Методические рекомендации по ведению классных журналов в начальной школе
консультация по теме

Каменева Елена Николаевна

Предварительный просмотр:

Методические    рекомендации по ведению классных   журналов

 в начальной школе

 

 В соответствии со ст. 32 п. 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» школа осуществляет текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоги которого фиксируются в классом журнале.

         Классный журнал является государственным документом, и ведение его обязательно для каждого учителя и классного руководителя.

1. Классный руководитель заполняет в журнале :

1.1  титульный лист, оглавление (наименования предметов в оглавлении пишутся с прописной буквы в соответствии с учебным планом),

1.2 списки обучающихся на всех страницах (фамилия, имя – полностью на первой предметной странице) в алфавитном порядке второй и         фамилию, имя, отчество учителя-предметника (полностью без сокращений) на всех страницах журнала;

1.3 наименования предметов (со строчной буквы; не допускаются сокращения в наименовании предметов, например, лит.чтение, ИЗО, физкультура);

1.4 общие сведения об обучающихся:

-  сводную ведомость посещаемости;

- сводную ведомость учета успеваемости обучающихся;

- сведения о количестве пропущенных уроков (только количественный показатель без дополнительных пояснений),

- листок здоровья (фамилия, имя обучающихся – полностью); классный руководитель контролирует заполнение медицинским работником сведений о состоянии здоровья обучающихся).

1.5. Классный журнал рассчитан на учебный год. Журналы параллельных классов нумеруются литерами, например, 1 а класс, 1 б класс и т. д.

1.6. В период обучения грамоте в 1-м классе учебного предмета «Обучение грамоте» не существует. Название учебных предметов в БУПе «Литературное чтение» и «Русский язык», поэтому в период обучения грамоте запись в журнале должна быть следующей: литературное чтение(чтение)   и «русский язык   (письмо), а в послебукварном периоде «литературное чтение» и «русский язык».

1.7. Уроки внеклассного чтения («школа России»)  или Литературного слушания («Начальная школа 21 века») являются составной частью литературного чтения и на отдельную страницу не выносятся. Отдельная оценка за внеклассное чтение и литературное слушание не ставится.

1.8. В случаях нахождения обучающихся в лечебно-профилактических учреждениях и оздоровительных общеобразовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, классный руководитель помещает в журнал справку об обучении в санатории или больнице.

1.9. Все изменения в списочном составе обучающихся в журнале (выбытие, прибытие) может фиксировать только классный руководитель после приказа по школе.  Дата и номер приказа вносятся также в журнал на ту строку порядкового номера, где зафиксирована фамилия обучающегося («прибыл (выбыл) с ….числа, ….месяца …..года, приказ № … от…….»).

1.10.  В ходе учебного года все справки и записки родителей по поводу отсутствия на занятиях обучающихся хранятся в журнале (в большом конверте, вклеенном в конце журнала), так как являются важными документами, фиксирующими и объясняющими отсутствие детей в школе.

1.11. Классный руководитель ежедневно отмечает количество уроков, пропущенных обучающимся, подводит итоги о количестве дней и уроков, пропущенных каждым обучающимся за четверть (триместр) и учебный год. Классный руководитель переносит с предметных страниц в сводную ведомость учета успеваемости обучающихся отметки за четверть (триместр), год итоговые отметки.

2. Обязанности учителя-предметника

2.1. Журнал заполняется учителем в день проведения урока. Количество проведенных уроков и соответствующие им даты должны совпадать. Дату проведения урока в правой части развернутого листа журнала надлежит фиксировать только арабскими цифрами, например: 05.09.;  23.11.

Даты, проставленные на развороте слева, должны строго соответствовать датам, проставленным справа. Месяц и число записываются в соответствии с расписанием уроков, утвержденным директором школы.

2.2. На правой стороне развернутой страницы журнала учитель обязан записывать тему, изученную на уроке, и задание на дом. При проведении сдвоенных уроков – дата записывается дважды и, соответственно, тема каждого урока.

2.3.Количество часов по каждой теме должно соответствовать утвержденному календарно-тематическому планированию и программе по предмету.

2.4. По проведенным практическим, контрольным, письменным работам следует точно указывать их темы. Отметки за письменные контрольные работы проставляются в графе того дня, когда проводилась данная работа, и в сроки, оговоренные соответствующим положением (на проверку  работ отводится не более двух дней).

2.5. В графе «Домашнее задание» записываются содержание задания с отражением специфики организации домашней работы и характер его выполнения (читать, рассказывать, наизусть), страницы, номера задач и упражнений, практические задания. Если учащимся дается задание по повторению, то конкретно указывается его объём.

2.6.  В случае, если на уроке не дается домашнее задание, допускается отсутствие записи в соответствующей графе (после к/р, на выходные дни)

          2.7. «Д/З даются обучающимся с учётом возможностей их выполнения в следующих пределах:

∙••••••••••В 1-м классе (со II полугодия) – до 1 часа;

∙••••••••••Во 2-м классе – до 1,5 часов;

∙••••••••••В 3-4-м классах – до 2 часов.

          2.8.В Письме Минобразования России от 25.09.2000г. №202/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы» сказано, что «В 1-м классе домашние задания не задаются». В данном случае необходимо руководствоваться СанПиНом 2.4.2.-1178-02 от 25.1102г., который категорически запрещает задавать домашние задания в I полугодии 1-го класса, а Письмо Минобразования России, указанное выше, дает правообразовательному учреждению не задавать задания на дом и во II полугодии 1-го класса. Таким образом, задания на дом допустимы со 2-го класса.

3.Выставление отметок

3.1. В Письме Минобразования России от 19.11.98г. №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», сказано, что «В 1-м классе исключается система бального (отметочного) оценивания; во 2-м классе оценки ставятся со   2 четверти или второго полугодия  Эти указания должны быть прописаны в Пояснительной записке к Учебному плану и в Уставе школы.      

 3.2. По физической культуре в графе « Что пройдено на уроке» записывается тема согласно календарно-тематическому планированию, основная методическая задача по разделу программного материала и указывается одна из народных, подвижных, спортивных игр.

3.3.При проведении трёхразовых (четырёхразовых) занятий физической культурой в неделю в графе « Что пройдено на уроке» каждый третий (четвертый), урок записывается согласно календарно-тематическому планированию с учётом прохождения программного материала следующим образом: «урок-игра…..», «соревнование….».

3.4. Целесообразно вводить зачетную системуработы на уроках физической культуры, изобразительного искусства и музыки по решению педсовета, совета общеобразовательного учреждения(Письмо Департамента общего и дошкольного образования Минобразования РФ от 03.06.03г. №13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования»;

Письмо Минобразования РФ от 03.10.03г. №13-51-273/13 «О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке»; Письмо Минобразования РФ от 14.10.03г. №13-51-245/13 «Об апробации безотметочного обучения по физической культуре, ИЗО, музыке в общеобразовательных учреждениях»;

В оценочной деятельности по зачётной системе вместо отметок ставить «з» (зачтено) или «н/з» (не зачтено). Зачет следует ставить по итогам выполнения всей работы.

4. Письменные работы

4.1.По письменным работам оценки проставляются в графе того дня, когда проводилась работа. Работу над ошибками следует проводить после каждого контрольного измерения

4.2..О форме письменной работы должна быть запись с обязательной пометкой темы, по которой проводилась работа («Подготовительный диктант. Окончания имен сущ. 1-го и 3-го склонения в П.п.). Если по письменной работе выставляются две оценки, то ставятся в одной графе через дробь ( 4/5).

4.3.В начальной школе итоговый контроль результатов обучения, как правило, осуществляется путем проведения итоговых контрольных работ по предметам 4 раза в год: за I ,II , III , учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок в 5 класс следует отдавать предпочтение более высоким

4.4. Между тематическими контрольными работами следует предусмотреть промежуточную аттестацию учащихся по изучаемой теме на основе выявления уровня образовательной подготовки школьников путем устного опроса.

4.5. Отметки за каждую учебную четверть (триместр) выставляются учителем после записи даты последнего урока по данному предмету в четверти (триместре) без пропуска клетки. Не допускается пропуск клетки и графы в журнале для записи чисел и тем следующей четверти. Количество заполненных клеточек слева должно соответствовать такому же количеству строчек для записей тем уроков справа. Числа и названия месяцев также должны строго совпадать.

4.6. Не допускается выделять итоговые отметки (чертой, другим цветом и т.п.). Оценки заносятся классным руководителем в сводную ведомость учета успеваемости обучающихся.

