Статья с презентацией на тему "Особенности использования ТРИЗ-технологии в исследовательской деятельности учащихся начальной школы на уроках"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Сушенцова Елена Михайловна

       Данная статья познакомит с методами и приёмами ТРИЗ-технологии, которые можно использовать на всех уроках в начальной школе, и которые способствуют формированию творческого мышления учащихся, делают педагогический процесс более эффективным и результативным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название: «Особенности использования ТРИЗ – технологии в исследовательской деятельности учащихся начальной школы на уроках».

Направление: исследовательская деятельность.

Сведения об авторе: Сушенцова Елена Михайловна, учитель начальных классов МАОУ «Щёлковская гимназия № 6» ГОЩ МО

Актуальность: В процессе социально-экономических преобразований возникают проблемы, для решения которых нужны новые подходы. Возросла потребность общества в людях, не только имеющих глубокие знания, но и способных творчески подходить к решению сложных задач. Отечественная педагогика отреагировала на запрос общества. В школах наряду с традиционным обучением начали внедряться новые педагогические технологии творческой ориентации.

Новизна: Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования. Использование приемов и методов ТРИЗ – технологии делает педагогический процесс результативным.

Описание практической значимости: ознакомление с методами и приемами ТРИЗ – педагогики, которые можно использовать на всех уроках в начальной школе.  

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Щёлковская гимназия № 6» городского округа Щёлково                        Московской области

Представление педагогического опыта работы

«Особенности использования ТРИЗ – технологии в исследовательской деятельности учащихся начальной школы

 на уроках»

                                                                  Автор: Сушенцова Елена Михайловна,                                      

                                                                   учитель начальных классов МАОУ

                                                                 «Щёлковская гимназия № 6» ГОЩ МО

                                                Щёлково, 2020 г.

«Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, -

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.»

(Н. Рыленков)

Введение

ФГОС определяет направленность образования на личностное развитие детей: приобретение опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, подготовки учащихся к ответственному выбору жизненного и профессионального пути, к самостоятельной постановке целей и определению путей их достижения, оценке и регулированию познавательной деятельности. Достижение планируемых результатов обучения – предметных, метапредметных и личностных – предъявляет высокие требования к организации учебного процесса как творческого, раскрывающего индивидуально-личностные способности ученика.

В процессе социально-экономических преобразований возникают проблемы, для решения которых нужны новые подходы. Возросла потребность общества в людях, не только имеющих глубокие знания, но и способных творчески подходить к решению сложных задач. Отечественная педагогика отреагировала на запрос общества. В школах наряду с традиционным обучением начали внедряться новые педагогические технологии творческой ориентации.

«ТРИЗ – азбука талантливого мышления, каждый человек обязан быть творчески грамотным»

(Г.С. Альтшуллер)

  1. Почему ТРИЗ?

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования. Использование приемов и методов ТРИЗ – технологии делает педагогический процесс результативным.

«Пошаговый» ход решения изобретательских задач, позволяет учителю детально разобрать суть задачи, а сам процесс решения носит выраженный эмоциональный характер и позволяет активизировать работу учащихся на уроке, способствуя повышению интереса к предмету, формированию и развитию у учеников творческого аналитического мышления. Учит ребят самостоятельности, углубляет их предметные знания.

  1. Из истории

В 1946 г. в Баку Генрих Саулович Альтшуллер (1926 - 1998) начинает работу над созданием научной технологии творчества, которая со временем получит название: Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Генрих Саулович Альтшуллер (псевдоним Генрих Альтов) – советский ученный, изобретатель, писатель-фантаст.

Официальная история ТРИЗ имеет точно обозначенную точку: выход в свет в начале 1957 года шестого (ноябрь-декабрь) выпуска журнала «Вопросы психологии» за 1956 год, где была опубликована статья Г.С. Альтшуллера и Р.Б. Шапиро «О психологии изобретательского творчества».

Первоначально Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) была создана для решения задач технического плана, но те закономерности, на которых она основана, позволяют её использовать и в других областях, в том числе с 1989 гг. – в педагогике.

