"Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры"
проект по физкультуре
Предварительный просмотр:
Проект
«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры»
Проблема
В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственно-патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Актуальность проекта
Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
Особую важность и актуальность должны получить физкультура в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию. Ведь одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание подрастающего поколения. Поэтому регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, развить физические качества, но и закалить характер, подготовить себя и к защите Родины.
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы: занятия, праздники и досуги, подвижные игры, эстафеты.
Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.
Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма. Произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Цель проекта заключается в воспитании гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами, средствами физической культуры.
Только создавая условия для воспитания такой личности, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Задачи проекта:
1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
2. Формирование представлений о России как о родной стране и о Мордовии, как родном крае.
3. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами физической культуры.
Участники проекта: инструктор по физической культуре, дети 5-7 лет,
воспитатели, родители.
Вид проекта: открытый, творческий, игровой.
Срок реализации: долгосрочный (2 год).
Методы и приемы:
Словесные:
- Рассказ инструктора
- Рассказ ребенка
- Беседы «О спортсменах Мордовии»
- Блиц–опрос детей старшего дошкольного возраста «Мой край – Мордовия моя».
- Разучивание стихов о Родине.
- Консультации.
Наглядные:
- Наблюдения;
- Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, открыток т.п.
- Посещение спортивного комплекса «Мордовия» и т.д.
- Демонстрация презентаций, мультфильмов, познавательных видеороликов.
Практические:
- Подвижные игры с правилами
- Игры-импровизации
- Соревнования
- Круговые тренировки
Реализация современных педагогических технологий:
- Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становления физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательные гимнастики, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
- Здоровьесберегающие технологии: технологии сохранения и стимулирования здоровья: утренняя гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж рук применением природных материалов и т.д.
- Информационно-коммуникационные технологии (подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиа ресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего);
- Использования игровых технологий (игры, эстафеты, соревнования)
- Медико-профилактические технологии (мониторинг здоровья дошкольников, организация и контроль физического развития дошкольников)
Программно-методическое обеспечение реализации проекта:
- «Детство»: основная общеобразовательная программа дошкольного образования, авт: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб; ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕММ», 2011.
- Мы в Мордовии живём: примерный региональный модуль программы дошк. образования / [О.В. Бурляева и др.]. – Саранск: Мордов.
- Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребёнка. М.: Школьная пресса, 2004.
Книги:
- Н.В. Алешина Патриотическое воспитание дошкольников, Москва, ЦТЛ, 2005г
- Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). -М.: УЦ «Перспектива», 2011.
- М.Д. Маханева Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание» М: Аркти, 2005.
- Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., Щербакова И.А. – М.: АРКТИ, 2003.
Журналы:
- Дошкольное воспитание
- Ребенок в детском саду
- Инструктор по физической культуре
- Дошкольная педагогика
Ресурсы интернета.
Картотеки:
- Картотека игр
- Картотека эстафет
- Картотека ОРУ
- Подвижные мордовские народные игры.
Наглядно-дидактические пособия:
- Сценарии праздников, мероприятий.
- Конспекты занятий. консультации.
- Дидактические игры, подвижные народные игры.
Материально-техническое:
- Изготовление атрибутов.
- Оформление спортивного зала.
- Аудиозаписи.
- Фотографии.
Реализация образовательных областей:
1. Физическое развитие
2. Речевое развитие
3. Социально-коммуникативное развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
5. Познавательное развитие
Этапы проекта
I этап – подготовительный (разработка проекта),
Деятельность педагогов:
- определение проблемы, постановка цели и задач;
- составление перспективного плана мероприятий;
- определение методов работы;
- подбор методической литературы;
- подбор и создание слайдов, анимаций, презентаций;
- создание и подбор картотек по теме проекта;
-подбор атрибутов для спортивных праздников и игровой деятельности.
Совместная деятельность:
- введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
- формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
определение круга актуальных и посильных задач.
II этап – практико-ориентированный (реализация проекта),
-Реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.
