Использование информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе для повышения качества обученности и воспитанности учащихся
статья на тему

Представление опыта работы учителя начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл baychurina_innovatsionnyy_opyt.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Байчурина Екатерина Васильевна

431430,  

Республика Мордовия,

г. Инсар,

ул. Советская, 22, МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Учитель начальных классов.

26 лет

 

II.Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

    «Использование информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе для повышения качества обученности и воспитанности учащихся»

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

   Опыт призван решить противоречие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса.

   В качестве новых условий образовательной деятельности выступают информационно-коммуникационные технологии.

   Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными  компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную  с их помощью информацию  для дальнейшего самообразования.

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

    Идея изменений относится к изменению организации учебного и воспитательного процесса. Основными изменениями в организации учебного и воспитательного процесса считаю  грамотное использование возможностей современных информационно-коммуникативных технологий в начальной школе, которое способствует:

-активизации познавательной деятельности, повышению качества успеваемости и уровню воспитанности школьников;

-достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках;

- развитию навыков самообразования и  самоконтроля у младших школьников;

- повышению уровня комфортности обучения;

- снижению дидактических затруднений у учащихся;

- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;

- развитию информационного мышления школьников, формированию информационно-коммуникативной компетенции;

- приобретению учащимися навыков работы на компьютере с соблюдением правил безопасности.

3.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

      Под использованием информационных технологий в начальной школе, на мой взгляд, следует понимать комплексное преобразование  «среды обитания» учащегося, создание новых средств для его развития и активной творческой деятельности. Компьютер в обучении младшего школьника должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Такое понимание компьютера имеет гуманитарный развивающий характер.

       Анализируя различные аспекты использования ИКТ в начальной школе, для себя я выделяю следующее:

 - компьютер как средство обучения, как «своеобразный учитель»;

 - компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу и делать процесс обучения более творческим.

     Монитор компьютера выступает в качестве модернизированной школьной доски, на которой демонстрируется необходимый для освоения материал. Такой способ имеет свои преимущества перед традиционным. В частности, сочетание классического объяснения нового материала с электронными иллюстрациями существенно расширяет спектр способов предъявления информации. Закрепление изученного материала можно успешно сочетать с использованием электронных заданий для индивидуальной работы. Следует отметить, что проведение  контроля усвоения знаний при использовании электронных материалов развивает самоконтроль и самостоятельную деятельность школьников по применению полученных знаний.

   Ограничения могут быть связаны с отсутствием условий для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, с отсутствием электронных учебных материалов по предметам. Трудоемкость опыта заключается в комплексной, четкой организации учебного процесса, в  соблюдении строгой логичной последовательности в курсе отдельного предмета.

4.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

     Применение информационных технологий делает необходимым наличие современного компьютерного  и мультимедийного оборудования. Постоянное повышение знаний и навыков педагога в области информационных технологий, создание медиатеки уроков и внеклассных мероприятий.

5.Результат изменений

    Субъектный результат изменений проявляется в повышение качества обученности и воспитанности учащихся. Наблюдается положительная динамика в росте познавательной активности и мотивации творческой деятельности, в развитии логического и творческого мышления у учащихся.

     Материальными продуктами опыта являются дидактические материалы в виде мультимедийных презентаций и разработок, создание в школе медиатеки уроков и внеклассных мероприятий.

6.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

   Публикаций не имею. Предоставление опыта происходило в рамках школьного методического объединения, через проведение открытых уроков с использованием ИКТ и путем выкладывания материалов на личном сайте.

III. Описание инновационного опыта учителя

         В современных условиях развития образовательной системы, стоит вопрос, как обеспечить качественное и комфортное обучение каждого ученика, обеспечить усвоение каждым стандарта образования, повысить мотивацию к учению, дать возможность для дальнейшего развития.

     Для достижения положительных результатов в обучении,  на уроках пытаюсь создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, используя технологию педагогической поддержки и помощи. Отмечая достижения каждого ребенка, сочетаю разумную требовательность с уважением к личности ученика.  При этом большое значение приобретает формирование психологически комфортной учебной среды, где  ребёнок может быстро преодолеть неуверенность в своих действиях, где создаются доверительные отношения между всеми участниками учебно-воспитательного процесса, и   активизируется творческая, учебно-познавательная деятельность.  

