Проект на тему: "Взаимодействие школы и семьи по формированию навыков здорового образа жизни младших школьников"
проект по теме

Павлова Екатерина Геннадьевна

Проект направленный на создание условий для организации эффективного   социально-педагогического взаимодействия образовательного учреждения с семьей по формированию навыков здорового образа жизни младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект206.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по теме:

 «Взаимодействие школы  и семьи по формированию

навыков здорового образа жизни  младших школьников».

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Анализ ситуации …………………………………………… стр.3-5

2.Выявление проблемы………………………………………. стр.6-8

3.Цели и задачи проекта……………………………………… стр. 9-12

4.Система работы……………………………………………… стр.13-19

5.План мероприятий по реализации проекта……………… стр. 20-28

6.Заключение……………………………………………………стр.29

7.Список литературы…………………………………………. стр.30-31

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ.

По данным Минобрнауки России, приведенных в Государственном докладе о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации в 2011г, остается высокой количество граждан,  которые лишены родительских прав или ограничены в родительских правах. Так, в 2009 году ограничены в родительских правах 7 645 граждан, лишены родительских прав - 72 012 граждан; в 2010 году ограничены в родительских правах 7 857 граждан, лишены родительских прав – 64 584 граждан; в 2011 году ограничены в родительских правах 8 451 граждан, лишены родительских прав – 58 791 граждан. Таким образом, количество граждан, ограниченных в родительских правах за 3 года увеличилось на 10%.

Эти данные свидетельствуют о несвоевременном выявлении семейного и детского неблагополучия, отсутствии комплексной профилактической работы с семьей на ранней стадии кризиса, в том числе и на ступени начального общего образования.

По данным региональных министерств труда и социальной защиты населения  в 2012 году число неблагополучных семей  в Республике Башкортостан составляло – более 5 тыс., в Пензенской области около 5 тыс., в Самарской области – более 4тыс., в Саратовской  области – более 2 тыс., в  Ульяновской области – около 2 тыс.

Анализ ситуации в регионах  подтверждает кризис института семьи в современном российском обществе, основной причиной которого является растущая тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.  Поэтому основной задачей современной школы является повышение компетентности родителей в вопросах воспитания подрастающего поколения. Большое  внимание необходимо уделять  взаимодействию школы, семьи и общества. Но это невозможно без изменения системы воспитания и обучения  детей.  На современном этапе развития общества разработан «Стандарт второго поколения» – общественный договор, который объединяет школу, семью и общество. Школа выполняет социальный заказ общества, соответственно работает в новой парадигме.  Забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива, родителей и самого ребенка. Немаловажную роль в этом процессе играет начальная школа. Практика работы показывает, что проблема установления сотрудничества семьи и школы возникает уже в 1 классе, когда обнаруживается, что многие родители  не осознают того, что в их семье произошли серьезные перемены, что должен измениться характер их взаимоотношений с ребенком.  В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка, которое подразумевает физическое духовное, нравственное воспитание личности.  А началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит, в том числе, здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь. Только тогда, когда семья выступает как субъект образовательно-воспитательного процесса, как равный партнер в  работе школы можно достигнуть эффективных результатов по сохранению и укреплению  здоровья детей. Воспитательные функции семьи и образовательного учреждения  различны, но для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо их взаимодействие. Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в образовательном учреждении не создано сообщество "дети-родители-педагоги".

     В реальной педагогической практике многие специалисты образовательных учреждений не располагают эффективными средствами, методами и формами работы с родителями по формированию  здорового образа жизни. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка и реализация модели социально-педагогического взаимодействия образовательного учреждения с семьей по формированию здоровьесберегающего поведения детей и родителей.

ПРОБЛЕМА.

     Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 30% детей, приходящих в школу, имеют те или иные отклонения в здоровье. За  период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %, с хроническими заболеваниями – с 15,9 до 17,3 %.

     Контингент учащихся нашего образовательного учреждения – дети с ограниченными возможностями здоровья, среди них 34 человека – дети-инвалиды, что составляет 16% от общего количества воспитанников.

