Программа внеурочной деятельности в нашей школе
статья по теме

Хоченкова Наталья Петровна

Эта программа - часть основной образовательной программы нашей школы, написанной в этом учебном году. Она посвящена внеурочной деятельности в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_programma_vneur_deya-ti.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа организации внеурочной деятельности  учащихся начальной школы

  1. Пояснительная записка

 Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная  деятельность  является неотъемлемой частью образовательного процесса МОУ СОШ №1 г. Московский.

Общеобразовательное учреждение предоставляет учащимся возможность выбора  широкого спектра занятий,   направленных на развитие школьника.

Занятия могут проводиться не только учителями, но и педагогами дополнительного образования.

Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

Внеурочная деятельность

Направления

Классы

I

II

III

IV

Всего

Спортивно-оздоровительное

5

5

5

5

20

Духовно-нравственное

1

1

1

1

4

Социальное

1

1

1

1

4

Общеинтеллектуальное

1

2

2

2

7

Общекультурное

2

1

1

1

5

Итого

10

10

10

10

40

Внеурочная деятельность составляет 1350 занятий за 4 года, отводимых на обеспечение индивидуальных запросов и потребностей учащихся и их семей (в том числе этнокультурных), интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации.

Занятия, предусмотренные как внеурочная деятельность, используются по желанию учащихся и их семей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.

Такие занятия могут проводиться в форме КТД, факультативов, кружков, познавательных экскурсий, викторин, этических бесед, культпоходов, игр, проектной деятельности и т. д.

  1. Цели и задачи

Программа внеурочной деятельности направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умение находить необходимую информацию и т.д.

Главные идеи:

- формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как со взрослыми, так и со сверстниками;

- передача учащимся знаний, умений социального общения людей, опыта поколений;

- воспитание стремления учащихся к полезному времяпровождению и позитивному общению.

Главная цель:

Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Задачи:

- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;

- использовать активные и творческие формы воспитательной работы;

- создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся;

- демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;

- воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;

- способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений.

Задачи формирования всесторонне развитой личности школьника, комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную целенаправленную систему.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

  1. выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
  2. оказание помощи в поисках «себя»;
  3. создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
  4. формирование системы УУД в избранном направлении деятельности;
  5. развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
  6. создание условий для реализации приобретенных УУД;
  7. развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
  8. расширение рамок общения с социумом.

Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.

Основные принципы организации внеурочной деятельности учащихся:

  1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.
  2. Принцип научной организации
  3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся
  4. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования
  5. Принцип целостности
  6. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования
  7. Принцип личностно-деятельностного подхода
  8. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)
  9. Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культур
  10. Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов
  11. Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации
  12. Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоение
  13. Принцип межведомственности, учитывающий координацию деятельности педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей, психологов и позволяющий получить всестороннюю характеристику образовательного, нравственного, социального, физического здоровья детей
  1. Содержание.

Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

 Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. туристско-краеведческая деятельность.

В соответствии  с требованиями ФГОС второго поколения, с учетом пожеланий родителей и интересов учащихся внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:

  1. спортивно-оздоровительное;
  2. духовно-нравственное;
  3. социальное;
  4. общеинтеллектуальное;
  5. общекультурное;

Спортивно-оздоровительное направление представлено курсами:

  1.  «Педагогика здоровья» (1 час в неделю )
  2. «Ритмика» (2 часа в неделю);
  3. «Здоровые щёчки» (2 часа в неделю).

Курс «Педагогика здоровья» способствует овладению умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, подвижные игры, регулярные занятия спортом и т.д.).

Курс «Ритмика» нацелен на развитие индивидуальных способностей детей, на формирование общей культуры движений и двигательных навыков, умение владеть своим телом, на разгрузку статичности учебных занятий.

Курс «Здоровые щёчки» обеспечивает комплексное физическое развитие ребёнка через индивидуальную систему оздоровительных мероприятий.

