«Развивающая система Л. В. Занкова»
статья по теме
В этом году системе развивающего обучения Л. В. Занкова 55 лет. День 1 сентября с 1957 года считается Днем рождения системы развивающего обучения академика Л. В. Занкова.
«Ум, сердце, руки – вот что надо развивать в детях как единое целое», - говорил Леонид Владимирович Занков. Система развивающего обучения Л. В. Занкова не готовит ребенка к жизни, а учит жить уже сейчас полно и насыщенно. Системе занкова посвящена эта статья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О системе ЛВЗанкова | 33 КБ |
Презентация к статье "Система Занкова" | 677 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развивающая система Л. В. Занкова»
В этом году системе развивающего обучения Л. В. Занкова 55 лет.
День 1 сентября с 1957 года считается Днем рождения системы развивающего обучения академика Л. В. Занкова.
«Ум, сердце, руки – вот что надо развивать в детях как единое целое», - говорил Леонид Владимирович Занков. Система развивающего обучения Л. В. Занкова не готовит ребенка к жизни, а учит жить уже сейчас полно и насыщенно.
В настоящее время система востребована каждым пятым учителем российской школы.
Как всё это начиналось?
1 сентября 1957 года начался первый этап эксперимента, когда создавался каркас этой дидактической системы в процессе работы одного класса (школа № 172 г. Москвы, учительница Н.В. Кузнецова без опыта работы в школе).
По результатам первого этапа исследования была написана книга «О начальном обучении». В ней освещены основные вопросы построения новой системы начального обучения в связи с критическим анализом традиционной методики. Обозначены новые дидактические принципы, направленные на оптимальное общее развитие каждого школьника, намечен новый подход к воспитанию младших школьников в органической связи с обучением, даны программы по учебным предметам и рекомендации к их реализации в практике сравнительно с традиционной методикой. Из известных впоследствии сотрудников в исследовании участвовали М. В. Зверева, А. В. Полякова, И. П. Товпинец.
2 этап исследования - проведение эксперимента в варьирующих условиях. С этой целью в 1961/62 учебном году было открыто 9 первых экспериментальных классов в г. Калинине (Твери), к концу цикла в 1964/65 учебном году был уже 371 класс в Москве, Калинине и Туле. Педагогические выводы, сделанные сотрудниками лаборатории за годы эксперимента, были оформлены в виде книг «Начальное обучение. 1 класс», «Начальное обучение. 2 класс», «Начальное обучение. 3 класс». Они стали первыми методическими пособиями. На этом этапе исследования в состав сотрудников лаборатории вошли З.И. Романовская, И.И. Аргинская, Н.Я. Дмитриева, Н.Я. Чутко.
Третий этап исследования начинается с 1965/66 учебного года. К этому времени были подготовлены первые экспериментальные учебники. К концу этапа был уже 1281 класс в 52 краях, областях и автономных республиках РСФСР и 8 союзных республиках.
С первого этапа эксперимента соблюдалось правило: привлекались к исследованию только те учителя, которые сами выражали готовность к этому после ознакомительных семинаров. Это правило сохраняется и до сих пор. Видимо, одна из причин жизнеспособности системы в том, что она созвучна учителю, его поиску.
Еще в середине прошлого века Леонида Владимировича Занкова интересовало то, что только в последнее время - время смены культурно-исторических эпох - стало широко обсуждаться в психолого-педагогической и философской литературе. 55 лет назад ученый сформулировал и стал разрабатывать ту образовательную цель, которая только сейчас стала актуальной для образования в планетарном масштабе. «Начальное общее образование, - написано в Пояснительной записке к Государственному стандарту начального образования, - призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка». Таким образом, занковцы подошли подготовленными к вызову XXI века и современным требованиям к образованию.
Личность человека, его чувства, ум и способности становятся предметом научного изучения. Давно известно, что одним из востребованных качеств личности является креативность. А для активизации творческого начала в ученике нужен творческий учитель. Л. В. Занков писал: «Часто говорят и пишут о творчестве учителя, приводят в качестве примера его находки. Это хорошо. Но ведь творчество далеко не ограничивается отдельными методическими находками. Творчество – это постоянное стремление вперед, к более совершенному, новому и осуществлению возникшего стремления. Делать завтра лучше, чем сегодня, - вот девиз творчески работающего учителя».
Каждый урок – это шаг к новому в развитии не только ребенка, но и учителя. С каждым уроком учитель растет творчески, расширяя свой кругозор и эрудицию. Происходит замена в сознании учителя парадигмы «как дать интересный урок» на парадигму «как организовать и направить учебную деятельность каждого ученика на поиск личностного смысла на уроке». Наставник и воспитанник растут вместе: те, кто учит, - учатся, кто развивает других, развивается сам. Следовательно, кто не учится – не может научить, кто не развивается сам, не разовьёт других. Не рядом, а вместе – такова роль учителя в уроке развивающего обучения.
Учителя, работающего в системе развивающего обучения, можно сравнить с подземным родником, присутствие которого угадываешь лишь по прекрасной зелени вокруг. На его уроке должно быть интересно и в меру трудно; он побуждает к размышлениям и действиям.
Характеризуя весь процесс обучения по новой дидактической системе, Л. В. Занков подчеркивал, что решающее в обучении – добиться, чтобы у ребенка возникла потребность в познании.
Ради чего ребята учатся? Чтобы знать.
А учитель должен помнить слова Дмитрия Ивановича Менделеева: «Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя по развивающей системе Л.В. Занкова
В данном портфолио представлены: опыт работы, методические рекомендации к учебнику "Литературное чтение" 1 класс Свиридовой В.Ю., конспекты уроков...
Проектное исследование. Формирование интереса к родному языку и развитие орфографической зоркости в развивающей системе Л. В. Занкова.
Проектное исследование, в котором предложена модель формирования интереса к родному языку и развитие орфографической зоркости в развивающей системе Л.В. Занкова, позволяющая воспитыв...
Урок русского языка 2 класс (Развивающая система Л.В. Занкова)
Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению предполагают установление взаимосвязи между процессами обучения и использования языка. Язык – универсальное средство общения, речь – функц...
Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс Развивающая система Л.В.Занкова
Развернутое тематическое планирование разработано на основе Примерной программы по литературному чтению, программы Н. А. Чураковой «Литературное чтение» Тематическое планирование по литератур...
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по развивающей системе Л.В.Занкова
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по развивающей системе Л.В.Занкова
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составленана основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы А.В. Поляковой.Содер...
Статья" СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ Л.В. ЗАНКОВА"
Это можно использовать учителю в работе....