Трудности начинающего педагога
статья на тему

Анализируется собственный опыт работы в школе, разбираются проблемы, с которыми сталкиваются молодые педагоги: психологическое состояние на уроке, отношение с коллегами, с детьми, работа с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnosti_nachinayushchego_uchitelya.docx33.61 КБ

Предварительный просмотр:

Трудности начинающего учителя

Выпускник педагогического вуза либо колледжа, придя работать по специальности, начинает в своем повседневном труде применять знания и практические навыки, полученные во время обучения. Однако на этом пути его ждет множество проблем. С какими же проблемами сталкиваются молодые специалисты: управление собственным психологическим состоянием на уроке, организация собственной работы и жизни в новой роли учителя, отношения со старшими коллегами, общение с детьми, выбор адекватной позиции, взаимодействие с родителями и др.

Молодому учителю может быть тяжело установить контакт с детьми из-за чрезмерного беспокойства, которое охватывает его при проведении урока, а дети очень хорошо чувствуют состояние взрослого и начинают «проверять» педагога «на стойкость». Некоторые начинающие преподаватели сталкиваются с трудностями самоорганизации и планирования собственного трудового дня и отдыха. Вследствие этого педагогу не хватает времени на проверку тетрадей и подготовку к уроку, на выполнение каких-либо других обязанностей.

Как же преодолеть противоречия и справиться с возникающими трудностями? Прежде всего, начинающему специалисту нужно быть готовым к разумному изменению своих личных интересов и мотивов в соответствии со статусом педагога, к работе над собой, к развитию в себе профессионально важных качеств.

Проблема №1: Молодому учителю могут навязывать мнение об учениках. Еще не видя детей, он получает «установку» на того или иного ребенка, у него начинает складываться некий образ, он может воспринимать ученика предвзято.

Что делать в такой ситуации? Постараться составить собственное мнение об ученике, не опираться на чужие, возможно искаженные мнения. Особенность установки заключается в том, что молодой педагог, желая ее подтвердить, воспринимает действия ребенка в пользу этой установки.

Проблема № 2. Психологический климат на уроке.

Психологический климат – состояние группового сознания и поведения, выражающееся в отношениях учащихся друг с другом и педагогом. У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут на уроке должна создаться обстановка доброжелательности.

Как расположить коллектив к себе? Необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выбрать правильную позу. Типичная ошибка если преподаватель находится в так называемой позе льва (широко расставленными руками опирается на край стола). Дети сразу сковываются, бояться отвечать.          
  2. Информацию необходимо подавать с позиции «МЫ». Не нужно употреблять в своей речи слишком много сложных терминов. Дети не только не поймут вас, но и будут относиться недоброжелательно. Ни в коем случае нельзя употреблять такую фразу как «На 5 здесь знаю только я».
  3. Установить личный контакт. Надо обращаться к ученику по имени, а не по фамилии, это делает короче психологическое расстояние. Еще один важный момент, надо иметь зрительный контакт, смотреть детям в глаза
  4. Проявлять интерес к своей работе, предмету и к ученикам.  

Проблема № 3.Недостаток мотивации у учеников.

Это одна из «вечных» проблем, являющаяся одной из основных причин низкой эффективности преподавания. Как сформировать мотивацию в классе? Наука дает много ответов, но наш небольшой опыт говорит:сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. учитель должен быть воодушевлен сам, ему должен быть урок интересен.Учитель сам должен хотеть узнавать новое, учиться, в том числе участвовать в конкурсах, выступать на конференциях, заниматься саморазвитием.

Проблема № 4. Проблема дисциплины.

Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать вести урок. Как добиться хорошей дисциплины? Тщательно готовиться к уроку, не допускать ни малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета. Урок должен быть интересным, а без подготовки добиться этого невозможно.

Проблема №5. Взаимоотношения с родителями.

Основная и главная задача педагога - сделать семью своим союзником. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми.

Случается, что между учителями и родителями школьников складываются непростые, а порой даже конфликтные взаимоотношения. Казалось бы, этим сторонам делить нечего: и та и другая действуют в интересах и во благо ребенка. Но они все равно конфликтуют, причем довольно часто. Любой учитель знает, что самые неприятные, изматывающие и безвыходные конфликты бывают с родителями. Возможно, потому, что о проблеме члены семьи узнают только со слов ребенка, а выяснить все детали либо не хотят, либо не могут.

Учителю необходимо всегда помнить «золотое правило»: относитесь к людям так, как бы Вы хотели, чтобы относились к Вам.

На собрании поднимайте вопросы общего характера, важные для всех. Все проблемы, связанные с отдельным ребенком, лучше обсудить в индивидуальной беседе с родителем. Не стоит избегать конфликтов. Надо своевременно решать назревшие противоречия.

Желательно после уроков наедине побеседовать с ребенком. В такой беседе очень важно избегать оценки его личности. Говорите о вашем отношении к ситуации, а не к личности ребенка. Очень важно показать ребенку, что вы его замечаете. Обратитесь к нему по имени, ласково, без замечаний. Ваше внимание снизит у него чувство тревоги.

Это далеко не все трудности молодого педагога, и решение проблем в работе дается не просто, но желание достигать результатов, стремление учиться, совершенствоваться приведут к успеху. Свои удачи и провалы молодой учитель должен анализировать, опираясь на научные представления о профессиональной культуре, личности педагога [2, с.34-37]

 Литература:

1. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2005.

2. Педагогика: учебник для высш. учеб. заведений / П.И.Пидкасистый, В.И.Беляев, В.А.Мижериков, Т.А.Юзефавичус; под ред. П.И.Пидкасистого.-М.: «Академия», 2010. – 512 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление основных проблем и трудностей в работе начинающего педагога-хоровика с целью обеспечения качества образовательного процесса.

Хоровое пение - наиболее эффективная, доступная и действенная форма музыкального воспитания. Здесь в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос, пользоваться которым могут почти вс...

В помощь начинающему педагогу.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС....

Особенности деятельности начинающего педагога при организации воспитательного процесса (на примере начальной школы)

В статье рассматриваются сложности и трудности молодого учителя при организации и осуществлении воспитательной работы с учащимися начальной школы....

Советы начинающим педагогам. Анализ самых распространенных ошибок.

В данной статье мною был сделал анализ самых распространеных ошибок в подготовке и проведении урока как начинающих педагогов, так и учителей с небольшим стажем работы. Этот материал поможет педагогам ...

Методические рекомендации в проведении уроков начинающему педагогу

Тщательно готовьтесь к урокам. Обязательно пользуйтесь поурочным планом и придерживайтесь всех его пунктов. Возьмите себе за правило наличие поурочного плана является для вас допуском на урок....

Эссе «Личное письмо начинающему педагогу»

Дорогой коллега, ты только вступаешь на учительский путь…А ведь совсем недавно и я начинала входить в эту профессию. 2016 год, в руках диплом об окончании Горно-Алтайского педагогического колле...