того, особых методических решений требует внеурочная деятельность, связанная со знакомством школьников с основами светской этики. Методическое обеспечение курса позволяет педагогу использовать различные формы работы: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную.
К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др. В них, как правило, принимают участие целые классы (параллели классов).
Групповые формы внеурочной деятельности, характеризующиеся стабильностью и регулярностью занятий (клубы, устные журналы, факультативы, экскурсии, экспедиции, походы, тематические викторины, деловые и ролевые игры, диспуты, подготовка проектов), охватывают группу от трех до 30-35 обучающихся. Для этой формы работы характерна активная деятельность каждого участника.
В рамках индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект. Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер.
Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
− формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
− формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
− развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
− развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
− воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
− развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
− наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Личностные результаты
• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
• формирование семейных ценностей;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Личностные результаты
Требования | Достижение результатов |
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций | Ученик осознаёт свою принадлежность к своей стране - России, к своему народу. Отвечает на вопросы: Что связывает тебя с родными, друзьями; с родной природой, с Родиной? Какой язык и какие традиции являются для тебя родными и почему? Что обозначает для тебя любить и беречь родную землю, родной язык? Знает и с уважением относится к Государственным символам России. Сопереживает радостям и бедам своего народа и проявляет эти чувства в добрых поступках. |
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов | Ученик воспринимает планету Земля как общий дом для многих народов, принимает как данность и с уважением относится к разнообразию народных традиций, культур, религий. Выстраивает отношения, общение со сверстниками, несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов, уважать иное мнение историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания. |
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | Ученик умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, в коллективах групп продлённого дня, дополнительного образования, во временных творческих группах… |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | Ученик воспринимает важность (ценность) учёбы как интеллектуального труда и познания нового. Ответы на вопрос: для чего он учится, отражают учебную мотивацию. Ученик активно участвует в процессе обучения, выходит на постановку собственных образовательных целей и задач. |
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | Ученик осмысленно относится к тому что делает, знает для чего он это делает, соотносит свои действия и поступки с нравственными нормами. Различает «что я хочу» и «что я могу». Осуществляет добрые дела, полезные другим людям. Умеет отвечать за результат дела, в случае неудачи «не прячется» за других. |
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств | Ученик умеет различать «красивое» и «некрасивое», ощущает потребность в «прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда… |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | Ученик понимает ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умеет соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей. Ученик проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране,… |
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Ученик позитивно участвует в коллективной и групповой работе учащихся, умеет входить в коммуникацию со взрослыми людьми, соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). В ситуации конфликта ищет пути его равноправного, ненасильственного преодоления, терпим к другим мнениям, учитывает их в совместной работе. |
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | Ученик ориентирован на здоровый образ жизни, придерживается здорового режима дня, активно участвует в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, имеет увлечение к творческому труду или спортивным занятиям. Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда. |
№/№ | Тема урока | Цель | Этапы урока | Предметные результаты | Метопредмет ные результаты | Личностные результаты | Педагогическая рефлексия |
6 | Добро и зло. | 1.Формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, определение понятий добро, зло; 2.Гуманность, воспитание добрых взаимоотноше ний. | Урок совершенство вания знаний, умений , навыков. | 1.Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2.Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести по отношению к добру и злу, 3.Воспитание нравственности осознание ценности человеческой жизни - доброты и зла. | 1.Готовность слушать собеседника и вести диалог; 2.Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку добра и зла; 3.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов добра и зла, процессов и явлений их действительности. | 1.Формирование семейных ценностей о добре и зле; 2.Становление гуманистических и демократических ценностных ориентации понятий о добре и зле; 3.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы добра и зла ; 4.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. , | Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Обсуждение, как бы ты сам определил, что такое добро, а что такое зло Вместе со взрослыми найдите в литературе, Интернете примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи. |
7. | Добродетель и порок | 1.Формировать представление о добре, зле, добродетели и пороке. 2.Воспитывать доброту, гуманное отношение к людям. | Урок усвоения новых знаний Комбинирован ный урок | 1.Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей:, нравственность, долг, милосердие, добродетель ,порок как основы ценностей; 2. Знакомство с основами светской и религиозной морали добродетеля и порока, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе; 3.Формирование первоначальных представлений о добродетели и пороках и их роли; 4.Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни этих двух понятий. | 1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; 2.Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 3.Определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; 4.Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникатив ных и познавательных задач; | 1.Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 2.Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; 3.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 4.Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям этих двух понятий. | Рефлексия содержания учебного материала: «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их» Вместе со взрослыми найдите в литературе, Интернете примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи. |
