Самообразование
методическая разработка (1 класс) по теме

Формирование морфологических обобщений на уроках руского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Развитие речи представляет собой сложный, многоуровневый и длительный процесс, охватывающий как период дошкольного детства, так и этап обучения в начальной школе. При этом в дошкольный период формируются различные стороны устной речи и создаются предпосылки для овладения ребенком грамотой; в начальной школе основной акцент делается на обучение ребенка письму.

Одной из сторон речи, активно формирующейся в дошкольный период, является грамматическая. Если в этот период ребенок усваивает сложную систему грамматических закономерностей на эмпирическом уровне, то на уроках русского языка данный процесс осуществляется целенаправленно требует от ученика особых умственных действий.

Однако анализ педагогической практики показывает, что многие учащиеся с трудом овладевают грамматическими категориями речи и морфологическими обобщениями. Ситуация усуглубляется, если  ученик имеет недоразвитие других речевых систем или функций, которые в большей степени затрудняют изучение родного языка. Такие дети нуждаются не только в дополнительной помощи по русскому языку, но и в специальной коррекции, поддержки, так как причины отставания может определяться недоразвитием фонетико-фонематических функции, лексической системности, сукцессивных функций.

Именно эти обстоятельства активизируют проблему изучения закономерностей формирования морфологических обобщений у младших школьников в контексте развития грамматической стороны их речи, выявление основных затруднений при овладении морфологическими обобщениями; поиска логопедической помощи ученикам младших классов с недоразвитием речи в процессе овладения морфологическими обобщениями. Это позволит в целом решить проблему грамотности, успешности овладения русским языком в начальной школе.

Проблема исследования заключается в том, что недоразвитие каждой из систем языка вызывает у младших школьников затруднения в овладении ими морфологическими обобщениями и становится причиной множественных аграмматизмов в устной и письменной речи.

Преодоление данной ситуации возможно только в случае осуществления специальной коррекционной помощи, направленной на исправление речевых дефектов, затрудняющих овладение морфологическими категориями.

Цель исследования – определить основные направления и содержание логопедической работы по преодолению механизмов, содержащих овладение морфологическими обобщениями учениками начальных классов.

Задачи исследования :

  1. Выявить сущность и закономерности овладениями морфологическими обобщениями в процессе развития грамматического строя речи детей.
  2. Определить основные трудности, возникающие у младших школьников в процессе овладение морфологическими обобщениями на уроках русского языка
  3. Разработать методику исследования состояния морфологических обобщений у учащихся с общим недоразвитием речи
  4. Выявить особенности нарушений морфологических обобщений у учеников экпериментальной группы
  5. Разработать систему логопедических мероприятий, направленных на преодоление морфологических аграмматизмов в устной и письменной речи у учеников с общим недоразвитие речи
  6. Определить эффективность разработанных мер в ходе формирующего эксперимента.

Объект исследования – морфологические обобщения как элемент грамматического строя речи младших школьников.

Предмет исследования – содержание процесса логопедической коррекции недостатков морфологических обобщений у младших школьников с речевым недоразвитием на уроках русского языка.

Глава I «Современное состояние проблемы изучения состояния морфологических обобщений у учащихся младших классов»

  1. Формирование морфологических обобщений у младших школьников в процессе развития лексико-грамматической стороны речи.

Развитие грамматического строя речи в онтогенезе написано в работах многих авторов: А.Н. Гвоздева, Т.Н.Ушаковой, А.М.Шахрановича, Д.Б.Эльконина и др.

Формирование грамматического строя речи (словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения) осуществляется лишь на определенном уровне когнитивного развития ребенка.

Так при формировании словоизменения ребенок прежде всего должен уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа), так как прежде, чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает. При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить  сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка ребенка происходит в тесном взаимодействии.

Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.

Взаимодействие морфологической и синтаксической системы языка в период формирования грамматического строя речи отмечена в работах А.Н.Гвоздева.

Глава II «Логопедическая работа по формированию морфологических обобщений у учащихся общеобразовательной школы на уроках русского языка»

2.1. Основные направления логопедической работы по формированию морфологических обобщений на уроках русского языка.

При разработке методики логопедического воздействия в процессе формирования морфологических обобщении у младших школьников с ОНР учитывались следующие теоретические положения.

