Из опыта работы реализации краеведческого курса "Морянка" в начальной школе. Занятие по изобразительному искусству "Людям на потешение, всему свету на удивление"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Возможности использования христоматии "Морянка" в пердметном обучении младших школьников на занятиях изобразительного искусства. В материале представлен конспект занятия и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_izobrazitelnogo_iskusstva_vo_2_klasse.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия изобразительного искусства во 2 классе.
Тема: РКМ «Людям на потешение, всему свету на удивление»
Цель: создать условие для формирования эстетических знаний о народном искусстве севера
Задачи:
- Расширить представление учащихся о народном искусстве севера. Дать понятие о пермогорской росписи, тетерках и козулях.
- Сформировать первичные навыки работы гуашью по дереву в создании композиции в круге.
- Развивать умение работы пластилином, цветными карандашами
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска
Ход урока
1.Организационный момент. Проверка готовности детей к уроку.
Вводное слово учителя для создания определенного эмоционального настроя.
Сегодня на занятии мы будем продолжать знакомиться с народным искусством севера.
- Актуализация опорных знаний
Учитель. Прочитайте пословицу на слайде №1 «Людям на потешение, всему свету на удивление».
Как вы думаете, чем же тешились наши северные мастера народного искусства всему свету на удивление?
Прочитаем пословицу все вместе. Это и будет сегодня темой нашего занятия. Мы сегодня всему свету на удивление будем: рисовать птицу Сирин, украшать козули, катать тетёрок.
- Изучение нового материала.
Учитель. В час раздумий, в час мечтаний,
В тихий отдых от забот,
В свете северных сияний
У мятежных вод
Кто – то создал эту сказку… (В. Брюсов) Слайд №2
Стр. учебника 94 ученик читает после стихотворения абзац
Учитель. Удивительна, своеобразна и красива природа нашего края. Отправимся в короткое путешествие по Северной Двине, (слайд №3) в гости в село Пермогорье. Чем ближе цель нашей поездки, тем выше горы. Вот и пристань Пермогорье расположилась на самом высоком берегу. Поэтому так и названа, что здесь первые по высоте горы.
Слайд №4.
Учитель. Слайд №5 В этих местах, когда то побывал художник И.Грабарь его очень впечатлила северная природа и он написал несколько пейзажей.
Что можно сказать о пейзаже?
Учитель. Продолжим наше путешествие. Поднимемся на самый верх от пристани. Там откроются, такие дали, что нам захочется остановиться и оглядеться…Красный цвет зари, зеленые травы, желтые лютики и светлое небо. Слайд №6
Название, каких красок вы услышали в моем рассказе?
Учитель. Зеленые, желтые, красные краски северной природы стали главными цветами пермогорской росписи. Черным цветом наводят контур.
Слайд №7 Роспись живет и в современном искусстве, украшая деревянные предметы, мастера обязательно соблюдают законы первых мастеров.
Учитель. Слайд №8 Элементами узора росписи являются: трилистники, ягоды, цветы, геометрический орнамент. Посмотрите на стр. 98-99.
Главные элементы росписи это птицы. Одна из них это птица Сирин.
Слайд №9. В городе Углич есть музей «Мифов и суеверий». Я была в этом музее. Рассказ экскурсовода был интересным. Особенно мне запомнилась легенда о птице Сирин. Легенд об этой птице сложено много.
Слайд №10 Одну из них расскажет ученик.
Экран выключается.
Учитель. В учебнике (стр.96) художник показывает, как выглядит Сирин в росписи.
Что вы можете сказать об изображении птицы?
Так же на странице есть поэтапное изображение птицы.
Далее учитель показывает на доске поэтапное рисование птицы. Дети повторяют карандашом на ½ альбомного листа.
Учитель предлагает украсить деревянный круг северной птицей. Нарисовать её и расписать (на работу учащимся дается 10 минут, круг диаметром 60 мм.) После чего отложить украшенный предмет и продолжить работу.
Физминутка: Когда красками рисую,
Кажется, что побывал
И на море,
И в небе,
И в лесу я.
