Из опыта работы «Разноуровневое обучение в начальной школе»
методическая разработка по теме

Ганкович Анжела Ролленовна

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи» (И.Г. Песталоцци). Этот принцип я приняла за основу своей педагогической деятельности. Обучение на разноуровневой основе требует децентрализации процесса, повышенного внимания к личности ученика, его эмоциональной сфере, его интересам, а не к его образованию в узком смысле слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по теме

«Разноуровневое обучение в начальной школе»

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи» (И.Г. Песталоцци). Этот принцип я приняла за основу своей педагогической деятельности. Обучение на разноуровневой основе требует децентрализации процесса, повышенного внимания к личности ученика, его эмоциональной сфере, его интересам, а не к его образованию в узком смысле слова. Уровневая дифференциация предполагает деление ученического потока на подвижные и относительно однородные по составу группы, каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на следующих уровнях:

1-й - государственный стандарт;

2-й - базовый уровень;

3-й - вариативный (творческий).

Основные принципы разноуровневого обучения:

  1.  всеобщая талантливость (нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом);
  2.  взаимное превосходство (если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то другое получается лучше, это что-то нужно искать);

-        неизбежность перемен (ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным).

Внедрение технологии разноуровневого обучения гарантирует результат освоения базовых знаний всеми учащимися и одновременно - возможность для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне. Педагогу следует учитывать предшествующий обучению опыт ученика, особенности его развития. Начинать надо с того, что знакомо ученику, и постепенно раскрывать перед ним все более сложные явления, опираясь на его самостоятельную активность.

Учитель готовит к уроку пакет дидактических материалов в трех вариантах. Первый - самые простые задания. Они включают необходимый для усвоения темы теоретический материал, где нужно полностью восстановить неоконченную запись формул, определения; образец решения простого примера или задачи по изучаемой теме и один пример, который ученик должен решить сам по образцу.

Задания второй группы - это теоретические вопросы по теме (но без подсказок!) и аналогичный пример, который ученик должен выполнить сам по образцу; предлагается также простой пример, который нужно решить самостоятельно.

Задания третьей группы включают проверку знаний по теории (возможно, по ранее пройденным темам), более сложный пример или задачу, но с рекомендациями по решению, и задания, для решения которых нужно применить нестандартный подход.

Очевидно, что от одной группы к последующей трудность выполнения задач повышается. Такая организация обучения и закрепления учебного материала на практике способствует переходу учеников из одной группы в другую.

Снижение сложности задач - мера частная, кратковременная, оправданная и допустимая только на самом начальном этапе ликвидации неуспеваемости.

Очень важно, чтобы учитель, составляя многочисленные карточки - таблицы советов, памятки и т.п., помнил, что задания должны быть подобраны так, чтобы слабоуспевающие ученики проявляли максимум самостоятельности, имели реальную возможность развития. Вот примерные виды помощи, которые может разработать учитель:

  1. указания типа задачи, правила, на которое опирается задача или упражнение;
  2. дополнения к заданию в виде схемы, чертежа;

- запись условия в виде таблицы, значков, матрицы;

  1. указание алгоритма решения;
  2. показ аналогичной задачи, решенной ранее;
  3. объяснение хода выполнения подобного задания;
  1. предложение выполнить вспомогательные задания, подводящие к решению основной задачи;
  2. наведение на поиск решения с помощью ассоциации;
  3. указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания;
  4. расчленение сложной задачи (упражнения) на ряд элементарных;
  5. постановка наводящих вопросов;
  6. указание правил, на основании которых выполняются задания;

- предупреждение о наиболее типичных ошибках.

Дифференцированная помощь со стороны учителя - эффективный способ оптимизации обучения, который каждому ребенку позволяет достичь наивысших для него результатов.

Так, на уроках математики при разработке заданий для самостоятельной деятельности следует продумать специальную помощь детям, направленную на ликвидацию конкретных пробелов в знаниях, в тех или иных учебных умениях. Учащимся раздаются карточки-памятки с различными способами помощи при решении задач:

  1. составление задачи, обратной за данной, путем введения в ее условие полученного ответа и исключение одного из известных данных, становящегося искомым;
  2. расчленение условия задачи на отдельные смысловые части и определение в каждой из них исходного данного с учетом найденного ответа;
  1. решение одной задачи разными способами;
  2. приближённая оценка ожидаемого результата, когда, имея в виду возможные пределы ответа, ученик предупреждает свои ошибки в промежуточных действиях.

Применение технологии разноуровневого обучения способствует формированию психологически комфортной для учащегося среды, чувства уважения к себе и к окружающим, дает возможность и право выбирать тот уровень усвоения знаний, который соответствует его способностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневое обучение в начальной школе: проблемы и перспективы

Статья предназначена учителям начальной школы с целью обмена опытом...

Разноуровневое обучение в начальной школе.

Выступление на РМО учителей начальной школы....

Технология разноуровневого обучения в начальной школе

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Наша школа обучает детей с разным у...

Разноуровневое обучение в начальной школе: проблемы и перспективы (Педсовет)

Едва ли не с самых давних времен, говоря об образовании, стремятся подчеркнуть желание учитывать интересы учащихся, строить процесс обучения разнопрофильно, на разную группу усвоения изучаемого матери...

Презентация :Разноуровневое обучение в начальной школе

Разноуровневое обучение в начальной школе...

Из опыта работы дистанционного обучения в начальной школе

Дистанционное обучение это – способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий,позволяющих осуществлять обучение на ра...