Особенности адаптации школьников в процессе обучения.
статья (1 класс) по теме
Трудности, с которыми встречаются первоклассники в первые дни учебы школы. Роль учителя в адаптационный период, методы и приемы, которые мотивируют обучающихся на получение знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 4.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности адаптации школьников в процессе обучения.
В первые дни учебы все ребята переполнены радостью и волнением от новых условий жизни. Подавляющее число малышей страстно хотят учиться.
Однако дети испытывают значительные трудности при адаптации к новым условиям обучения и воспитания. Они напряжены психически: эффект неопределенности, связанный с совершенно новой жизнью в школе, вызывает тревогу и ощущение дискомфорта у ребят. Ведь так мал их жизненный опыт! Психические нагрузки и новый режим ломают прежние стереотипы. Даже у хорошо воспитанного ребенка, который умеет соблюдать правила и приучен жить в условиях твердого режима, изменяется поведение. У некоторых детей появляется возбудимость, раздражительность. Перегрузки, которые испытывает ребенок, могут привести к утомлению, снижению работоспособности.
Развитие работоспособности зависит от многих факторов. Здесь необходимо учитывать эмоциональную заинтересованность ребенка в задаваемом деле, интерес к конечному результату. Утомляемость разрушает работоспособность. Сталкиваясь с трудностями, малыш чаще всего падает духом, что приводит к капризам, плаксивости, раздражительности.
В адаптационный период дети нуждаются в особом, эмоционально окрашенном внимании учителя. Выражение подбадривания, уверенности в том, что он, как и другие сверстники, будет успешно учиться и справится с правилами поведения в школе, не только успокоит его, но и придаст уверенности в своих силах. В классе есть дети, которые с трудом справляются с программой, испытывают затруднения при обучении.
Учителю необходимо поддержать их в трудный момент, не критиковать ребенка излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми.
Многолетний опыт работы и посещение большого количества уроков разных учителей позволили выделить некоторые приемы, с помощью которых в сравнительно короткие сроки можно достичь хороших результатов в организации детского коллектива.
Наиболее успешно реализуется прием поощрения. Его можно распространять на одного ученика, на группу учеников или целый класс.
Поощрение полезно сочетать с перечислением недостаточно сформированных у детей правил: посадки, чтения, письма и др. С одной стороны, это делается как бы попутно, без выделения на уроке специального времени, с другой – такое упоминание о правилах находит моментальный отклик в действиях учащихся. Правила в данном случае выполняются с большим желанием и интересом.
Можно применять поощрения с целью профилактики возможных нарушений при выполнении различных действий, недостаточно усвоенных детьми. Например, я говорю ребятам: «Сейчас я посмотрю, кто из вас быстро и бесшумно откроет учебник». Флажок на парте или у рабочего места, солнышко на обложке тетради – такое поощрение носит уже предметный характер.
Поощрения часто используются во время игры. Например, детям предлагается игра « Кто подарит этот букет?» Смысл её в следующем. Каждый цветочек букета и ваза вырезаются из цветной бумаги или открытки. В процессе урока или всего учебного дня они вручаются наиболее отличившимся учащимся. На уроках такую игру полезно проводить, когда объясняется сложный учебный материал.
В течение всего учебного дня игра используется в конце недели, четверти. Игровой процесс является прекрасным стимулом и дисциплинирует учащихся в наиболее сложные периоды учебы.
Учитывая эмоциональную восприимчивость первоклассников, я постоянно использую музыку в процессе урока: провожу музыкальные и физкультурные минутки с элементами ритмической гимнастики, танцевальных движений.
Организация урока с использованием музыки снимает физическое и умственное напряжение, длительно поддерживает работоспособность, бодрый настрой. Кроме музыки на уроках использую и другие приемы, эмоционально окрашивающие занятие: речёвки, скороговорки, чистоговорки, потешки, шутки, юмор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема адаптации школьников к процессу обучения.(из опыта работы)
Проблема адаптации школьников к процессу обучения является одной из самых актуальных на современном этапе развития общеобразовательной школы. ...

Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников
Особенности воздействия семьи на процесс обучения младших школьников...

Особенности адаптации первоклассников к школьному обучению
При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка; ведущей становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольни...
Проявление индивидуальных особенностей внимания младших школьников в процессе обучения
Данный материал будет интересен учителям, работающим с детьми младшего школьного возраста....
«Особенности развития математических способностей младших школьников в процессе обучения математике».
В статье идёт речь о проблеме развития математических способностей младшего школьника в процессе обучения математике, перечисляются требования к методическим материалам....

Особенности формирования познавательного интереса и развития мышления у младших школьников в процессе обучения.
Урок является ключевым средством для формирования способностей и организации взаимодействия педагога с учащимися. Далеко не весь учебный материал для младших школьников интересен. Чтобы у ребенка появ...
Учёт возрастных особенностей младших школьников в процессе обучения
Учёт возрастных особенностей младших школьников в процессе обучения...