Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по развивающей системе Л.В.Занкова
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

 

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.literaturnoe_chtenie.doc63.5 КБ
Microsoft Office document icon planirovanie_literaturnogo.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Программа «Литературное чтение» для четырехлетней начальной школы.

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ (система развивающего обучения Л. В. Занкова).

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Литературное чтение» для 3класса,  автор З.И. Романовская.   Учебник интересен тем, что позволяет определить уровень языкового образования, умственного и речевого развития обучающихся. Материал учебника развивает умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать, вырабатывается мысленное отношение к употреблению основных единиц речи.

Изучение предмета литературное чтение  направлено на достижение следующих целей:

-овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

-развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

-воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.

Изучение предмета риторика  направлено на достижение следующих целей:

-овладение приемами общения, активного слушания, осмысления учебных текстов, правки текста; умения создать речевые тексты и жанры;

-развитие речевого общения, риторических умений;

-воспитание нравственно – риторических идей, интереса к общению

Пояснительная записка

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Риторика, направленная на формирование коммуникативных компетентностей изучается в 3 классе в качестве модуля в рамках учебного предмета «Литературное чтение».


Цель курса литературного чтения в начальной школе:

- закладывание основ воспитания интеллигентного человека, образованного, творческого читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего развития, опираясь на формирующийся художественный вкус и развивающиеся эстетические чувства, будет способен ориентироваться в мире культуры, различая художественные и псевдохудожественные произведения;

- осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

Задачами начального курса литературного чтения являются:

1)расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;

2)воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нём;

3)создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приёмов художественной выразительности;
4) развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных с процессами:

- восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения);

- их интерпритации (умение устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений; освоение разных жанров высказывания);

- собственного творчества (умений устного и письменного высказывания на свободную тему).

На протяжении третьего года обучения происходит дальнейшее накопление читательского опыта, продолжается развитие техники чтения на основе смысловой работы с текстом.

Учебный предмет изучается в 3 классе, рассчитан на 102 часа, в том числе 10 практических, творческих и контрольных  работ.

Во 2-м классе программа предусматривает:

- дальнейшее формирование отношения к литературе как к искусству, включение литературы в контекст других видов искусства на основе практического сравнения произведений литературы, живописи, музыки;

- углубляется работа над выявлением позиции автора;

- расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом эпитета, сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма;

- на основе знакомства с литературой разных жанров, различной по стилю, времени и месту написания, предполагается формирование у школьников убеждения, что мир литературы интересен, разнообразен, и что каждый читатель может найти в нём близкое и нужное себе.

Итогом 2-ого года обучения должно стать понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с другими видами искусства, особенностей искусства в целом по сравнению с наукой, желание обращаться к чтению вновь и вновь.

Контроль уровня обученности.

На изучение учебного предмета «Литературное чтение» отводится 102 часа  в учебный год (3 часа в неделю), в том числе:

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

Кол-во часов

27

21

30

24

102

Проверочные                                            работы

  1

  1

      1

   1

    4

Развитие речи:

Сочинения

  1

  1

  1

   1

    4

Административные к/р (техника чтения)

-

      1

-

       1

    2

Всего

      2

      3

      2

       3

  10

                               

                                               Содержание образования

Раздел

Количество       часов

Примерные

сроки

Дано  фактически

Глава 1 «Вступление, или Детективное начало…»

сентябрь

Глава 2 «Завязка, тайны искусства…»

сентябрь

Глава 3 «Погоня за секретами литературы…»

30ч

октябрь,

ноябрь,

декабрь

Глава 4 «Новые загадки следствия…»

12ч

декабрь,

январь

Глава 5 «Кульминация! Вершина изображения…»

февраль

Глава 6 «Вперёд по дороге открытий…»

10ч

февраль,

март

Глава 7 «Развязка. Распутанные тайны…»

29ч

 март,

апрель,

май

Требованию к уровню подготовки обучающихся

В  результате изучения данного предмета во 2 классе учащиеся должны:

уметь:

