Доклад "Работа по развитию устной речи"
материал на тему

БУРЧЕГАНОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА

Описание работы над своевременным формированием развития устной речи учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_razvitie_rechi.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  «Средняя общеобразовательная школа п. Белоярский

                  Новобурасского района Саратовской области»

               

Работа по развитию устной речи

             

                                                                                            Учитель

начальных классов

Бурчеганова О.А.

                                                                                 

                                                                                                                                             

                                            2012 г.

 

   Работая в начальной школе, я поняла: грамотности учащихся можно добиться ежедневным трудом, начиная с 1 класса. И помогают в этом игры. Наблюдая за играми детей, отметила, что у многих недостаточно развита речь, мал запас слов и даже нет чёткого произношения отдельных звуков. Поэтому я наметила работу по развитию речи, о которой хочу рассказать. Ведь среди многих задач воспитания и обучения развития речи, речевого общения – одна из главных. А начала я со сказок. Их удивительный мир способствует развитию воображения, фантазии детей. Подражая сказочным персонажам, дети имитируют их речь, голоса, повторяют диалоги и развивают тем самым память, мышление, речь.

    Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит  что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью детей приходятся на детский возраст. Для младших школьников игры, развивающие речь, занимают исключительно важное место. Учитывая особенности речи своих детей, постоянно включаю дидактические игры по развитию звуковой культуры речи. Воспитание звуковой культуры речи является составной частью системы работы по развитию речи.

    К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является  основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его познания в действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости. Вот почему использую в работе много разных игр, приёмов, которые способствуют развитию речи детей. Дидактические игры беру только те, которые доступны детям, соответствуют их возможностям.          

    Перечислю названия некоторых игровых заданий, которые я применяю в своей работе на уроках русского языка и литературного чтения:

   

1. Какая буква, слог, слово лишние?

1) а,у,р,о,ы.

2) ма, ра, ла, ны, сы.

3) река, речка, ручей, ручка, ручеек.

2. Что общего в словах и чем они различаются?

Мел-мель, мал-мял, мыл-мил

После приобретения учащимися быстрого «схватывания» одного - двух слов можно перейти к такого рода прочтению трех и более сложных слов. Подобные упражнения нужно проводить с предложениями, записывая их сначала так:

Лара        Потом записывают таким образом:

сама        Лара сама

мыла       мыла раму

раму  

3.Чтение шепотом и медленно:

Ра-ра-ра - начинается игра.

Ры-ры-ры - у нас в руках шары.

Ру-ру-ру - бью рукою по шару.

4.Чтение тихо и  умеренно:

арка   арца

арта   арща

арла   арча

арса   аржа

5.Чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь

дверь – зверь – червь

6. Чтение пословицы:

Нет ничего на свете краше, Чем Родина наша.

7.Назови одним словом:

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж - … .

Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли - … .

Шкаф, варежки, фуфайка, пальто - … .

8. Раздели слова на группы:

 а) заяц                              б) корова                             в) апельсин

    горох                                шкаф                                    автобус

    ежик                                 стул                                      абрикос

    медведь                            коза                                      яблоко

    капуста                             диван                                   автомобиль

    волк                                  овца                                      трамвай

    огурец                               стол

9. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова:

Травы: клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница.

Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.

Звуковая разминка.

1. Артикуляция.

Гласные: а,о,у,ы,и,э.

Сочетания: а-у, а-о, ы-и,э-а, и-о, аоуиэ, аиуоэ.

Согласные: з-с-ж, ш-ж-с.

Согласные и гласные: же, че,  ща, жра, жри.

2. Слова трудные для произношения.

Э-лек-три-фи-ка-ци-я, порт-фель, ил-лю-ми-на-ци-я, …

3. Скороговорки. На дворе трава, на траве дрова.

                              Не руби дрова на траве двора.

Проворонила ворона вороненка.

И швец, и жнец, и на дуде игрец.

    Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата. Дома перед зеркалом учащиеся упражняются самостоятельно. Дети недостаточно открывают рот и артикулируют звуки, поэтому, чтобы избежать нечеткости произношения, давала им эти упражнения в качестве разминки перед чтением.

    Работа по формированию развития речи, где главное внимание детей направлено на слуховое восприятие определённого звука и на произношение звука по подражанию, даёт положительный результат.

    Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми; активнее происходит его психологическое развитие.

    Итак, используя дидактические, ролевые, подвижные игры, отметила, что мои дети становятся доброжелательнее друг к другу, отзывчивее, у многих появляется интерес к учебной деятельности. А это много значит. Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ

Лингвистические игры можно использовать на каждом этапе коррекции речевого развития. Цель этих игр – в непринужденной игровой, интересной ученику форме сформировать качественную сторону речевой ...

Упражнения по развитие устной речи. Тема "Овощи 1" у детей с умеренной умственной отсталостью в 1 классе

Упражнения способствующме развитию устной речи у детей УУО. Эти упражнения можно также использовать и на других уроках (живой мир, частично математика, чтение, рисование, для логопедических занятий и ...

упражнение по развитию устной речи. Тема "Овощи 2" для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс.

С помощью этого наглядного плана очень легко учить детей составлять рассказ. Задание: Составь рассказы об овощах по предложенному наглядному плану. Образец ответа: Помидор это овощ. Он красный, круглы...

Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.

Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.  Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...

Мониторинг создания условий для развития устной речи детей с отклонениями в развитии.

  Развитие речи – одна из центральных задач коррекционной работы в школе с учащимися с отклонениями в развитии (ОВЗ).    В коррекционной школе работа по развитию связн...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....