4.7. Выставление в журнале точек, оценок со знаком «минус», «плюс», записи карандашом не допускаются, так как таких оценочных знаков официально не существует. В клетках для отметок учитель имеет право записывать только один из следующих символов: 2, 3, 4, 5,   н/а,  осв,  н – пропуск урока (оценка «1»- в начальной школе не допустима) .

Выставление в одной клетке двух отметок допускается на уроках русского языка.при выполнении контрольного диктанта с грамматическим заданием; за сочинение   и изложение ставится одна отметка.

       4.8. Отметка «н/а» (не аттестован) может быть выставлена в случае отсутствия  (пропуска) учащимся более 75% учебного времени по согласованию с учеником и его родителями.

Не аттестованные учащиеся:

 учащиеся не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования. Учащиеся, имеющие задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно.

4.9. На занятиях, где класс делится на две подгруппы, записи ведутся индивидуально каждым учителем, ведущим подгруппу.

4.10. При замещении уроков классный журнал заполняет замещающий учитель в обычном порядке (подпись и другие сведения записываются в журнале замещения уроков).   Замена уроков записывается по факту проведения.

У станавливается следующий порядок записи замещений уроков.

• При замещении уроков учителем, работающим в данном классе, запись замещения следует сделать на странице своего предмета.

• При замещении уроков учителем, не работающим в данном классе, запись замещения следует сделать на странице замещаемого предмета.

• При записи замещений обязательно указать дату, тему урока, домашнее задание, записать слово «замещение» и поставить подпись.

4.11.  У детей, находящихся на домашнем обучении,  в строке отметок классный руководитель делает запись «домашнее обучение, приказ № ….., с 1.09.200_г (или другая дата)  по ….». В классный журнал выставляются только четвертные (триместровые), годовые отметки (классным руководителем или учителем-предметником по решению администрации школы). Ученики, получающие данную форму образования, оцениваются только по тем предметам, которые определены в их индивидуальном учебном плане, утвержденном директором школы. Все текущие отметки проставляются в специальный журнал и дневник данного ученика. Напоминаем количество часов для обучающихся на дому: 1-4 класс – 6 ч/н; 5-8 класс – 10 ч/н;

4.12. На странице «сводная ведомость учета успеваемости учащихся» в столбце «решение педагогического совета (дата и номер)» в 1-4 классах записывается: пр. педсовета № … от … мая 200_ г. Переведен в … класс. (или)  Оставлен на повторный курс обучения.

4.13. При проведении практических работ по технологии, информатике  и        окружающему миру необходимо  проводить инструктаж по технике    безопаснос –

Ти,     фиксировать в журнале запись ТБ.

4.14.. В конце учебного года на предметной странице вместо темы урока рекомендуется  сделать запись о прохождении программы «Программа выполнена полностью», подпись учителя, дата.

4.15.В конце каждой четверти справа на развернутом листе журнала подводится итог количества уроков по плану и фактически данных за этот период уроков. В скобках пишется разъяснение, объясняется причина расхождения с тематическим планированием, если таковое имело место.         

4.16.  Все записи в классном журнале должны вестись четко, аккуратно, чернилами одного цвета (синий, фиолетовый). Если при работе в журнале допущена ошибка, необходимо, зачеркнув неправильную запись (оценку), четко исправить её, заверить достоверность исправления своей подписью и поставить круглую школьную печать, если исправлена четвертая (годовая) оценка. Недопустимо при исправлении в журнале использование «корректирующей жидко

4.17..  Запрещается уносить журнал домой, выдавать на руки обучающимся.

                            

 

 

                        Литература

1.Письмо Минобразования России от 20.02.00 г. №220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» (п.9)

2. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным ЭВМ и организации работы»

3. . «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.-1178-02)

4. Письмо Минобразования России от 20.02.99г. №220/11-12, п.12 «О недопустимости перегрузок обучающихся нач.школы»).

5. Письмо Минобразования России от 19.11.98г. №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе ».

6. Письмо Минобразования РФ от 03.10.03г. №13-51-273/13 «О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке»;

7. Письмо Минобразования РФ от 14.10.03г. №13-51-245/13 «Об апробации безотметочного обучения по физической культуре, ИЗО, музыке в общеобразовательных учреждениях»;

8.Методические  рекомендации Минобразования России (2001 г.) по проведению эксперимента в начальной школе «Изменения в системе оценивания учебных достижений школьников»

9. Закон РФ «Об образовании»

http://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif



Предварительный просмотр:

На основании  Закона РФ « Об  образовании» ( ст.32.п.32) образовательное учреждение несет ответственность  за  «  реализацию в полном  объеме образовательных программ в соответствии с учебным  планом  и графиком  учебного  процесса; качество  образования  своих учеников».  К компетенции образовательного учреждения относится « осуществление текущего контроля  успеваемости и  промежуточной аттестации  обучающихся  образовательного  учреждения…» (ст. 32,  п.2.16).

      Классный  журнал  является государственным  документом, отражающим этапы  и  результаты фактического усвоения  учебных  программ  обучающимися.

       Классный  журнал, а также журналы  индивидуальных  и  групповых  занятий, журналы  для надомного  обучения, журналы учета пропущенных и замещенных, журналы для факультативных  занятий,  журналы  воспитательной  работы  по  группам, журналы учета  кружковой  работы являются  финансовыми  документами, в которых  фиксируется  фактически  проработанное  время,  поэтому заполнение  журналов  заранее не  допускается.

       Директор образовательного учреждения,  заместитель  директора по УВР, ,  заместитель  директора по ВР  обеспечивают  хранение   журналов и систематически  осуществляют  контроль  за  правильностью их ведения.

  1. Общие рекомендации.
  1. Классный  журнал рассчитан на один  учебный  год.  В образовательном учреждении используют три  вида классных журналов: для 1-4 классов, 5-9 классов,10 – 11 классов. Журналы параллельных классов нумеруются литерами

( 5 «а» класс).  

  1. Журналы хранятся в ОУ в течение 5 лет, после чего  из журнала изымаются страницы со сводными данными успеваемости и перевода обучающихся данного класса. Сформированные за год  дела (сброшюрованные)  хранятся в образовательном учреждении  не  менее 25 лет1.
  2. При распределении страниц журнала для текущего  учета  успеваемости  и  посещаемости по предметам  следует руководствоваться  примерными  нормами:
  • 1 час в неделю  -  2 страницы,
  • 2 часа в неделю  - 4 страницы,
  • 3 часа в неделю  - 5 страниц,
  • 4 часа  в неделю  - 7 страниц,
  • 5 часов в неделю – 8 страниц,
  • 6 часов в неделю – 9 страниц.
  1. Номенклатура предметов в журнале  и  количество недельных  часов на их освоение должны соответствовать перечню  предметов учебного  плана  на  текущий год, утвержденного  директором  образовательного учреждения
  2. Название предметов пишется со строчной ( маленькой ) буквы.  Дата проведения урока указывается арабскими цифрами ( 09.12). ФИО учителя – полностью.
  3. Страницы « Показатели физической подготовленности обучающихся» заполняются  учителем физкультуры.
  4. « Листок здоровья» заполняется врачом – педиатром ОУ.
  5. «Замечания по ведению классного журнала» заполняются директором ОУ и заместителями директора по УВР и ВР образовательного  учреждения.
  6. В классном  журнале записываются только предметы инвариантной части учебного плана ( входящие в обязательную учебную нагрузку и стоящие в расписании первой половины дня). Факультативы, элективные  курсы, индивидуальные  коррекционные занятия, уроки ЛФК и ритмики, проводимые после уроков и  во  второй половине дня, записываются  в  отдельных  журналах. В классных  журналах  отводятся страницы  для записи  занятий по ПДД  и проведения  занятий  по  правилам безопасного  поведения. Проводят эти занятия и заполняют эти  страницы классные  руководители.
  7. При проведении сдвоенных  уроков делается  запись даты  и  названия темы  каждого  урока.
  8. Отметки по письменным  работам выставляются в графе того  дня, когда проводилась работа. Если в течение урока выставлено более одной оценки, то они  выставляются рядом  в одну клеточку ( не через дробь).
  9. Отметки  за четверть, полугодие выставляются  после записи последнего  урока  по  данному  предмету ( без пропусков столбцов). Следующий за четвертной отметкой урок записывается без пропуска столбцов.

По итогам четверти на странице справа делается запись

По программе …часов. Проведено…часов. Ставится подпись учителя с расшифровкой.

По итогам учебного года на странице справа делается запись:

По программе …часов. Проведено…часов. Программа выполнена (программа выполнена с уплотнением). Ставится подпись учителя с расшифровкой.

