Педагогические принципы и цели обучения при использовании информационных технологий в учебном процессе начальной школы.
статья по теме

Приходько Валентина Евгеньевна

Включение компьютерного практикума в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для формирования их учебной деятельности и развития индивидуальных качеств. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_v_obuchenii.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические принципы и цели обучения при использовании информационных технологий в учебном процессе начальной школы.

В.Е. Приходько – к.п.н., учитель начальных классов

МАОУ гимназия «Мариинская»  г. Таганрога

    Из истории педагогики нам известно, что цели и принципы обучения отражают насущные общественные потребности. Под влиянием прогресса, по мере накопления педагогического опыта они видоизменяются и совершенствуются, что позволяет сохранить учебный процесс целостным и эффективным.

    Одним из новых видов педагогических технологий являются компьютерные. Личностное развитие ребенка претерпевает существенное изменение под влиянием компьютеризации. Для использования возможностей компьютеров в развитии и обучении учащихся 1-4 классов в МОУСОШ № 28 г. Таганрога с 2000 года разрабатывается программно-методический комплекс под названием «Компьютерный практикум для начальной школы», в составе  которого  45 дидактических компьютерных игр, использующих более 1000 упражнений для учащихся начальных классов.

     Выбор основных целей использования практикума основан на учете следующих возрастных особенностей учащихся:

- в начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с его дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным;

- большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, еще не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность - существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;

- высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.

        Таким образом, включение компьютерного практикума в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для формирования их учебной деятельности и развития индивидуальных качеств.

     В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при этом, выделим следующие:

- принцип доступности. Возрастные возможности учащихся начальной школы позволяют им легко освоить работу на компьютере с использованием манипулятора «Мышь», а применяемые упражнения подбираются учителем согласно их достигнутому  уровню;

- принцип индивидуальной направленности. Он осуществляется в процессе индивидуальной работы за компьютером в индивидуальном темпе. Сложность компьютерной программы может подбираться также индивидуально;

- принцип личностной направленности. Известно, что пока ребенок не ощущает значение чего-либо для себя лично, он относится к этому безразлично. При работе за компьютером учащийся понимает, что компьютерная программа предназначена именно для него, и он является «владельцем» ситуации. Он - единственный и главный элемент опеки электронного наставника;

- принцип самостоятельной деятельности. Осуществляется в процессе индивидуальной работы за компьютером;

- принципы наглядности и моделирования. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным. Моделирование же дидактических понятий позволяет оказывать более активное влияние на процесс усвоения за счет, прежде всего, создания новой предметной «реальности», в которой ученик является не просто созерцателем, но активной стороной действия в этой предметной области;

- принципы связи теории с практикой и прочности. Забывание изученного материала наиболее интенсивно происходит сразу после обучения. Кроме того, память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется. Поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой компьютерной среды способствует их лучшему закреплению;

- принцип познавательной мотивации. Для реализации своих игровых потребностей учащийся должен уметь играть, т.е., в случае использования компьютерного практикума, иметь соответствующее развитие и необходимые знания, умения и навыки. Таким образом, стремление хорошо играть побуждает его к изучению соответствующих темам игр разделов учебной программы;

- принцип проблемности. В ходе проведения игры учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки. Находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы;

- принцип универсальности. Хотя дидактические материалы и охватывают все основные темы типовой учебной программы  по математике и русскому языку, они предназначены в основном для закрепления знаний, развития умений и навыков. Таким образом, их можно использовать совместно с любыми другими учебными программами.

       Компьютер является универсальным средством обучения, именно поэтому он позволяет педагогу не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и решать гораздо более важную задачу, стоящую перед обучением, - развивать личность учащегося, удовлетворять ее познавательные интересы.                                    Одним из важнейших факторов, побуждающих учащихся пользоваться наиболее творческими, активными видами деятельности, является интерес к учебе. Именно он оказывает самое существенное влияние на формирование духовных интересов школьников.

    Компьютерное обучение, в свою очередь, оказывает огромное влияние на формирование познавательного интереса учащихся. Формирование у учащихся нужной мотивации учения позволяет управлять их деятельностью.

     При использовании информационных технологий в учебном процессе необходимо ставить и реализовывать следующие задачи:

-    вырабатывать общеучебные навыки рациональной организации учебного труда;

-     формировать интерес к изучаемому предмету;

- целенаправленно формировать обобщенные приемы умственной деятельности;

-     развивать самостоятельность учащихся;

-     готовить учащихся к творческой преобразующей деятельности;

-    вырабатывать умение пользоваться полученными знаниями и расширять эти умения за счет самостоятельного изучения.

      Применение информационных технологий в обучении определило в нашей работе важный принцип обучения - принцип индивидуализации. Компьютерное обучение, являясь по своей форме самостоятельным, индивидуальным, осуществляется по общей методике, которая реализуется в обучающей компьютерной программе.

