Работа над предложением и связной устной речью.
статья на тему
Материал подготовлен для семинара по приемственности с ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_predlozheniem_i_svyaznoy_rechyu.rar | 623.38 КБ |
prilozheniya.rar | 1.56 МБ |
rabota_nad_svyaznoy_rechyu.zip | 710.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель « обязан дать упражнения из устной речи детей
и руководить этими упражнениями и при том дать такие
упражнения, которые возбуждают мысль ребенка
и вызывают желание выразить эту мысль в слове»
К. Д. Ушинский
Актуальность проблемы
Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь – основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения. Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время - одна из основных задач школьного образования, и, в первую очередь, её начального звена. Главным условием развития речи младшего школьника является разнообразие методов и приёмов обучения грамоте учащихся на уроках гуманитарного цикла, и их умелое применение учителем.
Цель
Знакомство с учебными наработками педагога. Освоение и отработка практических умений.
Задачи
Передача педагогом своего опыта, форм, методов, приёмов педагогической деятельности.
Комментарий учителя: такие формы работы активизируют познавательную активность, внимание, способствуют развитию такого важного умения, как вести диалог, позволяют детям в игровой форме развивать свою устную научную речь.
При поступлении в школу словарный запас шестилеток должен составлять не менее 2000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи – существительные, прилагательные, глаголы, числительные, предлоги, местоимении. Должны присутствовать и
обобщающие слова одежда, обувь, посуда, животные, птицы, овощи, фрукты.
Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребенок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью как средством общения, способным при необходимости заменить собою устную речь. Поэтому в школе уделяется такое большое внимание работе над изложением и сочинением. Практика постоянно подтверждает, что в очень сложном положении оказываются те дети, которые при поступлении в школу почти не владели или плохо владели устным пересказом, не умеют связно рассказывать о различных событиях своей жизни, о просмотренных фильмах. Для проверки состояния у ребенка связной речи предлагается ему рассказать о том, что он видит на картинке «Зимние забавы».(Приложение 1.)
Дети, хорошо владеющие связной речью, смогут составить большой и связный рассказ. Другие дети окажутся в состоянии рассказать о содержании картинки лишь двумя или несколькими не связанными друг с другом предложениями. Третья группа просто перечислит изображенные предметы и явления, не сумев построить даже отдельных предложений. Необходимо научить ребенка понимать связанные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи. Очень хорошую возможность для этого создает чтение или рассказывание сказок и приучение ребенка внимательно следить за развитием действия. Большую роль в развитии связной речи играет умение ребенка давать на вопрос полный ответ. Полные ответы на эти вопросы по сути дела и будут являться пересказом прочитанной сказки. Например, по сказке «Репка» (Приложение 2.)
- Что посадил дед?
(Дед посадил репку)
-Какая выросла репка?
(Репка выросла большая)
-Что стал делать дед?
(Дед стал тащить репку)
-Смог ли дед вытащить репку?
(Дед вытащить репку не смог)
-Кого позвал дед?
(Дед позвал бабку) и т.д.
Соблюдение последовательности в изложении событий очень помогает составление рассказов по серии сюжетных картинок, сам порядок которых представляет собой четкий план рассказа. (Приложение 3.)
Постепенно ребенок подводиться к составлению самостоятельного рассказа. Для подготовки его к рассказу картинка внимательно рассматривается вместе с ним ему задаются вопросы по ее содержанию. После этого само составление рассказа уже не должно представлять для ребенка особой сложности.
Программа «Обучение грамоте и развитие речи» носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитии детей и высокий уровень сознательного чтения, речи. В период обучения грамоте ведется работа по развитию фонематического слуха детей, обучение первоначальному чтению письму, расширение и уточнение представлений детей об окружающей действительности, обогащение их словаря и развитию речи. В добукварный период важно сформировать у детей представления о понятиях:
- Речь устная и письменная
- Предложение и его графическое изображение
- Слово
На уроках предлагается составить предложения по картинкам. Определить сколько слов в предложении. Какое слово первое, второе? Из чего состоит предложение?