  1. Замена уроков должна осуществляться, как правило, учителем  той же специальности2.  В этом  случае учитель обязан записать содержание занятия в графе того  урока, который он заменял. Справа делается отметка « замена» и подпись учителя, осуществившего замену.  Если  в  силу объективных причин замена осуществляется путем  проведения урока  по  другому  предмету, то  учитель  записывает тему урока на своей странице, справа делается запись

« замена урока истории»  и подпись.

  1. Журналы оформляются черными чернилами; записи ведутся четко и аккуратно, без подчисток.
  2. Фамилии и имена ( полные) обучающихся записываются в алфавитном порядке.
  3. Фамилия, имя, отчество учителя записывается полностью, без сокращений.

Запрещается:

  • использование штриха для замазывания неверных записей;
  • заполнение рваных клеток;
  • вертикальные  отчеркивания   четвертных и годовых оценок;
  • вертикальные записи: контрольная работа,  диктант, самостоятельная работа  и др.;
  • исправление  или стирание отметки ( особенно в журналах выпускных классов).

       Исправление неправильно выставленных оценок осуществляется путём  

       зачеркивания одной чертой предыдущей оценки  и выставления рядом новой.

       При этом в конце  данной страницы журнала делается соответствующая запись,

       например: « Отметка Иванову Петру за 09.12.2008 года исправлена на 4(хорошо)»,        

       далее  - подпись учителя и печать учреждения.

       Не  допускается исправление записей карандашом.  

  1. 1клетка = 1 урок. Не должно быть пропущенных клеток в конце и в начале четверти.
  2. Отсутствующих на уроке отмечает учитель, который ведет урок.

Оценка выставляется учителем  одновременно  и  в журнал, и  в дневник учащихся.

  1. К контрольной работе указывается тема.
  2. Урок развитие речи записывается перед числом – р/р.
  3. Уроки ОБЖ, СБО, этики и психологии семейной жизни, музыки, физкультуры, ИЗО оцениваются ( четверть, год).  
  4. Запрещается уносить журнал  домой, оставлять в кабинете,  выдавать на руки учащимся.
  5. В конце  учебного дня учителя, проводившие последний  урок, сдают  журнал в кабинет заместителя директора по УВР              

                       

  1. Содержание образования  и  система оценивания результатов учебных достижений обучающихся в  начальной школе, основной школе  и  основной школе с углубленным трудовым обучением.

   

  • Классный журнал отражает  реализацию индивидуальной образовательной  программы  государственного образовательного  учреждения  в  соответствии  с  его статусом, утвержденным  учебным планом. Номенклатура  предметов  в ГБС(К)ОУ  соответствует  методическим  рекомендациям  по составлению учебных  планов, а  также  отражает  статус  образовательного  учреждения  в  соответствии с  Типовым  положением  и  Уставом.

                         Количественные отметки  за  уровень  освоения  учебных  программ выставляются  в  соответствии  с  закрепленной  в  Уставе образовательного  учреждения  бальной  системой  оценивания:

«2» - неудовлетворительно,

«3» - удовлетворительно,

«4» - хорошо

«5»  - отлично.

Использование  других,  произвольных  знаков  в  журнале («.», «4-», «3+» и т.д.) не  допускается.

При выставлении отметок по  итогам четверти, полугодия необходимо   руководствоваться Положением о промежуточной и итоговой аттестации Образовательного учреждения и  следующими  количественными  нормами: не  менее  трех  оценок в  четверти и не менее пяти  оценок  в  полугодии.  

Критерии оценивания учитель вправе сформулировать самостоятельно с учетом требований стандарта образования, методических рекомендаций по предмету, но эти критерии должны быть сформулированы, открыты, известны обучающимся и их родителям (законным представителям).

Учитывая специфику отдельных  предметов, при оценивании  по физической  культуре  учащихся, отнесенных  к  специальной  медицинской  группе, Министерство образования РФ  рекомендует « сделать  акцент  на  стойкой  мотивации  к  занятиям  физическими упражнениями  и  динамике  их физических  возможностей».  Положительная  оценка по  физической  культуре может быть  выставлена  как  при наличии  самых  незначительных  положительных  изменений  в  физических возможностях,  так  при наличии  факта  регулярного  посещения  занятий  по физкультуре,  проявленной  старательности при выполнении  упражнений.

  1. Ответственность педагогических  и  руководящих  работников  за  ведение  классного  журнала.

       Ведение  классного  журнала  обязательно  для  каждого  общеобразовательного  учреждения  (для  каждого учителя,  каждого  классного  руководителя).

Директор  образовательного  учреждения:

  • Отвечает перед вышестоящими органами  управления  образованием  за  правильность  оформления  журналов, их  сохранность;
  • Обеспечивает  необходимое  количество  классных  журналов, их  хранение, систематический  контроль  за  правильностью  их  ведения;
  • Выполняет  другие  обязанности в  соответствии  с должностной  инструкцией  и  иными  локальными нормативными  актами  образовательного  учреждения.

Заместитель директора  по  УВР:

  • Осуществляет непосредственное руководство системой работы в образовательном  учреждении  по  ведению классных  журналов и всех  других  видов используемых журналов;
  • Проводит инструктивные совещания  по  заполнению журналов обязательно перед началом  учебного  года  и  в  течение  учебного  года – по  необходимости.
  • Осуществляет систематический  ( не  реже двух  раз в четверть ) контроль за  правильностью  оформления  журнала в  соответствии  с  планом ВШК,  внося соответствующие записи  на  страницу замечаний, отмечает  устранение  выявленных  нарушений;
  • Обеспечивает качественную  замену  уроков  в  случае  отсутствия  учителя;
  • Ведет  журнал замены  уроков, заполняет  табель;
  • Выполняет  другие  обязанности в  соответствии  с должностной  инструкцией  и  иными  локальными нормативными  актами  образовательного  учреждения.

Учитель:

  • Записывает  дату ( арабскими  цифрами, например 30.09.2012),

тему каждого  урока  и  домашнее  задание( учитель  записывает  содержание задания  и  характер  его  выполнения,  страницу, номер  задач  и  упражнений); объем  и  степень  сложности  задания для обучающегося  на  каждый  учебный  день  должны  соответствовать в части  среднего количества  времени, необходимого  на  их выполнение,  требованиям  СанПиН для  данной  возрастной  группы). Тема  урока  записывается  в  журнал  по  факту  проведения  занятия в  соответствии  с  календарно – тематическим  планированием учителя,  составленным  на  основе  нормативных  документов  министерства  образования  РФ.  Формулировка  тем  должна  быть  конкретной,  отражающей  проблему,  рассматриваемую  на  уроке.                                              

  • регулярно  отражает  в  журнале  результаты  проверок  знаний  обучающихся, в том  числе  проведенных  в  форме  лабораторных,  контрольных, самостоятельных  работ – в  соответствии  с  требованиями  программы;
  • выставляет  отметки  по  итогам  четверти,  года  после  проведения  последнего  урока  в  отчетном  периоде;
  • отмечает  посещаемость  обучающихся  на  каждом  своем  уроке (в случае отсутствия  ученика  ставится «н»);
  • выполняет  другие  обязанности в  соответствии  с должностной  инструкцией  и  иными  локальными нормативными  актами  образовательного  учреждения.

Классный  руководитель:

  • оформляет  журнал  на  начало  учебного  года ( номенклатура  предметов, списки учащихся, ФИО преподавателей  (полностью), общие  сведения  об  обучающемся,  сведения  о  количестве  уроков, пропущенных  обучающимися,  сведения  об  участии  обучающихся   в  кружках,  факультативных  занятиях  и  других  дополнительных  занятиях);
  • в конце  каждой  четверти вносит  итоговые  отметки  в  сводную  ведомость,  в  конце  учебного  года оформляет  последние  страницы журнала с  итоговыми  отметками,  вносит  запись о решении  педсовета  по  итогам  учебного  года

( «переведен  в следующий  класс»,  « допущен  к  итоговой  аттестации», выдан  аттестат…. т.д.»), проверив  наличие  всех  итоговых отметок  по  всем  предметам  и  оформление  всех  записей,  сдает  журнал  на  проверку  и  хранение  заместителю  директора  по  УВР или  директору  образовательного  учреждения);

  • В  течение всего  года фиксирует все  изменения  в списочном  составе обучающихся (прибытие,  выбытие,  перевод  на  надомное  обучение  и  др.) на  основании  приказа  по  образовательному  учреждению (  например,  Петров Андрей : выбыл  09.10.2005г., приказ № 19 от 09.10.2005г.);
  • Собирает  и хранит  в  течение  года медицинские справки;
  • Несет  ответственность  за  состояние  классного  журнала,  следит  за  своевременностью  его  заполнения  учителями – предметниками;
  • Выполняет  другие  обязанности в  соответствии  с должностной  инструкцией  и  иными  локальными нормативными  актами  образовательного  учреждения.

