Рабочая программа по литературному чтению к учебнику «Литературное чтение" Л.Ф. Климанова
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Для уроков чтения мною выбрана программа «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной, рекомендованная Министерством образования Российской Федерации. Она осуществляет обучение первоначальному чтению на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, учитывающего новые данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивающий интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. программы Л.Ф. Климановой «Литературное чтение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_4klass.docx | 80.67 КБ |
Предварительный просмотр:
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Нормативные правовые документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.
- Сборник рабочих программ «Школа России» под редакцией А.А. Плешакова. Москва «Просвещение», 2011г.
- Авторская программа «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина, Москва «Просвещение» , 2011г.
2.Цели и задачи курса
Приоритетная цель уроков литературного чтения в 4 классе:
Помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова. Обогатить читательский опыт.
Литературное чтение побуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Юный читатель должен быть способен:
- воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух или молча изучать текст)
- понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения ит.д.)
- воссоздавать в своем воображении прочитанное (героев, события)
- воспроизводить текст, т.е пересказывать (подробно, выборочно, сжато, творчески)
Задачи:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
3. Сведения о программе:
Программа для начальных классов «Школа России», Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина «Литературное чтение», Москва «Просвещение», 2011г
Все программы, включённые в настоящее издание, приведены в соответствие с Федеральным базисным учебным планом и федеральным компонентом Государственного стандарта начального общего образования нового поколения.
4. Обоснование выбора программы:
Для уроков чтения мною выбрана программа «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной, рекомендованная Министерством образования Российской Федерации. Она осуществляет обучение первоначальному чтению на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, учитывающего новые данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивающий интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. программы Л.Ф. Климановой «Литературное чтение»
5. Место и роль учебного курса, предмета:
Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно – нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.
6. Информация о количестве учебных часов.
Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется в 4 классе 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебных недели).
В авторскую программу изменения не вносились. На внеклассное чтение будет отводиться время на уроке литературного чтения.
7. Формы организации образовательного процесса:
- индивидуальные,
- парные,
- групповые.
- коллективные формы работы.
8. Технологии обучения:
- игровые;
- ИКТ;
- личностно-ориентированное обучение;
- деятельностный подход в обучении школьников;
- здоровьесберегающие.
9. Виды и формы контроля при усвоении программы:
- текущий (пересказ, чтение наизусть, выразительное чтение);
- промежуточный (тест, проект);
- итоговый (тест, АКР)
10. Сведения об УМК:
Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина Программа Школа России «Литературное чтение» 4класс Москва «Просвещение» 2011
Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина Литературное чтение. Рабочие программы 4 класс. Москва «Просвещение», 2011г.
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение – учебник для 4 класса. (2ч.) Москва «Просвещение», 2014г.
Л.Ф. Климанова. Чтение – рабочая тетрадь для 4 класса. Москва «Просвещение», 2014г.
Л.Ф Климанова Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс. Москва «Вако», 2014г.
II. Содержание рабочей программы по литературному чтению
Тема | Требования к уровню подготовки |
Летописи. Былины. Жития. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
Чудесный мир классики | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
Поэтическая тетрадь | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
Литературные сказки. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
Делу время – потехе час. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
Страна детства. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
Поэтическая тетрадь | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
чувствовать настроение героев, отношение автора к нему и к описываемым событиям |
Природа и мы | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
Поэтическая тетрадь | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
чувствовать настроение героев, отношение автора к нему и к описываемым событиям |
Родина. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
делить текст на смысловые части; определять характер текста по заглавию |
Страна Фантазия. | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
Зарубежная литература (8ч) | Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме. |
