Преодоление основных проблем и трудностей в работе начинающего педагога-хоровика с целью обеспечения качества образовательного процесса.
статья по музыке по теме

Захарчевная Алёна Игоревна

Хоровое пение - наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Здесь в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос, пользоваться которым могут почти все дети.

На начальном этапе работы с младшей возрастной группой (от 6 -7 лет) нужно знать, что именно на этом этапе закладываются начальные профессиональные навыки пения - точное интонирование, ансамбль, элементы вокальной техники. Основными задачами для дирижера в первую очередь будет являться работа над унисоном, а также привитие любви к музыке, к хоровому пению.

            Когда молодой специалист приходит на работу с детьми он сталкивается с трудностями организационными и профессиональными. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tikhonova_a._i.docx18.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Преодоление основных проблем и трудностей в работе начинающего педагога-хоровика с целью обеспечения качества образовательного процесса.

Хоровое пение - наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Здесь в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос, пользоваться которым могут почти все дети.

На начальном этапе работы с младшей возрастной группой (от 6 -7 лет) нужно знать, что именно на этом этапе закладываются начальные профессиональные навыки пения - точное интонирование, ансамбль, элементы вокальной техники. Основными задачами для дирижера в первую очередь будет являться работа над унисоном, а также привитие любви к музыке, к хоровому пению.

        Когда молодой специалист приходит на работу с детьми он сталкивается с трудностями организационными и профессиональными.

        Приступая к работе, следует учитывать некоторые особенности данной возрастной группы: небольшой диапазон, короткие и тонкие, достаточно слабые  голосовые связки, совсем небольшой объем дыхания. Для данной возрастной группы детей (6-7 лет) свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра (особенно у мальчиков), но нет тембральной насыщенности.

        В работе  с детским коллективом, особенно с младшим возрастом, существует своя определенная специфика. Она заключается в том, что нужно учитывать их возрастные интересы и особенности, непосредственность и непредсказуемость детей. Необходимо точно определить цели и задачи, которые надо выполнить, выстроить план занятия, но при этом уметь легко варьировать,  что-то делать экспромтом.

        Работая с детьми всегда надо помнить, что дети - это дети. Быстро утомляются, теряют внимание, не могут долго заниматься одним делом, если не интересно, то совсем не будут ничего делать. Дисциплинарный вопрос всегда стоит на первом месте, в любой возрастной группе, тем более с маленькими детьми. Надо отметить, что большинство современных детей, напичканных с раннего возраста всевозможной информацией, имеют плохую память, причем на самые простые вещи, многие плохо говорят, не в плане дикции, а в плане построения фраз, предложений, изложения своей мысли. Многие дети не организованы, не приучены слушать и слышать. Отсюда ряд проблем, которые возникают в процессе творческой работы. Конечно, не все дети одинаковы.  Есть семьи, в которых с детьми общаются на хорошем, литературном русском языке, с которыми занимаются, развивая их природные способности, образовывают в меру их возраста. Спасибо таким родителям. С детьми их таких семей радостно и интересно работать.

        Придя в хоровой коллектив, ребенок попадает в мир звуков, причем не абстрактных, а совершенно конкретных, которые он сам производит - поет. Но чтобы  звуки приносили радость и пользу, они должны быть организованы.         Именно организацией звукового - певческого - процесса занимается дирижер-хормейстер. И конечно, ребенку надо объяснить, кто такой дирижер, для чего он нужен, и рассказать про дирижерский жест, который как волшебная книга откроет маленькому исполнителю много тайн.         

        Но при этом возникают новые проблемы, чисто профессионального уровня.         

        Когда студент учится в музыкальном колледже или в высшем учебном заведении, задача педагога - показать дирижерский жест, задача студента хорового факультета - этот жест запомнить и отработать показ, и исполняет по этому жесту, как правило, концертмейстер, а не хор. Хоровой и педагогической практики очень мало и те практические часы которые есть не дают возможности студенту в полной мере понять, как пользоваться дирижерским жестом. Это понятие приходит только с практикой работы и называется  - профессиональный опыт.

Детям, которые приходят в хоровой коллектив, необходимо объяснить певческую установку, и конечно, в процессе работы речь идет о  дыхание, звукообразование, дикции и многих других профессиональных тайнах.

Но все эти серьезные профессиональные термины для серьезных взрослых, а для детей все тоже самое только  играя, невзначай, легко объясняя.  Если планомерно, на каждом занятии повторять некие правила или определения, то детская память со временем их усвоит, и самое главное, научится пользоваться, т.к. каждое правило подкрепляется пением.

Итак:

1. Дирижерский жест. Приступая к работе, детям следует объяснить, кто перед ними стоит и для чего этот человек нужен. Дети должны понять и запомнить элементарные дирижерские жесты, которые будут являться для них подсказкой при пении (вступление, дыхание, снятие, движении мелодии, скачки и др.). Хормейстер же в свою очередь должен точно показывать вступление и снятие. Вступление должно точно организовать слог, с которого начинается вступление, и прежде всего, точно организованное дыхание; точное снятие организует одновременное замыкание согласных.

