Из опыта ведения курса ОПК в начальной школе
статья (4 класс) по теме

Криволуцкая Наталья Олеговна

Первые шаги ведения курса Основы Православной культуры учителями начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Doklad2.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Наталья Олеговна Криволуцкая, учитель начальных классов и ОПК, руководитель школьного методического объединения  МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Балабаново»

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОПК УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

   

В нашей школе курс ОПК преподается каждым учителем начальных классов.  И преимущества такого варианта для нас очевидны.

Учитель  начальных классов стоит на самой первой ступеньке духовно-нравственного возрождения нашего народа. Именно мы, учителя, не только на отдельном уроке по «Основам православной культуры», а на всех других  уроках, а также во внеурочной  каждодневной деятельности, духовно устремляемся к детским сердцам и душам.  И дети ждут от нас,  взрослых, чтобы мы им показали путь, по  которому они смогут строить свою жизнь. Этот путь неразрывно связан с духовной традицией – с основами православной культуры. Знать эти основы обязан каждый учитель, чтобы детям донести правильно, объективно историю Отечества, всесторонне исследовать  и преподать творчество гениальных писателей и поэтов.

Но каждый ли педагог может преподавать отдельный курс ОПК? Никаких законодательных препятствий на этот счет нет.  Но чтобы учить детей,  нужен определенный багаж знаний. А мы имеем багаж по математике, русскому языку, природоведению. Как здесь быть? Ведь сложно браться за предмет,  по которому просто не хватает знаний у нас, учителей. Не буду скрывать, что на первых порах, практически каждый учитель начальных классов испытывал страх, что сделаем что-то не так, не освоим духовную лексику, исказим суть понятий. Но эта боязнь возникла не сразу, а только когда уже начали преподавать. Преодолеть постепенно страх, неуверенность, робость, в определенной степени нам помогли на курсах повышения квалификации. Каждый из нас приобрел ценностно-знаниевую  опору, чтобы дальше работать самостоятельно.

Не ошибусь, если скажу, что наш сплоченный коллектив учителей начальной школы -  единственный в районе, который в полном составе проходил курсовую подготовку двух уровней.

  После первых курсов мы стали   покупать различные книги, обмениваться ими, собирать  медиатеку, а главное – общаться друг с другом по данной теме, не боясь признаться в том, что  и у нас, а не только у детей,  есть пробелы в знаниях основ православной культуры. Огромным  подспорьем нам стало оснащение учебными пособиями, когда каждый учитель получил комплект книг  для своих учеников. Теперь в нашей школе есть небольшая подборка видео- и аудиоматериалов, собрана библиотечка православных книг и журналов. На недавно проведенном семинаре  мы  всё это показали коллегам из других школ.

На сегодняшний день  в школе сложилась педагогическая команда по внедрению ОПК. В нее входит директор, завуч, все учителя начальных классов. Методическую работу я строю в соответствии с Программой развития школы. Приоритетным является методика преподавания ОПК.  В декабре 2008 года по предложению Т.В.Анохиной  мы сняли на видео свои уроки, я смонтировала фильм, который так и назвала «Наши первые шаги внедрения «Основ православной культуры»». Этот фильм дал возможность  посмотреть на себя со стороны, чтобы увидеть  не только  методические аспекты преподавания, а и личностные  промахи. Кто-то обратил внимание на свой голос, манеру держаться перед камерой, а кто-то  удивился темпу объяснения нового материала. Важно, что мы увидели светлые лица детей, их живой  интерес и открытость новому содержанию. Продемонстрировали фильм коллегам  по школе, выслушали их замечания, а затем пригласили самых требовательных зрителей – педагогов, ведущих этот курс в других школах. Так нами была апробирована модель внутренней и внешней экспертизы.

  Понимая важность поддержки родителями курса ОПК, мы начали строить по-новому свою работу с родителями. Нужно было донести до каждого важность и необходимость введения курса. Сначала на родительских собраниях знакомили с  программой А.В Бородиной, ее учебниками, рабочими тетрадями. Приглашали родителей на уроки. К сожалению, родители  редко находят время, чтобы посетить урок, поэтому мы пошли другим путем: снятые на видео фрагменты уроков ОПК мы стали демонстрировать на родительских собраниях: классных и общешкольных. Это дало сильный эффект: уже после первого  просмотра несколько родителей признались в том, что только теперь, увидев своими глазами, что происходит в классе во время урока ОПК, полностью согласны с введением нового курса, потому что это действительно важное и нужное дело.

Вот так и работает наше методическое объединение. Думаю, что и другие учителя могут теперь  воспользоваться нашей  методической находкой.  

    Таким образом, мы работаем, опираясь на методические пособия Аллы Валентиновны Бородиной, но еще каждый учитель вносит свои дополнения в урок, в частности мультимедийные презентации.  В этом учебном году мы вновь сняли на видео фрагменты своих уроков, стараясь  показать свои авторские дополнения. Это будет показано в конце моего выступления.

 Не стану скрывать, что возникали у нас разногласия. Некоторые учителя считали, что лучше, если данный курс будет вести отдельный учитель, который даже своим внешним видом будет показывать образец  верующего православного христианина. Да и затрат, говорили,  будет меньше.  