-Формирование у детей знаний, умений и навыков в ходе реализации различных форм работы, в ходе решения детьми проблем с помощью взрослых и самостоятельно.
-Пропаганда знаний о значении спорта в жизни ребёнка для родителей воспитанников.
-Посещение спортивных мероприятий.
- Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.
III этап – заключительный (обобщающий)
- Проведение анализа достижения поставленной цели и полученных результатов;
-Анализ уровня повышения компетентности родителей в области физического воспитания и здоровьесбережения детей.
- Подведение итогов проведенной работы.
- Обобщение материалов, собранных в процессе работы над проектом.
-Проектирование дальнейшей деятельности.
Дорожная карта проекта
«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры»
Тема | Цели | Сроки | Мероприятия |
Мой город. | Воспитание патриотических чувств к родному городу через спортивные игры. | Сентябрь | «Игры» |
Молодцы-удальцы. | Воспитание патриотических чувств и любви к малой родине с помощью потешек, прибауток, считалок и физминуток. | Октябрь | Фольклорный праздник |
Я познаю Родину. | Развивать ловкость, смелость с применением нетрадиционных подходов в оздоровлении, через спортивные игры и эстафеты. | Ноябрь | Праздник «День народного единства» |
Молодцы-удальцы. | Формирование нравственного здоровья детей, через участие в эстафетах, играх с элементами соревнований. | Декабрь | «Зимние забавы» |
Мы – славяне. | Формирование потребностей изучать обычаи и историю своего народа. Развивать силовые способности средствами физической культуры. | Январь | «Старый новый год» |
Будем в армии служить. | Воспитывать у детей желание быть похожими на солдат, через участие в эстафетах, играх с элементами соревнований. | Февраль | «День защитника Отечества» |
Моя семья | Воспитывать чувства гордости за своих родителей, формировать представления о необходимости ведения здорового образа жизни. | Март | «8 марта» |
Мы дружный народ. | Познакомить с забавами мордвы. Развивать координацию движений, выносливость, выдержку. | Апрель | «Подвижные игры » |
Воины-защитники | Укреплять здоровье и совершенствовать двигательные навыки и умения в играх и эстафетах. | Май | «День Победы» |
Мы - россияне | Формировать представление детей о многонациональной Родине через участие в играх-состязаниях | Июнь | «Фестиваль народных игр». |
Ожидаемый результат проектной деятельности:
Реализация данного проекта позволит:
-заложить основу нравственно – патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, привить любовь к Родине;
-приобщить детей к общественно – нравственным ценностям.
-формирование у детей чувства любви к Родине, родному краю.
-обогащение родительского опыта в воспитании детей по теме проекта.
- проявление интереса к занятиям физической культурой и спортом.
-повышение компетентности родителей в вопросах физической культуры и спорта.
Методические рекомендации
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни ребенка, когда закладываются основы всестороннего развития, происходит становление двигательных способностей организма. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Среди многих факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место.
Одной из задач патриотического воспитания дошкольников является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – к воинам Российской Армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них желание подражать воинам, быть такими же мужественными и смелыми, сильными и выносливыми, создают благоприятные условия для формирования у детей мотива («хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким»). Формирование у дошкольников нравственных чувств – таких как патриотизм, происходит через организацию специально разработанных физкультурных занятий и подвижных игр, тем самым прослеживается тесная связь физического воспитания с нравственным, с воспитанием в духе патриотизма.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании патриотических чувств через двигательную среду ребенка мы поставили перед собой следующие задачи:
• Формировать положительное отношение к воинам Российской Армии, чувство гордости за российских солдат.
• Содействовать осознанию воспитанниками общественного долга, развитию дисциплинированности.
• Способствовать проявлению разумной смелости, решительности, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
• Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленные на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.
Организацию детей во всех формах работы по физическому воспитанию обеспечивают строевые упражнения, которые являются хорошим средством формирования правильной осанки, воспитания дисциплинированности, готовности быстро и четко выполнять команды и распоряжения; развивают навыки пространственной ориентировки, глазомер, ловкость, быстроту реакции; содействуют воспитанию внимания, находчивости и других ценных качеств, необходимым будущим защитникам Родины.
