Использование информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе для повышения качества обученности и воспитанности учащихся
статья на тему
Представление опыта работы учителя начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
baychurina_innovatsionnyy_opyt.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ | ||||
I. Общие сведения | ||||
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала | Стаж работы в должности | |
Байчурина Екатерина Васильевна | 431430, Республика Мордовия, г. Инсар, ул. Советская, 22, МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» | Учитель начальных классов. | 26 лет | |
| ||||
II.Сущностные характеристики опыта | ||||
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | «Использование информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе для повышения качества обученности и воспитанности учащихся» | |||
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Опыт призван решить противоречие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса. В качестве новых условий образовательной деятельности выступают информационно-коммуникационные технологии. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. | |||
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) | Идея изменений относится к изменению организации учебного и воспитательного процесса. Основными изменениями в организации учебного и воспитательного процесса считаю грамотное использование возможностей современных информационно-коммуникативных технологий в начальной школе, которое способствует: -активизации познавательной деятельности, повышению качества успеваемости и уровню воспитанности школьников; -достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках; - развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; - повышению уровня комфортности обучения; - снижению дидактических затруднений у учащихся; - повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; - развитию информационного мышления школьников, формированию информационно-коммуникативной компетенции; - приобретению учащимися навыков работы на компьютере с соблюдением правил безопасности. | |||
3.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Под использованием информационных технологий в начальной школе, на мой взгляд, следует понимать комплексное преобразование «среды обитания» учащегося, создание новых средств для его развития и активной творческой деятельности. Компьютер в обучении младшего школьника должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Такое понимание компьютера имеет гуманитарный развивающий характер. Анализируя различные аспекты использования ИКТ в начальной школе, для себя я выделяю следующее: - компьютер как средство обучения, как «своеобразный учитель»; - компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу и делать процесс обучения более творческим. Монитор компьютера выступает в качестве модернизированной школьной доски, на которой демонстрируется необходимый для освоения материал. Такой способ имеет свои преимущества перед традиционным. В частности, сочетание классического объяснения нового материала с электронными иллюстрациями существенно расширяет спектр способов предъявления информации. Закрепление изученного материала можно успешно сочетать с использованием электронных заданий для индивидуальной работы. Следует отметить, что проведение контроля усвоения знаний при использовании электронных материалов развивает самоконтроль и самостоятельную деятельность школьников по применению полученных знаний. Ограничения могут быть связаны с отсутствием условий для внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, с отсутствием электронных учебных материалов по предметам. Трудоемкость опыта заключается в комплексной, четкой организации учебного процесса, в соблюдении строгой логичной последовательности в курсе отдельного предмета. | |||
4.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Применение информационных технологий делает необходимым наличие современного компьютерного и мультимедийного оборудования. Постоянное повышение знаний и навыков педагога в области информационных технологий, создание медиатеки уроков и внеклассных мероприятий. | |||
5.Результат изменений | Субъектный результат изменений проявляется в повышение качества обученности и воспитанности учащихся. Наблюдается положительная динамика в росте познавательной активности и мотивации творческой деятельности, в развитии логического и творческого мышления у учащихся. Материальными продуктами опыта являются дидактические материалы в виде мультимедийных презентаций и разработок, создание в школе медиатеки уроков и внеклассных мероприятий. | |||
6.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | Публикаций не имею. Предоставление опыта происходило в рамках школьного методического объединения, через проведение открытых уроков с использованием ИКТ и путем выкладывания материалов на личном сайте. |
III. Описание инновационного опыта учителя |
В современных условиях развития образовательной системы, стоит вопрос, как обеспечить качественное и комфортное обучение каждого ученика, обеспечить усвоение каждым стандарта образования, повысить мотивацию к учению, дать возможность для дальнейшего развития. Для достижения положительных результатов в обучении, на уроках пытаюсь создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, используя технологию педагогической поддержки и помощи. Отмечая достижения каждого ребенка, сочетаю разумную требовательность с уважением к личности ученика. При этом большое значение приобретает формирование психологически комфортной учебной среды, где ребёнок может быстро преодолеть неуверенность в своих действиях, где создаются доверительные отношения между всеми участниками учебно-воспитательного процесса, и активизируется творческая, учебно-познавательная деятельность. Для реализации этих целей у меня возникла необходимость применения в практике работы разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно- коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:
Презентации позволяют мне добиться максимальной активизации и визуализации обучения, сделать урок эмоционально насыщенным и интересным для учащихся (где проектор минимизирует необходимость использования мела на доске и заметно ускоряет процесс подачи материала), оценить глубину понимания детьми изучаемого материала.
