«Трудности педагога при взаимодействии с ребёнком с ОВЗ»
материал

Елена Вячеславовна Попова

В работе с детьми с ОВЗ существует ряд трудностей, так как и сами дети с инвалидностью испытывают ряд проблем: высокую тревожность, раздражительность, агрессивность, неуверенность, скованность, трудности в социуме, при адаптации к новой среде, детям сложно принимать самостоятельные решения без помощи других, они избегают рискованных ситуаций.

   «Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_pedagoga.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

городского округа Павловский Посад Московской области

Доклад на тему:

«Трудности педагога при взаимодействии

с  ребёнком  с ОВЗ»

Учитель - дефектолог:

Попова Е.В.

        2023-2024г.

  Рождение ребенка является настоящим счастьем для семьи – она увеличилась на одного человека, и вчерашние парень с девушкой сегодня гордо называются родителями. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Но появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. Рождение ребенка с отклонениями в развитии - этокатастрофа, трагизм. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье.Как дальше жить? Главное, надо понять, что это не имеет ничего общего с приговором. Чтобы преодолеть дальнейший путь, который отнюдь не будет легким, необходимо смириться с обстоятельствами и никого не винить в случившемся. Однако чаще всего семья отдаляется от друзей, знакомых, родственников.

  Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой — относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий). Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей.

   Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями».

   Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Главная цель помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации СЕМЬИ, мобилизовать ЕЕ возможности. Педагог выступает посредником между  ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от работы учителя зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. Существует ряд форм в индивидуальной работе с родителями:

1.Индивидуальные консультации, беседы с целью привития толерантного отношения к детям с ОВЗ (не все готовы принять факт нахождения рядом с их чадом «нетакого» ребенка)

2. Переписка с родителями педагога - письменная бумажная        форма информирования родителей об успехах их детей или через электронную почту.

3.Проведение совместных занятий ребенок, педагог, родитель, целью которых является активное включение родителей в учебный процесс.

4. Демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий в школе, праздников сцелью детального разбора определенных этапов воспитания, социализации и обучения.

5.Домашнее видео, как отчет родителей о работе с ребенком в домашних условиях.

     В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема.Что мы можем предпринять для ее решения?»

   Групповые и коллективные формы. Эти виды форм сплачивают отношения между родителями и детьми.

   Педагогу необходимо мотивировать родителей на участие детей или совместное с ними участие в конкурсах, творческих мероприятия, выставках, турнирах, соревнованиях,  музыкальных вечерах, праздниках, совместных проектах, родительских собраниях и подобной деятельности. Это сближает, приносит не только пользу, но и удовольствие от общения. Повышается активность детей и их родителей.

    Еще один вид трудности, с которым встречается педагог в процессе обучения детей с ОВЗ это изменение способов подачи информации. Можно применить мотивирующую цитату в этой работе: «Многообразие способностей и возможностей детей с ОВЗ требует индивидуального подхода. Ваше умение настроиться на каждого ребенка - это ключ к успеху его развития."

   Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности. Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию, предлагаемому учителем. Для этого, особенно впервые годы обучения, широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.

Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.

    Трудности у учащихся с ОВЗ проявляются прежде всего там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Они медленнее овладевают звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма. Учащиеся могут заучить правила правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Восприятие содержания носит у них фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысла прочитанного.

   Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.

   Основные принципы обучения детей с ОВЗ:

Мотивация – необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу.

Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности.

Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира.

   На развитие и обучение ребенка непосредственное влияние оказывает вид нарушения, степень выраженности его проявления, время, когда манифестировал дефект, окружающие условия, социальная и педагогическая среда жизни. Работа с детьми с ОВЗ подразумевает кропотливый труд. Ведь такому ребенку нужно уделять значительно больше внимания, чем без нарушения развития. При каждом варианте дефектов в развитии подбирается своя обучающая программа.

   Таким образом, в работе с детьми с ОВЗ существует ряд трудностей, так как и сами дети с инвалидностью испытывают ряд проблем: высокую тревожность, раздражительность, агрессивность, неуверенность, скованность, трудности в социуме, при адаптации к новой среде, детям сложно принимать самостоятельные решения без помощи других, они избегают рискованных ситуаций.

   «Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами… Это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности.»

Литература:

1. Анкета для выявления уровня развития коммуникативных навыков учащихся. — Текст: электронный // Ваш психолог: [сайт]. — URL: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/114-questionnaire/1114-anketa-dlya-analiza-urovnya-razvitiya-kommunikativnyx-navykov-uchashhixsya
2. Темиршина, Г. Р. Проблемы детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы / Г. Р. Темиршина, А. З. Минахметова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 240-243. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72237/ (дата обращения 15.03.2024г.)

3.Амонашвили Ш.А. Спешите дети, будем учиться летать. Изд. Дом Шалвы Амонашвили. Лаборатория гуманит. Пед. МГПУ. — М., 2005- 329 с.

4.Коновалова М.П. Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями в процессе информационно-библиотечного обслуживания. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств М. П. Коновалова. М., 2003 — 103-107

5. Малофеева Т., Васин С. Инвалиды в России, №3. М., М., 80 — 105 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Профессиональная компетентность педагога, работающего с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении"

В системе общего образования особой проблемой является постоянное увеличение числа школьников , не справляющихся со стандартнми требованиями учебной программы.Отсюда цель:находить в теории обучения и ...

Преодоление основных проблем и трудностей в работе начинающего педагога-хоровика с целью обеспечения качества образовательного процесса.

Хоровое пение - наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Здесь в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос, пользоваться которым могут почти вс...

«Рекомендации для педагогов по профилактике школьной неуспеваемости и взаимодействию с учащимися, испытывающими трудности в обучении»

В условиях реализации ФГОС в начальной школе, в рамках  психолого-педагогического сопровождения перед специалистами школьного ПМПк - педагогом-психологом и учителем-логопедом стоят задачи по...

«Формы и деятельность учителя при работе с детьми, испытывающими трудности в обучении. Рекомендации для педагогов»

В данной работе отражены формы и деятельность учителя начальных классов со слабыми детьми в обучении....

Использование сенсорной комнаты в работе педагога-психолога в коррекционно – развивающих занятиях с учащимися, испытывающими трудности социальной адаптации.

Статья о деятельности педагога - психолога во время проведения коррекционно - развивающих занятий с использованием ресурсов сенсорной комнаты....

Консультация для педагогов «Трудности в обучении младших школьников письму и чтению»

Письмо и чтение - сложнейшие интегрированные базовые навыки, объединяющие в единую структуру деятельности все высшие психические функции - внимание, восприятие, память, мышление и т. п. На основе этих...

Трудности начинающего педагога

Анализируется собственный опыт работы в школе, разбираются проблемы, с которыми сталкиваются молодые педагоги: психологическое состояние на уроке, отношение с коллегами, с детьми, работа с родителями....