8. | Добродетель и порок | Закрепить понятия добродетель и порок. Воспитывать чувство собственного достоинства. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества; | Урок совершенствования знаний, умений, навыков. | 1.Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2.Понимание значения нравственности в жизни человека и общества; 3.Формирование первоначальных представлений о добродетели и пороке, их роли в культуре истории и современности России; 4.Первоначальные представления об исторической роли понятий; 5.Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 6.Осознание ценности человеческой жизни. Доброта и порок. | 1.Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; 2.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; 3.Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, 4Построения рассуждений, отнесения их к известным понятиям; | 1.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий по отношению к этим понятиям; 2.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Рефлексия деятельности : «Найти в тексте слова с противоположным значением. Выписать две- три пары» |
9. | Свобода и моральный выбор человека | Знакомство с основными терминами: свобода, моральный выбор. Ситуация морального выбора. Понимание значения свободы, морали, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества. | Урок усвоения новых знаний Комбинированный урок | 1.Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию по теме урока; 2.Понимание значения нравственности в жизни человека и общества; 3.Формирование первоначальных представлений о народных традициях, их роли в культуре истории и современности о свободе и моральном выборе человека; 4.Первоначальные представления об исторической роли этики в Российской культуре по отношению к свободе и моральному выбору человека; 5.Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести и моральному выбору, 6.Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 7.Осознание ценности человеческой жизни. | 1.Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 2.Готовность слушать собеседника и вести диалог; 3.Готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку понятий свободе и моральном выборе человека; 4.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. | 1.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе и моральном выборе человека; 2.Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения человека; 3.Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 4.Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний по отношению к этим понятиям; 5.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций по моральному выбору чкловека; 6.Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | Рефлексия содержания учебного материала: «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор» |
10 | Свобода и ответственность | 1.Познакомить с основными терминами и понятиями: ответственное поведение, свободный выбор личности, отношения ответственности. 2.Воспитывать толерантность, уважение друг к другу. | Урок совершенствования знаний | 1.Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию о свободе и ответственности; 2.Понимание значения ответственности в жизни человека и общества; 3.Формирование первоначальных представлений о свободе и ответственности, их роли в культуре истории и современности России; 4.Первоначальные представления об исторической роли этики свободы и ответственности в Российской культуре; 5.Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести,ответственности и вероисповедания, духовных традициях народов России; 6.Осознание ценности человеческой жизни к свободе и ответственности. | 1.Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям о свободе и ответственности; 2.Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; 3.Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 4.Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; 5.Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | 1.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах о , социальной справедливости и свободе и ответственности; 2.Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; 3. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 4.Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний. | Рефлексия достижения целей: выписать из текста пособия для учащихся, что входит в отношения ответственности. Обсуждение результатов самостоятельной работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".
Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...
разработка урока по по основам религиозных культур и светской этики. Модуль светская этика.4класс.Тема Россия-наша Родина
Урок основы светской этики в 4 классе.Тема : Россия-Родина мояЦели: закрепить знания детей о понятии Россия - наша Родина, о символике России.Задачи: Воспитывать патриотическое отношение к...
Достижение личностных результатов освоения ООП НОО
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе установлены три основные группы результатов: личностные, метапредметные и п...
Выступление на педагогическом совете по теме" Патриотическое воспитание как нравственный аспект в достижении личностных результатов младших школьников в рамках освоения ФГОС НОО".
Воспитание патриотизма является одной из важнейших задач формирования национальной культуры и исторической преемственности поколений....
Значение внеурочной деятельности в достижении личностных результатов освоения основной образовательной программы
В своей статье хотелось сконцентрироваться на раскрытии потенциала внеурочной деятельности в достижении личностных результатов освоения основной образовательной программы, которая активно используется...
"Реализация требований стандарта к контролю результатов обучения. Возможности мониторинга достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения в условиях реализации ФГОС. Использование результатов мониторинга в корректировке
Представленная презентация содержит значимый материал по ФГОС второго поколения. Результаты обучения представлены аспектно в трёх параметрах: личностные, предметные, метапредметные. Очень важно для по...
Патриотическое воспитание как нравственный аспект в достижении личностных результатов в рамках освоения ФГОС НОО
Выступление из опыта рвботы...