В своей работе на разных этапах образовательного процесса я использую различные виды информационных технологий – электронные пособия, презентации, обучающие игры. Данные виды информационных технологий применяются с учётом практической содержательности, системности и целостности учебного материала. От первого класса к четвертому растет процент активности и самостоятельности детей. Овладев навыками работы с компьютером, учащиеся сами стараются проявить инициативу в подборе и презентации материала по предмету, объединяясь для этого в группы или работая индивидуально. Это позволяет учащимся усвоить материал не только на базовом, но и на расширенном уровне. Использование информационных технологий во внеклассной деятельности даёт возможность реализовать свои идеи на современном уровне, создаёт особую эмоциональную атмосферу. |
V. Информационные характеристики опыта | |||
Характеристики инновационного опыта | Обучение | Воспитание | Дополнительное образование |
1. Ценности и ценностные ориентации | Создание ситуации успеха для каждого ученика. Гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. | Социализация и индивидуализация личности. | Выбор для каждого ребенка «дела по душе». |
2. Цели и задачи | Подготовить ребенка к жизни в постоянно меняющемся мире, дав ему не только сумму базовых знаний, набор полезных и необходимых умений и навыков, но и сформировать умение находить и осваивать новые знания самостоятельно, уметь действовать в условиях неопределенности. | Создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и с обществом. | Обеспечить и поддержать процессы формирования и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности |
3. Содержание образования | Программа «Школа России» | Сочетание коллективного и индивидуального воспитания, взаимодействие детей друг с другом. |
|
4. Технологии, в том числе ИКТ | ИКТ, игровая, технология педагогической поддержки и помощи сотрудничества, проблемное обучение, здоровьесберегающие. | ИКТ, игровая, сотрудничества, технология педагогической поддержки и помощи, здоровьесберегающие. | ИКТ, игровая, технология педагогической поддержки и помощи, сотрудничества. |
5. Средства | УМК «Школа России», справочная литература, компьютер, проектор мультимедийный, медиа–ресурсы и электронные учебники, раздаточный материал. | Компьютер, видеоматериалы, медиа–ресурсы, литературные произведения, сценарии КТД и классных часов. | Компьютер, видеоматериалы, медиа–ресурсы, библиотечный фонд школы. |
6. Методы | Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: объяснение, дискуссия, демонстрация. Методы стимулирования и мотивации интереса к учению: создание эмоциональных, нравственных переживаний, ситуации новизны, актуальности, создание ситуации успеха в учении. Методы контроля и самоконтроля в обучении: устные, письменные, программированные. | Методы организации деятельности и опыта поведения: поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций. Методы стимулирования деятельности и поведения: требование, соревнование, поощрение, метод естественных последствий. | Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием по предмету, создание ситуации поиска, творческие задания. |
7. Организационные формы | Классно-урочные, групповые. | Коллективные, групповые, индивидуальные, КТД, классные часы. | Викторины, КВН |
8. Образовательная среда | Педагоги, учащиеся | Педагоги, учащиеся, родители | Школьная библиотека |
9.Информационно-методическая среда | ШМО, открытые уроки, мастер-классы, педсоветы. | МО классных руководителей. | РМО |
10.Информационные ресурсы | Методическая копилка сценариев уроков учителя, материалы ШМО | Методическая копилка внеклассных мероприятий учителя, ШМО |
|
11.Организационные ресурсы | Педагогический совет, ШМО | Педагогический совет, ШМО |
|
12.Мотивационные ресурсы | Самоактуализация (профессиональный рост) педагога в связи с тем, что качество образования учащихся напрямую зависит от стремлений учителя совершенствовать свою деятельность | Удовлетворение учителя от взаимодействия с учениками во внеурочной деятельности, успехи детей во внутришкольных мероприятиях. | Успехи детей во внешкольных мероприятиях. |
13.Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей) | Методическая литература по предметам, курсовая подготовка, самообразование. | Литература по воспитательному процессу, журнал «Современный классный руководитель» |
|