  1. Психолингвистические представления о процессе порождения речи как о сложном, многооперационном процессе
  2. Современные представления о закономерностях формирования грамматической стороны речи в онтогенезе
  3. Системный подход, представляющий формирование морфологических обобщений в единстве с другими компонентами грамматического строя речи, а также лексической, фонетической, синтаксической систем языка.
  4. Учет структуры речевого дефекта с общим недоразвитием речи. В процессе логопедической работы уделялось внимание звуковому оформлению слова, развитию лексической системности  и семантических полей, развитие словоизменения, словообразования, уточнению грамматического значения слова.
  5. Принцип поэтапности. При разработке методики формирования морфологических обобщений осуществлялся учет онтогенетической последовательности развития грамматического строя речи; этапов формирования морфологических категорий на уроках русского языка в соответствии с  требованиями современной школьной программы; общих этапов логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи у детей младшего школьного возраста.

На основе указанных положений логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Закрепление представлений о морфемном составе слова.
  2. Закрепление грамматических признаков имен существительных.
  3. Закрепление грамматических признаков имен прилагательных.
  4. Закрепление грамматических признаков глаголов.
  5. Закрепление навыков согласования слов в словосочетаниях и предложениях.

  1. Закрепление представлений о морфемном составе слова.

Цель: закрепить представления о частях слова и показать их роль в процессах словообразования и грамматике.

Задачи: 

  1. Показать особенности корня, приставки, суффикса, окончания как значащих частей слова;
  2. Показать сходство словообразовательных функций приставок и суффиксов и своеобразие грамматической функции окончания.
  3. Закрепить представления учащихся  о синтаксической функции  окончания в процессе усвоения связи слов в предложения и словосочетаниях.

Упражнения:

  1. Словообразовательный анализ текста, в котором есть однокоренные слова;
  2. Составление предложений с однокоренными словами разных частей речи;
  3. Словообразовательные задания:
  1. От слов «дружить, ходить, косить, стрелять» - образовать новые слова при помощи суффикса «б»
  2. От глаголов «пилить, рубить, спорить, качать, греть, солить» - образовать однокоренные существительные. Разобрать по составу.
  3. С помощью приставок образовать новые глаголы – «ходить, давать».
  1. Сравнение двух слов, учитывая их смысл и состав (улететь – прилететь, выходить – выбегать, береза – березка).
  2. Разобрать слова по составу
  3. Подобрать слова по заданной схеме:
  4. Составление рассказа по опорным словам.

Главное -  научить выделять морфему из слова, самостоятельно подбирать слово определенного морфемного состава, объяснять роль морфемы в слове, правильно употреблять в предложении слова с приставками и суффиксами.

  1. Закрепление грамматических признаков имен существительных.

Цель: закрепление морфологических обобщений при употреблении различных форм имен существительных.

Задачи:

  1. Закрепление грамматического понятия «Имя существительное»
  2. Закрепление о роде существительных
  3. Развитие умения изменять существительные по числам, распознавать число
  4. Развитие навыков точного употребления существительных в речи
  5. Овладение операциями сравнения, анализа и обобщение слов.

При подборе упражнений для ознакомления с родом существительных необходимо учитывать четкость опоры действий учащихся на ориентиры: он мой, она моя, оно мое. Кроме того , в начале для распознавания рода используются отдельные слова в именительном падеже, затем – и в косвенных падежах, как в единственном, так и во множественном. Особое внимание следует уделить использованию слов, распознавание рода которых вызывает затруднения (табель – мебель, тюль – фильм – медаль, прорубь – тополь). Обращается внимание и на согласование существительного и прилагательного (топкое болото, глубокое озеро). Предметом особого внимания являются существительные мужского и женского рода, которые оканчиваются на шипящие (карандаш, глушь).

В работе над родовыми признаками существительных, рекомендуются упражнения:

  1. Образование пар существительных мужского и женского рода

(хозяин – хозяйка, ткач – ткачиха, англичанин – англичанка. НО: шофер, космонавт.

  1. Составление словосочетаний согласование «существительное+прилагательное» при  склонении  прилагательного в различных падежах.
  2. Составление словариков с распределением существительного по родам, родовым признакам.
  3. Составление предложений и небольших тексов на антонимической основе: (Брат и сестра не похожи друг на друга он блондин, она брюнетка).
  4. Задание : доказать, какого рода имена существительные:

Степь, Волга, скот и скотина, мышь, боль, Казань, пингвин, сирота.

В процессе работы над числом следует детей учить:

  1. Различать слова в единственном и множественном числе по смыслу и по окончанию
  2. Образовывать от формы единственного числа форму множественного числа и наоборот (город – города, ручей – ручьи)
  3. Правильно употреблять существительные в речи, учитывая связь слов в предложении.

