Как написать рабочую программу учебного курса для инклюзивного класса (методические рекомендации)
консультация
Алгоритм написания рабочей учебной программы для учащегося с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Как написать рабочую программу учебного курса для инклюзивного класса (методические рекомендации)
Примерная (типовая) учебная программа – документ, раскрывающий обязательные компоненты содержания (инвариантная часть) и параметры качества освоения учебного содержания курса конкретного предмета базисного учебного плана. https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/8262/poop_noo_reestr.pdf
Авторская программа – документ, созданный на основе государственного стандарта и Примерной учебной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса.
- Система образования Занкова
- Система образования Эльконина-Давыдова
- Школа 2100 (Школа 2000, программа Петерсон)
- «Школа России» (Плешаков)
- «Гармония» под редакцией Н. Б. Истоминой
- «Начальная школа 21 века» (Виноградовой)
Рабочая программа – документ образовательного учреждения, который регламентирует деятельность педагога, учитывает специфику учреждения и уровень подготовленности учащихся конкретного класса, обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Документы, регламентирующие написание и реализацию рабочей программы учебного курса
Нормативные федеральные документы:
1) Закон РФ «Об образовании» ст.32 п.5 (в ред. ФЗ от 01.12.2007№ 309-ФЗ);
2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, п.19.5;
3) Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобрнауки РФ, приказы об изменениях в базисном учебном плане;
4) Перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию, утвержденный приказом Минобрнауки РФ;
5) Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального учебного плана».
При составлении рабочей программы педагог учитывает:
- Требования ФГОС;
- Концепцию образовательного учреждения, его целевые ориентиры;
- Образовательные потребности семьи и ребенка (ориентир- основная образовательная программа начального общего образования учреждения);
- Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: обязательный минимум и максимальный объем содержания учебного курса («ученик научится», «ученик получит возможность»);
- Объем часов учебной нагрузки выпускников первой ступени, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов;
- Уровень профессиональной компетентности;
- Особенности учащихся класса;
- Материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.
Рабочая программа по учебному предмету составляется, как правило, на ступень образования, но может также составляется учителем-предметником на каждый класс/параллель в отдельности.
Алгоритм составления программы
Для учащихся с особыми образовательными потребностями предполагается также наличие индивидуального образовательного плана в изучении того или иного курса.
№ п/п | Описание действий педагога |
1 | Выбрать программу по учебному курсу и соответствующее ей учебно-методическое обеспечение |
2 | Поставить цели изучения учебного курса с учетом целей Примерной программы по учебному курсу и целями и задачами образовательного учреждения |
3 | Определить уровень подготовки учащихся к концу изучения курса в соответствии с требованиями, прописанными в Примерной программе и с требованиями, прописанными в основной образовательной программе учреждения. Познакомиться с характеристикой учащегося/учащимися с особыми образовательными потребностями, определить их возможности в изучении данного курса. |
4 | Прописать цели-ориентиры освоения учебного курса всеми учащимися: «ученик научится», «ученик получит возможность» и учащимися с особыми образовательными потребностями |
5 | Прописать цели-ориентиры формирования универсальных учебных действий, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. Кроме этого для детей с ОВЗ необходимо предусмотреть цели-ориентиры социальной адаптации. |
6 | Прописать краткое содержание рабочей программы, составив перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе по учебному курсу (инвариантное содержание программы) |
7 | Определить разделы и темы из Авторских программ курсов и дополнить ими рабочую программу (вариативная часть программы) |
8 | Определить последовательность изучения тем и количество часов, составить календарно-тематическое планирование |
9 | Составить перечень дидактического, справочного материала |
10 | Составить перечень учебных средств и оборудования, необходимых для реализации Рабочей программы |
11 | Определить средства контроля освоения учащимися Рабочей программы |
12 | Представить Рабочую программу внешним экспертам* и/ или методическому объединению учителей-предметников образовательного учреждения |
13 | Представить Рабочую программу на утверждение руководителю образовательного учреждения |
14** | Доработать программу с учетом рекомендаций внешних экспертов, членов методического объединения учителей-предметников и /или руководителя образовательного учреждения |
15 | Использовать Рабочую программу после приказа об ее утверждении руководителем образовательного учреждения |
16 | Разместить Рабочую программу на сайте образовательного учреждения и/или на персональном сайте педагога и/или в любом другом информационном пространстве, открытом для родительской и иной общественности |
* | По решению педагога или администрации образовательного учреждения |
** | При необходимости |
Примерная структура и содержание структурных единиц рабочей программы
№ п/п | Структурные единицы программы | Краткое содержание |
1 | Титульный лист | Наименование образовательного учреждения |
Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методического объединения) | ||
Гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения (с указанием даты и номера приказа) | ||
Название учебного курса | ||
ФИО педагога, разработавшего и реализующего программу (возможно указание стажа работы, категории) | ||
Параллель/класс, в которых изучается учебный курс | ||
Эксперт (по решению педагога или руководства ОУ) | ||
Год составления программы | ||
2 | Пояснительная записка | Название, автор и год издания программы (примерной, авторской), на основе которой составлена Рабочая программа |
Цель и задачи учебного курса | ||
Описание изменений (не более 20 %), внесенных педагогом в текст программы, взятой за основу при написании Рабочей программы, с обоснованием | ||
Особенности учащегося, для которого будет реализован данный учебный курс. | ||
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса | ||
Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа | ||