К ведущим разработчикам ТРИЗ-педагогики можно отнести: Гин А.А., Гафитулина М.С., Мурашковский Ю.С., Нестеренко А.А. и др. Гин Анатолий Александрович начал адаптировать и применять ТРИЗ для развития креативности детей школьного возраста.

  1. Цели и задачи ТРИЗ – технологии

Основная цель ТРИЗ – технологии – формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

ТРИЗ – технологии позволяют решать следующие педагогические задачи.

  1. Воспитательные:
  • Формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;
  • Развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.
  1. Образовательные:
  • Повышение уровня общей образованности учащихся;
  • Формирование положительного отношения детей к учебному процессу;
  • Умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;
  • Целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.
  1. Развивающие:
  • Развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
  • Развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);
  • Развитие пространственного мышления;
  • Развитие речи;
  • Умение анализировать, синтезировать, комбинировать;
  • Развитие творческого воображения.

  1. Приемы и методы ТРИЗ – технологии

Игровые тренинги создают условия для освоения инструментов проблемно-ориентированного обучения: обеспечивают интерес к познанию, преобразованию, созданию и применению объектов окружающего мира, обогащают опыт работы с этими объектами, формируют логические и познавательные универсальные учебные действия.

«Аукцион». Игра подходит для случаев, когда можно получить как можно больше ответов на один вопрос. Учитель собирает ответы в режиме аукциона. Когда ответы заканчиваются, учитель произносит: «Продано!». Победившим считается тот, кто дал ответ последним.

«Пинг-понг». Класс делится на две группы. Игра проводится в режиме «Вопрос - ответ». Первая группа задает вопрос, вторая отвечает, затем вторая задает вопрос, отвечает первая. За неправильный ответ или пропущенный вопрос насчитываются штрафные очки («голы»). Выигрывает команда, у которой штраф меньше.

«Мои друзья». 

Планируемые результаты.

Установки: искать в объекте требуемое значение признака, пытаться так преобразовать объект, чтобы он обладал требуемым значением.

Умения: определять объект по наличию у него заданного значения признака, проверять, что объект обладает заданным значением признака.

Метапредметные знания: накапливается информация о способах изменения значений признаков.

Предметные знания: актуализируются и накапливаются знания о признаках объектов в различных предметных областях.

Материал для тренинга: картинки со словами, числами или рисунки.

Сюжет и правила: учитель называет значение признака, те дети, в объектах которых есть это значение признака, подбегают к учителю. Каждый стремится доказать, что он принадлежит к множеству «друзей», т.е. он обладает заданным значением признака.

Рефлексия: как можно стать «другом», если ты им не являешься (как можно изменить значение признака?) О каких признаках объекта (называется объект) мы вспомнили, играя в эту игру?

Линия усложнения: от проверки, обладает ли объект признаком – к преобразованию объекта (чтобы добиться проявления нужного значения признака).

Примечание: в эту игру целесообразно играть на занятиях по всем предметам, соответственно меняя объекты. Для детей более старшего возраста можно упростить игровой компонент (не подбежать, а поднять карточки).

Пример игрового тренинга (Приложение 1).

«Теремок». 

Планируемые результаты.

Установки: искать новые, необычные значения признаков.

Умения: сравнивать объекты.

Метапредметные знания: способ сравнения объектов: чтобы найти похожие объекты, надо найти признак, по которому они имеют одинаковые значения (найти вопрос, на который для этих объектов ответ будет одинаковым).

Предметные знания: накапливается информация о признаках объектов в конкретных областях знаний.

Материал для тренинга: предметы или картинки со словами или рисунками.

Сюжет и правила: каждый ученик играет роль какого-либо объекта. По очереди дети заселяют теремок. Нового «героя» в теремок пускают только в том случае, если он указал, чем похож на последнего, вошедшего в теремок «героя». Ограничения: нельзя повторять ранее названные признаки.

Рефлексия: как сравнить два объекта? Что мы для этого делаем?

Линия усложнения: от проверки, обладает ли объект признаком – к преобразованию объекта (чтобы добиться проявления нужного значения признака).