  1. Памятка  заместителю  директора по УВР  по  организации  контроля  ведения  классных  журналов.

        Классный  журнал  является  наиболее  информативным  документом,  по  которому  можно  определить  уровень  обучения, состояние  преподавания, сформированность  организационной  культуры  образовательного  учреждения, профессиональную  квалификацию  педагогического  состава  и  эффективность  управления. Классный  журнал  может  дать  сведения  о психологическом  микроклимате  в коллективе, заботе  о  здоровье  учащихся,  организации  работы  по  профилактике  неуспешности  в  обучении,  финансовой  дисциплине  и  многое  другое.  Поэтому  так  важна четкая,  системная  организация  работы  с  классным  журналом  в  образовательном  учреждении.

  • Предметом  контроля  со  стороны  заместителя  директора при  проверке  журналов  могут  быть  следующие аспекты:
  • Своевременность  и  правильность  внесения  записей  в  журнал;
  • Объективность  выставления  текущих  и  итоговых  оценок;
  • Система  проверки  и  оценки  знаний, регулярность  опроса,  разнообразие  форм  проверки  знаний,  накопляемость  оценок;
  • Выполнения  норм  контрольных,  самостоятельных, лабораторных  работ;
  • Организация  тематического  контроля  знаний  обучающихся;
  • Дозировка  домашних  заданий ( рекомендуется  провести  срез одного  учебного  дня);
  • Выполнение  программы (  соответствие  учебному  плану, тематическому  планированию);
  • правильность  оформления  замены  уроков;
  • разнообразие  форм  проведения  уроков;
  • подготовка  к  итоговой  аттестации,  организация  повторения  материала;
  • особенности  проведения  сдвоенных  уроков;
  • освоение  программ  интегрированных  курсов;
  • организация  работы  над  ошибками;
  • организация  работы  с  разными  категориями  обучающихся,  профилактика  неуспешности  в  обучении;
  • посещаемость  уроков и др;
  •  организация  административного  контроля  ведения  школьной  документации,  его  эффективность.

Рекомендуется  проверять  классные  журналы  не  реже  1  раза  в  месяц (  контроль  за  прохождением  тем,  выполнением  программ  может  быть  возложен на  руководителей  методических  объединений).    

  1. Нормативные документы, регламентирующие работу

с классным журналом в образовательных учреждениях.

  1. Федеральный закон «Об образовании».
  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
  3. Приказ Минпрос СССР от 27.12.1974 № 167 «О ведении школьной документации».
  4. Письмо Минобразования РФ от 20.12.2000 № 03-51/64 «О Методических рекомендациях по работе с документами в общеобразовательных учреждениях».
  5. Письмо Министерства образования РФ от 30.10.2003 № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».
  6. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении феодального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  7. Письмо Министерства образования РФ от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную».
  8. Письмо Минобрнауки РФ от 28.05.2010 № 03-1074 «Об ограничении отчетности в образовательных учреждениях».
  9. Письмо Минобрнауки России от 15.02.2012 № АП-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде».
  10. Письмо Минобрнауки РФ от 12.09.2012 № ДЛ-150/08 «О сокращении объемов и видов отчетности, представляемой общеобразовательными учреждениями».

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИЯ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат №18 Невского  района Санкт-Петербурга

                                                           

                 

                МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  

           К  ЗАПОЛНЕНИЮ  КЛАССНОГО  ЖУРНАЛА                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                           

                                                  Составила зам. директора по

                                                                         УВР  Бондарь Г.Н.

                                                         

                               Санкт – Петербург 2012г.



Предварительный просмотр:

Рекомендации по ведению классных журналов и дневников

    Аккуратная и систематическая работа классного руководителя со школьной документацией помогает избежать проблемных и конфликтных ситуаций в общении с администрацией, коллегами, обучающимися и их родителями. Представляем опыт ведения документации в образовательных учреждениях  г. Москвы.

За учебно-воспитательный процесс в начальной школе отвечает зам. директора по учебно-воспитательной работе I ступени обучения. Поэтому все вопросы организации учебно-воспитательного процесса, диагностики, внутришкольного контроля, нормативно-правового и методического обеспечения деятельности участников образовательного процесса находятся в его ведении. Это относится и к тем общеобразовательным учреждениям, в которых по штатному расписанию есть зам. директора, курирующий вопросы преподавания иностранного языка.

При заполнении классного журнала необходимо помнить, что в первую очередь он является финансовым документом. В нем фиксируется то количество уроков, которое соответствует учебному плану и, соответственно, подлежит оплате. От того, как оформлен этот документ, зависит оценка труда учителя и классного руководителя по различным критериям, таким, как:

  • усвоение программы по всем учебным предметам;
  • плотность и система опроса обучающихся;
  • объективность в выставлении текущих и итоговых оценок;
  • соблюдение норм проведения контрольных, проверочных, самостоятельных, административных работ, практических и лабораторных занятий, уроков-экскурсий и т. п.;
  • дозировка домашнего задания;
  • соблюдение требований и рекомендаций, зафиксированных в "Листке здоровья";
  • учет замечаний по ведению журнала, сделанных представителем администрации или в ходе внешнего контроля, и механизм их устранения;
  • тщательность в заполнении сведений о количестве уроков, пропущенных обучающимися;
  • правильность оплаты фактически проведенных уроков, консультационных часов, индивидуально-групповых занятий, факультативов;
  • правильность оплаты замены уроков.

Учитель ежедневно записывает в классный журнал учебные часы по факту их проведения. Производить запись уроков заранее недопустимо. При распределении учебных часов каждое образовательное учреждение руководствуется своим учебным планом.

наверх

Распределение страниц в классном журнале

 Зам. директора по учебно-воспитательной работе дает указания учителям начальных классов (классным руководителям) о распределении страниц журнала, отведенных для текущего учета успеваемости и посещаемости обучающихся на год в соответствии с количеством учебных часов, выделенных в учебном плане образовательного учреждения на каждый учебный предмет. Руководствуясь данными указаниями, классный руководитель оформляет "Оглавление", где записывает названия всех учебных предметов в соответствии с учебным планом. Администрации необходимо строго рассчитывать количество страниц в классном журнале на тот или иной учебный предмет согласно оглавлению.

Количество страниц в зависимости от количества часов, выделенных на учебный предмет:

  • 1 ч в неделю – 2 стр.;
  • 2 ч в неделю – 4 стр.;
  • 3 ч в неделю – 5 стр.;
  • 4 ч в неделю – 7 стр.;
  • 5 ч в неделю – 8 стр.;
  • 6 ч в неделю – 9 стр.

Для занятий по иностранному языку по решению администрации школы в классном журнале отводят специальные страницы или заводят отдельный журнал. Однако образовательным учреждениям запрещается выделять отдельную страницу в классном журнале для фиксации тем одной из составляющих частей курса "Окружающий мир" – "Правила безопасности на дорогах".

Также в классном журнале не заводят отдельную страницу для изучения курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (письмо Минобразования России от 22.05.1998 № 811/14-12 "Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России", письмо Минобразования России от 25.03.1999 № 389/11-12 "О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе").

наверх

Требования к оформлению записей в классном журнале

Все записи в классном журнале следует вести четко, аккуратно, синим или фиолетовым цветом. Если при работе в журнале допущена ошибка, необходимо, зачеркнув неправильную запись, разборчиво исправить ее, расписаться рядом с исправлением и поставить круглую школьную печать. Недопустимо при исправлении в классном журнале использовать "штрих" и другие закрашивающие средства.

В левой стороне развернутого листа журнала записывают название предмета (с маленькой буквы) в соответствии с его наименованием в программе и учебном плане, а справа пишут Ф. И. О. (полностью) учителя, ведущего данный учебный предмет. Название учебного предмета в учебном плане должно соответствовать его наименованию в программе. Целесообразно в классном журнале после записи названия учебного предмета фиксировать Ф. И. О. автора учебника (программы).

Списки обучающихся (Ф. И. либо инициалы имен) фиксируются на страницах журнала классным руководителем в алфавитном порядке (по первой, второй и последующим буквам русского алфавита) после сверки в канцелярии школы.

Отмечать в журнале изменения в списочном составе учащихся (выбытие, прибытие, обучение в санаторно-лесной школе и т. п.) может только классный руководитель после приказа по школе. Дату и номер приказа проставляют в журнале на той строке порядкового номера, где записана фамилия обучающегося.

