Рекомендации по организации визуальной поддержки для детей с РАС в школе и дома
методическая разработка

Князева Наталья Владимировна

Методическая разработка содержит рекомендации (включая фото) по организации визуальной поддержки для детей с расстройством аутистического спектра в школе и дома. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_vizualnaya_podderzhka.docx275.71 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации визуальной поддержки для детей с РАС в школе и дома

К особенностям психофизического развития детей с расстройством аутистического спектра относятся трудности установления социальных контактов, сложности восприятия вербальной информации, трудности в планировании и организации деятельности, стремление к привычному порядку организации деятельности, избегание перемен, трудности концентрации внимания, повышенная отвлекаемость. Перечисленные особенности психофизического развития обуславливают ряд особых потребностей детей с РАС, среди которых – необходимость упорядочивания пространственно-временной среды, структурирования деятельности, обеспечение визуальной поддержки.

Одним из компонентов, обеспечивающих качество жизни ребенка с РАС, является коммуникация. Условием успешной коммуникации является привлечение внимания собеседника, установка зрительного контакта, наличие вербальных или невербальных средств общения. Поскольку многие дети с РАС не владеют средствами вербальной коммуникации, значимым является использование систем альтернативной и дополнительной коммуникации (жесты, предметные или графические символы). Использование низкотехнологичных (коммуникативные таблицы, книги), а также высокотехнологичных средств АДК (планшеты, телефоны) средств альтернативной коммуникации позволяет понять потребности ребенка, предупредить проявления нежелательного поведения (рис.1, 2).

Следующий аспект – организация рутины (режима дня) как в школе, так и дома. Особенностью аутизма является стремление к постоянству, ребенку важно знать, что ожидает его в течение определенного промежутка времени. Обеспечить предсказуемость событий позволяет структура дня / рутина: прием пищи, сон, прогулка, время для игр и занятий. Последовательность видов деятельности и их временные границы должны быть постоянными, что позволит снизить тревожность, сократить проявления нежелательного поведения, повысить самостоятельность в режимных моментах.

Обеспечить понимание вербальных инструкций, требований позволяет использование визуального расписания. Расписание отражает последовательность событий / действий, происходящих с ребенком (рис.3). При составлении расписания используются карточки или фотографии, символизирующие разные виды деятельности – завтрак, умывание, прогулку, игру, уроки и т.д. Визуальное расписание используется также и для обучения самостоятельному выполнению действий, связанных с самообслуживанием. Например, умывание делится на несколько более мелких шагов – взять зубную щетку, нанести зубную пасту, прополоскать рот водой, почистить зубы, прополоскать рот водой, помыть зубную щетку, поставить щетку в стакан (рис.4). Все этапы должны быть представлены в виде карточек (пиктограмм).  

Особенностью детей с РАС является низкая мотивация, что предопределяет необходимость использования системы поощрений. При использовании поощрений важно ограничить к ним свободный доступ. Неограниченный доступ снижает ценность поощрения, оно престает быть мотивирующим фактором. Понять последовательность событий поможет визуальное расписание «сначала - потом», где первый символ – вид деятельности, предлагаемый ребенку, второй – мотивирующий фактор (рис.5).  

Виды поощрения в домашних условиях определяются в ходе наблюдения за поведением ребенка. Для усиления мотивации в конкретной ситуации ребенку предлагается выбор из нескольких желаемых объектов / видов активности. Для этого предлагается доска выбора, на которой представлены символы, отражающие желаемое (рис. 6). Доска выбора не только предоставляет ребенку с аутизмом право выбрать, чем он хочет сейчас заниматься, но и снижает вероятность проявления проблемного поведения.

Важным для ребенка с РАС является проявление самостоятельности и независимости в свободное от организованных (например, учебных) занятий время. Пока родитель занимается домашними делами, необходимо обеспечить безопасное и функциональное времяпрепровождение ребенка. Для этого необходимо организовать зону («рабочее» место) для самостоятельных занятий ребенка: стол, стул, стеллаж / полки для удобного хранения игр и материалов (рис. 7). Такая обстановка подсказывает ребенку чем он будет заниматься за столом. Визуальное расписание позволит определить последовательность активностей / видов деятельности (построить башню из лего, раскраска, собрать пазл, поощрение), таймер – установить временные границы выполняемых действий (рис. 8).

Многие дети с РАС имеют сенсорные особенности, в том числе связанные с посещением туалета. Сложности могут возникать из-за ощущений прохлады, когда ребенок садится на унитаз, из-за слишком холодного света в помещении и т.д. Для решения этих проблем следует создавать условия с учетом сенсорных особенностей ребенка. Рекомендуется все связанные с туалетом процедуры проводить в ванной или туалетной комнате. Даже в раннем возрасте, когда ребенок еще не ходит на горшок, следует менять подгузник в ванной комнате, так он привыкает к помещению. Возможно, придется поощрять ребенка за каждый шаг в процессе приучения к туалету.

Потребность детей с РАС в некоторых сенсорных ощущениях выражается в самостимулирующих видах поведения. Снизить количество аутостимуляций поможет переключение ребенка на другой вид деятельности, использование предметов сенсорной стимуляции. В зависимости от предпочтений ребенка это может быть фитбол, светящиеся и звучащие игрушки, эспандер, тянущиеся и липкие массы, которые можно использовать в качестве поощрений.