Примечание: игра «Теремок» хорошо работает на всех учебных предметах: с объектами языка (словами, морфемами, словосочетаниями), с математическими объектами (геометрическими фигурами, математическими выражениями, уравнениями), с биологическими объектами (растениями, животными), с географическими (городами, реками и т.п.).

Пример игрового тренинга (Приложение 2).

«Я беру тебя с собой». Один из самых универсальных приемов ТРИЗ.  

Планируемые результаты.

Установки: искать новые, неожиданные значения признаков, удерживать в памяти признаки, названные другими детьми.

Умения: объединять объекты по общему значению признака, определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение, сопоставлять, сравнивать большее количество объектов, составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Предметные знания: актуализируется и накапливается информация о признаках объектов.

Сюжет и правила: педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество.

Рефлексия: на какой один и тот же вопрос все собранные нами объекты отвечают одинаково? Как можно назвать это имя признака?

Линия усложнения: усложнять игру можно за счет выбора более сложных для отгадывания объектов.

Примечание: игру можно использовать как разминку на уроках практически по всем предметам. У учащихся эта игра пользуется большой популярностью.

Урок окружающего мира станет интереснее, если использовать эту игру в качестве задания для классификации объектов: кустарники, деревья и травы, лиственные и хвойные деревья.

На уроке математики будет актуально формировать умения различать нечетные и четные числа.

На уроках русского языка можно предложить прием для того, чтобы закрепить навыки различать имена существительные определенного рода.

Пример игрового тренинга (Приложение 3).

«Да - Нет».   

Планируемые результаты.

Установки: сужать поисковое поле в процессе решения проблемы.

Умения: задавать вопросы, эффективно сужающие поисковое поле.

Метапредметные знания: при соответствующем ведении игры можно обеспечить актуализацию и даже присвоение практически всех инструментов решения проблем.

Предметные знания: накапливаются знания о признаках объектов.

Материал для тренинга: карточки со словами, числами, картинки.

Сюжет и правила: учитель или ученик загадывает объект или ситуацию. Учащиеся задают вопросы, на которые можно ответить одним из следующих способов: «Да», «Нет», «Не имеет значения», «Нет информации». Цель игры – найти ответ за минимальное количество вопросов. Периодически учитель останавливает игру и просит детей сообщить, что уже удалось выяснить в процессе решения. При необходимости учитель вместе с детьми отражает на картинке или схеме процесс сужения поискового поля.

Рефлексия: какие вопросы помогали эффективно сужать поисковое поле? Какие вопросы были лишними, почему?

Пример игрового тренинга (Приложение 4).

Не менее продуктивной деятельностью, обеспечивающей как освоение моделей, так и получение творческого опыта, является создание собственных творческих продуктов.

«Загадки». Дидактические возможности загадок практически неисчерпаемы. С их помощью можно учить выполнению логических операций и приемов анализа, синтеза, сравнения, противопоставления, аналогии; развивать каналы восприятия, ассоциативное и образное мышление; учить моделированию.

На уроках с ребятами, мы составляем загадки, опираясь на таблицу (Приложение 5), которая включает в себя три графы: признак, объект сравнения, отличительный признак, может работать как обобщенный конструктор загадок.

«Загадки» можно использовать практически на всех уроках. Данный прием позволяет организовать исследование, в котором дети самостоятельно получают различные модели и делают обобщение.

«Создай паспорт». Суть приема заключается в том, что ученики самостоятельно составляют обобщенную характеристику изучаемого явления по определенному плану. С помощью этого приема, учащиеся лучше вникают в тему и учатся анализировать, выделять главные и второстепенные признаки. Дети могут давать краткую характеристику изученному понятию или явлению.

Прием «Создай паспорт» можно использовать на уроке изучения нового материала, когда для лучшего понимания и запоминания, выделяются главные качества изучаемого явления. Можно использовать на этапе решения учебных задач, когда важно потренировать умение учащихся систематизировать полученные знания и находить общее путем сравнения. А также на этапе закрепления материала.

