Сохранение интереса к учёбе и внеклассной деятельности
статья по теме
статья с методическими рекомендациями учителям и родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohr.int_..docx | 56.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа на тему:
«Сохранение интереса ребёнка к учёбе и внеклассной деятельности»
учителя начальных классов , Шешиловой С.А.,
МБОУ «Космодемьянская СОШ».
«Сохранение интереса ребёнка к учёбе и внеклассной деятельности»
Давайте попробуем разобраться в причинах, из-за которых многие дети проявляют отсутствие интереса к получению знаний. Иногда причины могут быть самыми очевидными: возможно, у родителей не бывает времени помогать ребенку в выполнении домашних заданий, или ребенка окружает большое количество развлечений, из-за которых он не может сконцентрироваться на учебе. Также могут быть менее явные причины: возможно ребенку не нравится тот или иной предмет, возможно, его понимание дается ему с большим трудом, например, ему может не нравиться письмо или математика. Иногда смена учебной обстановки или приход нового учителя может повлиять на чадо с отрицательной стороны, также давление со стороны сверстников или отсутствие доверия со стороны взрослых могут послужить причиной отсутствия интереса к учебе. Важным вопросом является то, насколько мы, будучи работниками сферы образования , обращаем внимание на то, получает ли ребенок радость и удовольствие от процесса обучения . Конечно эта информация важна и нужна родителям , а наша цель им помочь.
Рекомендации родителям для повышения мотивации ребенка к учебе
1 – Воспитывайте интерес в вашем ребенке, предоставляя ему возможность изучать и узнавать о своих интересах, будь то динозавры, звезды, животные, цветы или многое другое.
(Практический совет учителям :в начале года на классном часе дать возможность указать ученикам в анкете о чём им интересно читать, о чём хотелось бы узнать побольше ? И использовать это в работе с классом, дать возможность им самим собрать информацию и выступить с сообщением, на уроках мы можем предложить индивидуальные задания , задачи про космос, динозавров, про животных и т.д.. Учитывая интересы детей мы также можем подобрать тематику классных часов)
2- Способствуйте зарождению новых идей у вашего чада, участвуя не только в школьных, но и в других всевозможных общественных мероприятиях.
(Практический совет: родители могут помочь педагогу узнать о увлечении ребенка пением, танцами , чтением наизусть и вовлечь ученика в подготовку внеклассных мероприятий., родители будут иметь возможность порадоваться за своего ребёнка или даже взглянуть на него по новому)
3 – Показывайте положительное отношение к школе, так как дети должны видеть, что родители высоко оценивают роль образования. Помогайте ребенку найти связь между учебой в школе и его интересами. Часто причиной отсутствия мотивации является то, что ребенок не находит никакой связи между учебой и тем что ему интересно.
(Например, подросток, который хочет заниматься астрономией, должен знать, что для этого ему необходимо изучать математику и физику ,любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм.)
4 -Помогайте ребенку научиться организовывать свое время. Ребенок с раннего возраста должен научиться ценить свое время. Соблюдение режима помогает ребенку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает нервную систему от переутомления. У большинства учащихся слабое здоровье является основной причиной неуспеваемости.
Иногда дети стремятся, придя из школы, сразу же сесть за уроки (читать). Это стремление поощряют некоторые родители. У детей же такое желание вызывается их неумением переключаться с одного вида деятельности на другой. Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребенок отдохнул.
Режим дня предусматривает обязательное пребывание детей на воздухе. Таким образом, главная задача родителей – помочь своему ребенку в организации его времени дома. Организованный, усидчивый ребенок будет хорошо работать на уроке.
Долго сидеть за приготовлением уроков – это еще не значит хорошо их приготовить. Существуют следующие нормы:
1 класс – 1 час
2 класс – 1-1,5 часа
3 класс – 1,5 – 2 часа
4 класс – 1,5 – 2 часа
Чтобы приучить ребенка к усидчивости, нужно ставить перед ним задачу – уложиться в определенное время, ставить перед ним часы (учится распределять свои занятия по времени).
5 – Выполняйте домашние задание в форме игры, так как большинство детей любят это, поэтому иногда скучную домашнюю работу можно превратить в увлекательную игру.
( На примере своего ребёнка знаю , что выполнив домашнее задание по одному предмету ему хочется устроить перемену :выпить чаю, поиграть с котёнком главное не затянуть отдых , повторяя что делу время, а потехе час)
Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их. Сначала разберите все, убедитесь, что ему понятно, что и как нужно делать.
Почему-то издавна считается: если трудности в письме, нужно больше писать, если в чтении — больше читать. Но ведь эти трудные, не дающие удовлетворения занятия убивают радость самой работы! И поэтому не перегружайте ребенка тем, что у него не получается. Лучше сделать меньше, но красиво, правильно.
6 – Хвалите вашего ребенка за его усилия.. Для того, чтобы помочь ребенку добиться успеха, следует оценивать каждое его достижение. Вместо того, чтобы говорить «Ты мог бы сделать это лучше» стоит сказать «Ты очень старался и смог добиться хорошего результата».
Каждому хочется быть успешным. Но повторяющиеся неудачи рождают чувство беспомощности, дети перестают пробовать и теряют веру в себя. «В этом случае постарайтесь сдержаться и не указывать ребенку на каждую его ошибку. Лучшее, что могут сделать родители, научить ребенка сравнивать себя не с другими, а с самим собой. Похвалите его за то, что раньше он делал 25 ошибок в диктанте, а сейчас лишь 22. Замечайте даже минимальные достижения». Учеба, особенно в младших классах, невозможна без постоянной «дозаправки» положительными эмоциями.