Предложение можно записать в виде схемы, каждое слово обозначается прямоугольником.
Игра «Кто больше?»
Составить предложение и сосчитать их. По первой картинке – про диких животных (заяц, еж, медведь). По второй картинке – про домашних животных (кот, собака, корова). (Приложение 4.)
В букварный период дети обучаются плавному слоговому чтению вслух, коротких предложений и небольших текстов. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Составление по картинке или серии картинок
определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета. (Тетради по чтению). (Приложение 5.) Здесь же учить сокращать предложение до основы, находить слова, выражающие главную мысль предложения:
Шустрый кот свалил с подоконника герань.
- Сколько слов в предложении?(6)
Кот свалил с подоконника герань.
Кот свалил герань.
Кот свалил.
- Сколько теперь слов в предложении?(2)
- Как изменилось предложение? (Уменьшилось количество слов, но смысл остался прежним)
- Почему остались именно эти слова? (Эти слова составляют основную часть предложения-его главную мысль.)
Очень важно использовать на уроках дидактические игры, дело в том, что шестилетки при поступлении в школу, как говорят психологи, оказываются в новой социальной ситуации развития. Происходит резкая смена ведущих видов деятельности, игровая деятельность сменяется учебной. Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра, органично соединяющая обучение с игровой формой его организации. Именно она позволяет «размыть» грань между игрой и учебой сделать смену ведущих видов деятельности менее ощутимой для ребенка.
Составь предложение
Описание игры: На доске печатными буквами написано слово. Дети хором его читают и составляют с ним предложение. Побеждает ряд, составивший больше предложений. Слово меняется, игра продолжается. (Приложение 6.)
Дополни предложение
Оборудование: карточки со словами, предметные картинки.
Описание игры: На доске написана или составлена на наборном полотне часть предложения, например: « Наташа читает ….». Рядом в столбик написаны слова: книгу, яблоко, газету, журнал, арбуз…Вызванный ученик соединяет начало предложения с подходящим по смыслу словом. Класс
хором читает получившееся предложение. Вместо столбика слов учитель предлагает предметные картинки. (Приложение 7)
Найдем ошибку
Описание игры: На наборном полотне составлены предложения о том как, подают голоса животные, но название действий перепутаны: «Корова лает»,
«Собака мяукает», «Кот кукарекает», «Петух мычит» и ….Вызванный ученик исправляет ошибку в одном предложении. Правильно составленное предложение класс читает хором. Работу по исправлению ошибок продолжает следующий ученик. (Приложение 8.)
Конечно, игры являются одним из ведущих методов обучения детей шестилетнего возраста и помогут учителю реализовать на практике призыв известного педагога В.А. Сухомлинского:
« Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим его научить и читать и писать. Так, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям. Просто страшно подумать, что эта ступенька становиться для многих малышей камнем преткновения.
Давайте же подниматься. Дорогие коллеги, на эту ступеньку так, что бы дети не чувствовали усталости, чтобы каждый шаг к знаниям гордым взлетом, а не усталой ходьбой обессилевшего путника изнемогающего под тяжкой ношей за плечами!»
Подписи к слайдам:
Составить предложение и сосчитать их. По первой картинке – про диких животных(заяц, медведь, еж)По второй картинке – про домашних животных( корова, собака, кот)
Игра «Составь предложение»
Первое разочарование
Я люблю приходить домой…
говорить с мамой обо всем – это для меня огромная радость
(
Галя-7,5
лет)
« Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.»
В. А. Сухомлинский
Составление графического текста по картинке
На уроках предлагается составить предложения по картинкам. Определить сколько слов в предложении. Какое слово первое, второе? Из чего состоит предложение?
Предложение можно записать в виде схемы, каждое слово обозначается прямоугольником.