Сначала учащимся дается план, по которому они заполняют паспорт, затем учащиеся выполняют это самостоятельно. Ребята, получают задание, определяются с главными характеристиками и порядком оформления информации, выполняют работу, делятся результатами. Работу можно организовать как индивидуально, так и в группах.

Для учащихся начальной школы лучше предложить уже готовые бланки паспорта. В котором ученики просто заполняют пустые графы (Приложение 6).

  1. Заключение

В начальной школе используются в основном приемы и методы РТВ (развитие творческого воображения) с использованием элементов ТРИЗ, направленные на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Использование ТРИЗ – технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания.

Игровые тренинги позволяют привить детям вкус к анализу, исследованию объектов окружающего мира. А ученик, овладевший основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, умеет и сам хочет учиться.

Список литературы

  1. Анищенко А. Прием «Создай паспорт» на уроке. Как и когда его использовать: советы, рекомендации, примеры http://pedsovet.su/metodika/priemy/6358_priem_sozday_pasport_v_obuchenii
  2. Забашта Е. Г. Шацкий С.Т. и исследовательская деятельность учащихся как составная и неотъемлемая часть образования // Исследовательская работа школьников. – 2014. - № 2.
  3. Кокоренко В.Л. Проектно-исследовательская деятельность как средство педагогического сопровождения одаренных детей // Школьные технологии. – 2015. - № 2.
  4. Курышев В.А. Тризовский подход при решении задач // Школьные технологии. – 2013. -  № 4.
  5. Нестеренко (Селюцкая) А.А. Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ – ТРИЗ. Учебно-методическое пособие для педагогов / Алла Александровна Нестеренко (Селюцкая). – М.: BOOKINFILE, 2018. – 603с.
  6. Платонов Л.А. Особенности использования ТРИЗ – технологии в начальной школе. // Начальная школа плюс до и после – 2016. - № 11.
  7. Рябинина Е. Калейдоскоп мышления. 77 увлекательных игр, формирующих гибкий нестандартный подход к окружающему миру на основе ОТСМ – РТВ – ТРИЗ / Елена Рябинина. – М.: ТРИЗ плюс, 2017. – 39с.
  8. Хоменко Н. Использование игры «Да - Нет» при обучении ТРИЗ http://www.trizminsk.org/e/yes-no.htm
  9. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ // Школьные технологии. – 2010. - № 5.
  10.  Христолюбова А. Прием «Я беру тебя с собой» на уроке. Как использовать прием, для чего он предназначен http://pedsovet.su/metodika/priemy/6359_priem_ya_beru_teby_s_soboy

Приложение 1

Игровой тренинг «Мои друзья»

Предмет: математика.

Этап урока: устный счёт.

Материал для тренинга: карточки с числами.

Ход игры:

Учитель: возьмите карточки с изображением объекта. Каждый из вас будет играть роль объекта, изображенного на карточке. Мои друзья – все, кто делятся на 5. Идите ко мне, мои друзья.

Дети подбегают к учителю, если их объект делится на пять.

Учитель: докажите, что ваши объекты действительно мои друзья. Что для этого надо проверить?

Ученики: надо вспомнить таблицу умножения с числом 5.

Учитель: проверяем (каждый ученик подходит к учителю, проверяется вместе с детьми, выполнено ли условие). Маша, у тебя объект 34, разве он делится на 5? Ребята, как вы считаете?

Ученики: делится, но с остатком. Получится 6, остаток 4.

Учитель: Кирилл, у тебя объект 42, разве он делится на 5? Ребята, как вы считаете?

Ученики: а мы к 42 прибавим 3 и получим 45, а 45 делится на 5, и Кирилл будет вашим другом.

Учитель: может быть, еще кто-то сможет попасть в мои друзья?

Приложение 2

Игровой тренинг «Теремок»

Предмет: русский язык.

Этап урока: актуализация знаний, самоопределение к деятельности, рефлексия.

Материал для тренинга: карточки со словами.

Ход игры:

Каждый ученик получает карточку со своим словом и играет роль этого слова. Учитель назначает одного водящего «хозяина теремка», а остальные по очереди подходят к теремку (любой распечатанный теремок, который прикрепляется на классной доске или держит в руках водящий) и проводят с хозяином следующий диалог:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, берёза. А ты кто?