Обратить внимание детей на то, что в русском языке есть слова, которые употребляются только в единственном числе или во множественном числе (санки, каникулы, сметана, смелость).

Дети должны знать способ ( форму) выражения множественного числа, соотношение понятий «один», «много».

Упражнения:

  1. Образование форм множественного числа существительных, данных в единственном числе. Варианты: с ударными и безударными окончаниями; с твердой и мягкой основой; пары антонимов.
  2. Образование единственного числа от множественного числа: деревья, лошади, сани (конфликтное слово), имена, рисунки, падежи.
  3. Составление словосочетаний в единственном и множественном числе:

Кирпичный дом – кирпичные дома,

Предложений: Мальчики ловили в пруду рыбу. - Мальчик ловил в пруду рыбу.

  1. Построение предложений с изменением не только числа существительного, но и содержания, вызванным изменением числа:

Мальчик принес двух окуньков.

Мальчики принесли целое ведро …… .

  1. Подбор слов к существительным только множественного числа (сани, качели)  и только единственного числа (стужа, космос).

Закрепление представлений о склонении и падежах существительного.

Усвоение падежа основано на понимании учащимися связи слов в предложении. Работу над падежами можно начинать только после того, как учащиеся научаться выделять в предложении слова связанные по смыслу и грамматически (словосочетания). И в дальнейшем вся работа над падежами -  это работа над связью слов в предложении. Ученик должен четко знать, с каким словом в предложении связано данное существительное.

Наблюдая за изменением окончания слова в зависимости от другого члена предложения, ученики должны уметь выделять в слове изменяемую часть, которая служит для связи слов. Далее устанавливается зависимость между вопросом, на который отвечает существительное, и окончание слова (изменяется вопрос – изменяется окончание).

Упражнения:

  1. Склонение существительных разных типов, в трех вариантах:
  1. Склоняется само существительное
  2. Слово склоняется в словосочетании или в небольшом предложении
  3. Формы падежей вводятся в предложении и тексте
  1. Составление предложений с заданной падежной формой
  2. Упражнения в выделении падежных окончаний и их проверка.

  1. Закрепление грамматических признаков имен прилагательных.

Цель: Закрепление грамматических признаков прилагательных.

Задачи:

  1. Закрепление представлений об имени прилагательном
  2. Закрепление навыков изменения имен прилагательных по родам и числам в зависимости от имен существительных
  3. Развития умения точно употреблять прилагательные в речи

Категория рода и числа у прилагательных не имеют того самостоятельного значения, которое свойственно существительным, и являются только выразителями связи прилагательного с существительным. Следовательно, усвоить учащимися род и число прилагательных – это значит прежде всего усвоит связь этих двух частей речи. Средством выражении связи являются окончания. На окончание и должно быть направлено внимание детей, например:

 День (какой?) теплый. Ночь (какая?) теплая.

Учитывая, что окончания прилагательных среднего рода –ее – и окончание прилагательных множественного числа –ие -, близки по произношению (что нередко бывает причиной ошибочного написания), необходимо специально поупражнять учащихся в их написании:  

Какое? Зимнее утро, какие? Зимние деньки.

По аналогичной причине возникает необходимость в проведении сравнения окончания прилагательного женского ода единственного числа на – ая – и окончания прилагательных множественного числа – ые -:

Красная  лента – красные ленты

Упражнения:

  1. Составление различных вариантов словосочетаний и предложений с прилагательными
  1. Выбор прилагательных из числа синонимов
  2. Замена прилагательных – антонимов
  3. Введение нескольких синонимов (даль широкая, бескрайняя)
  1. Тренировка в постановке вопросов к прилагательному в тексте, поиск аналогий в вопросе и в прилагательном (какая береза? Белая)
  2. Подобрать возможно большее число прилагательных к заданному существительному, по теме «Зима»
  3. Восстановление деформированного предложения.
  4. Составление простых распространенных предложений:

Наступила осень. – Наступила золотая осень).

  1. Закрепление грамматических признаков глаголов.

Цель: закрепление грамматических признаков глаголов

Задачи:

  1. Закрепление понятий «глагол – как часть речи»
  2. Закрепление навыков изменения глаголов по числам и временам
  3. Употребление различных форм глагола в речи

Следует обратить внимание учащихся на смысловую сторону категории числа глагола и на грамматическое средство выражение числа. Н основе конкретных наблюдений дети должны быть подведены к обобщению о том, что глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета,

Глагол во множественном числе обозначает действие одного или нескольких предметов, при изменении глагола изменяется его окончание.

