Прием визуальной поддержки, как способ повышения эффективности в начальной школе для детей с РАС.
статья

Королева Елена Викторовна

    Актуальной проблемой является сложность обучения детей с расстройством аутистического спектра. Учителя часто сталкиваются с тем, что проверенные методы работы с  детьми дают сбой, когда педагог пытается их применить к ученикам с аутизмом. Однако существуют приемы, которые могут помочь учителю сделать занятия с такими учениками более эффективными. К таким приемам, относится прием визуальной поддержки.

Для многих людей с особенностями развития и обучения визуальный канал восприятия информации является ведущим. Использование зрительной поддержки помогает самостоятельно справляться с задачами, не полагаясь на помощь или подсказки других людей.

Визуальная поддержка – это использование изображений (картинок, надписей, указателей и др.) для улучшения восприятия и понимания информации.

Дети с расстройствами аутистического спектра часто имеют речевые проблемы, которые затрудняют формирование у них временных представлений. Непонимание того, когда закончится занятие или перемена, и будет необходимо вернуться на урок, чаще всего вызывает у детей нежелательное поведение. Это, в свою очередь, значительно снижает результативность занятий. Самый простой и эффективный способ помочь детям понять логику течения времени — визуальное расписание.

Визуальное расписание в школе может быть составлено: на целый день, на каждый урок, на отдельное задание.

Визуальное расписание на целый день состоит из фотографий, схематичных изображений или надписей, называющих все события — от прихода детей в школу до их ухода домой. В ресурсном классе часто проблематично составить такое расписание для всего класса, так как у всех детей расписание уроков может отличаться друг от друга. Следовательно, в таком случае для каждого ребенка на парте должно быть составленное для него лично индивидуальное расписание.

Визуальное расписание на урок демонстрирует ребенку порядок выполнения заданий в рамках одного урока. С одной стороны, это показывает ребенку, какой объем заданий у него остается до конца урока. С другой стороны, использование расписания на урок — отличный способ научить ребенка самостоятельно выполнять учебную деятельность. Расписание на отдельные задания и действия используется в случаях, когда мы учим ребенка выполнять задания, предполагающие несколько этапов: аппликации; конструирование; мытье рук; решение задачи;посещение туалета и т. д. Визуальное расписание может использоваться как в школе, так и дома.

Самый простой вариант визуального расписания содержит всего два пункта: «сейчас» и «потом». Это тот вариант, с которого можно начать обучение ребенка использованию наглядного расписания.

Принципы использования визуального расписания всех описанных видов едины:

1. Все пункты расписания должны быть выполнены. Важная идея расписания состоит в том, что оно является воплощением той самой прописной истины, которую не принято оспаривать. Следовательно, все, что заложено в расписании, должно быть выполнено. Иногда возникают ситуации, осложняющие процесс выполнения. Чаще всего это случаи, когда не остается времени на что-то или у ребенка возникает нежелательное поведение — отказ от деятельности. Решение этой проблемы — максимальное снижение требований или объема задания и формальное его выполнение.Другими словами, дело может быть сделано для галочки, но оно должно быть сделано.

2. Расписание должно быть выполнено именно в том порядке, в котором оно составлено. Визуальное расписание всегда составляется вместе с ребенком. Если есть возможность, лучше предоставить ребенку выбор, в каком порядке ему хочется выполнять те или иные задания. Как только расписание составлено, порядок действий больше не меняется.

При составлении расписания очень важно чередовать простые и сложные задания, чтобы ребенок чувствовал себя более успешным, и чтобы ему не приходилось выполнять несколько сложных заданий подряд. А для того, чтобы ученики были более замотивированы на занятие, в самом конце лучше поставить самое интересное и простое задание.

Помимо визуального расписания есть еще один удобный и простой способ показать ученикам течение времени. Это таймеры. Использование таймеров помогает показать детям, сколько времени продлится урок, сколько времени у ребенка есть на игру с поощрением, через сколько минут нужно вернуться за стол, как долго придется ждать и т. д. В качестве таймеров можно использовать песочные и водные часы, а также электронные и механические таймеры. Визуальное (наглядное) расписание и таймеры могут использоваться вместе.

Наглядное расписание — это только часть визуальной поддержки, которая может быть необходима для учеников с РАС. При организации занятий всегда следует помнить очень важную вещь: «визуальное всегда лучше аудиального». Опыт работы с детьми с РАС показывает, что любая информация, представленная ребенку с аутизмом в наглядном виде, всегда лучше воспринимается и усваивается, чем та, что была выражена словам.

