Мотивация к учёбе
методическая разработка
Мотивация — одно из ключевых понятий в учебном процессе, которое определяет, насколько эффективно и успешно мы усваиваем знания и движемся вперед. Мотивация играет важную роль в нашем поведении и позволяет достигать поставленных целей не только в учебе, но и в работе, и в жизни в целом. Поэтому правильно замотивировать себя на этапе обучения — прямой путь к успешной карьере и благополучию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.58 КБ |

Предварительный просмотр:
Как выработать мотивацию к учёбе
Учёные определяют следующие мотивы и мотивации учения.
Познавательная мотивация – это выраженный интерес к новому знанию, новой информации, получение удовольствия от самого процесса открытия нового. Такая мотивация носит бескорыстный характер. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Престижная мотивация присуща детям с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ребенка учиться лучше одноклассников, быть первым. Престижная мотивация является мощным двигателем для развития ребенка с высокими способностями, единственный существующий риск для него – пренебрежительное отношение к остальным детям.
Компенсаторная мотивация возникает у плохо успевающих детей. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области — в занятиях музыкой, спортом, рисованием и т.д. В этом случае потребность ребенка в самоутверждении удовлетворяется в иной, не учебной деятельности, и плохая школьная успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.
Мотивация достижения успеха – это стремление делать все упражнения правильно, осознать себя талантливым, умным желание доказать себе, что способен на многое. У детей с таким мотивом проявляется наслаждение учебой и получением знаний.
Ученики, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой позитивную цель, и обучение вызывает у них положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания.
Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, — наиболее ценный мотив.
Мотивация избегания неудачи – дети стараются избежать «двойки» и последствий, которые влечет за собой низкая отметка, — недовольства учителя, наказания родителей. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Такая мотивация не приводит к
успешным результатам.
Школьники, у которых преобладает данная мотивация, обычно объясняют собственный неуспех отсутствием способностей или невезением, а успехи — везением или легкостью задания.
Внеучебная школьная мотивация. При такой мотивации ребенок часто охотно посещает школу, но заинтересован он во всевозможных внеучебных занятиях, проходящих в школе – концертах, соревнованиях, праздниках, выставках и т.д
Социальный мотив – это стремление хорошо учиться для собственного успешного будущего, стремление быть полезным обществу. Также к социальным мотивам относятся так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, в желании занять место лидера, доминировать в коллективе и т.д. Социальный мотив является важной основой самовоспитания, самообразования.
Мотив общения – здесь ребенок проявляет интерес к тем видам деятельности, в которых присутствует возможность общения со сверстниками.
Мотив социального одобрения. Учащийся желает в этом случае работать прежде всего ради похвалы, поощрения со стороны родителей, педагогов, других детей.
Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе.
Как же выработать мотивацию к учебе?
Для этого можно использовать следующие четыре способа:
- Стимулирующие возможности учебного материала. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
- Особая организация учебной деятельности. Проведение нестандартных уроков: уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, сюжетных уроков, игровая деятельность.
- Мотивирующее оценивание результатов деятельности. Формирующее (внутреннее) оценивание позволяет учителю чётко сформулировать образовательный результат и сделать обучающегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
- Демонстрация позитивного отношения. Вовлечение в деятельность всех учащихся класса, создание нестандартных ситуаций, демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке, умение хвалить любого ученика, даже за малые достижения и успехи.
Безусловно, мотивированное обучение гораздо эффективнее, чем учеба по принуждению: школьник, имеющий внутренние стимулы к обучению, получает высокие оценки, пройденный материал остается у него в памяти надолго, и при этом родители избавлены от непрерывного контроля за ребенком.
Мотивация – не постоянная величина, она меняется в зависимости от настроения, ситуации, конкретного предмета изучения, личности преподавателя и т.п. Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы положительное отношение к школе сохранилось, педагогам и родителям нужно приложить усилия для формирования у детей устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов - с другой.
Как же развивать у детей внутреннюю мотивацию к учебе? Наиболее естественный способ - делать это через любознательность ребенка. Важно понять, что именно интересно школьнику. Найдя значимую для него сферу, можно соотнести школьные предметы с этой областью, и он станет стремиться к необходимым знаниям самостоятельно.
Для формирования познавательного интереса большое значение имеет характер учебной деятельности. Учитель может стать источником формировании мотивации у ученика, так как урок был и остается основным элементом образовательного процесса.
На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.
Для создания внутренней мотивации у школьника нужно поддерживать в нем состояние успеха. Обязательно проговаривайте с ребенком все ситуации, когда он прилагал много усилий для преодоления трудностей в учёбе и у него это получилось. Хвалите его, даже если успех был небольшим.
Ставьте ребенку реальные цели, не требуйте обещаний вроде «завтра я буду лучше всех». Не факт, что оно выполнимо, а вот вызвать в случае неисполнения вину, раздражение, огорчение может. Сделайте так, чтобы задачи, которые ставятся перед школьником в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, чтобы они приобрели значимость для него.
Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения.
Заключение
Сформировать глубокие познавательные интересы и высокую учебную мотивацию у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом вашем уроке было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к учению. Именно от педагога, используемых им приемов, методов и средств, от умения настроить обучающихся на успех, от его умения отбирать содержание учебного материала, зависит успешность формирования учебной мотивации обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение интереса к учёбе и внеклассной деятельности
статья с методическими рекомендациями учителям и родителями...

Формирование интереса к учёбе в системе развивающего обучения (из опыта работы)
В работе даются ответы на вопросы "Как сделать учебную деятельность значимой?", "Как формируется потребность в знании?", приводятся фрагменты уроков обучения грамоте и математики....
Мотивация к учёбе.
Чтобы ребёнок захотел учиться, надо повышать его мотивацию к обучению. Мотивация происходит от слова "двигать" -это то, что заставляет с упорством и настойчивостью выполнять задачи и и...

Инновационный педагогический опыт. "Реализация ФГОС НОО как условие повышения мотивации учащихся к учёбе"
В данном материале предлагаются различные методы мотивации учащихся к учёбе....
Как повысить мотивацию к учёбе
Статья поможет повысить упорство и целеустремлённость, без которых не может быть достигнута ни одна цель, т.е.МОТИВАЦИЮ....

Статья:«Реализация ФГОС НОО как условие повышения мотивации учащихся к учёбе».
Важнейшей задачей современной системы образования являетсяформирование совокупности универсальных учебных действий. Именносформированность...

Использование в начальной школе «Баночки успеха» для мотивации к хорошей учёбе и поведению учащихся
Что сделать, чтобы побудить ребят к учебе?Есть ли способы мотивации учеников, которые на первых порах не жаждут грызть гранит науки?Поделюсь с вами проверенным опытом, а точнее одним из способов мотив...