Литературное чтение по учебнику Э.Э. Кац
статья (1 класс) на тему
Краткий обзор программы по чтению по системе учебников "Планета знаний" Э.Э.Кац
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_po_uchebniku_e.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Агеева С.В.
Литературное чтение по учебнику Э.Э.Кац
Современное общество ставит перед школой задачу создания условий для формирования личности нравственной, эмоциональной, эстетически развитой, творческой, активной и самостоятельной. При этом необходимо сохранить индивидуальность ребёнка, развить его интерес к окружающему миру и готовность сотрудничать с людьми.
Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Но для этого надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя. Эта задача решается в процессе литературного образования в школе.
На уроках литературного чтения в начальных классах необходимо создать условия для формирования у младших школьников навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладеет навыками чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями. В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скреплённые» сквозными темами и определёнными нравственно-эстетическими проблемами.
Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.
Необходимо «расшифровать» для детей словосочетание «ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ», которое предполагает понимание того, ЧТО надо выразить и КАК это сделать.
Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения:
- умение выдерживать паузу,
- изменять темп чтения,
- изменять силу и высоту голоса, интонацию.
В программе особое внимание уделяется формированию навыка «МОЛЧАЛИВОГО ЧТЕНИЯ», чтения про себя. Такое чтение способствует формированию и развитию внутренней речи ребёнка.
Психолого-педагогические и нравственно-эстетические задачи.
В ПЕРВОМ КЛАССЕ ребёнок вводится в мир художественной литературы через игру, которая является предпосылкой художественного творчества. Известно, что у детей ярче, чем у взрослых, развито восприятие цвета, звука, ритма. Наблюдения психологов и педагогов показывают, что навыки свободного чтения легче вырабатываются у учащихся при освоении стихов. Поэтому в курсе литературного чтения в первом классе значительное место отводится в стихах.
ВО ВТОРОМ И ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре, обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении.
В ЧЕТВЁРТОМ КЛАССЕ учащиеся получают представление
- о родах литературы,
- о связи художественной литературы и истории,
- о влиянии фольклора на творчество различных писателей.
Обогащаются знания детей о внутреннем духовном мире человека, формируется способность к самоанализу.
Развитие самостоятельного творческого опыта младших школьников.
Литературное творчество помогает ребёнку оценить художественное произведение, понять позицию писателя, значение художественных средств, использованных им. В процессе этой деятельности ученик учится
- пристальнее вглядываться и вслушиваться в мир живой и неживой природы,
- переносить собственные внутренние состояния на другие объекты,
- чувствовать состояние окружающих.
Личный творческий опыт убеждает учащегося в необходимости литературоведческих знаний, полученных на уроках, так как они помогают ему выразить чувства и мысли в собственном произведении.
Определённое место занимают задания, требующие письменного самовыражения учащихся. Учебники включают систему заданий, способствующих развитию словаря и коммуникативных способностей детей.
Программа предусматривает право учителя и учащегося на выбор тем и видов творческих работ, стихотворений для заучивания, отрывков для выразительного чтения, произведений для внеклассного чтения.
Внеклассное чтение
Важной частью курса является внеклассное чтение. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью. В учебник первого класса включены задания для семейного внеклассного чтения. В учебнике второго класса произведения, предназначенные для самостоятельного внеурочного чтения, объединены в рубрику «Читальный зал». В учебниках третьего и четвёртого классов отдельно даётся система заданий для организации уроков по внеклассному чтению. Учащиеся получают специальные задания, которые стимулируют их на поиск книг и отдельных произведений по внеклассному чтению, вырабатывают умение самостоятельно ориентироваться в них.
Основные задачи курса литературного чтения
- формирование потребности чтения художественной литературы;
- развитие навыков чтения вслух и про себя;
- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для «проникновения» в художественный текст;
- развитие устной и письменной речи;
- формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни;
- развитие воображения, творческих способностей ребёнка;
- формирование нравственного сознания и чувства, способности оценить свои мысли, переживания, знания и поступки;
- формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
- обогащение представлений ребёнка об окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок пл литературному чтению по учебнику Лазаревой"Маршак.Как напроказила зима"
Урок с презентацией для 2 класса.Учебник Лазаревой(Занковская программа)...
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 3 класс
Развернутое календарно - тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса в соответствии с УМК "Школа России "...
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". 4 класс
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой "Литературное чтение". Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 3-е изд....
Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)
В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению к учебнику «Литературное чтение" Л.Ф. Климанова
Для уроков чтения мною выбрана программа «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной, рекомендованная Министерством образования Российской Федерации. Она осуществляет ...