Важным фактором, при организации пространства для детей с аутизмом, является наличие физических и материальных границ. Например, приемы пищи – всегда за столом, игра – на коврике, самостоятельные занятия – в определенной зоне комнаты, учебные занятия – за партой. Для некоторых детей этого недостаточно, и возникает такое проявление нежелательного поведения, как убегание, что представляет угрозу для безопасности ребенка. Для предотвращения данной угрозы с раннего возраста следует приучать ребенка к правилам поведения. Создаваемые ритуалы должны быть направлены на формирование социально приемлемого поведения. Например, если у родителей существует правило «выхожу гулять только с мамой», нужно добиваться того, чтобы ожидание перед выходом на улицу происходило в квартире, а выход из квартиры действительно был только с мамой. Если убегая, ребенок демонстрирует желание выйти гулять, в его систему коммуникации следует включить карточку «гулять». Таким образом, выражение желаний ребенка будет осуществляться в приемлемой форме. Еще один способ регулировать убегание – использование социальной истории (рис. 9).

Таким образом, для обеспечения качества жизни ребенка с РАС, необходимо использовать различные стратегии организации жизненного пространства, основанные на визуальной поддержке.

Список литературы

  1. Довбня С., Морозова Т. Использование зрительной / визуальной поддержки Фонд обнаженные сердца // URL: https://nakedheart.online/articles/ispolzovanie-zritelnoi-vizualnoi-podderzhki 
  2. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройствами аутистического спектра в детскому саду и школе: практики с доказанной эффективностью / СПб.: Сеанс, 2018. – 202 с.
  3. Зюмала Р. Обучение и сопровождение детей с аутизмом по программе ТЕАССН / Розитта Зюмала; ред. М. Бачило; пер. с нем. А. Ладисов, О. Игольников. Минск: БелАДПИиМИ, 2005. URL: http://pedlib.ru/Books/6/0042/index.shtml?from_page=1 

Приложение

Рис.1 Альбом PECS

Рис. 2 Планшет с приложением Let Me Talk

Идеи на тему «Пекс» (14) | аутизм обучение, учебные идеи, пекс аутизм

ЧИСТИТЬ ЗУБЫ

КУШАТЬ

SHkola-5

ОДЕВАТЬСЯ

ПРОГУЛКА

Визуальное расписание | Аутизм обучение, Пекс аутизм, Дошкольное воспитание

МАГАЗИН

Рис. 3. Пример визуального расписания дома

Рис. 4. Примеры последовательности действий по самообслуживанию.

Фото 1 – чистка зубов, фото 2 – мытье рук.

   

Рис. 5. Пример расписания «Сначала-потом»

Рис. 6. Доска выбора подкреплений

Рис. 7. Пример хранения материалов для организации «рабочего места» дома.

 Рис. 8. Расписание активностей. На каждом листе расположена карточка с заданием, в конце - поощрение

Местоимения (на русском)http://pecs.in.ua/wp-content/uploads/bazovye-russkij-360x182.jpg

Если я хочу гулять

(Фото мамы)

Я скажу маме о том, что хочу гулять

SHkola-5

Я оденусь

Пин от пользователя Nelli Yakushina на доске Карточки. Аутизм. PECS |  Аутизм обучение, Домашнее обучение, Аутизм

Я буду гулять с мамой

за руку

Я не буду убегать, а буду гулять с мамой на этой площадке

Большой смайл

Я молодец

Рис. 9. Пример социальной истории во время прогулки

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация работы по подготовке детей к обучению в школе"

Подготовка детей к начальной школе - одна из наиболее актуальных проблем российского образования. Правильно организованная работа групп предшкольной подготовки - залог успешного обучения дет...

Использование визуальной поддержки при обучении и воспитании детей с ТМНР

Визуальная поддержка – это способ предоставить детям с РАС информацию в более понятной, по сравнению с устной речью, форме....

Использование визуальной поддержки при обучении детей с РАС

Для ребёнка с РАС посещение новых общественных  мест часто является непростой задачей. У многих детей возникает состояние тревоги, которое проявляется в поведении ребёнка - он начинает кричать, з...

Разработка методических рекомендаций по организации обучения русскому языку детей-билингвов

quot;Разработка методических рекомендаций по организации обучения русскому языку детей-билингвов в соответствии с ФГОС НОО с использованием инновационных педагогических технологий преподавания русско...

«Разработка методических рекомендаций по организации обучения русскому языку детей- билингвов в соответствии с ФГОС ООН с использованием инновационных педагогических технологий русского как иностранного.»

laquo;Разработка методических рекомендаций по организации обучения русскому языку детей- билингвов в соответствии с ФГОС ООН с использованием инновационных педагогических технологий русского как инос...

Прием визуальной поддержки, как способ повышения эффективности в начальной школе для детей с РАС.

  Актуальной проблемой является сложность обучения детей с расстройством аутистического спектра. Учителя часто сталкиваются с тем, что проверенные методы работы с  детьми дают сбой, к...