"Общие сведения об учащихся" заполняются с использованием данных из личных дел. Номер личного дела соответствует номеру обучающегося в "Алфавитной книге школы". На страницу "Общие сведения об учащихся" необходимо внести подробные сведения о месте жительства родителей (заменяющих их лиц, законных представителей).

Учитель обязан на каждом уроке отмечать отсутствующих обучающихся и своевременно выставлять оценки за все контрольные, проверочные и другие итоговые работы. На той странице журнала, где проставляются отметки и фиксируется отсутствие учащихся на уроке, никаких лишних знаков, кроме условных обозначений напротив фамилии отсутствующего, быть не должно. Согласно письму Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/1415 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" (далее – письмо Минобразования России № 1561/1415) в журнале не допускается делать какие-либо пометки карандашом или ставить точки, минусы и плюсы – таких оценочных знаков официально не существует.

наверх

Фиксация пропусков уроков обучающимися

Дату проведения урока в правой части развернутого листа журнала следует проставлять арабскими цифрами: 31.01.; 05.02.; 17.05. Даты, проставленные на развороте слева, должны соответствовать датам, проставленным справа.

 В журнале отмечают количество уроков, пропущенных учащимися в течение учебного дня, четверти, года, а также их общее число за четверть и учебный год. Медицинские справки и записки родителей по поводу отсутствия на занятиях учащихся по тем или иным причинам хранятся учителем и медицинским работником школы все четыре года обучения. В течение учебного года все справки и записки хранятся в классном журнале (в большом конверте, вклеенном в конце классного журнала).

наверх

Оформление замечаний по ведению классного журнала

"Замечания по ведению классного журнала" заполняет зам. директора по учебно-воспитательной работе (директор) общеобразовательного учреждения либо проверяющий в ходе внешнего контроля. Запись на данной странице должна содержать все замечания и рекомендации с указанием сроков устранения учителем допущенных нарушений и строго соответствовать дате проверки. Эту же дату выставляют на страницах журнала, которые были просмотрены администратором (проверяющим). Проверяющее лицо расписывается на странице в журнале и на странице "Замечания по ведению классного журнала".

Рекомендуем внести в раздел журнала "Замечания по ведению классного журнала" (первую запись в начале учебного года) дату и роспись классного руководителя и учителей-предметников данного класса об ознакомлении с "Указаниями по ведению классного журнала в 1–4х классах общеобразовательных учреждений" и с системой требований и рекомендаций окружного (районного) научно-методического центра.

наверх

Оформление "Листка здоровья" в классном журнале

"Листок здоровья" заполняет медицинский работник образовательного учреждения. Он заносит в него сведения из медицинских карт обучающихся. Рекомендации, данные в "Листке здоровья", должны в обязательном порядке учитываться всеми участниками образовательного процесса:

  • при рассаживании детей по партам в классе;
  • проведении внеклассных мероприятий;
  • подборе комнатных растений для учебного кабинета;
  • проведении профилактических прививок;
  • использовании различных химических веществ на уроках и препаратов бытовой химии во время уборки помещения, в котором находятся дети;
  • во время дежурства детей по классу.

наверх

Фиксация замены уроков в классном журнале

Замену уроков фиксируют по факту проведения, т. е. в тот день, когда она состоялась. Тему урока, проведенного вместо отсутствующего коллеги, указывают на странице предмета учителя, которого заменяют. Справа, где записывают домашнее задание, делают пометку о замене и ставят роспись учителя, произведшего замену (табл. 1).

Таблица 1

Число и месяц

Что пройдено на уроке

Домашнее задание

15.01

Безударные окончания имен существительных 1 и 2го скл.

Упр. № 201, с. 75

17.01

Правописание окончаний имен существительных 1 и 2го скл.

Замена . Упр. № 204 (роспись учителя)

наверх

Требования к оформлению записей в дневниках обучающихся

Все записи в дневниках обучающихся должны быть сделаны аккуратно, четко, безошибочно, полно, соответствовать санитарным правилам и нормам и базисному учебному плану.

Название месяца и названия учебных предметов записываются с маленькой буквы. Сокращение слов при написании в дневниках расписания уроков и домашних заданий должно соответствовать программным требованиям.

Все виды и формы внеклассных мероприятий, в которых задействованы обучающиеся, должны быть зафиксированы в их дневниках (внеурочные занятия и праздники, экскурсии и др.). Особенно это относится к мероприятиям, которые проводятся вне расписания уроков, и связаны с повышенной опасностью для обучающихся (например, экскурсии).

В дневниках не должно быть ни одной неисправленной ошибки. Учитель (классный руководитель) обязан исправлять все орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки, т. к. данная работа является составной и неотъемлемой частью формирования навыка грамотного письма и работы над ошибками. Также это надлежит делать (по факту проведения урока) всем учителям-предметникам, которые работают в данном классе.

Все замечания, обращения к родителям, предложения, зафиксированные учителем в дневнике обучающегося, должны быть корректны, грамотны и соответствовать нормам этики и уважения к участникам образовательного процесса.

наверх

Организация домашнего задания в начальной школе

В первом классе начальной школы задания на дом недопустимы. Руководителям образовательных учреждений и классным руководителям необходимо взять под жесткий контроль наличие, объем, характер и степень сложности домашних заданий по иностранному языку со 2го по 4й класс. Педагогам нужно учитывать, что по предметам регионального компонента домашние задания не задаются.

Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо задавать домашние задания на понедельник и праздничные дни. Данное требование относится ко всем учебным предметам независимо от количества часов по учебному плану в неделю.

Чтобы исключить перегрузку обучающихся, классному руководителю следует осуществлять суммарный подсчет всех домашних заданий на тот или иной день. В данном случае необходимо суммировать и рассчитать нормативы по домашним заданиям (сумма всех устных и письменных заданий, включая иностранный язык, номера, страницы, параграфы и др.), их объем и степень сложности с учетом особенностей всех обучающихся каждого класса. Результаты контрольного подсчета должны строго соответствовать нормативам.

Кроме того, классным воспитателям и родителям тех обучающихся, которые не посещают группы продленного дня, рекомендуется по завершении самоподготовки в конце каждого учебного дня фиксировать в дневниках время, затраченное на выполнение домашнего задания. Это также необходимо для контроля перегрузки обучающихся и дозировки домашних заданий.

В письме Московского комитета образования от 31.08.2001 № 21420/15 "О соблюдении гигиенических требований к организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях г. Москвы" сказано, что объем домашних заданий не должен превышать 50% от объема аудиторной нагрузки.

наверх

Заполнение граф "Домашнее задание" в классном журнале и дневниках обучающихся

 На правой стороне развернутой страницы классного журнала учитель записывает изучаемую на уроке тему и задание на дом.

В графе "Домашнее задание" и журнала и дневников обучающихся фиксируются содержание задания, страницы, номера задач и упражнений, а при необходимости указывается содержание задания и характер его выполнения (выучить наизусть, читать по ролям и т. д.). Если обучающимся дается задание на повторение, то конкретно указывается его объем.

Воспитателю группы продленного дня необходимо ежедневно проверять качество выполнения домашних заданий. Право выставлять отметку в тетрадь и дневник обучающегося остается за учителем данного класса (учебного предмета).

Оценивать выполнение домашней работы необходимо, руководствуясь письмом Минобразования России № 1561/1415, в котором зафиксировано, что отметка "за общее впечатление от работы" не влияет на отметку "за правильность выполнения учебной задачи". Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Это позволяет более объективно оценивать результаты и "разводить" ответы на вопросы: "чего достиг ученик в освоении предметных знаний?" и "каково его прилежание и старание?".

наверх

Система оценивания в начальной школе

Оценочная деятельность учителя строится в соответствии с письмом Минобразования России № 1561/1415. Согласно указанному документу в первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Во втором классе оценки начинают ставить в первой четверти после того, как закончится повторение изученного в первом классе. Эти указания должны быть прописаны в пояснительной записке к учебному плану и в уставе школы.

Дневники обучающихся следует вести со второго класса, т. к. только со второго класса начинает осуществляться оценочная деятельность и отметочная фиксация достижений младших школьников.

Выставление отметок по учебным предметам во 2–4х классах следует начинать не в самом начале учебного года, а спустя 3–4 недели, в ходе которых идет повторение изученного программного материала за предыдущий класс (сюда же относится стартовый контроль в каждом классе). Кроме того, отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем только тогда, когда школьники знают основные характеристики разных отметок (в каком случае ставится "5", в каких случаях отметка снижается).

Отметки в классном журнале, дневниках, тетрадях для текущих и контрольных работ обучающихся должны совпадать.

