Формирование интереса к учёбе в системе развивающего обучения (из опыта работы)
статья по теме

ЕрофееваГалинаВасильевна

В работе  даются ответы на вопросы "Как сделать учебную деятельность значимой?", "Как формируется потребность в знании?", приводятся фрагменты уроков обучения грамоте и математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К УЧЁБЕ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

     Каждый  учитель мечтает, чтобы ученик с удовольствием шёл в школу и  с интересом занимался его предметом. Все учителя знают и используют приёмы формирования интереса к обучению: наглядность, игровые приёмы, связь с жизнью ,интересные сведения, разнообразие видов деятельности в течение урока, создание комфортного психологического климата в классе…  Но происходит это не постоянно, а периодически, и как только  наступает время для объяснения сложного, серьёзного (и неинтересного, с точки зрения ученика) материала – возникают проблемы. Учителей начальной школы часто обвиняют в передозировке игр и наглядности («картинок»), привыканию детей к такой форме подачи материала и, как следствие, плохому восприятию абстрактного объяснения, которое свойственно средней школе. Сегодня мы констатируем тот факт, что интерес к учёбе у учащихся падает. «Повлияли технический прогресс и телевидение, - говорим мы. – Раньше этого не было». Дело не только в этом. Технический прогресс шагает вперёд  семимильными шагами. Педагогика за 370 лет, со времён Яна Амоса Каменского, не претерпела серьёзных изменений.

     А время требует этого. Что лежит в основе любого интереса? ПОТРЕБНОСТЬ!

Ребёнок приходит в школу открытый, как объект, говоря нам: « Делайте со мной,  что хотите». Ему всё равно, чему учиться, он готов учиться всему, что предложит учитель. Потому что у ребёнка огромное желание узнавать новое. Но ему не всё равно КАК УЧИТЬСЯ!

И мы совершает огромную ошибку, действительно превращая его в объект наших действий. Мы не переводим социальную потребность в учёбе – в  учебную. И кто хорошо учится при таком нашем подходе? Как правило,  девочки и послушные мальчики, прилежные и исполнительные, каковых в настоящее время все меньше и меньше.

А у большинства наших детей уже через несколько недель обучения слёзы, нежелание идти в школу, неактивность на уроках, плохая учёба как следствие. ПОЧЕМУ? Да потому, что уже через некоторое время ученик понимает, что он -  личность, хочет быть субъектом, хочет  САМ принимать решения и видеть цель: зачем нужно то или иное знание, хочет САМ принимать участие в оценке своей деятельности и приобретённых знаний.  Таков человек по своей природе: ему обязательно нужно видеть цель, к чему-то стремиться. Депрессии у взрослых людей возникают именно по причине потери этой цели. Ребёнок той далёкой цели «Знание – сила», единожды поставленной перед ним учителем («Учись, а потом узнаешь, зачем ты учился») не осознаёт, она ему в его возрасте непонятна и не нужна, поэтому  к учёбе изменяется отношение. Зато есть другие виды деятельности, которые для ребёнка значимы. Он и переключается на них.

КАК СДЕЛАТЬ УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗНАЧИМОЙ?

Ответ на этот вопрос не в разнообразии приёмов формирования интереса, а в структуре самой учебной деятельности. Учебная деятельность должна начинаться  с потребности  знания. Ученик должен почувствовать необходимость в том или ином знании, понять, зачем это ему нужно. Часто, владеющий теорией ученик на практике не применяет её. Почему? Не принята учебная задача, ученик не чувствует её личной значимости.

КАК ФОРМИРУЕТСЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ЗНАНИИ?

Ставим ученика в ситуацию, когда он переживает успех, испытывает удовольствие от собственных знаний. А затем ведём к ситуации, когда оказывается, что знаний не хватает: способ, которым он владеет, не работает в новой ситуации. Возникает противоречие и чувство дискомфорта: «Как же так? Только что у меня всё получалось, а теперь почему-то не получается!» Появляется потребность и  желание получить новое знание: «Чего я не знаю, чтобы уметь делать и это?» Ученик ставит перед собой цель: получить это новое знание. Вот он мотив!

Формулируем чётко учебную задачу и приступаем к её решению, к поиску необходимого знания. Не учитель навязывает это знание, объясняет новое правило или новый способ, хотя это проще и не занимает много времени. Но зато сведёт интерес ребёнка к познанию нового на нет. И ребёнок уйдёт в те виды деятельности, где он является субъектом этой деятельности: улица, компьютерные игры, телевизор и прочее…


А когда поставленная задача силами ученика (конечно, благодаря продуманному учителем ходу заданий) будет решена, у детей появится возможность наслаждаться собственными знаниями, потому что получается действительно так, как они сами открыли.

Конкретизирую вышесказанное на примерах двух уроков (фрагменты уроков).

РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте)

Тема урока.    Обозначение твёрдости-мягкости согласных с помощью гласных букв.

  1. Ситуация успеха.

Учитель просит составить звуковую модель слова Мура и обозначить каждый звук буквой.

