Особенности развития детей с умственной отсталостью и их учет в диагностической работе специалистов психолого-педагогического консилиума
статья
Опыт работы с детьми с умственной отсталостью позволяет выделять закономерности их психического развития. К ним можно отнести трудности взаимодействия с окружающей средой; нарушения развития личности; низкую скорость приема и переработки сенсорной информации; меньший объем информации, запечатляемый и сохраняющийся в
памяти; недостаток словесного опосредствования; недостаток развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации); замедленный темп психического развития в целом; повышенная утомляемость, высокая истощаемость.
В своей работе хотела остановиться на особенностях развития детей с умственной отсталостью для учета в диагностической работе специалистов ППк.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности развития детей с умственной отсталостью
и их учет в диагностической работе специалистов психолого-педагогического консилиума
Опыт работы с детьми с умственной отсталостью позволяет выделять закономерности их психического развития. К ним можно отнести трудности взаимодействия с окружающей средой; нарушения развития личности; низкую скорость приема и переработки сенсорной информации; меньший объем информации, запечатляемый и сохраняющийся в
памяти; недостаток словесного опосредствования; недостаток развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации); замедленный темп психического развития в целом; повышенная утомляемость, высокая истощаемость.
В своей работе хотела остановиться на особенностях развития детей с умственной отсталостью для учета в диагностической работе специалистов ППк.
К лицам с нарушениями умственного развития (умственно отсталым) относят детей со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер.
Специфической особенностью дефекта при умственной отсталости является тотальное нарушение высших психических функций - отражения и регуляции поведения и деятельности, что выражается в деформации познавательных процессов, при которой страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом. Это приводит к нарушению социальной адаптации умственно отсталых людей.
В физическом развитии дети отстают от нормально развивающихся сверстников: более низкий рост, вес, объем грудной клетки. У многих из них нарушена осанка, отсутствует пластичность, эмоциональная выразительность движений, которые плохо координированы. Сила, быстрота и выносливость у умственно отсталых детей развиты хуже, чем у нормально развивающихся детей. Умственно отсталым школьникам достаточно сложно удерживать рабочую позу в течение всего урока, они быстро устают. У детей снижена работоспособность на уроке.
Внимание у детей трудно привлечь, они не могут длительно сконцентрироваться на задании, быстро и легко отвлекаются, рассеянны. Скорость восприятия заметно снижена, эту особенность важно
учитывать в учебном процессе: речь педагога должна быть медленной, чтобы учащиеся успевали понимать ее; надо отводить больше времени на
рассматривание предметов, картин, иллюстраций. Дети не могут одновременного воспринимать группы предметов, нередко форма предметов видится им упрощенной. Большие трудности представляет для них восприятие картин. Сохраняемые в памяти представления умственно отсталых детей значительно менее отчетливы и расчленены, чем у их нормально развивающихся сверстников. Школьники испытывают большие трудности при воспроизведении последовательности событий.
У большинства умственно отсталых детей отмечаются нарушения
речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: лексика, грамматический строй, звукопроизношение. Становление связной речи происходит замедленно и имеет определенные качественные особенности.
Имея необходимые знания и навыки для решения поставленной задачи, дети оказываются не в состоянии решить ее из-за того, что эти знания и навыки не актуализируются в нужный момент и они не могут составить план своей деятельности.
К результатам деятельности относятся недостаточно критически, наблюдается незрелость эмоциональной сферы отражающаяся в неадекватности эмоциональных реакций, непропорциональность воздействиям окружающей среды.
Одним из основных компонентов личности, который обеспечивает социальную адаптацию человека в обществе, является самооценка.
У умственно отсталых учащихся наблюдается неадекватная самооценка, которая проявляется в неправильной оценке своих возможностей, в неспособности критически оценить свои поступки.
Основные направления коррекционной работы с детьми с умственной отсталостью являются:
- Привитие интереса к учению, выработка положительной мотивации.
- Постоянный контроль и оказание конкретной помощи со стороны педагога.
- Целенаправленное формирование приемов учебной деятельности.
- Коррекция и развитие психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики.
- Целенаправленное повышение уровня общего и речевого развития.
- Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации.
- Создание психологически комфортной среды для обучающихся с нарушением интеллекта
Знание и учет особенностей развития детей с умственной отсталостью поможет специалистам ППк в разработке рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью в коррекционной школе на уроках развития речи.
В материале отражены особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью. Определены основные моменты на уроках развития речи...
Концепция развития кабинета начальных классов с учетом психологических особенностей развития детей младшего школьного возраста и здоровьесберегающей среды.
Рекомендуемые мероприятия по совершенствованию здоровьесберегающей среды кабинета начальных классов...
Особенности психологического развития детей с умственной отсталостью
В дошкольном возрасте многие особенности развития ребенка имеют латентный характер. С одной стороны, некоторые проявления оказываются временными и постепенно, по мере взросления, ребенок теряет их, а ...
Проблема преемственности работы специалистов психолого-педагогической службы и пути их решения
Презентация посвящена анализу проблем преемственности между специалистами психолого-педагогической службы ГБОУ Школа " 2115 г. Москвы. В презентации раскрываются цель и задачи психолого-педагогическог...
ПЛАН работы методического объединения специалистов психолого-педагогического медико-социального сопровождения на 2018-2019 учебный год
Ключевая проектная идея работы школы в 2018-2019 учебном году.Создание инновационной образовательной модели развития образовательной организации в условиях внедрения ФГОС ДО и ФГОС НОО для обучающихся...
План работы методического объединения специалистов психолого-педагогического медико-социального сопровождения на 2018-2019 учебный год
Тема МО: «Создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности воспитанников и учащихся, их успешного освоения ФГОС ДО и АООП НОО».Цель: ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению документации специалистов психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций Белгородской области 2023 г
Содержит МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению документации специалистов психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций Белгородской области...