Где я только не бывал!
Все, что видел, рисовал! (прошло 20 минут занятия)
Учитель. Слайд №11 Недавно, ребята, мы встретили Новый Год и Рождество. У нас на севере принято дарить козули с пожеланием добра и счастья.
Слайд №12 Первые настоящие козули появились в Архангельске в 20 веке. Рецепт изготовления козуль держался в секрете. Спустя время промысел стал всеобщим. Фигурки пряников разнообразны.
Назовите фигурки рождественских лакомств.
Украшали козули, а можно сказать «расписывали» глазурью.
Какого цвета применяют глазурь для украшения? слайд №13
Посмотрите на козули и назовите элементы украшения. Слайд №14,15
Слайд №16 знакомая фигурка?
Учитель. Откройте учебник (стр. 108, 109), прочитаем текст.
Что значит каргопольская земля?
Сколько раз необходимо скатать по кругу?
Итак, тетёрки (слайд №17) – это ещё один вид северного народного искусства.
Учитель. Слайд№18 Пекут тетёрки только один раз в год, в дни весеннего равноденствия. В старину люди высчитывали этот день, наблюдая за природой. Сейчас такой день, день равноденствия приходится на 22 марта
Кто знает, что значит день равноденствия?
(слайд №19)
Попробуйте скатать и выпечь с взрослыми тетёрку. И 22 марта с пожеланиями душевного равновесия подарите, тому, кому хотите. Слайд №20
4. Практическая работа
Учитель. Ребята, у вас на столах лежит раздаточный материал - квадраты. На каждой парте один. Договоритесь, кто возьмет.
Поднимите руку, у кого нет квадрата. Учитель проходит и раздает шаблоны козуль.
Учитель.
Одна группа ребят из пластилина катают тетерку по своему замыслу, можете пользоваться учебником.
Другая группа в тетради на стр. 7, кладут шаблон в центр прямоугольника, обводят и цветными карандашами украшают козулю.
На работу 7 минут (размер шаблона 5х 7, тетёрка диаметром 60 мм). После того, как выпекли тетёрки, люди выходили на улицу и закличками звали весну. Заклички, ребята вы можете прочитать в сборнике «Морянка».
Давайте, и мы покличем весну и будем с нетерпением её ждать. Помогут нам в этом девочки. Все, кто катали тетерок встают и повторяют.
5. Итог урока. Подводим итог занятия.
Что каждый из вас может сказать о своей работе на занятии?
На доске в помощь учащимся опорные слова:
Я
УЗНАЛ
УДИВИЛСЯ
ЗАДУМАЛСЯ
НАУЧИЛСЯ
ЗАПОМНИЛ
Всем спасибо! Молодцы!
Перед уходом из кабинета ребята надевают на себя расписанный круг - оберег. Проходят вдоль гостей и раздают рецепт выпечки козуль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по УМК "Перспективная начальная школа"
Обощение опыта работы по УМК "Перспективная начальная школа"...
Из опыта работы «Разноуровневое обучение в начальной школе»
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи» (И.Г. Песталоцци). Этот принцип...
Презентация к занятию "Людям на потешение, всему свету на удивление"
Презентация к занятию по изобразительному искусствув начальной школе "Людям на потешение, всему свету на удивление". Презентация поможет дать ребенку представление о декоративно-прикладном...
Из опыта работы "Проектная деятельность в начальной школе в условиях реализации ФГОС"
Выступление из опыта работы...
Из опыта работы над проектами в начальной школе
В своей статье я хотела поделиться своим опытом работы над проектами в начальной школе, в частности по теме "Природные зоны России"....
Из опыта работы. Методическая неделя в начальной школе МБОУ СОШ № 6 «Чтение – лучшее учение»
Одной из форм работы методического объединения является методическая неделя в начальной школе. Она должна стать связующим звеном методической работы с одним из компонентов системы повышени...
Статья (из опыта работы) "Внеурочная деятельность в начальной школе"
Пригодится учителям начальных классов....