- А я – пирог. Пустишь меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

- Мы с тобой словарные слова, нас надо запомнить.

После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий ученик. И так, пока все не зайдут в домик. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные могут помочь.

 

Второй вариант игры: хозяин постоянно меняется – вошедший гость становится хозяином, а бывший хозяин садится на своё место.

Приложение 3

Игровой тренинг «Я беру тебя с собой»

Предмет: русский язык.

Этап урока: актуализация знаний, рефлексия.

Ход игры:

Учитель: я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой гнездо. А что у вас?

Ученик: я беру с собой волна.

Учитель: я не беру тебя с собой.

Ученик: я беру с собой дядя.

Учитель: я не беру тебя с собой.

Ученик: я беру с собой кино.

Учитель: я беру тебя с собой.

Ученик: я беру с собой пальто.

Учитель: я беру тебя с собой.

Ученик: вы берете все предметы, имена существительные среднего рода?

Учитель: да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты? На какой вопрос все они отвечают одинаково?

Ученик: он среднего рода?

Учитель: а кто иначе поставит вопрос, чтобы на него можно было ответить: «все они среднего рода»?

Ученик: какого рода все эти объекты?

Учитель: согласна. Итак, имя признака здесь - род имени существительного, обозначающего наш предмет.

Приложение 4

Игра «Да - Нет»

Предмет: математика.

Этап урока: устный счет.

Вид игры: линейная.

Ход игры:

Учитель: я задумала число от 0 до 100. Ваша задача – за минимальное количество вопросов отгадать это число. Для этого задавайте мне вопросы, на которые я могу отвечать только «Да» или «Нет».

Ученик: это двузначное число?

Учитель: да.

Ученик: это число больше 50?

Учитель: нет.

Ученик: это число больше 40?

Учитель: да. Давайте вспомним, что мы уже знаем об этом числе.

Ученик: это двузначное число, которое больше 40, но меньше 50.

Ученик: в этом числе десятков больше, чем единиц?

Учитель: нет.

Ученик: в этом числе десятков меньше, чем единиц?

Учитель: нет.

Ученик: в этом числе десятков и единиц поровну?

Учитель: да.

Ученик: это число 44.

Учитель: да.

Предмет: русский язык.

Этап урока: актуализация знаний.

Вид игры: классификационная.

Ход игры:

Учитель: я загадала букву. Вы можете задавать любые вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет».

Ученик: это буква гласного?

Учитель: нет.

Ученик: она обозначает согласный звук?

Учитель: да.

Ученик: она обозначает звонкий звук?

Учитель: да.

Ученик: парный?

Учитель: нет.

Ученик: она встречается в слове ручей?

Учитель: да.

Ученик: стоит в начале слова?

Учитель: да.

Ученик: это буква «Р»?

Учитель: да.

Приложение 5

Из приведенной таблицы можно получить загадки трех типов.

Задание: придумать загадку про слона. Предмет: литературное чтение. Тема: А. Куприн «Слон».

Признак

Объект сравнения («похожесть»)

Отличительный признак

Какой?/ Что делает? / С чем? / Где встречается? /  Откуда берётся? / Для чего служит? / С кем (чем) содействует?

Что такое же? (что делает то же самое, что встречается там же, служит для того же, соседствует с тем же)

Каким не является? / Чего не имеет? (Без чего обходится?) / Где не встречается? / Для чего не служит? / С кем (чем) не соседствует?

Тяжелый

как

машина

а

не ездит

С большими ушами

как

Чебурашка

а

не из мультфильма

В зоопарке

как

крокодил

а

не зелёный

В итоге у нас получилось три загадки:

Из столбцов 1 и 2:

Тяжелый, а не машина,

С большими ушами, а не Чебурашка,

В зоопарке, а не крокодил. (Слон).

Из столбцов 2 и 3 получаем загадку:

Похож на машину, а не ездит,

Похож на Чебурашку, а не из мультфильма,

Похож на крокодила, а не зелёный. (Слон).