2. Дыхание. Самый главный компонент в звукообразовании и в пении. "Пение - есть искусство выдоха" (Ф. Ламперти). На данный момент существует много различных видов упражнений для правильной выработки дыхания. Умение правильно пользоваться дыханием – неотъемлемая часть при работе с хором. При работе с детьми, следует включать в распевки упражнения связанные с дыханием. Лучше будет, если эти упражнения будут нести игровой характер и детям будет интересно и сами того не подозревая, они постепенно научатся правильно им пользоваться.

3. Звукообразование. Формирование мягкой атаки звука, что  вообще характерно для детского голоса. Твердую желательно использовать редко, а в детском коллективе лучше вообще не использовать. Мягкая атака звука на хорошем дыхании оберегает тонкие детские связки от утомляемости, от образования "узлов".  С самого начала необходимо работать над приемом пения  legato, который является наиболее сложным приемом в исполнении. Дети младшего возраста в большинстве своем не поют, а произносят стихи на мелодию. Это называется мелодекламация. А вот пение на legato - это достаточно сложный процесс, в котором задействованы все дыхательные мышцы. А постольку  поскольку дыхательные мышцы у детей младшего возраста слабые и объем легких мал, то для развития навыка пения legato, необходимо начинать с небольших  упражнений на слоги, затем исполнять попевки состоящие из небольших фраз. Ставя перед детьми задачу (можно в форме игры-соревнования) пропеть на одном дыхании плавно небольшие фразы, тем самым укрепляя певческое дыхание (певческие мышцы), можно привить навык пения legato. Это долгая и кропотливая вокально-хоровая работа, которая должна проводиться во всех хоровых коллективах, и в детских, и во взрослых, т.к. пение legato это один из основных показателей уровня развития хорового коллектива.

4. Дикция. Очень многие дети плохо говорят, не четко, "глотая" окончания слов, картавят. Помимо явных логопедических дефектов еще добавляется ограниченный, а в некоторых случаях очень скудный  словарный запас. Это создает определенные трудности, т.к. на занятии приходится объяснять порой самые простые вещи, которые не относятся к профессии дирижера-хормейстера. В результате дирижер-хормейстер занимается не только своей работой по специальности, но и совмещает работу логопеда, учителя литературы, историка, искусствоведа и еще много кого. Для того чтобы выработать навык активной работы артикуляционного аппарата, четкое и ясное произношение согласных, в работе с следует использовать  простые скороговорки, а также различные вокальные упражнения с включением основополагающих согласных Р, З, Ж, Н, М,Л.

5. Ансамбль. «Ансамбль» - единство. Хоровой коллектив это единый организм. Чтобы из группы детей создать Хоровой коллектив, пусть даже маленький, надо долго работать и добиваться ансамбля не только  вокального, но и духовного. Несомненно, в первую очередь научить поющих прислушиваться к рядом звучащим голосам, прислушаться к тому что говорит или поет руководитель, прислушаться к мелодии, к тексту произведения, прислушаться к своим эмоциям и чувствам. Ансамбль вырабатывается годами, а начинается  все в младшей группе с умения слышать и слушать. Единство во всем: в тексте, в мелодии, ритме, динамике.

Подведя итоги, можно сделать следующие выводы:

  1. Организационные трудности:
  • новый набор в хоровой коллектив - необходимо проявить высокое мастерство рекламного агента.
  • дисциплина в группе - необходимо так заинтересовать детей младшего возраста, так увлечь образовательным и творческим процессом, чтобы у них не было времени отвлекаться во время занятия.
  • работа с родителями - самая трудная и кропотливая, не менее кропотливая, чем с детьми. Необходимо вести разъяснительную работу для создания родительского коллектива, коллектива, который будет понимать значение и важность процесса хорового пения.
  1. Профессиональные трудности:
  • все профессиональные трудности уходят с опытом работы, который нарабатывается годами. Полученная база знаний в среднем и высшем учебном заведении для молодого специалиста - это отправная точка для дальнейшего профессионального роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание комфортной образовательной среды как основное педагогическое условие обеспечения высокого качества образовательного процесса. е

В данной статье говорится о способах достижения комфортной образовательной среды в начальной школе для повышения качества образовательно процесса....

Психологические проблемы обеспечения качества образовательного процесса

В данной статье рассказывается, как можно изменить качество образования недирективными методами....

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода на уроке русского языка «Часть речи - имя существительное.

Главной целью современного образования становится развитие личности обучающегося. Должна быть создана воспитывающая среда, при погружении в которую и будет происходить личностный рост школьника. В мла...

Мастер - класс «Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения»

Тема мастер-класса: «Современные образовательные технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второ...

«Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования проектно- исследовательской деятельности обучающихся» Обобщение опыта.

Метод проектов – это самостоятельная  деятельность учащихся,  направляемая учителем, в основе которой лежит решение творческой, исследовательской проблемы,  нацеленной на конкретн...

Игровая технология как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС начального общего образования

В данной разработке представлены различные типы игр на уроках иностранного языка в начальной школе в зависимости от формируемого вида речевой деятельности....