                                             Сами себе доказали, что научились обозначать

                              М        у         р          а                 звуки  буквами.              

  1. Наш Алёша очень мал –

Книгу папину он мял.

Какие слова очень похожи? А чем они различаются? Давайте докажем:

А теперь обозначьте буквами!  МАЛ          МАЛ

Прочитаем! Почему не получилось слово?  Чего не знаем? Чего не хватает?

Нужно обозначить мягкость!

А как?

Задача решается: нужны разные  значки: один, который «подскажет», что звук нужно произносить твёрдо – это буква А, другой – что звук нужно произносить мягко – это буква - Я)  и мы тренируемся: ра - ря, ну - ню, лэ - ле, мо - мё.

Делаем вывод о двух работах гласных букв: они могут обозначать твёрдость и мягкость согласных звуков.          

МАТЕМАТИКА

Тема урока. Исследование таблицы умножения 9.

1. Ситуация успеха

  7864                12705

+4392              - 5096

Используем примеры из таблицы сложения, которые ученики «щёлкают», т.е. очень быстро называют ответы и успешно решаем примеры с многозначными числами.

2. Дается пример на умножение, вызываем ученика к доске:    7864

                                                                                                                      х      9

при  решении приходится постоянно прибегать к помощи таблицы умножения. Это занимает много времени. А почему на сложение и вычитание быстро решали? (Потому что знаем наизусть все случаи сложения однозначных чисел)

Вывод: нужно выучить таблицу умножения.

3. А как облегчить и ускорить процесс запоминания? Поискать «секреты»! Ищем.

1) Сумма цифр в произведении равна 9.

2) В разряде десятков произведения на 1 меньше, чем второй множитель.

3) Порядок цифр в произведении в  разряде десятков от 1 до 9, а в разряде единиц, наоборот, от 9 до 1.

4)  Если сложить цифру  второго множителя с  цифрой в разряде единиц произведения, то в сумме  будет 10.

5) От цифры второго множителя отнимаем 1, получаем цифру,  с названия которой начинается ответ:  9 * 4 = 36  (4-1=3);    9 * 5 = 45  (5-1=4);       9 * 7 = 63  (7-1=6) и т.д.

Что нужно уметь, чтобы быстро называть ответ?

Дополнять до 9 и до 10.

Тренируемся.  И затем решаем примеры, где любое многозначное число умножается на 9 (503 х 9; 15496 х 9; 259456 х 9 и т.д.).

Ненужного и непонятного ребёнку зазубривания  таблицы  умножения, которое обычно задаётся на лето после 2 класса, нет.

Работая по традиционной методике обучения, испытывала проблемы с учебным интересом, несмотря на все усилия. Умнейший, прекрасный мальчик, который учился без особых усилий и был отличником, в 3 классе в мини-сочинении на тему «Для чего ты живёшь?» написал: «Для меня жизнь заключается в том, чтобы всегда со мною была мама и чтобы побыстрее закончить  школу». Как по сердцу резанули тогда эти слова.

Сейчас же, реализуя методику развивающего обучения Эльконина-Давыдова, я вижу, что интерес к обучению у детей не пропадает. В отзывах родителей о системе развивающего обучения читаю: «Дети ходят в школу с желанием, потому что им интересно учиться». А это главное.

Подводя итоги, ещё раз отмечу, что в формировании интереса к процессу обучения важно, чтобы дети:

- почувствовали потребность в том знании, которое ему предлагается;

- чтобы это знание не было навязано ему сверху;

- чтобы обучающиеся являлись субъектами, а не объектами учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий средствами системы развивающего обучения Л.В. Занкова

Зачетная работа слушателя курсов повышения квалификации  по проблеме «Особенности обучения детей младшего и  среднего школьного возраста по системе общего развития Л.В. Занкова»...

Формирование универсальных учебных действий средствами системы развивающего обучения Л. В. Занкова.

Метапредметные образовательные результаты являются предметом итоговой оценки в составе итоговых работ 4 класса. Но отслеживать процесс формирования метапредметных УУД необходимо в течение всех лет обу...

Особенности работы по системе развивающего обучения Л.В.Занкова с позиций ФГОС нового поколения (из опыта работы)

Презентация даёт ответы на следующие вопросы:1.Цель обучения2.Основные идеи системы развивающего обучения Л.В.Занкова3.Дидактические принципы системы развивающего обучения Л.В.Занкова4.Методические св...

Особенности работы по системе развивающего обучения Л.В.Занкова с позиций ФГОС нового поколения (из опыта работы)

Презентация даёт ответы на следующие вопросы:1.Цель обучения2.Основные идеи системы развивающего обучения Л.В.Занкова3.Дидактические принципы системы развивающего обучения Л.В.Занкова4.Методические св...

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В данной статье описывается система дефектологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционно-развивающегося образования....

Статья на тему "Почему я работаю в системе развивиющего обучения?" (из опыта работы)

В основу статьи положен личный опыт работы по системе развивающего обучения Д.Б Эльконина- В.В. Давыдова. статья призвана привлечь внимание педагогов к данной системе обучения...