- осознанно читать вслух ( темп чтения ориентировочно 35-55 слов в минуту) или про себя ( темп чтения ориентировочно 45-65 слов в минуту);

- находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);

- делить текст на смысловые части, озаглавливать их;

- выделять главную мысль прочитанного произведения;

- определять тему произведения;

- сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану;

- отвечать на вопросы по содержанию картины художника;

- составлять описание природы, предметов;

- пересказывать текст подробно и выборочно;

- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

- выразительно читать диалоги, читать по ролям;

- овладеть следующими терминами: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение;

иметь начальное представление:

- о роли подробности в художественном изображении;

- о роли названия произведения;

- о паузе, логическом ударении и темпе речи;

иметь нравственное  представление:

- о любви к родному дому, малой родине, об ответственности за родных и близких, за дело, которому ты служишь, о сердечности и совестливости, смелости;

знать:

- наизусть 6-8 стихотворений разных авторов;

- имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;

- имена 2-3 современных писателей ( поэтов); название и содержание их произведений, прочитанных в классе;

- названия и содержание нескольких произведений любимого автора.

                                Учебно-методическое обеспечение

  1. В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова. Литературное чтение. 2 класс. 1-4. Части1,2. - Самара: корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2005
  2. В.Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова. Хрестоматия по литературному чтению.      2 класс. - Самара: корпорация «Фёдоров», изд-во «Учебная литература», 2005
  3. Детская риторика в рассказах и рисунках. Методические рекомендации / Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Баласс, С-инфо, 2010.
  4. Н.А. Чуракова . Методический комментарий к учебнику «Литературное чтение». 2 класс.-М.,2005
  5. О.В.Петрова, Е.С.Насонова. Речь и культура общения.-Гомель: «Авангард», 1995 .
  6. Ю.Г. Круглов. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Изд-во «Просвещение», 1990



Предварительный просмотр:

Сроки

Тема                              

Кол-во часов

 Тип урока

ЭКК, ЗСТ

I четверть

1

Ю. Яковлев “Школьный звонок”,

А. Твардовский “Начало осени”,

А. Пришелец “Поле”.

Скороговорки

2

К. Паустовский “Барсучий нос”.

Пословицы, загадки

3

Наука риторика.

Пословицы.

4

А. Фет “Ласточки пропали”,

М. Пришвин “Ёж”.

Народные сказки

5

И. Тургенев “Воробей”,  

Л. Толстой “Лебеди”.

Пословицы, загадки

6

Что мы помним о речевой ситуации.

Пословицы, загадки

7

Н. Сладков “Неслух”.

Пословицы.

8

А. Рыжков “Прощальная песня”.

Пословицы, загадки

9

Твои речевые роли.

Пословицы, загадки

10

В. Гаршин “Лягушка-путешественница”,

Е. Благинина “Улетают, улетели…”

Кричалки,

скороговорки

11

К. Паустовский “Степан и Фунтик”,

Г. Скребицкий “Носатик”.

Народные приметы

12

С какой целью? Зачем?

Кричалки,

скороговорки

13

Б. Емельянов “Васька”,

С. Баруздин “Бревно”.

Загадки

14

Л. Толстой “Лев и собачка”,

Л. Пантелеев “Честное слово”.

Народные приметы

15

Неподготовленная речь.

Скороговорки

16

А. Твардовский “Лес осенью”,

Н. Беренгоф “Осень”.

Поговорки

17

С. Михалков “Сорочий язык”,

И. Крылов “Стрекоза и Муравей”,

Пословицы

18

Подготовленная речь, приёмы подготовки.

Загадки

19

В. Осеева “Потерянный день”,

Г. Скребицкий “Передышка”.

Поговорки

20

А. Поповкина “Гуси”,

А. Пушкин “Унылая пора! Очей очарованье!..”

Н. Сладков “Почему ноябрь пегий?”

Поговорки Пословицы, загадки

21

Говорим подробно, кратко.

Пословицы

22

М. Горький “Мальчики”.

Загадки

23

С. Есенин “Нивы сжаты, рощи голы…”,

Л. Дьяконов “Сказка поздней осени”.