Оценки за поведение и прилежание официально упразднены (письмо Министерства народного образования РСФСР от 06.03.1989 № 10135/25 "Об оценках за поведение, прилежание учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, характеристиках учащихся 10 классов"). В сводной ведомости учета успеваемости такого раздела уже нет, хотя он и обозначен в "Указаниях по ведению классного журнала в 1–4 классах общеобразовательных учреждений".

Категорически запрещается выставление оценок за поведение и прилежание в дневниках учащихся. Фактическое состояние поведения учащихся на уроке и вне урока не должно отражаться на оценке за устные ответы и письменные работы.

наверх

Отметки по физической культуре, музыке, изобразительному искусству

При выставлении отметок по физической культуре, изобразительному искусству и музыке Минобрнауки России рекомендует образовательным учреждениям заменить отметочную фиксацию учебных достижений младших школьников на зачетную систему, в пользу которой говорят серьезные аргументы:

  • специфика данных учебных предметов;
  • рекомендации психологов, медиков, нейрофизиологов;
  • фактическое состояние социопсихосоматических факторов здоровья обучающихся;
  • отсутствие на федеральном и других уровнях норм и рекомендаций по оценочной деятельности именно по этим учебным предметам.

Целесообразно вводить зачетную систему оценивания по решению педагогического совета, совета общеобразовательного учреждения (письмо Минобразования России от 03.10.2003 № 1351237/13 "О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке").

Зачетная система оценивания предполагает внесение записи "зачтено" / "не зачтено" по результатам обучения в школьную документацию (журналы, личные дела и т. д.) и "зачтено" – в документы государственного образца (аттестаты). Отсутствие количественной отметки в аттестате не влияет на награждение золотой и серебряной медалью за курс средней (полной) школы и на поступление в высшие учебные заведения.

наверх

Оценивание самостоятельных работ

 Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает анализ работы обучающихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой. Отметки можно ставить лишь за удачные работы.

наверх

Внесение в классные журналы оценок за контрольные работы

Итоговый контроль результатов обучения в начальной школе, как правило, осуществляется путем проведения итоговых контрольных работ по предметам четыре раза в год: за первую, вторую и третью учебные четверти и за год.

Обучающиеся, которые пропустили контрольную работу по болезни или по другой уважительной причине (внешкольные олимпиады, конкурсы, марафоны, командировки родителей и др.), не подлежат тестированию в последующие дни после контрольной работы.

Оценки за письменную работу проставляют в графе журнала, соответствующей дню ее проведения. Если в день проведения контрольной работы кто-то из учащихся отсутствовал, то в классном журнале напротив его фамилии проставляют соответствующее условное обозначение. Работу над ошибками следует проводить после каждого контрольного измерения. Отметку по итогам работы над ошибками выставляют в классный журнал в графе того дня, когда она была проведена.

О форме письменной работы в журнале справа должна быть сделана соответствующая запись с обязательной пометкой темы. Следует точно указывать тему и количество часов, затраченных на практические и лабораторные работы, экскурсии, контрольные письменные работы. Тема и количество часов, отведенных на проведение данных работ и экскурсий, должны соответствовать программе и тематическому планированию. Иногда за письменную работу выставляют две оценки. В этом случае обе оценки заносят в одну графу через дробь: "4/5"; "4/4" и т. п. Пример оформления записей в классном журнале представлен в табл. 2.

Таблица 2

Наименование предмета ___________________________________________________________.

Ф. И. О учителя ___________________________________________________________________.

Список учащихся

Февраль

Число и месяц

Что пройдено
на уроке

Домашнее задание

1

2

3

4

5

Орлов Денис

5

 

4

 

 

01.02

Подготовительный диктант. Окончания сущ. 1 и 2го скл. в П. п.

 

Петров Андрей

4/5

 

 

3/5

 

02.02

Решение задач на нахождение площади и периметра

Замена математикой (роспись учителя)

наверх

Проставление итоговых отметок в классном журнале и дневниках обучающихся

 В конце учебной четверти (или триместра) отметки по каждому предмету аккуратно и четко проставляются классным руководителем в итоговой ведомости успеваемости обучающихся на соответствующей странице дневника, после чего классный руководитель и родители обучающихся (лица, их заменяющие) ставят свои подписи. Также фиксируется количество пропущенных уроков за четверть.

В классных журналах оценки за каждую четверть проставляют после записи последнего урока по данному предмету в четверти. Четвертные оценки заносят в сводную ведомость учета успеваемости обучающихся.

В конце каждой четверти справа на развернутом листе классного журнала подводится итог количества уроков по плану и фактически данных за этот период уроков (табл. 3). В графе "Домашнее задание" в скобках пишут разъяснение, указывая причину расхождения с тематическим планированием.

Таблица 3

Число и месяц

Что пройдено на уроке

Домашнее задание

27.12

Итоги контрольной работы. Работа над ошибками

 

28.12

Итоговый урок второй четверти

 

 

По плану 27 ч. Дано 30 ч

3 ч – замена музыки (роспись учителя)

наверх

Итоговая аттестация обучающихся

 Для аттестации (по итогам четверти) учащегося по учебному предмету, на который затрачивается менее трех часов в неделю по учебному плану, достаточно двух отметок (необходимый минимум).

При выставлении переводных отметок отдавать предпочтение более высоким (письмо Минобразования России от 22.02.1999 № 220/1112, п. 2 "О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы", письмо Минобразования России № 1561/1415). При выставлении окончательной отметки учителю следует ориентироваться не на средний балл, а учитывать лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые "отменяют" предыдущие, более низкие.

В законодательстве зафиксировано, что на ступени начального общего образования ученики, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) остаются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника либо продолжают обучение в форме семейного образования.

Обучающиеся, имеющие по итогам года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно (Закон РФ от 10.07.1992 № 32661 "Об образовании", постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении").

наверх

Контроль над ведением рабочей документации

 Профессиональная компетентность руководителя образовательного учреждения, в частности, определяется умением работать с номенклатурной документацией. За все допущенные в классном журнале нарушения отвечают директор, заместитель директора и классный руководитель.

Директор общеобразовательного учреждения и его заместитель по учебно-воспитательной работе обязаны обеспечить хранение классных журналов и систематически (не реже одного раза в месяц) контролировать правильность их ведения.

Контроль ведения журналов осуществляется по следующей схеме:

  • заполнение журнала на 10 сентября включает: 
    –   оформление титульного листа "Классный журнал"; 
    –   списки учащихся на первых страницах по всем учебным предметам, записанным в данный журнал (перечень и название учебных предметов в классном журнале должны соответствовать школьному учебному плану); 
    –   списки учащихся в сводной ведомости учета успеваемости; 
    –   оглавление; 
    –   общие сведения об учащихся; 
    –   сведения о количестве уроков, пропущенных учащимися; 
    –   "Листок здоровья";
  • ежемесячно журнал проверяется на предмет правильности и своевременности записи тем уроков по учебным предметам, плотности 
    и объективности опроса учащихся, дозировки домашнего задания, недопустимости заданий на выходные и праздничные дни;
  • в конце каждой учебной четверти особенно тщательно проверяется: 
    –   фактическое усвоение программы (соответствие учебному плану и тематическому планированию); 
    –   объективность выставленных текущих и итоговых оценок; 
    –   наличие контрольных и текущих проверочных работ; 
    –   правильность записи замены уроков (если таковые были); 
    –   проведение уроков-экскурсий, уроков-обобщений и других занятий в нетрадиционной форме (особенно это касается организации занятий (не в классно-урочной форме) в адаптационный период в первом классе);
  • в конце года классный руководитель сдает журнал на проверку администратору после того, как учителя-предметники отчитаются перед заместителем директора по итогам года.

В конце каждой недели классный руководитель и родители обучающихся (лица, их заменяющие) проверяют дневники и ставят свои подписи на правой стороне разворота дневника.

Контроль за качеством ведения дневников обучающихся осуществляют:

  • классный руководитель: ежедневно и еженедельно;
  • администрация (зам. директора по учебно-воспитательной работе): ежемесячно и раз в четверть.

наверх

Хранение классных журналов

Классный журнал рассчитан на один учебный год. Журналы параллельных классов нумеруются литерами, например: 1А класс, 1Б класс, 1В класс и т. д.