Таким образом, достигается установление учениками связи между вопросом, на который отвечает глагол, формой , числа, в которой он употреблен и окончанием.

В процессе выполнения соответствующих упражнений у детей закрепляется умение изменять глагол по числам:

(что делает?) (единственное число) говорит;

(что делают?) (множественное число) говорят.

Овладение временными формами глаголов является для учеников трудной задачей, так как при образовании временных форм ученику нужно учитывать вид глагола.

Сущность временной формы глагола раскрывается учениками на основе сопоставления, когда совершается действие и  когда о нем сообщатся, т.е на основе сопоставления времени совершения действия относительно момента речи.

При распознавании времени глагола основными показателем выступает вопрос, на который отвечает вопрос. Поэтому важно научит детей правильно пользоваться вопросами. В качестве исходной для образования временных форм берется неопределенная форма; кроме того необходимо сделать предметом осознания учениками дифференцированной постановки вопроса что делать? Что сделать? с  учетом завершенности действия.

Виды упражнений:

  1. Выяснение роли глагола в предложении
  2. Вопросы к глаголу и от глагола в словосочетаниях, предложениях
  3. Спряжение глаголов в разных временах с личными местоимениями и с существительными
  4. Составление словосочетаний: купил книгу, вернешься из леса
  5. Перестройка предложений с изменением времени глагола
  6. Образование антонимичных пар (вошел – вышел, прибежал – убежал), составление с ними словосочетаний.
  7. Образование приставочных глаголов с заданным корнем (дать – отдать, передать, задать),объяснение значения каждого из глаголов, составление с ним предложений.

 

  1. Закрепление навыков согласования слов в словосочетаниях и предложениях.

Цель: закрепление представлений о предложении, словосочетании.

Задачи:

  1. Закреплять умения выявлять связь слов в предложении
  2. Закрепление представлений об окончаниях и предлогах как средствах выражения грамматической связи слов в предложениях и словосочетаниях
  3. Закрепление представлений о структуре предложения, его главных и второстепенных членах.

Упражнения:

  1. Определения количества слов в предложении, подлежащего и сказуемого
  2. Восстановление деформированного предложения
  3. Исправление ошибок согласования слов в предложении
  4. Деление текста на предложения
  5. Анализ предложения и составление его схемы
  6. Составление предложений по схеме или по вопросам
  7. Составление рассказа с последующим анализом предложении определенной структуры. Выделяются предложения, начинающиеся с подлежащего, о сказуемого, с второстепенного члена.

Реферат:

Тема: «Формирование морфологических обобщений у учащихся на уроках русского языка»

Учитель начальных классов: Горбачева  Ирина Анатольевна

При разработке методики логопедического воздействия в процессе формирования морфологических обобщении у младших школьников с ОНР учитывались следующие теоретические положения.

  1. Психолингвистические представления о процессе порождения речи как о сложном, многооперационном процессе
  2. Современные представления о закономерностях формирования грамматической стороны речи в онтогенезе
  3. Системный подход, представляющий формирование морфологических обобщений в единстве с другими компонентами грамматического строя речи, а также лексической, фонетической, синтаксической систем языка.
  4. Учет структуры речевого дефекта с общим недоразвитием речи. В процессе логопедической работы уделялось внимание звуковому оформлению слова, развитию лексической системности  и семантических полей, развитие словоизменения, словообразования, уточнению грамматического значения слова.
  5. Принцип поэтапности. При разработке методики формирования морфологических обобщений осуществлялся учет онтогенетической последовательности развития грамматического строя речи; этапов формирования морфологических категорий на уроках русского языка в соответствии с  требованиями современной школьной программы; общих этапов логопедической работы по коррекции общего недоразвития речи у детей младшего школьного возраста.

На основе указанных положений логопедическая работа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Закрепление представлений о морфемном составе слова.
  2. Закрепление грамматических признаков имен существительных.
  3. Закрепление грамматических признаков имен прилагательных.
  4. Закрепление грамматических признаков глаголов.
  5. Закрепление навыков согласования слов в словосочетаниях и предложениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

План по самообразованию

Как спланировать работу по самообразованию...

Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»

Отчет  о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...

Самообразование учителя как объект самоуправления. Программа самообразования учителя.

Самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи учителя. Такое определение  можно найти в словаре Ожегова. Но когда речь заходит о педагогах, то этот термин тра...

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...

Сообщение на педагогическом совете от 26.03.2015 г. «Проектирование профессионального самообразования педагога» на тему: «Продуктивность процесса самообразования» (практические рекомендации)

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт...