Родительское собрание«Новые методы и технологии в обучении младших школьников».
консультация (1 класс)

Светлана Анатольевна Стрельцова

Знакомство родителей с новыми методами и технологиями в обучении младших школьников. Подготовка их к сотрудничеству со школой в использовании новых методов и технологий. Повышение уровня компетентности в вопросах обучения своих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx32.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания по теме:

«Новые методы и технологии в обучении младших школьников».

Цель: познакомить родителей с новыми методами и технологиями в обучении младших школьников.

Задачи:

- повысить уровень компетентности родителей в вопросах обучения;

- подготовить родителей к сотрудничеству со школой в использовании новых методов и технологий.

Форма проведения: лекция

Ход собрания.

Вступительное слово учителя.

Наша жизнь непредсказуема. Возможно, через несколько лет при поступлении в ВУЗ или другие учебные учреждения школьнику потребуются такие знания, которые в школе сейчас преподаются в недостаточном объеме.

Сейчас любую нужную нам информацию мы можем черпать из интернета, а зазубривать какие-то сведения необязательно. Главное сегодня - это уметь пользоваться этими сведениями.

Что бы ребенок не растерялся в такой ситуации, ему необходимо овладеть УУД — универсальными учебными действиями. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормального адаптации в обществе, а также профессионального роста.

Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях.

Вопрос родителям: Как Вы думаете? Что же представляет из себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения? (ответы родителей)

Современный урок – это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
  • урок, содержащий разные виды деятельности.
  • урок, на котором ученику должно быть комфортно.
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
  • современный урок развивает у детей креативное мышление.
  • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Чтобы урок соответствовал новым требованиям необходимо использование такой системы методов, которая направлена не на изложение преподавателям готовых знаний, их запоминания и воспроизведения, а на самостоятельное овладение знаниями, умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной деятельности и практическим овладением учебным материалом.

Основные активные методы обучения.

Проблемное обучение – такая форма, в которой процесс познаний учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельного предмета.

Разыгрывание ролей – игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:

-наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решение.

-каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников.

-учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи.

-оценка результатов обсуждений и подведение итогов учителем.

«Круглый стол»

Принцип «круглого стола», т. е. расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, в целом приводить к возрастанию активности, увеличение числа высказываний, повышает мотивацию учащихся, включает ни вербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления.

Мозговой штурм

Использование мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

-Творческое усвоение школьниками учебного материала;

-Связь теоретических знаний с практикой;

-Активизация учебно–познавательной деятельности учащихся;

-Формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

-Формирование опыта коллективной, мыслительной деятельности.

Активные методы обучения используются для каждого этапа урока, которые позволяют эффективно решать конкретные задачи этапа, эффективно и динамично помогают начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. Можно необычно начать урок, предложив ученикам поздороваться локтями.

Метод «Поздоровайся локтями»

Цель – встреча друг с другом, приветствие, знакомство.

Метод «Фруктовый сад»

Цель – выяснение образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений.

Метод «Земля, воздух, огонь и вода».

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Инновационные методы обучения в начальной школе.

Одним из источников инновационных методов обучения является применение именно активных форм работы с учащимися, которые могут работать как в группе, так и индивидуально.
Предпочтительность использования активных методов обучения обоснована и подкреплена следующими данными, полученными педагогами и психологами в результате опыта педагогической деятельности и экспериментов, из которых следует, что человек запоминает:

  • 10% того, что читает;
  • 20% того, что слышит;
  • 30% того, что видит;
  • 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях;
  • 80% когда обучающийся самостоятельно обнаруживает и формулирует проблему;
  • 90% когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, в выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов.

Таким образом, мы видим, что активные методы обучения расширяют творческую составляющую урока, способствуют активной работе на уроке каждого ученика, всецело вовлекая его в процесс изучения нового материала, позволяют учащемуся сформировать свою точку зрения и получить реальный опыт применения полученных знаний.

Рассмотрим более подробно некоторые из этих форм работы с учащимися.

Игровая форма работы с учащимися особенно важна для периода адаптации ребёнка к школе.Играя, обучающиеся активно вовлекаются в процесс познания, что особенно важно для детей пассивных, у которых есть проблемы в обучении.

Кроме того, игровая форма обучения позволяет выполнить больший объём работы, чем при обучении традиционными методами. Игра укрепляет мотивацию к обучению и уверенность в себе, как учащемся.
В современных уроках учителя используют как основной элемент игровой деятельности дидактические игры. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогами в целях обучения и воспитания детей.

В целом можно сказать, что чёткой классификации дидактических игр
пока не разработано. Например, А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:

  • игры-путешествия необходимые для того, чтобы усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом, развить наблюдательность;
  • игры-поручения в основе которых лежат действия с игрушками, предметами, словесные поручения;
  • игры-предположения в основе которых лежит ситуация «а что было бы», таким образом перед детьми ставится задача и развивается ситуация, требующая дальнейшего осмысления последующего действия;
  • игры-загадки – проверяют знания, тренируют находчивость, формируют умение рассуждать, делать выводы;
  • игры-беседы в основе которых лежит общение, воспитывают умение слушать вопросы и ответы, учат сосредотачивать внимание на содержании, высказывать и защищать свою точку зрения, дополнять услышанное, принимать и слышать другую точку зрения на проблему.

Групповые формы работы.Использование учителем групповых форм обучения дает возможность получить целый ряд преимуществ. При этом учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Можно сделать вывод, что этот метод является одной из наиболее результативных активных форм образовательного процесса.

ИКТ.Применение ИКТ делает урок зрелищным, наглядным, работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию к обучению.

(Применение активного метода с родителями)

Посмотрите на экран, пожалуйста. Сейчас я предлагаю Вам применить метод «Земля, воздух, огонь и вода», попробовать выполнить задания. По тому, как будут появляться изображения разных состояний, Вам нужно изобразить одно из этих состояний – воздух, землю, огонь и воду.

А теперь рассмотримследующее понятие: технологии в обучении.

Педагогические технологии- совокупность методов, средств, приемов, используемых в общении и для достижения положительного результата обучения.

Особенностям новых стандартов отвечают следующие образовательные технологии:

  • технологии личностно-ориентированного развивающего образования на основе системно-деятельностного подхода
  • технологии, основанные на уровневой дифференциации обучения
  • технологии, основанные на создании учебных ситуаций
  • технологии, основанные на реализации проектной деятельности
  • технологии, основанные на «встроенности» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс
  • ИКТ.

Остановимся подробнее на каждой технологии.

Проектная деятельность

Данная технология подразумевает триаду действий учащихся при поддержке и направляющей функции учителя: замысел-реализация-продукт.

Подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, проведение мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов – далеко не полный список примеров проектной деятельности в начальной школе.

Технология проблемно-диалогического обучения

Данная технология представляет собой один из самых эффективных способов введения нового знания и предполагает следующие этапы урока:

  • создание проблемной ситуации,
  • формулирование учебной проблемы,
  • актуализация имеющихся знаний для решения учебной проблемы,
  • поиск решения проблемы, открытие нового знания,
  • применение нового знания,
  • выражение решения в виде словесного тезиса, схемы, таблицы, художественного образа и т. д.

Технология работы с текстом

Использование данной технологии позволяет максимально эффективно обучать школьников самостоятельному чтению и создавать условия для развития важнейших коммуникативных умений.

Технология оценивания образовательных достижений учащихся

Технология оценивания образовательных достижений предлагает проводить оценку на уроке так, как это происходит в жизни. Свою деятельность оценивает сам ученик (в диалоге с учителем), причем оценка дается в качественной форме.

Технология развития критического мышления

Цель технологии: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя.

Технология интегрированного обученияспособствует:

#1055;овышению мотивации обучающегося, формированию познавательного интереса к целостной картине мира и рассмотрению явления с разных сторон;

#1056;азвитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы;

#1059;глубляет представление о предмете, расширяет кругозор, формирует разносторонне развитую личность;

#1053;ахождения новых связей между фактами.