     Медицинское обследование первоклассников и четвероклассников нашей школы показало, что большая часть детей имеет проблемы со здоровьем.

Сравнительный анализ состояния здоровья обучающихся, пришедших в 1 класс и  обучающихся в 4-ом классе в 2012-2013 уч.году.

Заболевания

1 класс

4 класс

Нарушение слуха

7% (2 чел)

7 % (2 чел)

Нарушение зрения

11 % (3 чел)

18 %(5 чел)

Сколиоз

22%  (6 чел)

29 %(8 чел.)

Другое

43%

56%

    Сравнительный анализ состояния здоровья учащихся 1-х и 4-х классов показал отрицательную динамику состояния здоровья детей.

     Также   было проведено микроисследование социально-гигиенических условий  жизни и воспитания учащихся 1 –4 классов, которое показало, что из 97 человек лишь 23 учащихся – 24 % воспитываются в благополучной обстановке. (Приложение 1.1). У остальных учащихся социальный анамнез неблагоприятный:  неполная семья,  отсутствие среднего специального образования, неблагоприятный  психологический микроклимат семьи, наличие вредных привычек у взрослых, недостаточная материальная обеспеченность семьи не позволяют полноценному формированию знаний о здоровом образе жизни.

                        ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОГО АНАМНЕЗА

Гистограмма №1

        

     Было проведено анкетирование родителей учащихся 1-4 классов (Приложение 1.2) показало, что 70% ребят часто болеют простудными заболеваниями. Причинами  болезни  назвали:

  • Недостаточное физическое воспитание ребенка в школе – 38%

                    родителей.

  • Недостаточное физическое воспитание в семье – 65% родителей.
  • Наследственность, предрасположенность – 80% родителей.

     Большинство  опрошенных родителей не осознают значение факторов, влияющих на здоровье ребенка.

В связи с этим  в школе-интернате очень важно эффективно организовать работу по сохранению и укреплению здоровья школьников при тесном взаимодействии учащихся, их сверстников, педагогов и родителей, активизировать формы работы по взаимодействию с семьей по формированию навыков ЗОЖ у детей, создавать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

Цель проекта: создание условий для организации эффективного   социально-педагогического взаимодействия образовательного учреждения с семьей по формированию навыков здорового образа жизни младших школьников.

Задачи проекта:

  • привлечь внимание родителей к проблеме здоровьесбережения;
  • расширить знания родителей о психофизиологических особенностях детей младшего школьного возраста;
  • способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у ребенка ценностных ориентиров здорового образа жизни.
  • повысить компетентность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей и собственного здоровья;
  • обучить родителей эффективным формам и методам  формирования навыков здорового образа жизни;

     Приорететным является формирование у родителей установки на самостоятельную творческую педагогическую деятельность на основе внедрения активных форм, специальных технологий и методик психолого-педагогического просвещения на основе единых принципов:

  • принцип сотрудничества;
  • принцип гуманности;
  • принцип доверия;
  • принцип объективности;
  • принцип достоверности;
  • принцип доступности;
  • принцип открытости;
  • принцип системности;
  • принцип последовательности;
  • принцип индивидуализации;
  • принцип добровольности;

Участники проекта:

- родители младших школьников;

 - дети младшего школьного возраста;

 - педагогический коллектив;

- медицинский персонал;

- социальные партнеры.

 Условия реализации проекта

Установление партнерских отношений с семьей, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Создание системы просветительской деятельности с родителями и семьями учащихся.

Насыщение проекта различными формами совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов.

Уважительное общение педагогов с родителями с учетом их культурной, религиозной и национальной принадлежности.

Обеспечение прав родителей на участие в управлении ОУ.

Активное включение в работу с семьей администрации школы, педагога-психолога, социального педагога, учителей-предметников, медицинского персонала.

Планируемые результаты.

  • осознание родителями и детьми  ценности здоровья для собственной жизни;
  •  увеличение знаний   родителей  о психофизиологических особенностях детей младшего школьного возраста, о здоровых жизненных навыках и выработка форм безопасного поведения;
  • повышения двигательной активности учащихся и родителей, повышения  интереса к спортивным мероприятиям, спорту;
  • апробирование новых форм и методов работы социального педагога с родителями по формированию ЗОЖ.
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся и осознания важности ведения здорового образа жизни;

Этапы реализации проекта.