В конце каждого учебного года журналы, проверенные и подписанные директором или зам. директора по учебно-воспитательной работе, сдаются в архив школы. На основании приказа Московского комитета образования от 16.08.1997 № 287 "О примерной номенклатуре дел общеобразовательных учреждений" срок хранения классного журнала составляет 5 лет. После пятилетнего хранения из журнала изымаются страницы с данными об успеваемости учащихся и их переводе в следующий класс. Дела, сформированные за конкретные годы, хранятся не менее 25 лет.

http://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif



Предварительный просмотр:

 Единый орфографический режим:

методические рекомендации по оформлению классных журналов

Требования

Неправильно

Правильно

1. На обложке указывается учебный год,  а также полное название учреждения с указанием типа и вида

Журнал

  1. «А» класса

муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 73

городского округа Тольятти

2. В списках учащихся независимо от класса указываются полные имена детей (если фамилия очень длинная, то часть полного имени)

Иванов Петя

Воробьева Лена                        

Силантьев Вова

Иванов Петр

Воробьева Елена

Силантьев Владимир (Силантьев Вл. или: Силантьев Влад.)

3. Название предмета записывается с заглавной буквы строго по учебному плану (название предмета в аттестате, УП, журнале, планировании должно совпадать)

Обществознание                            

Чтение

ОБЖ                                            

ОЖС

ОПД

Обществознание (включая основы жизненного самоопределения) (в 5-9 кл.)

Обществознание (включая экономику и право) (в 10-11 кл.)

Литературное чтение

Основы безопасности жизнедеятельности

Основы проектной деятельности

4. Фамилия, имя и отчество (не инициалы!) учителя указываются  классным руководителем полностью

Иванова О.А.

Воробьева М.С.                      

Иванова Ольга Александровна

Воробьева Мария Сергеевна

5. С левой стороны  словами предметник обозначает месяц занятий

Сентябрь

6. Запись темы производится в полном соответствии с календарно-тематическим планированием, которое составлено в свою очередь на основе программы (а она основывается на стандарте). При внешней экспертизе проверяется совпадение тем

В программе: Безударные гласные в корне слова. (или Правописание безударных гласных в корне слова)

В КТП: Безударные гласные в корне слова (или Правописание безударных гласных в корне слова)

В журнале: Безударные гласные в корне слова (или Правописание безударных гласных в корне слова)

7. Как можно меньше сокращений в записи тем, названия которых должны быть понятны! По литературе и лит.чтению должны звучать изучаемые произведения

Без.гл.в корн.сл.

А.С.Пушкин. Стихотворения

Безударные гласные в корне слова

А.С.Пушкин. Стихотворение «К ***». Тема любви и ее воплощение

8. Формулировка темы должна быть конкретной. Даже будучи вырванной из контекста, она должна звучать четко, понятно  (после слова «тема» двоеточие не ставится!)

Вводный урок.

Решение задач.

Повторение.

Контрольная работа.

Зачет по теме.

Обобщение.

Сочинение.

Тестирование.

Проверочная работа.

Решение задач по теме «Десятичные дроби» (или Решение задач на вычисление площади прямоугольника)

Повторение по теме «Многоугольники».

Контрольная работа по теме «Сложное предложение».

Зачет по теме «Квадратичная функция».

Обобщение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»

Сочинение-описание животного .

Тестирование по теме «Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных».

Проверочная работа  по теме «Знаки препинания при прямой речи»

9. Темы на уроках иностранных языков записываются полностью по-русски (в некоторых случаях частично по-русски)

Where? Who? What?

Present.

My Family

Вопросы кто? что?

Образование глаголов настоящего времени.

Лексика по теме «Моя семья»

В некоторых случаях:

Образование глаголов Present

Вопросы Where? Who? What?

Лексика по теме «My Family»

10. Не путать название темы и виды (формы) работы, заданий!

Чтение и перевод текста

Упражнения на склонение существительных

Склонение существительных

11. Темы, сформулированные цитатами из высказываний известных лиц, художественных произведений и пр. необходимо дублировать выражениями из программ (вообще в журналах лучше этого избегать, оставлять для записи на доске)

«…Чувства добрые я лирой пробуждал…»

«…Чувства добрые я лирой пробуждал…» Гуманистический пафос лирики А.С.Пушкина

(лучше оставить для журнала: Гуманистический пафос лирики А.С.Пушкина)

12. Домашнее задание дается на каждом уроке (кроме 1 класса!) в соответствии с нагрузкой. Формулируется конкретно, в начальных классах обязательно с указанием страниц; теоретический и практический материал (русск.яз., матем., физ., хим. и т.д.)

Читать

Заполнить таблицу

Учить

Принести бумагу, ножницы, клей

Конспект

Повторить

Записи в тетради

Учить наизусть

Стр.8-14

№ 234, 235, 236

Упр.38

Упражнения

Лыжи

Формат А4

Ткань, ножницы

Читать рассказ Тургенева «Муму» (стр.130-136)

Заполнить таблицу «Чередующиеся гласные в корне слова»

Учить словарные слова с &18 по &27

Составить конспект & 84

Повторить словарные слова с &18 по &27

Учить наизусть «Узник» Пушкина

Стр.15, упр.38

Стр.68, № 234, 235, 236

Стр.35-36, вопр.3, 4, 6 (устно)

Упражнения на гибкость

Комплекс утренней гимнастики

Ходьба на лыжах 3 км

Начертить выкройку фартука

Закончить натюрморт

Упражнения в рисовании фигуры человека

Изготовление поделки по изученному образцу

13. Оценки за к/р, л/р, п/р, с/р, тестирование, сочинения. изложения выставляются соответственно датам записанных тем (до 10 класса – к следующему уроку, в 10-11 классах – не позднее недели после приема работ)

14. Оценка за триместр объективно может быть выставлена на основании не менее трех текущих отметок (предмет 1 час в неделю), пяти-шести (предмет 2 часа в неделю) и т.д.

15. У учащихся на домашнем обучении свой учебный план! У них нет некоторых предметов, поэтому на соответствующих страницах аккуратно пишется карандашом «дом.обуч.».

16. По физкультуре у освобожденных на весь год учащихся аккуратно пишется «освобожден» (осв.). У тех, кто был временно освобожден, указывается: осв. до ……….. г. У таких детей указывается н/а за триместр, если ребенок был не аттестован (нет оценок из-за освобождения). У обучающихся на дому не ставится н/а!

17. После оценки за последний триместр следует оценка за год, потом за экзамен и итоговая; у освобожденных от экзамена годовая является итоговой отметкой

18. Отдельные страницы:

  • Правила дорожного движения (полностью! в названии страницы)
  • Техника безопасности (полностью в названии страницы)

Инструктаж по ТБ обращения спиротехническими средствами

Беседа «Правила поведения в общественных местах»

Инструктаж по ПДД в зимние каникулы

19. На первом уроке каждого триместра проводится 5-минутный инструктаж по ТБ (разъясняются правила; отметка делается в журнале).

Инструктаж по ТБ. Русский язык – язык межнационального общения.

20. Своевременно проставляется Н отсутствующим (с этого начинаем урок). Н на странице предмета должно соответствовать Н в сводной ведомости. Если ученик пропустил урок, но позднее сдал работу, оценку ставить в свободную клетку.

21. В сводной ведомости учета посещаемости своевременно (лучше каждый день или хотя бы раз в неделю) проставляется количество пропущенных уроков. Буквы «б» (болел) не ставятся

22. В сводной ведомости учета успеваемости сразу везде указываются Ф.И. учащегося и Ф.И.О. (полностью) классного руководителя

23. Два раза в год заполняются сведения о занятости

24. Сведения об учащихся оформляются в соответствии с личным делом

25. Если в течение года прибыли (выбыли) учащиеся, то пишется: выбыл (прибыл) приказ №…. от…… (на каждом предмете + в сводной ведомости).

26. Если допущена ошибка в оценке за триместр (год), то аккуратно зачеркивается, пишется нужная отметка; в низу страницы указывается… (см.справа). Директор ставит подпись и печать.

Исправленному у Иванова П. за 3 триместр на 4 («хорошо») верить. Директор МОУ средней школы № 73 Т.Л.Ющенко.

27. Использовать красную, зеленую, черную пасту, а также корректор нельзя.

28. В конце каждого триместра и года делаются соответствующие записи о количестве запланированных и проведенных уроков, выполнении программ.

В конце триместра:

Дано … часов

В конце года:

По учебному плану…. часов

Дано … часов

Программа выполнена.

Учитель…

29. Регулярно просматриваются и устраняются замечания, записанные в конце журнала.



Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ТРЕБОВАНИЙ И РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ВЕДЕНИЮ ДНЕВНИКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ШКОЛЫ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Дневники учащихся следует вести со второго класса.

   «...В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система бального (отметочного) оценивания»; «…у первоклассников не сформированы в должной степени навыки чтения, письма, оформления письменных работ»; «…домашние задания задаются только со второго полугодия» (Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 г.

№ 021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»).

   Допускается ведение дневников учащихся первого классов втором полугодии учебного года  исключительно для фиксации расписания  уроков и домашнего задания.

 

2. «...Домашние задания учащимся начальных классов даются с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:

в   1-м классе (со второго полугодия) - до 1 часа;

во 2-м - до 1,5 часов;

в   3-4-х - до 2-х часов».

3. Объем и степень сложности домашних заданий должны строго соответствовать

СанПиНу по каждому классу (устные и письменные задания, включая иностранный язык).   В Письме Московского комитета образования от 31.08.2001 Ж2-14-20/15 «О соблюдении гигиенических требований к организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях г.Москвы» сказано, что «…Объём домашних заданий по всем предметам в совокупности даётся учащимся с учётом возможностей их выполнения в установленных пределах:  не должен превышать 50% объема  аудиторской нагрузки и по содержанию не должен быть сложнее классно-урочного материала».

   Необходимо учесть, что в максимальные нормы входят все задания устного и письменного характера. Также данные нормы рассчитаны на всех учащихся с различным потенциалом. Отсюда следует, что нормы домашних заданий предполагают дифференцированный подход к каждому школьнику (объем, характер и степень сложности домашних заданий, включая иностранный язык).

4. По предметам регионального компонента  Московского базисного учебного плана (это те учебные предметы, которые не входят в номенклатуру учебных предметов для начальной школы) домашние задания не задаются.

    В номенклатуру учебных предметов по базисному учебному плану входят:

-русский язык;

-литературное чтение;

-иностранный язык;

-математика;

-окружающий мир;

-технология;

-музыка;

-изобразительное искусство;

-физическая культура.

 5. В графе "Домашнее задание" записываются содержание задания и характер его выполнения (выучить наизусть, читать по ролям и т.д., страницы, номера задач и упражнений). При этом, чтобы исключить перегрузку учащихся, в контроль за ведением  дневника  входит и суммарный подсчет всех заданий, заданных на дом на тот или иной день, включая все составляющие домашнего задания по  иностранному языку.

    Результаты контрольного подсчета должны строго соответствовать нормативам и не допускать перегрузки учащихся.

6.  На выходные и праздничные дни домашние задания не задаются (см. Письмо Минобразования РФ от 20.02.1999г. № 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы», в котором зафиксировано, что «...Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели НЕДОПУСТИМО давать домашние задания на понедельник» (п. 9.)). Если по учебному плану предмет расчитан на 1 – 2  часа в неделю, то детям необходимо рекомендовать готовить домашнее задание по этому учебному предмету в дни с наименьшим объемом  заданий по всем предметам.

    Данное требование относится ко всем учебным предметам (в том числе и в первую очередь, по иностранному языку) независимо от количества часов по учебному плану в неделю.

7. Записи домашних заданий и расписание уроков в дневниках должны быть записаны четко, безошибочно и полно. Название месяца и названия учебных предметов записываются с маленькой буквы. Сокращение слов при написании в дневниках расписания уроков и домашних заданий должно соответствовать программным требованиям.

8. Оценочная деятельность и отметочная фиксация достижений младших школьников, в
том числе и в дневниках учащихся, осуществляется только
со второго класса и в строгом соответствии с Письмом (нормы оценок) Минобразования РФ от 19.11.1998 г. N° 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», в котором сказано, что «...Необходимо отказаться от выставления отметок учащимся 1-го класса в течение всего первого года.

9. Недопустимо ставить отметку «1».  В начальной школе введена четырехбальная система цифровых оценок (Письмо Минобразования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»). Категорически запрещается ставить отметку «2» и снижать любую отметку за отсутствие у учащихся на уроке школьно-письменных принадлежностей, а также за опоздание в школу или на урок.

    Если учитель ставит отметку «2», то он обязан в дневнике обучающегося на той же строке сделать пометку, за что (вид,  характер и объем работы) произошло столь значительное снижение отметки.

10. Отметка за поведение не допускается.  Оценки за поведение и прилежание официально упразднены Минобразованем РФ в 1991 году (см. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 06.03.89г. №10-135/25 «Об оценках за поведение и прилежание учащихся общеобразовательных школ…».

    Фактическое состояние поведения обучающихся на уроке и вне урока не должно влиять на оценки (отметки) за устные ответы и письменные работы.

 

11. В соответствии с Письмом (нормы оценок) Минобразования РФ от 19.11.1998 г. №° 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность её состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформление). Эта отметка ставится как дополнительная и в журнал не  вносится.

   В дневник (или в тетрадь) учащегося учитель может выставить  две отметки (например, 5/4) за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе).

   Снижение отметки «за общее впечатление» допускается, если:

  • в работе имеется не менее 2-х неаккуратных исправлений;
  • работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, неоправданных сокращений слов, отсутствуют красные строки).

   

12. Отметки в дневниках учащихся, тетрадях для контрольных работ, классном журнале должны совпадать. Расписание уроков в дневниках должно соответствовать учебному плану, СанПиНу и общешкольному расписанию уроков.

13. За платные образовательные услуги категорически запрещается ставить текущие и итоговые оценки (отметки) и задавать домашние задания. В итоговую ведомость дневника проставляются оценки (отметки) только по тем учебным предметам, которые зафиксированы в учебном плане и расписании уроков.

14. Все записи в дневниках учащихся должны вестись аккуратно, четко и безошибочно. Учитель (классный руководитель) обязан исправлять все орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки, т.к. данная работа является составной и неотъемлемой частью формирования навыка грамотного письма и работы над ошибками. Так же это надлежит делать (по факту проведения урока) всем учителям - предметникам, которые работают в данном классе (музыка, ИЗО, физическая культура, иностранный язык). Все записи в дневниках учащимися и преподавателями должны производиться только синими чернилами.

      Не допускается выставление текущих и итоговых отметок в дневниках самими учащимися и заверение их подписью учителя или классного руководителя.

15. В дневниках  также следует аккуратно, четко и безошибочно заполнять титульный лист, расписание уроков, звонков, факультативов, секций, кружков и режим работы ГПД и ШПД.

    В первом классе факультативов нет (Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13). Во 2 – 4 классах «... Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут». (СанПиН п. 2.9.14.).

16. В конце каждой недели классный руководитель и родители обучающихся (лица их заменяющие) проверяют дневники и ставят свои подписи на правой стороне разворота дневника.

17. В конце учебной четверти (или триместра) отметки по каждому предмету выставляются классным руководителем в итоговой ведомости успеваемости на соответствующей странице дневника. Также проставляется количество пропущенных уроков за четверть, после чего классный руководитель и родители учащихся (или лица их заменяющие) ставят свои подписи.

18. Все виды и формы внеклассных мероприятий, в которых задействованы учащиеся, должны быть зафиксированы в дневниках (внеурочные занятия, праздники, экскурсии, другие виды деятельности.) Особенно это относится к тем мероприятиям, которые проводятся вне расписания уроков и связаны с повышенной опасностью для обучающихся (экскурсии и др.).

19. Все записи, замечания, обращения к родителям, предложения, зафиксированные
учителем в дневнике школьника, должны быть корректными, грамотными и соответствовать нормам этики и уважения ко всем участникам образовательного процесса.

20. За весь учебно-воспитательный процесс в начальной школе и его качество отвечает штатный заместитель директора по УВР в начальной школе, поэтому все вопросы, касающиеся организации УВП, диагностики, ВШК, нормативно-правового и методического обеспечения образовательного процесса, относятся в его  ведении.

    Все вопросы, связанные с дозировкой  домашнего задания, диагностикой и качеством преподавания иностранного языка в начальной школе, согласовываются заместителями директора  по обоим направлениям, т.к. иностранный язык является структурной частью содержания образования  школы 1 ступени и поэтому подлежит контролю со стороны заместителя директора  по начальным классам.

21.  Контроль за качеством ведения дневников учащихся осуществляют:

а)        ежедневно – учителя-предметники по своим предметам;

б) еженедельно - классный руководитель;

в)        ежемесячно и раз в четверть - заместитель директора  школы первой ступени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль за ведением документации в начальной школе

Годовое планирование ведения школьной документации в начальной школе...

Ведение тетрадей в начальной школе.

Здесь представлен материал  как правильно оформлять записи в тетрадях по математике и русскому языку....

Ведение тетрадей в начальной школе.

Общие положения по ведению тетрадей по русскому языку и математике в начальной школе....

Советы по ведению словарей для начальной школы

Памятка по ведению словарей по английскому языку содержит ряд простых советов, а также список слов для второго и третьего класса (УМК М.З. Биболетовой)....

Единый орфографический режим ведения тетрадей в начальной школе

Статья раскрывает особенности ведения тетрадей по математике и русскому языку: количество клеток межды столбиками примеров, отступы между работами и так далее...