      Через индивидуализацию обучения с помощью информационных технологий осуществляется переход к его дифференциации. При обучении с использованием компьютерных обучающих программ учащийся имеет возможность самостоятельно, в удобном для него темпе изучать новый материал или повторять пройденный; выполнять задания, соответствующие его уровню усвоения материала.

     Анализ уроков интегрированных уроков с применением ПК в начальной школе показывает эффективность использования компьютерных технологий для развития математических способностей детей при формировании и совершенствовании вычислительных навыков, закреплении и углублении числовых и геометрических понятий, овладении основами абстрактно-логического мышления.

      Ускорение раннего развития детей делает реальностью внедрение компьютерных технологий на самых ранних этапах школьного обучения - начиная с 6-летнего возраста. Расширение рынка обучающих и развивающих программ превращает эту реальность в целесообразность, а компьютеризация общественного производства и всех сфер жизнедеятельности человека делают целесообразность необходимостью.

    Модель компьютерного занятия должна быть многогранной, или полифункциональной: формировать не только знания, но и развивать обучаемых, вовлекать их в сферу разносторонней психической деятельности. На этой основе происходит развитие интеллекта, мотивации, воли и пр. Поэтому модель компьютерного занятия должна быть также процессуальной.

    Модель должна также отвечать критериям противоречивости и проблемности, вариативности и гибкости.

     Компьютерное занятие не предполагает стопроцентного использования своего времени на работу с компьютером. Поэтому необходимо рассмотреть проблему сочетания слова преподавателя и использования компьютера. Можно выделить несколько форм такого сочетания:

1) преподаватель руководит работой обучаемых с компьютером, знания об объекте изучения они извлекают сами;

2) знания об объекте изучения обучаемый получает от преподавателя, а компьютер служит подтверждением или конкретизацией вербальных сообщений;

3) на основании работы с компьютером, осуществленной учащимися, преподаватель решает совместно с ними учебную проблему;

4) опираясь на информацию, заложенную в компьютер, педагог сам решает проблему (и показывает ее решение) монологическим методом.

    В зависимости от рассмотренных форм сочетания компьютерное занятие может быть проведено различными методами обучения:

- алгоритмическим и исследовательским методами при первой форме сочетания;

- монологическим и диалогическим методами - при второй форме;

- при третьей форме сочетания действий преподавателя и применения ЭВМ доминирующими методами будут диалогический и эвристический;

- четвертая форма сочетания предопределяет применение монологического метода обучения.

      Эффективность проведения занятия с компьютерным сопровождением зависит от многих факторов. К ним, как известно, относятся: содержание учебного материала; форма проведения занятий; выбранная преподавателем форма сочетания компьютера с применяемыми им методами обучения; актуальный уровень развития у учащихся интеллектуальной, мотивационной и других сфер; наконец, уровень методического мастерства преподавателя и его умение отбирать и применять программные педагогические средства.

      Таким образом, модель компьютерного занятия как дидактическая система включает номенклатуру целей обучения знаниям и умениям, целей развития основных сфер человека, целей формирования учебной деятельности; характеристику содержания учебного материала, критерии его отбора для создания программных педагогических средств, связи программного материала с остальным содержанием занятия; характеристику дидактической структуры занятия; мотивационное его обеспечение; указания на формы связи деятельности преподавателя и применения компьютера и связанное с ними сочетание методов обучения. Педагогическая эффективность компьютерного занятия зависит от ряда вышеназванных факторов и от того, насколько реализован замысел, представленный в его модели.

     Главным условием успешного внедрения информационных технологий в учебный процесс в младшем школьном звене является обеспечение преемственности учебных программ всех ступеней обучения, более эффективное интегрирование компьютерных технологий в систему межпредметных связей.

     Не менее важные задачи, требующие решения на пути совершенствования учебного процесса, - повышение квалификации учителей начальной школы в качестве пользователя ПК, организация постоянного обмена опытом применения обучающих и развивающих программ и средств мультимедиа, оборудование новых компьютерных кабинетов и своевременная модернизация устаревшей техники.

     Таким образом, применение информационных технологий в обучении дает возможность сделать процесс обучения в начальной школе более эффективным и интенсивным.

Литература:

1. Варченко В.И., Фуксон Л.М. ПМК «Радуга в компьютере». Калининград: ГП «КГТ». - 2000.

2. Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех.» - М., Центр «Педагогический поиск»- 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЛИЦЕЯ

Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы лицея...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Вступая в компьютерный мир, человек должен знать теоретические основы информатики и уметь применять компьютер в своей профессиональной деятельности. Школа обязана готовить детей к жизни в современном ...

Применение информационных технологий в учебном процессе начальной школы.

Использование информационных технологий в начальной школе является средством повышения познавательного интереса школьников к учебной деятельности....

Использование мультимедийных технологий в учебном процессе начальной школы

Внедрение мультимедийных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития инд...

Применение информационных технологий в учебном процессе начальной школы.

Использование информационных технологий в начальной школе является средством повышения познавательного интереса школьников к учебной деятельности....

Статья на тему : Использование информационных технологий на уроках в начальной школе для повышения мотивации к обучению

Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более современный учитель должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК, ...