Духовно-нравственное направление представлено работой курсов:

  1. «Основы православной культуры» ( 1 час в неделю)

Этот курс позволяет ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства, обеспечить развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

  1. Музейные занятия  на базе школьного музея «История родного края»
  2. «Этическая грамматика» (1 час в неделю)

Этот курс способствует развитию жизни и гармонии человека с окружающим миром, содержащимся в истории этической мысли и нравственном опыте предшествующих поколений. В соответствии с этим он призван решать следующие воспитательные задачи:

        - действовать в положительном направлении, взывая к лучшим инстинктам человека;

        - определять и пояснять основные начала, без которых люди не могли бы жить обществом;

- взывать к высшему: любви, мужеству, братству, самоуважению, к жизни, согласной с идеалом

Социальное направление представлено курсом:

  1. «Тропинка к своему Я» (1 час в неделю)

Курс «Тропинка к своему Я» способствует развитию личностных универсальных учебных действий, обеспечивающих ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Общеинтеллектуальное направление представлено курсом:

  1. «Юный исследователь» (1 час в неделю)

Этот курс ориентирован на развитие творческой личности и предполагает повышение мотивации к познавательной деятельности, формирование первичных умений самостоятельной исследовательской деятельности, развитие личностных качеств ребёнка, адекватной жизненной позиции, способности к самопознанию и творчеству, расширение знаний и представлений об окружающем мире.

Общекультурное  направление представлено курсами:

  1. «Смотрю на мир глазами художника» (1 час в неделю)
  2. «Музыка и движение » (2 часа в неделю)
  3. «Декоративно-прикладное искусство» (1 час в неделю)

Курс «Смотрю на мир глазами художника» позволяет овладеть основными правилами изображения, материалами и инструментами изобразительной деятельности, формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира, чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности, развивать стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

        Курс «Музыка и движение » направлен на развитие голосового аппарата, формирование музыкальных и вокальных данных, подготовку концертных номеров, развитие музыкально-эстетического вкуса, чувства прекрасного на основе классического и современного музыкального материала.

Курс «Декоративно-прикладное искусство» способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию мелкой моторики, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы.

  1. Планируемые результаты

Планируемые результаты – система обобщенных личностно ориентированных целей образования для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке с учетом возрастной специфики учащихся.

В результате изучения всех предметов и организации внеурочной деятельности у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД как основа умения учиться.

В сфере личностных УУД будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

У ученика будут сформированы:

  1. положительное отношение к школе;
  2. широкая мотивационная основа учебной деятельности;
  3. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
  4. способность к самооценке;
  5. основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства гордости за свою Родину;
  6. ориентация в нравственном содержании и смысле поступков;
  7. развитие этических чувств – стыда, вины, совести;
  8. знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  9. установка на здоровый образ жизни;
  10. чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  11. эмпатия как понимания чувств других людей и сопереживание им.

В сфере регулятивных УУД выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия.

Выпускник научится:

  1. принимать и сохранять поставленную задачу;
  2. учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом материале;
  3. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
  4. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  5. адекватно воспринимать оценку учителя;
  6. различать способ и результат действия;
  7. вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  8. выполнять действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

В сфере познавательных УУД выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.

Выпускник научится:

  1. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительных источников информации;
  2. использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;
  3. строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  4. ориентироваться на разнообразие способов решения;
  5. проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  6. устанавливать причинно-следственные связи;
  7. обобщать;
  8. устанавливать аналогии.

В сфере коммуникативных УУД выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Выпускник научится:

  1. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  2. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  3. формулировать собственное мнение и позицию;
  4. задавать вопросы, контролировать действия партнера;
  5. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

  1. Форма оценки планируемых результатов

Направления

Форма оценки

Спортивно-оздоровительное

Соревнования, турниры, мастер-классы, показательные выступления, викторины

Духовно-нравственное

Викторины, конкурсы

Социальное

Конкурсы рисунков, творческие отчеты

Общеинтеллектуальное

Проекты, выставки

Общекультурное

Концерты, творческие отчеты, выставки-ярмарки художественного творчества, фестивали


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для начальной школы "Дорогами Добра"

Программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта....

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для начальной школы "Занимательная школа"

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Школа пешехода"

Программа курса «Школа Пешехода» разработана для учащихся 1-4 классов, возраст – 6,5 - 11лет на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и среднего образования «Юные инспектора дв...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельность"

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Проектная деятельностьк"...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Школа безопасности"

     Программа направлена на создание условий по организации непрерывного про­цесса обучения навыкам безопасности на улицах и дорогах в системе дополнительного образования детей,...

Программа внеурочной деятельности в начальной школе "Школа талантов.Театр"

программа предназначена для проведения занятий по внеурочной деятельности во 2-4 классах...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Жизнь нашего класса"

Рабочая программа социального направления...