#1042;ся деятельность подчинена авторскому замыслу;

#1056;абота объединяется основной мыслью;

#1044;еятельность составляет единое целое, этапы работы являются фрагменты целого;

#1042;се составляющие находятся в логико-структурной зависимости;

#1044;идактический материал соответствует замыслу, последовательность
информации подаётся как «предъявленное» и «новое».

Проектная технология– это практические творческие задания, требующие от учащихся применение знаний для решения проблемных заданий.

Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач.

Здоровьесберегающие технологии

Организация учебной деятельности с учетом основных требований к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:

  • соблюдение санитарно-гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
  • рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
  • четкая организация учебного труда;
  • строгая дозировка учебной нагрузки;
  • смена видов деятельности;
  • обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
  • место и длительность применения ТСО;
  • включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самопознанию, самооценке учащихся;
  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;
  • индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
  • формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
  • благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
  • профилактика стрессов: работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более«слабый» ученик чувствует поддержку товарища;
  • стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить
    неправильный ответ;
  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
  • целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.

Технология активных методов обучения

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач:

  • формирование положительной учебной мотивации;
  • повышение познавательной активности учащихся;
  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
  • стимулирование самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;
  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности об-ся
  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
  • развитие навыков самостоятельного умственного труда;
  • развитие универсальных навыков: способность принимать решения и умениерешатьпроблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясноформулироватьсообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во вниманиеразные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умениеработать в команде и др.

Технология опережающего обучения

Технология опережающего обучения - технология, при которой краткие основы темы даются преподавателем до того, как начнется изучение её по программе.

В обучающей работе педагоги применяют самые современные педагогические технологии.

Структура каждого урока тщательно продумывается. Ведь только грамотное построение урока позволяет детям открыть для себя новое, обратить внимание на главное, добиться успеха каждому в меру способностей и возможностей. Дать шанс самым неуверенным учащимся.

Школа и семья - два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой.

Чтобы добиться положительного результата в обучении, необходимо тесное сотрудничество между учителем и родителями. Только вместе сообща можно идти к единой цели развития школьника.

Спасибо за внимание!

Уважаемые родители! Наше собрание подошло к концу.Для меня очень важно знать на сколько полезной и интересной была для Вас наша встреча. Оставьте свой отзыв в виде светового круга. (на столах у каждого родителя три цветных круга)

Зеленый - было интересно и познавательно;

Жёлтый – затрудняюсь ответить;

Красный – лишняя трата времени, ничего полезного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Новые методы и технологии в обучении младших школьников»

План-конспект родительского собрания. Материал окажет большую помощь учителям начальных классов в проведении родительского собрания....

Родительское собрание "Новые методы и технологии в обучении младших школьников"

План-конспект родительского собрания на тему:  "Новые методы и технологии в обучении младших школьников" позволит ознкакомить родителей обучающихся с введением инновационных технологий ...

План-конспект родительского собрания"Новые методы и технологии в обучении младших школьников"

План-конспект предназначен для проведения родительского собрания в 1 классе. Его основная цель :знакомство родителей с новыми методами и технологиями обучения. Учитель в краткой обзорной форме рассказ...

План – конспект родительского собрания в 1 классе по теме: «Новые методы и технологии в обучении младших школьников»

Цель: Познакомить родителей с новыми методами и технологиями, которые применяются в настоящее время в обучении младших школьников....

План-конспект родительского собрания "Новые методы и технологии в обучении младших школьников"

Конспект родительского собрания в 1-4 классе. Знакомство родителей с новыми методами и технологиями в обучении....

Конспект родительского собрания по теме: «Новые методы и технологии в обучении младших школьников».

Конспектродительского собрания в 1 классе по теме "Новые методы и технологии в обучении младших школьников"....

План – конспект для родительского собрания по теме: «Новые методы и технологии в обучении младших школьников».

Цель: Познакомить родителей с новыми методами и технологиями, которые применяются в настоящее время в обучении младших школьников. Задачи: - повысить уровень компетентности родителей в вопросах обучен...