Рекомендации по составлению Рабочих программ учебных курсов
рабочая программа на тему
Как правильно разработать и оформить Рабочую программу?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации по составлению Рабочих программ учебных курсов
Виды учебных программ
Учебные программы можно разделить на три вида:
- примерная (типовая) программа по учебному предмету - документ, раскрывающий обязательные компоненты содержания и параметры качества освоения учебного содержания курса конкретного предмета базисного учебного плана;
- авторская программа по учебному предмету - документ, созданный на основе содержания федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО), примерной программы по учебному предмету и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса;
- рабочая программа учебного предмета - документ образовательного учреждения (далее - ОУ), который:
- регламентирует деятельность педагога по организации образовательного процесса;
- учитывает специфику учреждения и уровень подготовленности обучающихся конкретного класса;
- обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП).
Рабочая программа по учебному курсу рассчитана, как правило, на каждый класс или параллель.
Документы, регламентирующие создание рабочей программы учебного курса
Существует ряд документов, регламентирующих создание и реализацию рабочих программ учебных курсов. Их можно разделить на две группы:
- федеральные нормативные документы:
- 3акон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, п. 2 ст. 32 (ред. от 01.12.2007);
- ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 NQ 373, п. 19.5 (ред. от 26.11.2010 №1241);
- базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утв. приказом Минобразования России от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (ред. от 03.06.2011);
- перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России;
- письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального учебного плана»;
- локальные акты образовательного учреждения:
- ООП НОО ОУ;
- положение о рабочей программе учебного курса;
- приказ руководителя ОУ об утверждении рабочей программы учебного курса.
При создании и утверждении рабочей программы учебного предмета педагог должен придерживаться следующего алгоритма.
- Выбрать программу учебного курса и соответствующее ей учебно-методическое обеспечение.
- Поставить цели изучения учебного курса с учетом целей примерной программы по учебному курсу и целями и задачами ОУ.
- Определить планируемые результаты освоения программы к концу изучения курса в соответствии с требованиями, прописанными в примерной программе, и с требованиями, прописанными в ООП.
- Прописать цели-ориентиры освоения учебного курса обучающимися, используя формулировки: «ученик научится» и «ученик получит возможность научиться».
- Прописать цели-ориентиры формирования универсальных учебных действий обучающихся в рамках изучения данного учебного курса.
- Подготовить краткое содержание рабочей программы, составив перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в примерной программе по учебному курсу.
- Дополнить рабочую программу учебного курса разделами и темами, выбранными из авторских программ по учебным предметам.
- Определить последовательность изучения тем, рассчитать количество часов на их изучение, составить календарно-тематический план.
- Составить перечень дидактических, справочных материалов, используемых в образовательном процессе в рамках учебного курса.
- Составить перечень учебных средств и оборудования, необходимого для реализации рабочей программы учебного курса.
- Определить средства контроля освоения обучающимися рабочей программы учебного курса.
- Представить рабочую программу учебного курса на экспертизу внешним экспертам и (или) методическому объединению учителей начальных классов ОУ.
- Представить рабочую программу учебного курса на утверждение руководителю ОУ.
- Использовать рабочую программу учебного курса после приказа о ее утверждении руководителем ОУ.
- Разместить рабочую программу учебного курса на сайте ОУ и (или) на персональном сайте педагога, и (или) в любом другом информационном источнике, открытом для родительской и иной общественности.
В структуре рабочей программы учебного предмета можно выделить ряд основных разделов.
- Титульный лист, который содержит следующие сведения:
- полное наименование ОУ;
- гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методического объединения);
- гриф утверждения программы руководителем ОУ (с указанием даты и номера приказа);
- название учебного курса в соответствии с базисным учебным планом;
- Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего программу (возможно указание педагогического стажа, категории);
- класс (параллель), в котором изучается учебный курс;
- Ф. И. О., должность эксперта (по решению педагога или руководства ОУ);
- год составления рабочей программы.
- Пояснительная записка, в которой можно указать:
- название, автора и год издания программы (примерной, авторской), на основе которой составлена рабочая программа учебного курса;
- цель и задачи учебного курса;
- описание изменений (не более 20%), внесенных педагогом в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса, с обоснованием;
- особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс;
- перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов, цели и задач учебного курса;
- количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа учебного курса;
- характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся;
- специфические для учебного курса формы контроля освоения обучающимися содержания (текущего, промежуточного, итогового).
- Требования к результатам освоения учебного курса обучающимися с описанием планируемых предметных, личностных и метапредметных (универсальные учебные действия) результатов обучения младших школьников.
