Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы
консультация

Найко Елена Александровна

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей через художественную литературу» посвящена вопросам формирования у детей патриотических чувств и нравственных ценностей, начиная с раннего возраста. В тексте подчеркивается важность семьи как основного источника этих чувств, а также роль художественной литературы в воспитательном процессе. Рассматриваются различные жанры и формы устного народного творчества, такие как сказки, былины и рассказы, которые помогают детям развивать любовь к родным местам, идеалы дружбы и взаимопомощи. Автор акцентирует внимание на значимости чтения, обсуждения прочитанного и визуального сопутствия в процессе формирования представления о героизме и ответственности перед Родиной. В заключение предлагается список рекомендованных произведений для чтения детям в возрасте 5-7 лет, что способствует обогащению их внутреннего мира и формированию нравственной личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

C:\Users\Елена\Desktop\image-9.png

Консультация для родителей

«Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы»

D:\UserFile\Desktop\6afe114d-a631-5bec-bf33-4dfe93c9c68b.jpg

Патриотическое воспитание, а также интерес к духовным аспектам нашей жизни, должны формироваться в семье. Патриотизм имеет множество граней — это и любовь к родным местам, и гордость за собственный народ, и осознание единства с окружающим миром, и стремление сохранять и приумножать богатства своей страны. Воспитание патриотизма у детей — это сложный педагогический процесс, основывающийся на развитии нравственных чувств. Для ребенка чувство Родины начинается с отношений внутри семьи, с привязанности к самым близким людям — к маме, папе, бабушке и дедушке. Первые впечатления, которые малыш получает от окружающего мира, играют значительную роль в его формировании как патриота.

Художественное слово, созданное русским народом и талантливыми авторами, является одним из основных средств воспитания. Каждому народу свойственны его сказки, которые передают нравственные ценности, такие как добро, дружба, взаимопомощь и трудолюбие. Произведения устного народного творчества служат богатым материалом для патриотического воспитания, формируя любовь к традициям и способствуя развитию личности в духе патриотизма.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с разнообразными формами устного народного творчества — считалками, загадками, скороговорками и волшебными сказками. Русские народные сказки, полные волшебства и драматических событий, развлекают детей и закладывают основы нравственности. Народная сказка остается самым любимым жанром как для детей, так и для взрослых.

Также в этом возрасте дети начинают осваивать былины, которые знакомят их с патриотическими примерами. Истории о русских богатырях вызывают у детей интерес, они с удовольствием рассматривают иллюстрации, создают поделки, подражают богатырям в игре.

Интересные рассказы о различных профессиях, такими как полярник, ученый или космонавт, вдохновляют детей и формируют у них стремление к героизму, к служению своей стране и народу. Дети охотно идеализируют своих любимцев — маму или Родину, считая их «самыми красивыми», «самыми большими» и «самыми сильными».

С возрастом дети становятся ближе к книге, которая становится их неизменным спутником в познании мира. В старшем дошкольном возрасте они уже имеют достаточный опыт чтения и способны различать жанры. Важно использовать литературу различных форматов и тем для чтения вместе с детьми, например, произведения о природе, которые развивают их любовь к родной земле.

Стихи о Великой Отечественной войне являются важной частью патриотического воспитания, например, произведения С. Михалкова и А. Твардовского, посвященные подвигам солдат и партизан. Они помогают детям осознать мужество и героизм предков.

Рассказы о родном городе, такие как «Прогулка по Кремлю», содержат увлекательные и доступные детям материалы, ярко иллюстрированные и наполненные интересными фактами о нашей истории.

Обсуждение прочитанного с детьми, возможность делиться своими впечатлениями и воспоминаниями о понравившихся произведениях укрепляют их понимание и воспоминание о героических поступках. При этом важно использовать визуальные материалы — рисунки, иллюстрации и фотографии, чтобы лучше сформировать представление о понятых и явлениях.

Так художественная литература способствует формированию у детей образа героя, защитника своей страны, а также желания защищать Родину. Примеры героизма из литературы помогают понять, что великие поступки совершаются из любви к Отечеству, ближним и народу, а также из чувства ответственности.

Список произведений художественной литературы нравственной направленности для чтения детям 5 – 7 лет

- Агебаев А. «День Победы»;

- Александров З. «Дозор»;

- Алексеев С. «Рассказы о Великой Отечественной Войне», «Небывалое бывает» (рассказ о Суворове и русских солдатах);

- Андерсен Г.Х. «Стойкий оловянный солдатик»;

- Баруздин С. «Кто построил этот дом», «Шел по улице солдат», «Слава», «Точно в цель», «За Родину»;

- Беляев А. «Хочу быть военным моряком»;

- Бойко Р «Наша Армия родная»;

- Благинина Е. «Шинель»;

- Былины «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка», «Про прекрасную Василису Микулишну»;

- Воробьёв Е. «Последний выстрел», «Спасибо тебе, Трезор»;

- Высотская О. «Мой брат уехал на границу», «Салют»;

- Дриз О. «Добрые слова»;

- Дурова Н. «Заботливая подруга»;

- Жаров А. «Пограничник»;

- Кассиль Л. «Сестра», «Твои защитники», «Памятник солдату»;

- Коваль Ю. «Алый»;

- Козлов В. «Пашкин самолет»;

- Макунец Г. «Три сестры»;

- Маркуша А. «Я – солдат и ты – солдат»;

- Маршак С. «Рассказ о неизвестном герое», «Чего боялся Петя?»;

- Митяев А. «Почему армия родная?», «Землянка», «Москва», «Герои 1812 года», «Мешок овсянки»;

- Мустыгина Е. «В таёжной глуши»;

- Никольский Н. «Что умеют танкисты»;

- Носов Н. «На горке», «Карасик»;

- Осеева В. «Плохо», «Волшебное слово», «Сыновья», «Печенье», «На катке», «Просто старушка», «Синие листья», «Три товарища», «Что легче?»;

- Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус», «Две лягушки»;

- Пермяк Е. «Надёжный человек», «Как Миша хотел маму перехитрить», «Самое страшное», «Торопливый ножик», «Чужая калитка», «Хитрый коврик»;

- Пляцковский М. «Урок дружбы»;

- Понамарева Т. «Хитрое яблоко»;

- Руцень О. «Так или не так?»;

- Сапгир Г. «Самые слова»;

- Седугин А. «Как Артёмка котёнка спас», «Речные камешки»;

- Солоухин В. «Здравствуйте»;

- Сухомлинский В. «Кому идти за дровами», «Почему плачет синичка», «Как мальчишки мёд съели»;

- Тимершин Р. «Где лежало спасибо»;

- Толстой Л.Н. «Два товарища», «Котёнок», «Косточка»;

- Толстой Н. «Памятник»;

- Ушинский К. «Наше Отечество»;

- Юсупов Н. «Папа разбил драгоценную вазу».

C:\Users\Елена\Desktop\images.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА ПРОЕКТА: «Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей»

Творческое название: «Народная игрушка» Участники проекта: Дети, педагог, родители.  ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта – информационно-практический По предметно-содержательной...

Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные иде...

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, ...

Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы

Чтение художественной литературы играе важную нравственную роль в воспитании детей....