Строевые упражнения включаются в факультатив по общей физической подготовки с детьми подготовительной группы (1 раз в неделю).
В строевых упражнениях различают:
- построение в колонну, круг, шеренгу, врассыпную;
- перестроение из колонны по одному в колонну по два, три, четыре; из колонны в круг, несколько кругов; из одной шеренги в две или несколько и т.д.;
- повороты налево, направо, кругом;
- размыкания и смыкания;
- передвижения строем.
Методика руководства строевыми упражнениями учитывает готовность детей к выполнению упражнений определенной сложности, и стимулирует самостоятельность действий.
Дети обязательно переодеваются в форменную одежду. На факультатив приглашаются родители героических профессий (милиционеры, пожарные, имеющие военную подготовку), что повышает эффективность данного мероприятия. Дети с большим удовольствием и любопытством выполняют строевые упражнения под руководством родителя, одетого в определенную форменную одежду; получают знания о разных видах строя, знают свое место в строю, умеют быстро и четко строиться, знают, как стоять, понимают значение команд и распоряжений.
Понятия о разных видах строя расширяют общий и двигательный опыт детей. Словесные обозначения строевых упражнений и связанными с ними действий обеспечивают взаимопонимания взрослых и детей и делают результативным обучение навыкам строя.
Строевые упражнения – обязательная составная часть каждого физкультурного занятия, это способ организации детей, но когда строевые упражнения проводит не инструктор по физической культуре, а родитель, это дает совсем другой результат. Совместное проведение факультатива с родителями дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.
Элементы строевой подготовки обязательно включаются в спортивные мероприятия, досуги, праздники, проводимые совместно с родителями. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться – это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой.
Опыт нашей работы показал, что двигательная активность детей на занятиях зависит от способов организации. Проведение физкультурных занятий в традиционной форме, использование подвижных игр, сюжетов, зачастую не обеспечивало на наш взгляд высокую моторную плотность (по результатам медико-педагогической диагностики). В связи с этим возникла необходимость моделирования занятий нового типа по принципу круговой тренировки. Именно сюжетные занятия по типу круговой тренировки являются одним из универсальных способов развития выносливости детей, повышения общей физической подготовки. Система работы на развитие физической подготовленности через использование мотивации на сюжетных занятиях по принципу круговой тренировки позволило обеспечить:
- высокую общую моторную плотность занятия;
- формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств;
- индивидуальный подход к детям в зависимости от состояния их здоровья и уровня физической подготовленности;
- проявление личностных качеств «Я – хочу, и я могу это сделать!».
С целью формирования положительного отношения к воинам Российской Армии, развитие патриотических чувств с детьми подготовительной группы в течение года (1 раз в месяц) проводятся сюжетные занятия по принципу круговой тренировки на военную тематику:
№ | Месяцы | Тематика |
1 | Октябрь | «Зарница» |
2 | Ноябрь | «Летчики» |
3 | Декабрь | «Воины-пограничники» |
4 | Январь | «Воины-пехотинцы» |
5 | Февраль | «Мы ребята – бравые солдаты» |
6 | Март | «Моряки» |
7 | Апрель | «Разведчики» |
8 | Май | «Военный парад» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные иде...
Приобщение детей дошкольного возраста к физической культуре и спорту
«С какого возраста, и каким видам спорта можно обучать детей дошкольного возраста?»...
Проект "Подвижные игры как средство повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре"
Игра – это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Она представляет собой тип символико-моделирующей деятельности. Игра как модель содержит в себе «ку...
Консультация для родителей Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста
Роль семьи в деле воспитания положительного отношения к физической культуре очень велика. Правильное физическое воспитание детей предполагает постоянное заботливое отношение к их здоровью в семье....
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, ...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте.Семья. Детский сад. Родной город. Родная страна. Наша АрмияЯркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в д...
«Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины»
«Воспитание нравственно–патриотических чувств у детей дошкольного возраста путем приобщения к русской народной культуре и традициям малой Родины.Патриотизм – это...