- Календарно-тематический план учебного курса, который включает в себя:
- название тем, разделов учебного курса, последовательность их изучения;
- количество часов, отведенных на изучение темы, раздела учебного курса;
- виды деятельности обучающихся и (или) возможные формы контроля;
- направления творческой, проектной, исследовательской деятельности обучающихся;
- пояснения по использованию в процессе обучения компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых образовательных ресурсов.
Примерная форма календарно-тематического плана учебного курса
Сроки | № урока | Название раздела темы, темы урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Количество часов | Форма практи-ческой части | Вид контроля | Учебно-методическое обеспечение: использование ИКТ оборудования, ЦОР, ЭОР, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования и т.д. | |||
п/п | в теме | По плану | Дано фактически | ||||||
План | Факт | ||||||||
- Система контрольно-измерительных материалов освоения учебного курса, система оценки достижений обучающихся, состоящая из тестовых материалов, текстов контрольных работ, количество контролирующих материалов, критериев оценки проверочных работ и др.
Примерное содержание пояснительной записки рабочей программы учебного курса
Рабочая программа учебного курса (название учебного курса) для …класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по (название учебного курса) и авторской программы учебного курса ……….. для обучающихся … класса общеобразовательных школ автора………. ………… (год издания).
Цель данного учебного курса:
Задачи учебного курса:
Программа рассчитана на….. ч, в т. ч. на практическую работу в количестве…….ч, на контрольные уроки - ……ч, на уроки развития речи - …. ч и т.д. (указать всю практику).
Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует требованиям основной образовательной программы начального общего образования. Рабочая программа включает все темы, предусмотренные для изучения федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по (название курса) и авторской программой учебного курса.
Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании рабочей программы учебного курса:
№ п/п | Изменение | Обоснование |
(Примеры формулировок изменений, внесенных в текст авторской программы учебного курса:
- изменение последовательности изучения тем учебного курса;
- изменение количества часов, отведенных на изучение той или иной темы учебною курса;
- изменение в логике изложения материала, предусмотренной авторской программой;
- введение дополнительных тем, не предусмотренных авторской программой, и (или) исключение некоторых тем, не являющихся обязательными для освоения обучающимися.)
Учебно-методическое и программное обеспечение, используемое для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса:
(Перечень может быть классифицирован, например, могут быть перечислены:
- литература (основная и дополнительная);
- дидактические материалы;
- учебное оборудование;
- компьютерное оборудование;
- программное обеспечение;
- цифровые образовательные ресурсы;
- лабораторное оборудование.)
Особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс
(Возможные особенности класса:
- количественный состав класса;
- уровень подготовленности обучающихся к освоению учебного курса;
- реализация индивидуальных учебных планов, индивидуального расписания;
- формы получения образования обучающимися класса (очная, дистанционная, экстернат, обучение на дому и т.д.);
- психологические, физиологические особенности обучающихся.)
Характерные для учебного курса формы организации деятельности обучающихся:
(Например:
- групповая, парная, индивидуальная деятельность;
- проектная или игровая деятельность;
- самостоятельная или совместная деятельность;
- экскурсии, практикумы, лабораторные работы и т. д.)
Специфические для учебного курса формы контроля (текущего, промежуточного, итогового) освоения обучающимися содержания:
(Например:
- текущий контроль: тематические срезы, тест, устный опрос;
- промежуточный контроль: проверочная работа, тест, самостоятельная работа;
- итоговый контроль: портфолио, контрольная работа, тест и др.)
Структура Рабочей программы
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Общая характеристика учебного предмета
- Структура курса
- Место предмета в учебном плане
- Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- Методический комплект
- Результаты изучения учебного предмета
- Планируемые результаты освоения программы
- Содержание программы
- КТП
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 395
Красносельского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГБОУ лицей №395 Санкт-Петербурга
______________________
С.П.Сергеева
Приказ № ____ «____» _________ 2012
Согласовано
решением заседания КНО
Протокол №__1__от «28» августа 2012
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
« (название учебного курса) »
Учитель:
УМК:
Класс:
Разработчик программы:
Педагогический стаж:
Квалификационная категория:
Эксперт программы:
Санкт-Петербург
2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по составлению рабочей программы.
Презентация: Методические рекомендации по составлению рабочей программы "Перспективная рабочая шола"...
Рекомендации по составлению рабочей программы.
В презентации раскрывается структура рабочей программы, даны краткие комментарии к каждому разделу....
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Методические рекомендации по составлению рабочей программы
Методические рекомендации помогут учителю в составлении рабочей программы по предмету, соблюдая требования к структуре рабочей программы....
Как написать рабочую программу учебного курса для инклюзивного класса (методические рекомендации)
Алгоритм написания рабочей учебной программы для учащегося с ОВЗ...
Методические рекомендации по составлению рабочей программы
Методические рекомендации по составлению рабочей программы...