14.Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей) | Обеспеченность техническими средствами обучения и эффективность их использования. Создание банка информационных материалов по учебной деятельности. | Компьютеры, видеоматериалы. |
|
Разработка учителем программно-методического обеспечения внеурочной деятельности
№ п/п | Наименование разработки | Год создания | Кем утверждены |
1. | Рабочая программа «Я-гражданин России» | 2014-2016 | Школьное методическое объединение |
2. | Рабочая программа «Хочу все знать!» | 2014 - 2016 | Школьное методическое объединение |
3. | Рабочая программа «Я-иследователь» | 2014 - 2016 | Школьное методическое объединение |
4. | Рабочая программа «Подвижные игры» | 2015-2018 | Школьное методическое объединение |
Выступления на педагогических советах, научно-практических конференциях, семинарах
Формы обобщения и распространения ППО | |||
Школьный уровень | |||
Открытые уроки | |||
1 | «Закрепление темы «Безударные гласные» | Открытый урок по русскому языку | 2011-2012 |
2 | «Правописание безударных окончаний имён существительных в предложном падеже» | Открытый урок по русскому языку | 2013-2014 |
3 | «+ -3. Решение текстовых задач» | Открытый урок по математике | 2014-2015 |
4 | «Слова с удвоенной согласной» | Открытый урок по русскому языку | 2015-2016 |
Внеклассные мероприятия | |||
5 | Праздник «Дорогая и любимая» | Открытое внеклассное мероприятие для родителей | 2012-2013 |
6 | «До свидания, начальная школа» | Открытое мероприятие для родителей | 2013-2014 |
7 | «Мы школьниками стали» | Открытое мероприятие для родителей | 2014-2015 |
8 | «Чудо - Масленица!» | Открытое внеклассное мероприятие для родителей | 2015-2016 |
Участие в проведении мастер – классов, круглых столов, конференций | |||
9 | Использование прогрессивных педагогических технологий как условие достижения планируемых результатов | Семинар учителей начальных классов | 2012-2013 |
10 | «Нетрадиционные формы занятий в детском саду» | Районный семинар | 2013-2014 |
11 | Педагогические условия проектирования здоровье-сберегающего пространства в образовательной организации. | Районный семинар учителей начальных классов | 2014-2015 |
12 | Формирование метапредметных УУД на уроках в начальной школе | Районный семинар учителей нач. классов | 2015-2016 |
Республиканский уровень | |||
13 | Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования (Факультет педагогического и художественного образования МордГПИ) | Межрегиональный научно-практический семинар | г. Саранск, 2014 |
Международный уровень - 0 | |||
www.ish1.edurm.ru сайт школы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интернет- технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе
Статья - I выездная конференция ЦДО "Снейл" "Дистанционные мероприятия как средство реализации ФГОС"...
Использование технологии групповой деятельности на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Проблема активизации познавательного интереса обучающихся по-прежнему остается актуальной. Л.С. Выготский говорит об интенсивном развитии интеллекта в младшем школьн...
Использование психогимнастических упражнений на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Использование психогимнастических упражнений на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе....
Проблемно-диалогическая технология на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Работая по УМК “Школа России”, я использую в работе технологию проблемно-диалогического обучения. Значимость этой технологии трудно переоценить. Мне импонирует, что она по...
Доклад на тему: «Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе»
Особенностью современного общества является проникновение информационных технологий во все сферы жизни, в том числе и в школьное образование и являются неотъемлемой частью учебного...
Статья "Использование технологии проектного обучения на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"
С введением ФГОС в школах важное место в обучении детей заняла проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности. Это сложный процесс, но увлекательн...
Использование парной и групповой работы на уроках в начальной школе для повышения качества обучения
Применение парной и групповой форм работы на уроках в начальной школе позволяет младшим школьникам развивать навыки внимательного слушания, подготовки к ответу, а также учиться говорить, отвечать и до...