Первый этап - организационно-подготовительный.

На этом этапе изучается психолого-педагогическая литература, нормативные документы. Формируется тема проекта, определяется проблема, поводится входная диагностика, строится теоретическая модель. Готовится материальная и методическая база. Разрабатывается система социально-педагогического взаимодействия образовательного учреждения с семьей по формированию навыков здорового образа жизни младших школьников,  структура, план, программа действий. Подбираются формы и методы для реализации проекта.

Второй этап - основной.

На данном этапе осуществляется реализация проекта по организации социально-педагогического взаимодействия образовательного учреждения с семьей ребенка младшего школьного возраста. Работа с родителями  педагогов и специалистов по направлениям. Взаимодействие участников проекта.

Третий этап, заключительный – рефлексия.

Подведение итогов, мониторинг, анализ результатов, эффективности реализации проекта, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

 

Срок реализации проекта: 2013-2014 учебный год.

СИСТЕМА РАБОТЫ

 Взаимодействие образовательного учреждения и семьи должно носить системный характер. Система такого взаимодействия складывается из различных форм и методов работы.

Формы взаимодействия педагогов и родителей:

  • тематические родительские собрания;
  • праздники семьи и класса, семейные гостиные;
  • спортивные состязания;
  • походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВН родительско-                            ученических и семейных команд, брейн-ринги;
  • дни открытых дверей в ОУ;
  • выставки семейного творчества;
  • фотоконкурсы и фотопанорамы;
  • индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей;
  • тематические беседы;
  • лектории для родителей;
  • родительская конференция;
  • родительский университет.

Основные направления реализации проекта:

Основными направлениями реализации проекта являются:

  1. Социально-педагогическая диагностика.

Микроисследование социально-гигиенических условий  жизни и воспитания учащихся 1 –4 классов. В качестве основных параметров микроисследования выделяются:  

1.

Состав семьи

2.

Образование членов семьи и их основное место работы.

3.

Психологический микроклимат семьи:

3.1

Отношения между взрослыми членами семьи

3.2

Отношение к ребенку

3.3

Наличие или отсутствие вредных привычек.

4.

Жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность семьи.

5.

Санитарно-гигиенические условия содержания жилого помещения, предметов ухода и одежды ребенка.

Изучение семьи включает: изучение образа жизни семей; выявление особенностей семейного воспитания; выявление положения детей в системе семейных отношений; отношение родителей к проблеме здоровьесбережения.

     В качестве основных методов используются: наблюдение, изучение документации, тесты, анкетирование.

2. Валеологическое просвещение родителей.

Задачи:

  • познакомить родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психофизиологических особенностей развития;
  • привлекать родителей к участию в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;
  • проводить целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д.;
  • познакомить  родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
  • обучить родителей конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т. д.);
  • познакомить с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в образовательном учреждении, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т. д.).

Для реализации этих задач широко используются следующие формы и методы работы:

  • родительский университет;
  • информация в родительских уголках, в папках-передвижках, в библиотеке;
  • консультации;
  • беседы;
  • устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому воспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания;
  • семинары-практикумы;
  • деловые игры  с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбором проблемных ситуаций по видеосъемкам, решением педагогических кроссвордов и т. д. ;
  • "дни открытых дверей" для родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в спортивном зале, на стадионе и в бассейне, закаливающих и лечебных процедур;
  • совместные физкультурные досуги и праздники и т. д.

     Также особое значение в пропаганде здорового образа жизни придается наглядным средствам, которые познакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания здоровых детей, преодолеют их зачастую поверхностные суждения о важности здорового образа жизни детей, окажут семье практическую помощь.

В ходе работы родительского университета выпускаются валеологические газеты, буклеты, памятки.  В них отражаются самые актуальные проблемы здорового образа жизни детей.     Валеологическое просвещение родителей позволит не только на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма.

3. Организация совместного досуга школы и семьи.

     Досуговое направление в работе с родителями является  самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.  Досуговые мероприятия вносят существенный вклад в обогащение содержания и структуры свободного времени, развивают общую культуру личности. Способствуют укреплению семейных связей, улучшению социально-психологического климата, оказывают позитивное влияние на индивидуальность, препятствуют развитию вредных и опасных привычек и наклонностей, как у детей, так и у взрослых. Потенциал досуговых мероприятий демонстрирует широкие просветительские, познавательные, коммуникативные, воспитательные, творческие, эмоциональные и физические возможности. Предоставляет условия для личностного самовыражения, самореализации, свободы общения, личностной социализации.

Задачи:

  • создавать условия для духовного общения и совместного взаимодействия детей и родителей;
  • создавать условия для реализации индивидуальных способностей, коммуникативной деятельности и  социализации;
  • создавать условия для формирования положительных жизненных ценностей и социально-значимых норм;
  • создавать условия для раскрытия творческого потенциала семьи.

     

Используются следующие формы и методы:

  • праздники;
  • развлечения;
  • встречи с интересными людьми,
  • спортивные досуги;
  • вернисажы;
  • совместные проекты «Моя семья»;
  • выпуск семейных газет «Отдыхаем всей семьей»
  • совместные походы;
  • экскурсии.

Сценарии праздников и развлечений разрабатываются  совместно с родителями.

4.Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе учреждения:

Задачи:

  • создавать условия для активного взаимодействия  школы и семьи в вопросах обучения и воспитания;
  • создавать условия для организации совместной деятельности по укреплению здоровья детей и формированию здорового образа жизни, социализации и интеграции детей в общество;
  •  способствовать включению родителей в решение ключевых вопросов организации деятельности образовательного учреждения.

Для реализации этих задач широко используются следующие формы и методы работы:

  • работа родительского комитета классов, общешкольного родительского комитета;
  • работа родительского лектория;
  • проведение дня открытых дверей в ОУ;
  • оздоровительные мероприятия;
  • педагогические конференции;
  • тематические экскурсии;
  • диспуты;
  • круглые столы, вечера вопросов и ответов;

5. Профилактика семейного неблагополучия.

Задачи:

  • Выявление семей «группы риска», находящихся в трудной жизненной ситуации.
  • Координация деятельности всех социальных служб города  и правоохранительных органов по предупредительно-профилактической работе с семьями.
  • Защита прав и интересов ребенка

Для реализации этих задач широко используются следующие формы и методы работы:

  • Патронаж семей;
  • Индивидуальные консультации;
  • беседы;
  • работа родительского комитета;
  • заседания писхолого-медико-педагогического консилиума школы-интерната.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Формы работы

Наименование мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный за исполнение

Социально-педагогическая диагностика

Изучение документации

Изучение медицинских карт детей, карт реабилитации личных дел.

Сентябрь

Социальный педагог, классные руководители, медицинский работник

Патронаж семей

Посещение семей (по необходимости)

В течение года

Социальный педагог, классные руководители

Беседы с родителями

Выяснение социально условий семьи, выявление проблем, трудностей семейного воспитания, установление доверительных взаимоотношений.

Сентябрь, октябрь

Социальный педагог, классные руководители

Диагностика семьи

Микроисследование социально-гигиенических условий  жизни и воспитания учащихся

Сентябрь

Социальный педагог, классные руководители

Анкетирование

Анкета для родителей «Путь к здоровью, силе, бодрости», Анкета для родителей

«Часто ли болеет ваш ребенок»

Сентябрь, октябрь

Социальный педагог

Работа с информацией

Составление социального паспорта классов начальной школы.

Сентябрь, октябрь

Социальный педагог

Валеологическое просвещение родителей.