III. Учебно-тематический план.
Тема раздела | Количество часов | Контроль знаний | |||
тесты | проекты | чтение наизусть | Развитие речи | ||
Летописи. Былины. Жития. | 8ч | 1 | 1 | 1 | |
Чудесный мир классики. | 18ч | 2 | 2 | ||
Поэтическая тетрадь. | 11ч | 1 | 5 | ||
Литературные сказки. | 11ч | 1 | |||
Делу время – потехе час. | 7ч | 1 | |||
Страна детства. | 7ч | 1 | 1 | ||
Поэтическая тетрадь. | 5ч | 1 | 4 | ||
Природа и мы. | 11ч | 1 | 1 | ||
Поэтическая тетрадь. | 7ч | 1 | 2 | ||
Родина. | 5ч | 1 | 1 | 2 | |
Страна Фантазия. | 3ч | 1 | |||
Зарубежная литература | 9ч | 1 | 1 |
IV. Требования к обучающимся в конце 4 класса по программе «Литературное чтение»:
Ученик научится:
-владеть навыком самостоятельного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- составлять план к прочитанному;
- вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания
Ученик получит возможность знать:
- названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;
- наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- не менее 6 – 7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них.
Ученик получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- ♦ работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
.
Результаты изучения курса:
Личностные
- Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
- Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и Формирование личностного смысла учения;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
- Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- Использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные
- Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
- Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
- Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
- Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Литература:
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Литературное чтение. Рабочие программы 1 - 4 классы. Москва «Просвещение», 2011г.
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник 4 класс. Москва «Просвещение», 2014г.
Л.Ф. Климанова. Чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Москва «Просвещение», 2014г.
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 4 класс. Москва Вако», 2014г
Средства:
компьютер;
мультимедийный проектор;
телевизор;
видеоплейер;
электронное приложение.
Приложение к рабочей программе по литературному чтению для 4 класса
V. Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения
№ | Часы | Сроки | Тема урока | Планируемые результаты (УУД) | |
Летописи. Былины. Жития (8 часов) | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Читать отрывки из древнерусских летописей. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Сравнивать текст летописи с художественным текстом. Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Пересказывать былину от лица её героя. Определять героя былины, характеризовать его с опорой на текст. Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. Описывать характер человека. Участвовать в проектной деятельности. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы представленной в учебнике. | ||||
1 | 1 | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | |||
2 | 1 | Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина | |||
3 | 1 | Былина-жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | |||
4 | 1 | Былина «Ильины три поездочки» | |||
5 | 1 | «Житие Сергия Радонежского» -памятник древнерусской литературы | |||
6 | 1 | Внеклассное чтение: «Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя | |||
7 | 1 | Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития» | |||
8 | 1 | Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития» | |||
Из русской классической литературы (18 часов) | |||||
9 | 1 | Чудесный мир классики. П. Ершов «Конёк-Горбунок» (отрывок) | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать позицию писателя Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства, анализировать характеры героев. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка. Уметь составлять Иметь представление о классической литературе. Выражать своё отношение к мыслям автора. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы представленной в учебнике. | ||
10 | 1 | Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок» | |||
11 | 1 | Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-Горбунок» | |||
12 | 1 | Внеклассное чтение: А. С. Пушкин. Стихи об осени. Настроение, выраженное в стихах | |||
13 | 1 | А. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..» | |||
14 | 1 | А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | |||
15 | 1 | Волшебные сказки: народные и литературные. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | |||
16 | 1 | А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Поступки и действия как основное средство изображения персонажей | |||
17 | 1 | Внеклассное чтение: «Что за прелесть эти сказки!..». Сказки А. С. Пушкина | |||
18 | 1 | М. Ю. Лермонтов. Олицетворение - прием изображения действительности в стихотворении «Дары Терека» | |||
19 | 1 | М. Ю. Лермонтов.«Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Хорошие и плохие поступки людей | |||
20 | 1 | Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб» | |||
21 | 1 | Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» | |||
22 | 1 | Л. Толстой «Как мужик убрал камень». Умный и находчивый герой | |||
23 | 1 | Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики» | |||
24 | 1 | Внеклассное чтение. В мире приключений | |||
25 | 1 | А. П. Чехов «Мальчики». Составление плана | |||
26 | 1 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» | |||
Поэтическая тетрадь 11 (часов) | |||||
27 | 1 | Тоска по родине и красоте родной природы в лирике Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид... | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественные произведения. Читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту как отражается переживание автора в его стихах. Знать произведения о Родине. Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы. Размышлять всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношением к жизни природе людям. Высказывать свое мнение о героях стихотворных произведений. Самостоятельно оценивать своё чтение. | ||
28 | 1 | Ф. Тютчев «Как неожиданно и ярко...» | |||
29 | 1 | А. Фет. Своеобразие ритма и построения строк в стихотворении «Бабочка», «Весенний дождь» | |||
30 | 1 | Внеклассное чтение. Каким был мой ровесник? Книги о ребятах - сверстниках | |||
31 | 1 | Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...» | |||
32 | 1 | Картина сельского быта. А. Н. Плещеев «Дети и птичка» | |||
33 | 1 | Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями...» | |||
34 | 1 | Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...» | |||
35 | 1 | Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И. А. Бунина «Листопад» | |||
36 | 1 | Внеклассное чтение. Ожившие страницы прошлого. Книги о жизни трудового народа | |||
37 | 1 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | |||
Сказки русских писателей (11часов) | |||||
38 | 1 | Научно- познавательная сказка. Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. Делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, анализировать характер героя. Создавать небольшой устный текст на заданную тему. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||
39 | 1 | Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» | |||
40 | 1 | Описание. Его роль в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» | |||
41 | 1 | Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни | |||
42 | Внеклассное чтение. Из истории нашей Родины. Книги о событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века | ||||
43 | Особенности речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» | ||||
44 | Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | ||||
45 | Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | ||||
46 | Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | ||||
47 | Обобщение по разделу: «Литературные сказки» | ||||
48 | Внеклассное чтение. Вчера и сегодня. Книги о науке и технике, машинах и вещах и об их творцах - ученых и изобретателях | ||||
Делу время - потехе час (7 часов) | |||||
49 | Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца «Сказка о потерянном времени» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Определять нравственный смысл произведения. Определять жанр произведения. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Пересказывать текст от лица автора или одного героя. Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе. Инсценировать произведение, распределяя роли, выбирая режиссёра. Находить необходимую информацию в справочной литературе. Готовить сообщение о писателе. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения. | |||
50 | Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца | ||||
51 | В. Ю. Драгунский. «Главные реки». Средства создания комического эффекта | ||||
52 | Многозначность слова как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе В. Ю. Драгунского «Что любит Мишка» | ||||
53 | Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел» | ||||
54 | Внекл. чтение: «В путь, друзья!». Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных | ||||
55 | Обобщение по разделу «Делу время - потехе час» | ||||
Страна далёкого детства (7 часов) | |||||
56 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в поступках людей | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов, определять отношение автора к героям. Анализировать возможные заголовки к произведениям. Определять жанр произведения. Придумывать музыкальное сопровождение к прозаическому тексту. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. | |||
57 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых | ||||
58 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев | ||||
59 | Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» | ||||
60 | Внеклассное чтение: По страницам былин. «Садко» | ||||
61 | М. М. Зощенко «Елка». Комическое в рассказе, средства его создания | ||||
62 | Обобщение по разделу «Страна детства» | ||||
Поэтическая тетрадь (5 часов) | |||||
63 | Тема детства в произведениях В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух. художественные произведения. Читать выразительно стихи поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту как отражается переживание автора в его стихах. Размышлять всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношением к жизни природе людям. | |||
64 | Стихи о счастливых днях детства. С. А. Есенин «Бабушкины сказки» | ||||
65 | Тема природы и Родины в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» | ||||
66 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | ||||
67 | Внеклассное чтение: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». Книги о ратных подвигах родного народа | ||||
Природа и мы (11ч) | |||||