 

Из столбцов 1 и 3 получаем загадку:

Тяжелый, а не машина,

С большими ушами, а не из мультфильма,

В зоопарке, а не зелёный. (Слон).

Приложение 6

Паспорт литературного героя на уроке литературного чтения

Можно оформить, как паспорт. Написать на титульном листе: «Паспорт литературного героя». Добавить, кем выдан. В квадратике нарисовать героя или выбрать из предложенных картинок учителем, вырезать и наклеить.

Паспорт объекта на уроке окружающего мира

Объект

Имя признака (вопрос)

Значение признака   (объект)

Какая природа?

Какая группа растений?

Какое царство растений?

Есть корень?

Есть стебель?

Есть листья?

Как размножается?

Какая особенность?

Объект

Имя признака (вопрос)

Значение признака (объект)

Какая природа?

Группа

Тело покрыто

Части тела

Как передвигается?

Как развивается?

Чем питается?

Какая особенность?

Паспорт слова на уроке русского языка

Объект

Имя признака (вопрос)

Значение признака (объект)

Лексическое значение

Вопрос

Одушевленное/неодушевленное

Собственное/нарицательное

Род

Число

Орфограмма


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Практическое освоение технологии ТРИЗ » Сушенцова Елена Михайловна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 6 ЩМР МО

Слайд 2

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, разработана в СССР в 1946 году Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами.

Слайд 3

р азвитие интереса к предметам; о владение новым способом решения задач; формирование и развитие способностей учащихся, необходимых для выполнения творческой деятельности. Цели:

Слайд 4

стиль мышления, направленный на самостоятельную генерацию знаний; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности; воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач. А это значит, что данная технология отвечает задачам, поставленными ФГОС. ТРИЗ - ФОРМИРУЕТ

Слайд 5

Метод суждения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет». Вопросы для отгадывания должны быть построены таким образом, чтобы ведущий мог ответить только «да» или «нет », и ответ на них позволял сужать поле поиска. Формирует умение связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга. ДА - НЕТКИ

Слайд 6

« Лови ошибку» может использоваться в работе по группам, по парам и в индивидуальной работе на разных этапах урока: в начале – при устных упражнениях или при повторении; в середине урока – при закреплении материала, на стадии осмысления; в конце урока – при подведении итогов, на стадии рефлексии. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению , группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определяется на него время. ЛОВИ ОШИБКУ

Слайд 7

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЕЗД Дети составляют цепочку из слов, объясняя , чем они связаны.

Слайд 8

Теремок Каждый обучающийся задумывает слово – предмет. Кто-то назначается хозяином теремка. Остальные дети подходят к теремку и просятся к нему в домик. - Кто ? Кто? В теремочке живет? - Я, карандаш. А ты кто? - А я, удочка. Пусти меня. - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. И.т.д.

Слайд 9

ВЕРЕВОЧКА Назовите три предмета, не связанные между собой. Составьте как можно больше предложений, используя все эти слова.

Слайд 10

Я БЕРУ ТЕБЯ С СОБОЙ Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по очереди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением признака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается множество

Слайд 11

ЭМПАТИЯ Развитие речи, творческого мышления, фантазии, в будущем такие дети не будут равнодушны к другим, будут уважать мнение собеседников. Представьте себе, что вы - тетрадь аккуратного или, наоборот, небрежного ученика. Сочините небольшой рассказ. Опишите, как вы себя чувствуете в этой роли. Эмпатия - это не «поставь себя на его место », это : «взгляни на вещи его глазами ». Можно разделиться на пары: один показывает эмоцию, другой угадывает (радость, удивление, презрение , гнев, страдание , страх). Прием используется на уроках литературного чтения при инсценировках, с очинениях от лица персонажа .

Слайд 12

МОДЕЛИ СОСТАВЛЕНИЯ ЗАГАДОК Последовательность этапов сочинения загадки: Выбрать объект, про который будет придумываться загадка. Описать несколько характерных признаков (сравнений) данного объекта. Исключить объекты, обладающие такими же признаками. Отредактировать полученную загадку (можно сделать ее ритмичной или рифмованной).