Характерные для учебного курса формы организации деятельности учащегося | ||
Специфические для учебного курса формы контроля освоения учащимися содержания (текущего, промежуточного, итогового) | ||
3 | Требования к результатам освоения учебного курса учащимися (основание- ФГОС НОО, учебная программа) | Предметный результат: «Ученик научится» (обязательный минимум содержания) «Ученик получит возможность» (максимальный объем содержания учебного курса) |
Личностный результат: | ||
Метапредметный результат (универсальные учебные действия): | ||
Для детей с особыми образовательными потребностями требования к результатам могут быть прописаны в индивидуальном образовательном плане. | ||
4 | Календарно-тематический план (см. Приложение 3) | Название тем, разделов и последовательность их изучения |
Количество часов, отведенных на изучение темы, раздела | ||
Виды деятельности учащихся и /или возможные формы контроля | ||
Направления творческой, проектной, исследовательской деятельности учащихся | ||
Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов | ||
5 | Система контрольно-измерительных материалов освоения учебного курса, система оценки достижений учащихся | Тестовые материалы, тексты контрольных работ, вопросы для зачетных работ , в том числе и для детей с ОВЗ. |
Количество контролирующих материалов | ||
Кодификатор (спектр проверяемых умений в виде перечня действий учащихся как целей-результатов обучения) (см. Приложение 4) | ||
Схема анализа работы | ||
Критерии оценки проверочных работ |
Примерное оформление титульного листа Рабочей программы
(полное название образовательного учреждения)
«Согласовано» «Утверждено»
Протокол заседания М\О Приказ руководителя ОУ №______от_______ №_______от_________
Рабочая программа
(название курса)
Класс _______________________
ФИО педагога – разработчика программы ___________________________
Педагогический стаж _____________________________________________
Квалификация ___________________________________________________
Эксперт программы ______________________________________________
(указать организацию /ФИО, должность)
_____ год
Примерное содержание Пояснительной записки к учебному курсу
Рабочая программа учебного курса ________________ для ____ класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по _______________ (название курса) и авторской программы курса __________ для учащихся __________ класса общеобразовательных школ автора __________________ (год издания_________).
Цель данного курса: ___________________________________________
Задачи данного курса: ___________________________________________
Программа рассчитана на _________ часов, в том числе на практическую работу __________ часов, контрольные и зачетные уроки ________ часов.
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по _________ (название курса) и авторской программой учебного курса.
Изменения, внесенные в текст программы, взятой за основу при написании Рабочей программы:
№ п/п | Изменение | Обоснование |
1 | ||
2 | ||
… |
Описание возможных изменений:
- Изменение последовательности изучения тем учебного курса;
- Изменение количества часов, отведенных на изучение той или иной темы учебного курса;
- Изменение в логике изложения материала, предусмотренной Авторской программой;
- Необходимость в введении дополнительных тем, не предусмотренных Авторской программой, и/или исключением некоторых тем, не являющихся обязательными для освоения учащимися;
- …
Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач учебного курса, может быть классифицирован. Например,
1.Литература (основная и дополнительная):…
2.Дидактический материал:…
3. Учебное оборудование:…
4. Компьютерное оборудование:
5. Программное обеспечение:
6. Цифровые образовательные ресурсы (список сайтов..):
7. Лабораторное оборудование:
Особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс:
Возможные особенности:
- Количественный состав класса;
- Уровень подготовленности учащихся к освоению учебного курса;
- Реализация индивидуальных учебных планов, индивидуального расписания;
- Формы получения образования учащимися класса (очная, дистанционная, экстернат, надомная);
- Психологические, физиологические особенности учащихся…
Характерные для учебного курса формы организации деятельности учащихся:
Например,
-групповая; парная; индивидуальная;
-проектная, игровая… деятельность;
- самостоятельная, совместная деятельность;
- экскурсия, практикум, лабораторная работа…
Специфические для учебного курса формы контроля освоения учащимися содержания (текущего, промежуточного, итогового):
Например,
Текущий контроль: тематические срезы, тест, устный опрос…
Промежуточный контроль: проверочная работа, тест, самостоятельная работа…
Итоговый контроль: портфолио, контрольная работа, тест…
Примерное содержание календарно-тематического плана
Название раздела | Название темы | Кол-во часов, даты | Виды деятель-ности учащихся | Форма контроля | Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов |
1. | 1 | ||||
2 | |||||
3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/26/picture-46798-1461657042.jpg)
Рабочая программа учебного курса "Математика", 3 класс, УМК "Школа России"
Рабочая программа учебного курса "Математика", 3 класс, УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/09/picture-57822.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Музыка» 3 класс Ригина Г.С.
2013-2014 учебный год (базовый уровень)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/05/picture-216446-1362498728.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Ритмика» 4 класс
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок вол...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-65203-1384893047.jpg)
Рабочая программа учебного курса "Технология" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной образовательной прогр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-65203-1384893047.jpg)
Рабочая программа учебного курса "Математика" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной образовательной прогр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/17/picture-404983-1421500970.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Технология» 1 класс
Рабочая программа учебного курса «Технология»1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/16/picture-83356-1626393836.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА» 3 класс на основе авторской программы М.И. Моро, С.И. Волкова образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП
Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по математике, соответствующей Федеральному государственному образовательному...