68 | Отношения человека и птицы в рассказе Д.Н.Мамина – Сибиряка «Приемыш» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение, высказывать своё мнение. Определять отношение автора к героям на основе текста. Характеризовать героя текста на основе его поступков. Составлять рассказы о животных, передавая свои чувства и своё отношение. Участвовать в работе проекта, распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с заданной тематикой. Пересказывать текст подробно и выборочно. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
69 | Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» | ||||
70 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе | ||||
71 | Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька» | ||||
72 | Внеклассное чтение: «Где? Что? Как? Почему?». Рассказы – загадки про зверей и птиц | ||||
73 | Писательская наблюдательность М. М. Пришвина в рассказе «Выскочка» | ||||
74 | Рассказ о животных Е. И. Чарушина «Кабан». Юмор в произведении | ||||
75 | Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | ||||
76 | Научно- естественные сведения о природе в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | ||||
77 | Обобщение по разделу «Природа и мы» | ||||
78 | Внеклассное чтение. Творцы книг. Рассказы о художниках-иллюстраторах книг и о тех, кто книги печатает | ||||
Поэтическая тетрадь (7 часов) | |||||
79 | Настроение, выраженное в стихах Б. Л. Пастернака «Золотая осень» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту как отражается переживание автора в его стихах. Размышлять всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношением к жизни природе людям. Самостоятельно оценивать своё чтение. | |||
80 | Весна как врем пробуждения и обновления природы в стихах С. А. Клычкова «Весна в лесу» | ||||
81 | Настроение, выраженное в стихах Д. Б. Кедрина «Бабье лето» | ||||
82 | Тема природы и Родины в стихах Н. М. Рубцова «Сентябрь» | ||||
83 | Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка» | ||||
84 | Внеклассное чтение. В мире фантастики | ||||
85 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | ||||
Родина (5 часов) | |||||
86 | Тема любви к Родине и ее героическому прошлому в стихах И. С. Никитина «Русь» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке Составлять рассказы о Родине, передавая своё отношение к Родине. Самостоятельно оценивать своё чтение. Участвовать в работе проекта, распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с заданной тематикой. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
87 | Патриотическое звучание, выразительность стихотворения С. Д. Дрожжина «Родине» | ||||
88 | Красота и величие природы в стихотворении А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске» | ||||
89 | Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане» | ||||
90 | Обобщение по разделу «Родина» | ||||
Страна Фантазия (З часа) | |||||
91 | Внеклассное чтение: в мире фантастики | Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух литературное произведение. Планировать работу на уроке. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев фантастических произведений. Придумывать фантастические истории. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||
92 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | ||||
93 | Кир Булычев «Путешествие Алисы» | ||||
Зарубежная литература (9 часов) | |||||
94 | Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера» | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Использовать полученные знания для самостоятельного чтения книг. Пересказывать самые интересные эпизоды произведений от лица героев произведений. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы. Знать произведения зарубежных авторов. Уметь выразительно читать данные произведения. Составлять | |||
95 | Персонажи сказки Г.-Х. Андерсена «Русалочка» | ||||
96 | Внеклассное чтение. В стране литературных героев | ||||
97 | Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка» | ||||
98 | Тема первой любви в произведениях М.Твена «Приключения Тома Сойера» | ||||
99 | Характеристика персонажей в соответствии с авторским замыслом. М. Твен «Приключения Тома Сойера» | ||||
100 | Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь» | ||||
101 | Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете» | ||||
102 | Внеклассное чтение. В стране литературных героев. Что читать летом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературному чтению ,Климанова
рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ФГОС календарно-тематическое планирование Климанова "Школа России"...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
План – конспект открытого урока чтения по учебнику «Литературное чтение» 2класс.
Отзыв на открытый урок по ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "Обучение грамоте. Литературное чтение" 1 класс По учебнику "Азбука" В.Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская По учебнику "Литературное чтение". Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий
данная программа включет в себя программу по обучению грамоте и программу по литературному чтению с календарно-тематическим планированием...
Анализ учебников по программе «Школа России» 4 класс. Учебник литературного чтения
Анализ учебника литературного чтения 4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Учебник: Литературное чтение, 1 класс. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Образовательная программа: "Перспектива".
Количество учебных часов за год / в неделю: 36 /_4_ ...