Слайд 13

Признак Объект сравнения Какой? Что делает? С чем? Где встречается? Откуда берется? Для чего служит? С кем соседствует? а не Что (кто) такое же? (делает то же самое, встречается там же, служит для того же, соседствует с теми же...)

Слайд 14

НАОБОРОТКИ Можно придумать и « наоборотные » загадки. Сочетаем противоречивые понятия. Разгадывая такую загадку, нужно произвести минимум два заключения: - развернуть признаки «задом наперед»; найти объект, подходящий под эти «перевернутые» характеристики. «Без колес, без руля, останавливает людей» автомобиль

Слайд 15

СИСТЕМНЫЙ ЛИФТ Данная модель используется для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части целого. слово словосочетание предложение текст Класс Школа Улица Город Государство Материк Планета Солнечная система

Слайд 16

На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста. Демонстрируются перед классом в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления . Более применима при изучении информативно-содержательных текстов. ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ

Слайд 17

РАСКАДРОВКА При чтении произведения дети рисуют « мультик » - схематичное изображение событий, происходящих в сказке. Таким образом, происходит обобщенное восприятие, а также получается своеобразный план произведения. Можно предложить детям поиграть с кадрами: «Раньше – Позже», « Что потерялось ?», « Все в сказке перепуталось ».

Слайд 18

Лимерик – это юмористическое стихотворение из 5 строчек британского происхождения. Сочинить лимерик поможет модель: Жил-был… \ расскажу вам про… \ у меня есть… + объект Какой? На что похож? Что делал? С кем общался? Вывод: вот какой… + объект Подготовка: Выбираем, о ком или о чем будет лимерик. Для первых 4 строчек подбираем 2 пары рифмованных слов (существительные и прилагательные). Жила рогатая улиточка , Звали ее Лидочка, За листочек держалась, С муравьями общалась. Вот какая любопытная улиточка ! Лимерики

Слайд 19

Создай паспорт На этапе обобщения знаний интересно создать паспорт – характеристика героя, объекта… При использовании данного приема у обучающихся развиваются л ичностные и коммуникативные способности. В создании паспорта нам помогут анкетные данные : Имя- Создатель- Прописка- Внешний вид – Где встречается – Личные качества- Заветное желание-

Слайд 21

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь , Позавтракать было совсем уж собралась, Да позадумалась , а сыр во рту держала. На ту беду, Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил, Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка , как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица !» Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, - И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал - с ним была плутовка такова . Иван КРЫЛОВ Алексеевич Андреевич

Слайд 22

Жил-был… \ расскажу вам про… \ у меня есть… + объект Какой? На что похож? Что делал? С кем общался? Вывод: вот какой… + объект

Слайд 23

Название технологии Технология решения изобретательных задач Автор Генрих Саулович Альтшуллер Родина СССР, 1946 Приемы Метод «маленьких человечков», мозговой штурм, «системный лифт», создай паспорт, «Теремок», лимерики, сочинение загадок, раскадровка , эмпатия и д.р Что дает ученику помогает находить варианты решения проблемного вопроса, генерировать идеи, сюжеты сказок…; регулярная тренировка творческого мышления; на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности и вырабатывается та самая способность применять знания в реальных ситуациях. Что дает учителю знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем; развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления; воспитывает готовность к восприятию нового; обеспечивает профессиональный рост.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.

Современные подходы к обучению младших школьников в курсе "окружающий мир" А. А. Плешакова, в котором значимой целью становится не только формирование у младшего школьника целостной картины мира, но и...

Презентация "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время"

В этой презентации я отразила все главные аспекты ,применяемые в проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.Применяю их на уроках и во внеурочное время....

Презентация на тему"Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время"

В своей презентациии я отразила все главные аспекты ,которые я лично использую на уроках о во внеурочное время с ребятами начальной школы."Потомучто проектно-исследовательская деятельность -это ...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....

Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...

Использование проектно-исследовательскую деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочной деятельности

Использование проектно-исследовательскую деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочной деятельности, презентация...