Важно для родителей— как можно раньше понять, в чем причина школьных трудностей у ребенка. Если есть возможность, то лучше обратиться за советом к врачу, логопеду или психологу — для того, чтобы правильно поставить диагноз и определить методы коррекции. Если такой возможности нет, постарайтесь разобраться сами — безусловно, с помощью учителя.
Не рассматривайте трудности ребёнка, как личную трагедию, не отчаивайтесь, старайтесь не показывать своего огорчения. Ваша главная задача — помочь ребенку. Принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда ему будет легче и в школе. Вам предстоит длительная совместная работа (одному ребенку не справиться).
Внимание со стороны учителя является основой для обучения, что придает ему чувство собственной значимости и заставляет его прилагать усилия в своей работе. Если учитель может выявить интерес ученика, и работа привлекает внимание ребенка, то интерес к учебе сохраняется. Существует два вида интереса – позитивный и негативный. Когда ученик имеет положительный интерес к учебе, то он сам стремится к получению знаний. Если же интерес негативный, то ребенок воспринимает лишь малую долю информации, которую ему преподают.
Необходимо, чтобы ученик имел собственное желание учиться вспомним крылатую фразу о том, что «ничему нельзя научить, но всему можно научиться»
Повседневная жизнь человека, его личность, черты характера – все это определяет его стремление к учебе. Также очень важно быть трудолюбивым, если человек ленивый, у него не будет желания и стремления получать знания.
Кроме того, нужно, чтобы дети испытывали чувство одобрения со стороны родителей. И необходимо, чтобы дети испытывали чувство радости от собственных достижений, так как это будет способствовать еще большему желанию учиться. Они должны испытывать чувство гордости от собственных достижений.
Негативно ребёнок начинает относиться к учёбе, если родители возлагают на детей слишком большие надежды, требуют от него совершенства. И оценку ниже пятёрки воспринимают как личную трагедию.
Ещё одна из причин по которым возникают трудности в учёбе -это индивидуальные особенности психики ребёнка. Широко известно разделение детей (и взрослых) на «левополушарных» и «правополушарных». Дети с доминирующим левым полушарием мозга предпочитают пошаговый анализ получаемых знаний, которые должны поступать последовательно. Они успешно справляются с изучением материала, поступающего небольшими порциями, их внимание сосредоточено на деталях, которые только постепенно складываются в целостное представление о предмете изучения. Трудности у этих детей возникают, когда взрослый требует быстрого понимания основного смысла прочитанного текста, общего представления о решаемой задаче. Для детей с доминирующим правым полушарием мозга характерно синтезирование отдельных частей информации, поступающих одновременно. Эти дети легко постигают научные, математические, гуманитарные принципы, но иногда им бывает трудно восстановить ход своих рассуждений, они проигрывают во время проверочных работ, так как испытывают затруднения при последовательном описании того, что быстро и целостно «схватили». Если они хотят получить хорошую оценку, то им приходится просто «зубрить». Очень часто они неуверенны в себе, несмотря на ярко выраженную способность образно представлять информацию об окружающей действительности. Таким образом, если учитель не принимает во внимание то, каким способом ученик перерабатывает информацию, последний может потерять интерес к учёбе.
Важно также учитывать индивидуальные особенности личности ребёнка. Нервная система каждого ученика по-разному реагирует на проблему решения задачи. Активные и импульсивные дети стремятся к быстрому решению. Они тянут руку и пытаются ответить на вопрос учителя, даже не дослушав его до конца. Даже если они отвечают неправильно, учителя хвалят их за то, что они принимают активное участие на уроке. Флегматики и меланхолики, скорее, не станут выкрикивать мгновенно пришедшее на ум решение задачи, они медленно, тихо и спокойно придут к верному ответу на вопрос. Но большинству учителей импонируют более активные ученики, которых они постоянно хвалят. Однако, если дети-флегматики обычно спокойно относятся к тому, что их кто-то опередил, то дети-меланхолики теряют уверенность в том, что они когда-нибудь смогут всё сделать быстро, как холерик, и аккуратно, как хочется такому ребёнку. В результате возникающей соревновательности у детей со слабым типом нервной системы снижается самооценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных интересов младших школьников через внеурочную деятельность
Представляю вашему вниманию материал,с которым я выступала на окружной конференции 20 августа 2011 года в г.Котельнич,Я постаралась обобщить свой опыт работы по теме"Развитию п...
Формирование интереса к учёбе в системе развивающего обучения (из опыта работы)
В работе даются ответы на вопросы "Как сделать учебную деятельность значимой?", "Как формируется потребность в знании?", приводятся фрагменты уроков обучения грамоте и математики....
Роль семьи в формировании у ребёнка интереса к учёбе
Выступление на родительском собрании...
Создание эмоционального поля на уроках, как фактор развития интереса к учёбе.
В данной статье раскрывается опыт работы учителя над развитием у детей интереса к учёбе, о создании эмоционального поля на примере уроков математики....
Развитие интереса к книге во внеклассное время в специальной школе для детей с нарушением слуха
Школа является тем учреждением, где учащиеся упражняются в правильном поведении, занимаются отработкой хороших привычек, формируют разнообразные качества и черты характера. Внеклассная работа позволяе...
"Как поддерживать интерес к учёбе ( практическая лаборатория)"
Конспект для родителей на собрании о формах и методах работы по поддержанию интереса обучающихся к учёбе....
Как поддерживать интерес к учёбе ( практическая лаборатория)
Конспект родительского собрания в 4-м классе о месте и роли родителей в развитии и поддержании интереса к учёбе....