     Для реализации этих целей у меня возникла необходимость применения в практике работы  разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно- коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

  • учителю перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, что способствует осознанному усвоению знаний учащимися;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне;
  • индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

       Презентации позволяют мне добиться максимальной активизации и визуализации обучения, сделать урок эмоционально насыщенным и интересным для учащихся (где проектор минимизирует необходимость использования мела на доске и заметно ускоряет процесс подачи материала), оценить глубину понимания детьми изучаемого  материала.

 

       В своей работе на разных этапах образовательного процесса я использую различные виды информационных технологий – электронные пособия, презентации, обучающие игры. Данные виды информационных технологий применяются с учётом практической содержательности, системности и целостности учебного материала.

     От первого  класса к четвертому растет процент активности и самостоятельности детей. Овладев навыками работы с компьютером, учащиеся сами стараются  проявить инициативу в подборе и презентации материала по предмету, объединяясь для этого в группы или работая индивидуально. Это позволяет учащимся усвоить материал не только на базовом, но и на расширенном уровне.

    Использование информационных технологий во внеклассной деятельности даёт возможность реализовать свои идеи на современном уровне, создаёт особую эмоциональную атмосферу.

V. Информационные характеристики опыта

Характеристики инновационного опыта

Обучение

Воспитание

Дополнительное образование

1. Ценности и ценностные ориентации

Создание ситуации успеха для каждого ученика. Гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса.

Социализация и индивидуализация личности.

 Выбор для каждого ребенка «дела по душе».

2. Цели и задачи

Подготовить ребенка к жизни в постоянно меняющемся мире, дав ему не только сумму базовых знаний, набор полезных и необходимых умений и навыков, но и сформировать умение находить и осваивать новые знания самостоятельно, уметь действовать в условиях неопределенности. 

 Создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и с обществом.

 Обеспечить и поддержать процессы формирования и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности

3. Содержание образования

 Программа «Школа России»

 Сочетание коллективного и индивидуального воспитания, взаимодействие детей друг с другом.

 

4. Технологии, в том числе ИКТ

  ИКТ, игровая,  технология педагогической поддержки и помощи сотрудничества, проблемное обучение, здоровьесберегающие.

  ИКТ, игровая, сотрудничества, технология педагогической поддержки и помощи, здоровьесберегающие.

ИКТ, игровая, технология педагогической поддержки и помощи, сотрудничества.

5. Средства

  УМК «Школа России»,  справочная литература, компьютер, проектор мультимедийный, медиа–ресурсы  и электронные учебники, раздаточный материал.

 Компьютер, видеоматериалы,  медиа–ресурсы, литературные произведения, сценарии КТД и классных часов.

 Компьютер,  видеоматериалы,  медиа–ресурсы, библиотечный фонд школы.

6. Методы

  Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: объяснение, дискуссия, демонстрация.

Методы стимулирования и мотивации интереса к учению: создание эмоциональных, нравственных переживаний, ситуации новизны, актуальности, создание ситуации успеха в учении.

Методы контроля и самоконтроля в обучении: устные, письменные, программированные.

 Методы организации деятельности и опыта поведения: поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций.

Методы стимулирования деятельности и поведения: требование, соревнование, поощрение, метод естественных последствий.

 Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием по предмету, создание ситуации поиска, творческие задания.

7. Организационные формы

 Классно-урочные, групповые.

Коллективные, групповые, индивидуальные, КТД, классные часы.

Викторины, КВН

8. Образовательная среда

 Педагоги, учащиеся

  Педагоги, учащиеся, родители

Школьная библиотека

9.Информационно-методическая среда

  ШМО, открытые уроки, мастер-классы, педсоветы.

 МО классных руководителей.