Составь предложение
ИГРЫ
НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Описание игры:
На доске печатными буквами написано слово. Дети хором его читают и составляют с ним предложение. Побеждает ряд, составивший больше предложений. Слово меняется игра продолжается
Дополни предложение
Оборудование:
карточки со словами, предметные картинки.
Описание игры:
На доске написана или составлена на наборном полотне часть предложения, например: « Наташа читает ….». Рядом в столбик написаны слова:
книгу, яблоко, газету, журнал, арбуз…
Вызванный ученик соединяет начало предложения с подходящим по смыслу словом. Класс хором читает получившееся предложение.
Вместо столбика слов учитель предлагает предметные картинки.
Найдем ошибку
Описание игры:
На наборном полотне составлены предложения о том как, подают голоса животные, но название действий перепутаны: «
Корова лает», «Собака мяукает», «Кот кукарекает», «Петух мычит» и ….
Вызванный ученик исправляет ошибку в одном предложении. Правильно составленное предложение класс читает хором. Работу по исправлению ошибок продолжает следующий ученик.
Игра найдем ошибку»
Работа над предложением и связной устной речью.
Работа выполнена учителем начальных классов МБОУ «СОШ №10»
г.
Когалым
ХМАО
Игра «Найдем ошибку»
ПАМЯТКА
Какие знания необходимы ребенку при поступлении в школу?
Развитие речи и готовность к овладению грамотой
1. Одним из важных критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает:
•
умение интонационно выделять звук в словах;
•
умение выделять заданный звук в потоке речи;
•
умение определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце);
•
владение навыками звукового (фонематического) разбора слов: различение гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.
2. Умение членить слова на слоги.
3. Умение членить простые предложения на слова.
4. Умение составлять предложения из 3 - 4 слов.
5. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.
6. Умение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.
7. Уметь составлять рассказы о предметах (по плану предложенному взрослым).
8. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.
Сюжетные картинки
ШУСТРЫЙ КОТ
Шустрый кот свалил с подоконника герань.
Сколько слов в предложении?(6)
Кот свалил с подоконника герань.
Кот свалил герань.
Кот свалил.
Сколько теперь слов в предложении?(2)
Как изменилось предложение? (Уменьшилось количество слов, но смысл остался прежним)
Почему остались именно эти слова? (Эти слова составляют основную часть предложения-его главную мысль
«РЕПКА»
- Что посадил дед?
(Дед посадил репку)
-Какая выросла репка?
(Репка выросла большая)
-Что стал делать дед?
(Дед стал тащить репку)
-Смог ли дед вытащить репку?
(Дед вытащить репку не смог)
-Кого позвал дед?
(Дед позвал бабку) и т.д.
Игра «Найдем ошибку»
Составление рассказа
Учится играя хотят все!
ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ
Работа в тетради по чтению
Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Игра «Составь предложение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"
Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...
Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "
Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...
Урок обучения устной речи в подготовительном классе СКОШИ I вида "Кто? что делает? Работа над предложением."
Данная разработка урока устной речи в подготовительном классе СКОШИ I вида (конспект) поможет продолжать учить правильно произносить основные звуки; правильно, слитно произносить слова, состоящи...
Логопедическое занятие по теме "Развитие письменной связной речи. Работа над предложением."
В настоящее время отмечается стойкая тенденция увеличения числа детей с нарушениями познавательной сферы, осложненными речевым недоразвитием. Среди них выделяется ка...
Урок русского языка в 4 класса по теме "Предложение как единица речи. Актуализация знаний о предложении как единице речи."
Урок представлен в форме технологической карты....
Открытый урок "Составление распространенных предложений. Разбор предложений по членам предложения и частям речи".
Открытый урок....
Предложение как единица речи. Границы предложения. Связь слов в предложении.
Научить различать предложение, от набора слов, показать необходимость согласования слов в предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений....