Проблема адаптации школьников к процессу обучения.(из опыта работы)
методическая разработка (1 класс) по теме

 

     Проблема адаптации школьников к процессу обучения является одной из самых актуальных на современном этапе развития общеобразовательной школы.

          Адаптация– это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным ролям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

Проблема адаптации школьников к процессу обучения

( Из опыта работы учителя начальных классов Денисенко С.Ю.)

г. Каменск-Шахтинский

2012 г.

     Проблема адаптации школьников к процессу обучения является одной из самых актуальных на современном этапе развития общеобразовательной школы.

          Адаптация – это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным ролям.

          Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, эмоциональное здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

         Таким образом, адаптация может протекать  благополучно и неблагополучно, поэтому учитель должен наблюдать за детьми, прослеживая особенности его привыкания к школе.

        Начало обучения ребенка в школе сложный и ответственный этап в его жизни. Исследования показали, что дети 6-7 лет переживают кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. В среднем привыкание к школе длится от 3 месяцев до 1,5 лет.

           Среди основных причин трудности адаптации к школе можно выделить следующие:

  1. Меняется социальная позиция ребенка - из дошкольника он превращается в ученика. Появляются новые обязанности. В его жизни появляется посторонний человек, задающий требования и нормы – учитель.
  2. Происходит смена текущей деятельности. Основное психологическое отличие игровой и учебной деятельности заключается в том, что игровая деятельность является свободной, ребенок играет сам, когда хочет, сам выбирает партнеров и сюжеты игры. Учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка, т.е он действует сознательно, способен контролировать ее, учебная деятельность как бы навязана ему сверху взрослым.
  3. Важным условием психической адаптации к школе является социальное окружение, учитель, класс, семья. Успешность к адаптации зависит также  от того, насколько прочно ученик смог утвердить свою позицию в классе, среди сверстников. Тихий и податливый ученик, часто превращается в аутсайдера, учится неохотно.
  4. Одной из острых проблем при поступлении в школу является проблема сдерживания двигательной активности энергичных детей и наоборот активизация вялых, пассивных. Учитель стремится сформировать оптимальный уровень активности ребенка, а дети вынуждены к нему приспосабливаться.

     Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

      Каковы признаки дезадаптации ?  Дети напряжены – возникает эффект неопределенности, у ребенка возникает чувство тревоги и ощущение дискомфорта. Они напряжены физически. Новый режим ломает прежние стереотипы, у многих нарушается сон, аппетит, ухудшается состояние здоровья, появляется возбудимость, раздражительность.

     Перегрузки, которые испытывает ребенок, приводят к усталости. Напряжение быстро утомляет ребенка, а поскольку воля еще недостаточно развита, он не может целенаправленно осуществлять деятельность, проявляет беспокойство, часто плачет. Отсюда быстрая утомляемость. Необходимость подолгу сидеть лишает ребенка подвижности, что приводит к усилению физического утомления.

 Отслеживания процесса адаптации первоклассников проводится психологом школы. По результатам диагностики  начале учебного года 6% детей успешно освоили новую социальную роль – роль ученика, приняли новые требования, овладели новой для них деятельностью, активно вступили в новые для них отношения. Однако у остальной части учащихся этот процесс протекает по разным причинам довольно сложно и болезненно (см. Приложения № 1,2,3).

      Установив причины школьной дезадаптации, мною, по рекомендации психолога, разработан комплекс коррекционных мероприятий.

Коррекционные мероприятия по установлению школьной дезадаптации у младших школьников.

Форма дезадаптации

Причины

Коррекционные мероприятия

Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности

Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей.

Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям: «Ты-ученик!», «Твои друзья», «Что тебя тревожит?» и др.

Неспособность произвольно управлять своим поведением

Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений)

Работа с семьей: индивидуальные беседы с родителями, родительские собрания, всеобучи.

Анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение.

Неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы)

Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей.

Работа с семьей; определение оптимального режима нагрузки ученика:(посещение ребенка на дому, знакомство с его комнатой, рабочим местом, его интересами; беседа с родителями о режиме дня ребенка и др.)

      В адаптационный период большое внимание уделяю использованию на уроках развивающих технологий. Игровая деятельность остается весьма значимой и актуальной, поэтому учебный процесс сопровождается серией игр: «Дежурная буква», «Лестница», «Эхо», «Говорящее зеркало» (при обучении грамоте), «Почтальон», «Магазин», «Математическое лото» и др.(на уроках математики).

        Самочувствие детей в школе во многом зависит от межличностных отношений, поэтому, чтобы быстрее познакомить детей друг с другом провожу сюжетные игры по темам: «Правила поведения, самообслуживания», соревнования по  подвижным играм, художественные конкурсы (лепка, рисование, изготовление аппликаций). Все эти мероприятия формируют атмосферу для начального этапа жизни коллектива.

         Для преодоления ряда трудностей, возникающих при поступлении ребенка в школу, мною разработана программа деятельности в адаптационный период (см. Приложение № 4).

          Содержание адаптационной программы предусматривает развитие  собственной внутренней жизни ребенка как фактора, обеспечивающего его успешный переход к новому виду деятельности, на основе создания условий сохранения и совершенствования психического, физического и нравственного здоровья учащихся.

          В основу программы положено сочетание различных видов деятельности (двигательной, коммуникативной, ремесленной, творческой), что позволяет ребенку реализовать себя в новых для него условиях. Критерием адаптации является продвижение ребенка в каждом из видов деятельности.

          Цель программы: создание максимально комфортных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно функционировать и развиваться в новой педагогической среде (школьной системе отношений).

          Задачи:

  1. Развивать различные поведенческие умения, обеспечивающие успешность включения в новый вид деятельности.
  2. Сформировать у детей желание участвовать в индивидуальной и совместной учебной деятельности.

       Программа адаптационного периода представлена структурно. В ней отражены направления педагогической деятельности, сформулированы задачи, указаны сроки, определен планируемый результат. Реализация программы происходит поэтапно (в 6 этапов) и захватывает по времени первое полугодие учебного года.

       Содержание программы пронизывает всю образовательную деятельность, является составной частью урока и представлена системой специальных заданий.

       Программа адаптационного периода включает следующие направления педагогической деятельности: диагностическую; аналитическую; развивающую; коррекционную; консультативную.

       На первом и втором этапах программы происходит знакомство с будущими первоклассниками путем собеседования, подготовительных занятий.

       С начала октября в течение 10-15 дней реализуется третий этап программы – диагностический. Он предусматривает изучение особенностей каждого ученика, выявления уровня интеллектуального, физического, социального развития, основных характеристик памяти, внимания, особенностей поведенческих реакций, уровня развития познавательной сферы. Индивидуальные психофизиологические характеристики фиксируются психологом в индивидуальных картах ребенка.

          Третий этап плавно переходит в четвертый – развивающий. На основе диагностических данных через систему заданий проводится тренинг основных психофизических характеристик, который обеспечивает оптимизацию познавательной деятельности и поведенческих реакций, формирует обще-учебные умения, при этом происходит социализация учащихся через освоение ими новой роли. Это наиболее важный этап, по времени он занимает 2 – 2,5 месяца.

        На пятом этапе проводится заключительная диагностика по оценке уровня адаптации учащихся. Отслеживается продвижение ребенка по отношению к самому себе. Данные снова фиксируются в индивидуальных картах. На этом же этапе выявляются неадаптированные учащиеся.

        Для таких учащихся существует шестой этап – коррекционно- развивающий , где с дезадаптированными учащимися проводят специальные занятия школьный психолог по индивидуальным программам, что обеспечивает контроль за индивидуальным развитием психофизических характеристик ребенка, его продвижением во всех видах деятельности и в поведении.

         Все этапы сопровождаются информацией об адаптации учащихся с родителями, учащимися, с коллективом школы.

         Реализация этой программы позволяет наиболее успешно и безболезненно освоиться учащимися в школе.

                                                                                            Приложение № 4

Программа деятельности в адаптационный период.

Вид деятельности

Задачи

Сроки

Технологии

Планируемый результат

Первый этап

Диагности-

ческая

1.Выявить уровень интел-

лектуального, физического и социального развития.

2.Информирование родителей о состоянии физического и социального развития

апрель-

май

диагностика психологом

собеседова-

ние учителя, психолога с родителями

1.Умение адекватно реагировать на ситуации.

2. Умение понимать задание.

3. Владение саморегуляцией.

4. Умение организовать свою деятельность

Второй этап

Диагности-

ческая

1.Выявить уровень интел-

лектуального, физического и социального развития.

2. Выявить уровень мотивационной готовности.

3.Информировать пед. коллектив о результатах набора детей в 1 классы.

сентябрь

собеседова-

ние,

родитель -

ское собрание,

педсовет

1.Умение адекватно реагировать на ситуации.

2. Умение понимать задание.

3. Владение саморегуляци-

ей.

4. Умение организовать свою деятельность

5.Речевая активность

6. Владение звуковой культурой.

7. Значение числовой последовательности.

8. Выявление общей понятливости, осведомленности.

9.Знание своей фамилии, имени, года рождения, дом. 10. Освоение роли быть школьником.

 

Третий этап

Исследова-

тельско-

диагности-

ческий

1.Выявить отно-

шение ребенка

к роли школь-

ника.

2.Изучить разви-

Тие крупной и

мелкой мотори-

ки.

3.Определить уро

Вень развития мыслительных операций.

4.Изучить отдель

ные свойства внимания памяти

и восприятия.

5.Определить уро

вень сформиро-

ванности рече-

вой активности.

6.Изучить осо-

Бенности пове-

денческих реакций.

7.Изучить пред-

ставление о рабо-

тоспособленнос-

ти ребенка в монотонной деятельности.

8.Информиро-

вать коллектив школы, родителей о результатах исследователь-

ско- диагности-

ческой деятельности.

октябрь

Система

развивающих

задании и

упражнений

«Проведи дорожку»,

«Графический

диктант»,

«Ассоциативные ряды»,

«Рисунок семьи».

«Сравни картинки»,

«Выбор парных картинок»,

«Вербальное

И визуальное представление объектов»

1.Умение слушать и слышать.

2.Умение выполнить задание учителя.

3.Умение ориентироваться на листе бумаги.

4.Умение проводить зрительный контроль.

5.Умение управлять движением своей руки.

6.Самостоятельно делать умозаключе-

ния.

7.Умение контролировать свои действия.

8.Умение распределять и концентрировать свое внимание.

9.Умение составлять рассказ на определенную тему.

10.Граммати-

чески правильно строить предложения.

11.Умение придавать эмоциональную окраску голосу при передаче содержания.

Четвертый этап

Развиваю-

щая

1.Формировать

деятельностно-

коммуникативные,

познавательные,

общеучебные умения.

2.Способствовать

Их дальнейшему

Развитию для успешного включения уч-ся в образовательную деятельность.

3.Формировать адаптивное поведение в школе.

4. 8.Информиро-

вать коллектив школы, родителей о результатах развивающей деятельности учащихся.

5. Выявить неадаптированных детей.

ноябрь-

декабрь

Система тренинговых упражнений на уроках:

«Графический

диктант»,

«Ассоциативные ряды»,

«Рисунок семьи».

«Сравни картинки»,

«Выбор парных картинок»,

«Вербальное

И визуальное представление объектов»,

«Рисунок змейки», «Четвертый лишний», «Сложи рисунок», «Домики на поляне», «повтори слова», «Сравни слова», «Выложи сам», «Пляшущие человечки».

1.Умение слушать и слышать.

2.Умение выполнить задание учителя.

3.Умение ориентироваться на листе бумаги.

4.Умение проводить зрительный контроль.

5.Умение управлять движением своей руки.

6.Усвоение основных этических, дисциплинар-

ных правил, взаимоотноше-

ний между детьми и учителем.

7.Самостоятельно сравнивать, обобщать и анализировать.

8.Устанавливать взаимосвязь, делать умозаключение.

9.Контролиро-

вать свои действия.

10.Распределять и концентриро-

вать внимание.

11. 10.Граммати-

чески правильно строить предложения.

11.Умение придавать эмоциональную окраску голосу при передаче содержания.

Пятый этап

Диагнос-

тическая

Заключи-

тельная

диагнос-

тика

1.Выявить уровень адаптации учащихся к школьной среде.

2.Информировать коллектив школы, родителей орезультатах адаптации детей.

январь

Система заданий, тестирование, анкетирование.

Качественные

Данные об уч-ся, об успешности их адаптации к новому виду деятельности( заполнение индивидуальных карт развития учащихся)

Шестой этап

Коррек-

ционно-

консуль-

тативная

1.Развивать познавательные, психические, общеучебные умения.

2.Обеспечивать контроль за индивидуальным развитием характеристик показателей дезадаптированных детей.

3.Индивидуально информировать родителей, администрацию, коллектив школы об итогах коррекции дезадаптированных детей.

февраль-

май

Система индивидуальных упражнений, групповая работа.

Качественные

показатели индивидуально

го (динамика)

дезадаптирован

ных учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: « ИГРОВЫЕ МОМЕНТЫ НА УРОКАХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ» (Из опыта работы).

Методическая разработка по теме : "Игровые моменты на уроках",  направленная в помощь учителям начальных классов. Данное пособие содержит в себе теоретический материал о роли игры на уроках, а та...

Особенности адаптации школьников в процессе обучения.

Трудности, с которыми встречаются первоклассники в первые дни учебы школы. Роль учителя  в адаптационный период, методы и приемы, которые мотивируют обучающихся на получение знаний....

Обобщение опыта по теме: «Развитие произвольного внимания младших школьников в процессе обучения через использование учебно-дидактических игр в урочной и в неурочной деятельности».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №12»      Обобщение опытапо теме:«Развитие произвольного внимания младших школьни...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие самостоятельности у младших школьников в процессе обучения математики"

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие самостоятельности у младших школьников в процессе обучения математики"...

Доклад на тему: "Использование современных педагогических технологий в процессе обучения( из опыта работы ) "

Доклад на заседании МО учителей начальных классов на тему: "Использование современных педагогических технологий"....

Использование современных педагогических технологий в процессе обучения (из опыта работы).

Во все времена профессия учителя была очень важной. Без учителя сложно представить развитие общества и человека. ФГОС второго поколения не позволяют работать по - старому. Современный учитель дол...