РМО

10.Информационные ресурсы

 Методическая копилка сценариев уроков  учителя, материалы ШМО

  Методическая копилка внеклассных мероприятий учителя, ШМО

 

11.Организационные ресурсы

  Педагогический совет, ШМО

  Педагогический совет, ШМО

 

12.Мотивационные ресурсы

   Самоактуализация (профессиональный рост) педагога в связи с тем, что качество образования учащихся напрямую зависит от стремлений учителя совершенствовать свою деятельность

 Удовлетворение учителя от взаимодействия с учениками во внеурочной деятельности, успехи детей во внутришкольных мероприятиях.

 Успехи детей  во внешкольных мероприятиях.

13.Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

  Методическая литература по предметам, курсовая подготовка, самообразование.

 Литература по воспитательному процессу, журнал «Современный классный руководитель»

 

14.Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

  Обеспеченность техническими средствами обучения и эффективность их использования. Создание банка информационных материалов по учебной деятельности.   

 Компьютеры, видеоматериалы.

 

Разработка учителем  программно-методического обеспечения  внеурочной деятельности

№ п/п

Наименование разработки

Год создания

Кем утверждены

1.

Рабочая программа «Я-гражданин России»

2014-2016

Школьное методическое

объединение

2.

Рабочая  программа «Хочу все знать!»

2014 - 2016

Школьное методическое

объединение

3.

Рабочая  программа «Я-иследователь»

2014 - 2016

Школьное методическое

объединение

4.

Рабочая программа «Подвижные игры»

2015-2018

Школьное методическое

объединение

Выступления на педагогических советах, научно-практических конференциях, семинарах

Формы обобщения и распространения ППО

Школьный  уровень

Открытые   уроки

1

 «Закрепление темы «Безударные гласные»

Открытый урок по русскому языку

2011-2012

2

 «Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже»

Открытый урок по русскому языку

2013-2014

3

 «+ -3. Решение текстовых задач»

Открытый урок по математике

2014-2015

4

 «Слова с удвоенной согласной»

Открытый урок по русскому языку

2015-2016

Внеклассные   мероприятия

 5

Праздник «Дорогая и любимая»

Открытое внеклассное мероприятие  для родителей

2012-2013

6

 «До свидания, начальная школа»

Открытое мероприятие для родителей

2013-2014

7

 «Мы школьниками стали»

Открытое мероприятие  для родителей

2014-2015

8

«Чудо - Масленица!»

Открытое внеклассное мероприятие  для родителей

2015-2016

Участие в проведении мастер – классов, круглых столов, конференций

9

Использование прогрессивных педагогических технологий как условие достижения планируемых результатов

Семинар учителей начальных классов

2012-2013

10

 «Нетрадиционные формы занятий в детском саду»

Районный семинар

2013-2014

11

Педагогические условия проектирования здоровье-сберегающего пространства в образовательной организации.

Районный семинар учителей начальных классов

2014-2015

12

Формирование метапредметных УУД на уроках в начальной школе

Районный семинар учителей нач. классов

2015-2016

Республиканский уровень

13

Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования (Факультет педагогического и художественного образования МордГПИ)

Межрегиональный  научно-практический семинар

г. Саранск, 2014

Международный уровень - 0

 www.ish1.edurm.ru сайт школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интернет- технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе

Статья - I выездная конференция ЦДО "Снейл" "Дистанционные мероприятия как средство реализации ФГОС"...

Использование технологии групповой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

        Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Л.С. Выготский говорит об интенсивном развитии интеллекта в младшем школьн...

Использование психогимнастических упражнений на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

Использование психогимнастических упражнений на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе....

Проблемно-диалогическая технология на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.

Работая по УМК  “Школа России”, я использую в работе технологию проблемно-диалогического обучения. Значимость этой технологии трудно переоценить. Мне импонирует, что она по...

Доклад на тему: «Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе»

   Особенностью современного общества является проникновение информационных технологий во все сферы жизни, в том числе и в школьное образование и являются неотъемлемой частью учебного...

Статья "Использование технологии проектного обучения на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"

          С введением ФГОС в школах важное место в обучении детей заняла проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности. Это сложный процесс, но увлекательн...

Использование парной и групповой работы на уроках в начальной школе для повышения качества обучения

Применение парной и групповой форм работы на уроках в начальной школе позволяет младшим школьникам развивать навыки внимательного слушания, подготовки к ответу, а также учиться говорить, отвечать и до...