Народные приметы

24

Похвала (комплимент).

Пословицы

25

Е. Пермяк “Чужая калитка”,

К. Паустовский “Стальное колечко”.

Народные приметы

26

А. Пришелец “Последние листья”,

Г. Скребицкий “Скоро зима!”.

Народные приметы

27

Слушаем, вдумываемся.

Пословицы, загадки

                                     II  четверть

1

З. Александрова “Зимушка-зима”,

К. Паустовский “Первый снег”,

С. Михалков “Ёжик”.

Поговорки

2

«Заяц, Косач, Медведь и дед Мороз» (Сказка. По В. Бианки).

Фразеологизмы

3

Читаем учебные тексты.

Народные приметы

4

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Кричалки, загадки

5

А. Барто “Дело было в январе”,

Н. Саконская “Зимний праздник”,

С. Маршак “После праздника”.

Скороговорки

6

Учимся писать, редактировать

Фразеологизмы

7

Г. Скребицкий “Митины друзья”.

Народные приметы

8

И. Крылов “Зеркало и Обезьяна”.

Скороговорки,

9

Вежливое общение.

Пословицы, загадки

10

М. Пожарова “Заклинание зимы”,

Народные приметы

11

С. Михалков “Под Новый год”,

Е. Благинина “С Новым годом!”.

Народные поговорки,

12

Что такое вежливость.

Песенки

13

Л. Толстой “Русак”,

З. Александрова “Птичья ёлка”.

 Г. Сапгир “Как встречают Новый год в России”,

Н. Хвостов “Широко раскинув ветви…”.

Фразеологизмы Пословицы, загадки

14

В. Бианки “Январь”, “Февраль”  

Пословицы, загадки

15

Вежливо, невежливо, грубо.

Народные приметы

16

С. Могилевская “День рождения”,

А. Барто “Друг”.

Пословицы, загадки

17

А. Пушкин “Опрятней модного паркета…”,

А. Пришелец “Снежинка”,

С. Маршак “Текла, извивалась, блестела…”.

Пословицы, загадки

18

Добрые дела – добрые слова.

Народные приметы

19

Х. К. Андерсен “Гадкий утёнок”,

Ф. Тютчев “Чародейкою Зимою…”.

Скороговорки

20

И. Никитин “Песня”,

Е. Трутнева “В лес прилетели, запели метели”,

С. Аксаков “Буран”, Я. Аким “В лесу”.

Народные приметы Пословицы, загадки

21

 А ты вежлив?

III  четверть

1

З. Александрова “До свидания, зима!”,

А. Майков “Ласточка примчалась…”,

А. Плещеев “Весна”.

Народные приметы Пословицы, загадки

2

Г. Скребицкий «На пороге весны»,

А. Чехов «Весной».

Пословицы, загадки

3

Тексты разные нужны.

Пословицы, загадки

4

З. Александрова «Капель»,

М. Пришвин «Жаркий час»,

Ф. Тютчев «Весенние воды».

Кричалки    Пословицы, загадки

                 5

Заяц, Косач, Медведь и Весна” (Сказка.      По В. Бианки).

Народные приметы

6

Диалог и монолог.

Пословицы, загадки

7

З. Александрова “Подснежник”,

Л. Толстой “Пришла весна”,

Н. Сладков “Весенняя баня”.

Потешки

8

А. Блок “Ворона”,

С. Питиримов “Апрель”,

Н. Сладков “Ивовый пир”.

Народные приметы

9

Пиши правильно!

Пословицы, загадки

10

И. Арамилев “На озере”,

“Март” (По В. Бианки).

Скороговорки

11

Н. Павлова “Первые цветы,

“Апрель” (По В. Бианки).

Народные приметы

12

Произноси правильно!

Пословицы, загадки

13

Н. Пермяк “Семьсот семьдесят семь мастеров”.

Пословицы

14

Н. Надеждина “Весеннее расписание”,

“Великое переселение птиц на родину” (По В. Бианки).

Пословицы

15

Употребляй слова правильно!

Скороговорки

16

Г. Скребицкий “Раненые деревья”,

А. Клыков “Как делают гнёзда”.

Стихи, потешки

17

Н. Павлова “Гости”,

В. Жуковский “Жаворонок”.

Потешки

18

Пересказ.

Стихи, потешки

19

А. Смирнов “Кто был на войне”,

Г. Шмань “С возвращением, аист!”.

Кричалки

20

В. Вересаев “Братишка”,

“Месяц май” (По В. Бианки).

Потешки

21

Выбери нужное.

Поговорки

22

Л. Кассиль “Перелётные гости”.

Потешки

23

В. Жуковский “Черёмуха цветёт”,

Ф. Тютчев “Весенняя гроза”.

Пословицы

24

Цитата в пересказе.

Пословицы

25

И. Крылов “Ворона и Лисица”.

Скороговорки

26

Г. Скребицкий “Счастливый жучок”.

Пословицы

27

Кратко о книге.

Пословицы

28

М. Зощенко “Не надо врать”,

Л. Модзалевский “Вечерняя песня весною”.

Пословицы

29

“Июнь”, “Лесной оркестр”, “Календарь земледельца. Июнь” (По В. Бианки).

Пословицы

30

Поздравляю   Кого? С чем? Как?

Желаю   Кому? Чего? Как?

Скороговорки

IV  четверть

1

Д. Тихомиров “Ласточка – предсказатель погоды”,

“От зари до зари” (По В. Бианки),

С. Небесный “Деревья-“пылесосы”, “Что такое ветер”.

Народные приметы

2

Л. Жариков «Дуб и ветер»,

Н. Калинина «Если б ветра на было».

Скороговорки

3

С днём рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта.

Пословицы

4

А. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…».

Пословицы

5

К. Паустовский “Заботливый цветок”,

М. Пришвин “Старый гриб”.

Колыбельные

6

Рассуждение.

Фразеологизмы

7

Н. Калинина “Как выросли облака”.

Скороговорки

8

Г. Пятков “В горах”.

Пословицы

9

Вывод в рассуждении.

Народные приметы

10

С. Михалков “Будь человеком”.

Пословицы

11

К. Паустовский “Заячьи лапы”.

Народные приметы

12

Правило в доказательстве. Цитата в доказательстве.

Скороговорки

13

С. Жемайтис “Караси”.

Потешки, кричалки

14

А. Плещеев “Мой садик”.

Пословицы

15

Загадки

16

И. Крылов “Квартет”.

Народные пословицы

17

“Учебные площадки” (По В. Бианки),

А. Твардовский “Рожь, рожь… Дорога полевая…”.

Крылатые выражения

18

Пословицы

19

Н. Гарин-Михайловский “Старый колодец”.

Скороговорки

20

Н. Сладков “Приёмыши”.

Пословицы

21

Как строятся сравнительные тексты.

Поговорки

22

Г. Ганайзер “Птичьи базары”.

Кричалки,

23

Русская народная сказка “Царевна-лягушка”.

      1ч

Скороговорки

24

Повторение материала, пройденного за год.

       1ч

Небылицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс система Л.В.занкова

В основу рабочей программы по литературному чтению для 2 класса МОУ «Гимназия№2» положена авторская программа, разработанная  В. Ю. Свиридовой, которая обеспечена учебником (Свиридова В.Ю. Литера...

Рабочие программы по литературному чтению 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 102 часа, по 3 часов в неделю. Тематичес...

Рабочие программы по литературному чтению 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 102 часа, по 3 часов в неделю. Тематичес...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 2г класса МБОУ – Гимназия с. Чекмагуш разработаны на основе Программы начального общего образования. Система Л. В. З...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа и тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» для 3 г класса МБОУ – Гимназия с. Чекмагуш разработаны на основе Программы начального общего образования. Система Л. В. ...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК Образовательная система "Школа 2100"

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерной программы начального общего образования по предмету "Литературное чтение", в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго покол...

Рабочие программы по предметам для 1 класса (УМК Развивающая система Л.В. Занкова)

Рабочие программы для 1 класса предназначены для педагогов , работающих по учебно методическому комплекту "Развивающая система Л.В. Занкова"...