Родительское собрание

«Психо- физиологические особенности учащихся младшего возраста. Советы школьного врача и психолога»

Сентябрь

Социальный педагог, психолог, школьный врач

Школа правовых знаний

«Закон об образовании», «Конвенция ООН о правах ребенка»,

«Семейный Кодекс»

«Нормативно-правовые документы школы и локальные акты;

Декларация ООН о правах человека

Ноябрь, декабрь

Администрация, социальный педагог

Беседа

«Здоровье твоего ребенка в твоих руках»

Октябрь

Социальный педагог,  школьный врач

Обмен мнениями

«Как наша семья укрепляет здоровье»

Ноябрь

Социальный педагог

Гостиная здоровья

«Питание детей младшего школьного возраста»

Декабрь

Социальный педагог, медицинская сестра

Обмен опытом

«Как психологический климат в семье влияет на здоровье ребенка»

Январь

Социальный педагог; педагог-психолог

Круглый стол

«Здоровье – это возможность возможностей…»

Февраль

Социальный педагог

Семинар-практикум

«Физическое здоровье ребенка – залог успешности учебной деятельности»

Март

Социальный педагог, школьный врач

Выпуск информ-дайджеста

 «Профилактика вредных привычек»

Апрель

Социальный педагог

Семинар-практикум

 «Закаливание ребенка дома»

Апрель

Социальный педагог, медицинская сестра

Оформление папки – передвижки

«Здоровый образ жизни семьи»

Май

Социальный педагог, медицинская сестра

Родительский университет

Гигиена и охрана здоровья учащихся

Декабрь-апрель

Социальный педагог, школьный врач

Круглый стол

«Гармония общения – залог психоэмоционального здоровья                                           ребенка».

Май

Социальный педагог, психолог

 Организация совместного досуга школы и семьи

Спортивный праздник

«Вместе – мы сила!»

Ноябрь

Социальный педагог, инструктор по физич. воспитанию

Праздник

«День Здоровья»

Декабрь

Социальный педагог, инструктор по физич. воспитанию

Эстафета

 «Папа, мама, я – спортивная семья»

Январь

Социальный педагог, инструктор по физич. воспитанию

Праздник

«День лыжника»

Февраль

Социальный педагог, инструктор по физич. воспитанию

Выпуск тематических бюллетеней Здоровья

В течение года

Социальный педагог, кл. руководители

Телепередача

«Моя семья»

Март

Социальный педагог, кл. руководители

Конкурс

«Семья и школа играют вместе»

Апрель

Социальный педагог, кл. руководители

Поход выходного дня

Классные туристические походы совместно с родителями

Май

Социальный педагог, кл. руководители, медицинская сестра

Участие родителей в воспитательном процессе учреждения

Родительские собрания, конференции, встречи с администрацией школы

Планирование совместных мероприятий

В течение года

Администрация. Педагогический коллектив

Конференция

«Инновационные технологии в воспитательно-образовательном процессе школы»

Октябрь

Социальный педагог, кл. руководители

Родительское собрание

«Организация детского питания»

Ноябрь

Администрация, медицинская сестра

Родительский университет

«Валеологический анализ расписания уроков». Динамические перемены

Декабрь

Работа в школе медико- психолого –педагогического консилиума

Знакомство с профилактическими программами, реализуемые в школе

Февраль

Апрель

Заместитель директора по УВР, кл. руководители, школьный врач

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог

Практикумы

«Уроки здоровья»

«Создание общего двигательного режима в школе и дома»

Декабрь

Январь

Социальный педагог

Социальный педагог; инструктор по физическому воспитанию

Выставка методической литературы

«Вкусная и здоровая пища»

Февраль

Социальный педагог, кл. руководители

Профилактическая работа с семьями «группы риска»

Банк данных

Создание банка данных о семьях «группы риска»

В течение года

Социальный педагог

Патронаж семей

Посещение семей, составление актов обследований, адресная помощь семьям

В течение года

Социальный педагог, кл. руководители

Профилактические беседы

Круглый стол

«Здоровье ребенка в твоих руках».

«Воспитательный потенциал семьи».

«У здоровых родителей- здоровые дети».

«ЗОЖ- необходимая норма каждой семьи».

«Наши общие проблемы».