Помимо наглядного расписания, элементами визуальной поддержки в классе могут быть: правила поведения; визуальные инструкции; выбор поощрений; подсказки и схемы по школьным предметам; визуальные подсказки для выполнения заданий. Использование изображений правил поведения позволяет детям выполнять их более самостоятельно, поскольку при наличии визуальных правил и после обучения им ребенок не нуждается в напоминании со стороны взрослого.

Визуальные инструкции понадобятся в работе с детьми, которые имеют трудности в понимании речи. Трудности сречевыми навыками, как правило, вызывают две глобальные проблемы для обучения: непонимание инструкций и нежелательное поведение. Чаще всего это поведение связано с тем, что ребенок не понимает, чего от него хотят, куда его ведут и что вообще происходит. Визуальные инструкции — самый простой способ объяснить все это детям. Эти инструкции в зависимости от возможностей ребенка могут выглядеть как картинки с подписями или просто надписи. Но использование визуальных инструкций необходимо не только при трудностях с пониманием речи. Это полезный навык для всех ваших учеников. Дальнейшая самостоятельная работа с учебниками предполагает наличие у учеников умения выполнять инструкции, полученные не от взрослого, а из учебного материала.

Визуальные подсказки и схемы по школьным предметам используются в работе со всеми детьми в школе. Плакаты и таблицы висят в каждом кабинете, а в учебниках всегда схематично представлены правила, описанные в параграфе. Чаще всего для детей с РАС и другими ментальными нарушениями эти схемы бывают слишком массивными и переполненными неактуальной информацией. Важно грамотно адаптировать готовые схемы и создавать свои собственные, исходя из потребностей конкретного ребенка. Полезно, сделать необходимые подсказки в самом пространстве класса, например на доске. В ходе выполнения учебных заданий детям с РАС также могут понадобиться дополнительные визуальные подсказки, заложенные в самих материалах для занятий. Такие подсказки могут показывать ученикам объем задания на этот урок, рабочие зоны для выполнения сортировки и зрительного соотнесения, обозначать место, где нужно размещать материалы для выполнения заданий, и многое другое.

Визуальная поддержка помогает справляться с задачами самостоятельно, а значит, способствует повышению самооценки. Визуальная поддержка проясняет информацию, что помогает справиться с тревогой и чувством неопределенности. Человеку с особенностями развития может быть непонятно, как долго он будет выполнять определенную задачу, как долго нужно находится на уроке или когда придет время идти домой, что делать в определенной ситуации и т.д. Визуальная поддержка помогает лучше принимать правила. С указателями, зрительно представленными правилами человек обычно не спорит. Визуальная поддержка помогает человеку заранее подготовиться к непредвиденным изменениям.

 

Марлен Дж. Коэн, Питер Ф. Герхардт. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. ; Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. – СПб.: Сеанс, 2018. ; Анастасия Козорез, Александра Беспалова, Мария Гончаренко, Анна Калабухова, Евгения Лебедева, Елизавета Морозова под научной редакцией Марины Азимовой. Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе – Москва, АНО Ресурсный класс, 2016

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные формы урока – один из способов повышения эффективности познавательной деятельности школьников.

Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал? Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ...

Статья "Нетрадиционные формы урока в начальной школе как способ повышения эффективной познавательной деятельности в условиях ФГОС"

В статье идет речь об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям,обеспечивающих быстроту запомин...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ , КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

        Возможности использования Интернет – ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации,...

Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

Я.А. Коменский в своем труде «Великая дидактика» обращал внимание на то, что «все, что усвоено, в свою очередь должно быть передаваемо другим и для других. Как можно больше спрашивать, спрошенное - у...

Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

Сегодня обучение должно содействовать комплексному развитию личности: нужно включить каждого ученика в активную работу на уроке, научить его совместно решать задачи, искать их решение. Совместна...

«Рецепт» современного урока» (в рамках темы «Способы повышения эффективности современного урока»)

В данном материале представлены те изюминки, которые я использую в своей работы на различных этапах современного урока....

Практикоорентированная встреча «Читать? Легко!» для родителей с детьми как способ повышения успеваемости в начальной школе.

Традиционные формы взаимодействия такие, как родительские собрания, лекториумы, дни открытых дверей,  в большей степени направлены на пассивное овладение информацией. Формат практикоорентированно...