Теперь, спустя несколько лет,  эти разногласия исчезли, потому что в этом предмете каждый увидел для себя огромную возможность собственного личностно-профессионального развития. И оказалось, что важно   не «длинная юбка, покрытая голова и отсутствие на лице косметики», а то, какое содержание  несет  учитель, пусть и одетый по моде и в меру пользующийся косметикой. Мы признаем, что в современных условиях одежда для храма и одежда для работы в школе  должна быть разной. И это не предмет для разговора. Сейчас мы вышли на новую ступень педагогического общения, когда спорим о целесообразности использования на уроке того или иного медиаресурса, который отыскал кто-нибудь из нас в сети Интернет. Еще раз подчеркну, что  большинство наших  учителей начальных классов широко использует компьютерные технологии в дополнение к методическим рекомендациям А.В.Бородиной. Участники круглого стола  смогли в этом убедиться на примере видеофрагмента урока ОПК, который  был показан в заключение доклада Л.С.Силаевой.

    Лично для меня преподавание нового курса ОПК имеет особое значение. Дело в том, что в 2008 году я вошла в число победителей конкурса «Лучший учитель», который проводится  в рамках Национального Проекта «Образование». Подготовка материалов к конкурсу дала хороший толчок к профессиональному развитию. И вот – победа! Чувство, что я не должна останавливаться на достигнутом, не покидало меня, я понимала, что надо искать  что-то новое, значимое для себя и  своих учеников. Поэтому, когда директор школы предложил всем учителям начальной школы взяться за внедрение ОПК, я откликнулась сразу.

Не скрою, что на мои плечи легла колоссальная нагрузка. Несмотря на то, что занятие по ОПК один раз в неделю, дополнительный материал искала все остальные шесть дней: видео-, аудиоматериал, иллюстрации, читала справочную  литературу. Но, с другой стороны, не это ли является замечательным стимулом  к своему росту и духовному просвещению?!

Скажу об отметке. Ни разу у нас не возникал вопрос  оценивания. В моем классе безотметочное обучение на  уроке ОПК стало естественным и не вызывало вопросов у малышей и родителей. Всё было просто и естественно. Наверное, так и должно быть…. Считаю, что не нужно в баллах оценивать  знания, помогающие растить духовно здорового человека.  Хотя за работы, что дети готовили для Рождественского фестиваля, я всем поставила в дневник большие и красивые пятерки. Было столько радости!

Приятно также то, что родители с огромным удовольствием  помогают своим детям  в оформлении и изготовлении конкурсных работ на районные Рождественский и Пасхальный  фестивали.  Некоторые с нескрываемым  восторгом обменивались своими впечатлениями после участия в нынешнем фестивале «Вифлеемская звезда». Это заметно сказывается на возрастающем интересе  родителей к новому курсу и к внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию, которая активизировалась в последние годы в районе и в нашей школе.  С большим желанием дети и их родители принимают участие в подготовке и проведении праздников, посвященных Пасхе, Рождеству Христову, Дню народного единства, Дню Матери, Дню защитников Отечества,  где особо заметна связь духовной традиции отечественной культуры  и светского воспитания. Можно сказать, что теперь у нас в школе есть  наши новые старые традиции.

Но кроме традиционных праздников учителя начальной школы организуют участие детей в акциях милосердия. Еще одной эффективной формой работы являются уроки-экскурсии, когда учитель вместе с детьми посещает храмы города Балабаново и Боровского района. Эти посещения всегда заканчиваются духовной беседой со священником.

В 2009-20010 учебном году проводили анкетирование среди родителей. 95 % опрошенных одобрительно высказались о новом предмете ОПК, 5% выразили нейтральное  отношение, и никто не высказал отрицательных замечаний. Мы предполагали, что родители иных вероисповеданий будут высказывать недовольство, критиковать наш подход. Но этого не последовало. Наверное, потому, что упор в преподавании мы  делаем на историко-культурологический подход, а не вероучительный. О необходимости следовать такой концепции нам не раз говорила на курсах автор учебников Алла Валентиновна Бородина.

 «Новая российская школа, должна стать, - сказал Д.А.Медведев, Президент РФ, - важнейшим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника». Эту задачу мы и решаем в нашей школе, осваивая вместе с детьми новое религиозно-познавательное содержание курса «Основы православной культуры».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по УМК "Перспективная начальная школа"

Обощение опыта работы по УМК "Перспективная начальная школа"...

Из опыта работы «Разноуровневое обучение в начальной школе»

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи» (И.Г. Песталоцци). Этот принцип...

Требования к ведению классного журнала в начальной школе

Методические рекомендации УИПКи ПРО...

Методические рекомендации по ведению классных журналов в начальной школе

Методические    рекомендации по ведению классных   журналов в начальной школе[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6625290","attributes":{"alt":"",...

Из опыта работы реализации краеведческого курса "Морянка" в начальной школе. Занятие по изобразительному искусству "Людям на потешение, всему свету на удивление"

Возможности использования христоматии "Морянка" в пердметном обучении младших школьников на занятиях изобразительного искусства. В материале представлен конспект занятия и презентация....

Методические рекомендации при создании и ведении портфолио обучающихся в начальной школе.

Данные рекомендации помогут учителю начальной школы при работе с ученическими портфолиями....

Таблицы для ведения мониторинга УУД в начальной школе

Мониторинг УУД в начальной школе - одна из важных работ учителя начальных классов. С помощью мониторинга учитель может видеть результаты достижения учащхся. Данные таблицы предназначены и для ознакомл...


 

Комментарии

Никитина Наталья Борисовна

Огромное спасибо за предоставленный материал.