В течение года

Социальный педагог

Индивидуальные консультации

Консультирование родителей по плану работы с конкретной семьей

В течение года

Социальный педагог

Заседание психолого-медико-педагогического консилиума школы

По плану работы образовательного учреждения

В течение года

Администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр

Взаимодействие с внешними организациями (ПДН УВД , КДН и ЗП, Управлением по вопросам семьи, материнства и детства,  Центром социальной помощи семье и детям «Семья», и другими социальными службами, медико-реабилитационными учреждениями

Профилактические мероприятия по нормализации и оздоровления социального неблагополучия в семье

В течение года

Социальный педагог

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Одним из важнейших условий реализации ФГОС является организация  совместной деятельности родителей и образовательного учреждения. Семья - это место, где ребенку гарантирован здоровый образ жизни, который поможет сохранить и укрепить здоровье для удовлетворения всех его потребностей. Школа достаточно много внимания уделяет формированию правильного отношения  школьников к своему здоровью.  Данный проект призван привлечь родителей к проблеме соблюдения ЗОЖ в семье, и позволит решить основные задачи по организации социально-педагогического взаимодействия образовательного учреждения с родителями детей младшего школьного возраста по формированию навыков здорового образа жизни.

     Реализация проекта  позволит:

     -   эффективно использовать  ресурсы образовательного учреждения;

     -   установить стратегическое партнерство семьи и школы;

     -    удовлетворить потребности родителей в педагогическом просвещении;

     -   создать механизм преемственности в ранней профилактической работе с родителями дошкольников и младших школьников;

     - повысить компетентность родителей в вопросах сохранения и     укрепления здоровья детей и собственного здоровья;

     -    обеспечить межведомственное партнерство  в вопросах  профилактики ЗОЖ;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Гуреев Н.В.  Активный отдых. М., 1991.

2. Мудрость воспитания. Книга для родителей./ Сост. Б.М. Бим-Бад., Э.Д.Днепров, Г.Б. Корнетов. – М.:Педагогика, 1987.

  1. Гоголева М.И. Основы медицинских знаний учащихся. М., 1991.
  2. Дереклеева Н.И  Родительские собрания 1 – 4 классы. М., 2005.
  3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М., 2007.
  4. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 5 – 9 классы. М., 2007.
  5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: Вако, 2004.
  6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. М.: Вако, 2007.
  7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.
  8. Настольная книга учителя начальных классов./Авторы-составители: Л.С. Бескоровайная, О.В. Перекатьева – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.
  9. Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные планы. 3 класс/ Сост. Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2004.
  10. Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного: педагогическая профилактика наркотизма школьников./ М., Просвещение, 2005.
  11. Прутченков А.С. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов./ М., 2000.
  12. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1 – 11 классов./ Ярославль: Академия развития, 2001.
  13.  Социальный педагог в образовании. /Составитель Л.И. Родина. – Самара 2000.
  14. Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия успешной адаптации)./ Под ред. Е.Г. Трошихиной. – СПБ.: Речь, 2002.
  15. Формы и методы работы по формированию представлений о здоровом образе жизни учащихся начальных классов./ Авт. Л.П. Нестеренко, Е.Ю. Головинская, М.С. Мышкина, Н.А. Семенова. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2005.

  21. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под. ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

22. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю.Приобщение школьников к    здоровому образу жизни. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

23. Психолого-педагогическое обеспечение социального здоровья детей и подростков в условиях дополнительного образования: Методическое пособие/ под ред. Н.Н. Никитиной. – Ульяновск: УИПКПРО, 2008.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cтатья "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников"

Статья о формах и методах работы с учениками начальльной школы по формированию у них потребности в здоровом образе жизни....

Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.

Формирование навыков здорового образа жизни в урочной и внеурочной деятельности младших школьников....

Педагогические условия и механизмы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников

Педагогические условия и механизмы формирования навыков здорового образа жизни младших школьников.Горланова Н.В., учитель начальных классов  I квалификационной категории МБОУ СОШ № 148...

Доклад "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности"

Доклад на заседании ШМО учителей начальных классов по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий в начальном обучении...

Формирование навыков здорового образа жизни у школьников с за-держкой психического развития в условиях требования ФГОС начального общего образования

Ребёнок первый раз переступил порог школы. Что его ждёт? Новый, неизведанный мир открывается перед ним. Принимая каждого ребёнка, учитель задумывается над тем, каким он станет через одиннадцать лет, к...