Тема: "Навык письма — трудности обучения"
методическая разработка (1 класс)
Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema1.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Навык письма — трудности обучения"
Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.
Неудачи в учебе приводят к тому, что ребёнок испытывает чувство неуверенности, неудовлетворённости, его угнетает недовольство учителя и родителей. И, как следствие, у таких детей нередко проявляются различные виды неврозов, которые ещё больше снижают возможность успешно освоить навык письма.
Какие же дети относятся к контингенту риска? Это - дети, имеющие задержку речевого развития; недостатки звукопроизношения; дети с недостаточностью фонематического и периферического слуха; леворукие дети при переучивании; дети, имеющие отклонения со стороны нервно-психической сферы. (Нет проблем у 10 чел в классе!!!!)
Какие могут быть трудности в обучении письму? [1]
№ | Трудности, с которыми сталкиваются ученики | Причины затруднений |
1 | Плохая каллиграфия | Нарушение гигиенических требований |
2 | Расстройство чтения. Не запоминают и путают буквы, трудно соединяют слоги | Слабо развит фонематический слух, зрительная память |
3 | Пропуск, замены, перестановки букв при письме, особенно при диктовке вслух, смешение букв, сходных по начертанию | Слабое речевое развитие, недостатки произношения, не сформирован слухо-звуко-буквенный анализ, родовая травма, хроническая болезнь, неправильная артикуляция звуков речи |
4 | Ошибки на уровне предложения - не видят конца предложения, не ставят точку, пишут предложение с маленькой буквы | Слабое речевое развитие, неумение удерживать в памяти элементы предложения, слабо развита оперативная память |
5 | Медленное чтение | Недоразвитие фонематического слуха. , слабо развита оперативная память, низкое речевое развитие |
6 | Медленный темп работы | Медлительны по природе, неготовность к школе, |
7 | Не запоминают правила, стихи, предложения | Неготовность к школе, слабое речевое развитие |
8 | Допускают ошибки на правила: ЧК-ЧН, парные согласные, безударные гласные | Не развита орфографическая зоркость, неготовность к школе |
- Развитие моторики: штриховка, действия с карандашом в руке - зажать ручку или карандаш вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делать шаги по поверхности стола; поднимать поочерёдно пальцы обеих рук от поверхности стола; перебирание крупы, мозаика, завязывание и развязывание лент, шнурков, поделки из природного материала, вышивание, оригами, втягивание воды пипеткой.
- Развитие фонематического восприятия и звукопроизношения.
-Учить скороговорки и чистоговорки.
-Членить речь на отдельные слова и звуки.
Произнести слово по звукам, а ребенок должен назвать, какое слово вы произнесли М-А-К.
- Находить звук в слове.
Взрослый просит услышать в слове звук А и произносит слова, но очень четко и протяжно. Ребенок хлопает, когда услышит нужный звук.
Называть слова, которые начинаются со звука А.
Обратиться за консультацией к логопеду.
- Развитие пространственных представлений.
Способность ориентироваться в пространстве нужна ребенку для того, чтобы он мог правильно разместить написанное на листе бумаги, планировать дальнейшее движение руки с учетом особенностей графического пространства. Для развития этой способности можно использовать упражнения типа:
- Размещение геометрических фигур.
Нарисуйте овал слева от треугольника, но справа от квадрата.
- На нелинованной бумаге располагаются фигуры. Нужно соединить их не отрывая карандаша, или же по определенному принципу. Пример такого задания вы могли видеть на карточках, которые вы выполняете к каждому заданию.
-Графические диктанты. Ребенку дается листочек в клеточку, на котором предварительно поставлена точка. По инструкции ребенок должен нарисовать от этой точки определенную фигуру. Давайте и мы с вами попробуем выполнить это задание. У вас лежат листочки и ручки. Выполняйте задание четко по моим инструкциям.
3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вверх, 4 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 6 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх, 3 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 4 вверх, 2 влево, 4 вверх, 2 влево, 2 вверх.
4. Развитие памяти.
- Игра "Снежный ком"
Скажите ребенку слово кот. Он повторяет слово. Вы добавляете слово ЛИСТ. Он повторяет КОТ, ЛИСТ и т.д.
- Заучивание стихов.
- Применять списывание с обязательным проговариванием вслух, позднее шепотом, делить слова на слоги, формировать навыки самоконтроля - читать написанное.
- Медленное чтение преодолевается многократным чтением, пересказыванием текста. Эффективно письмо по памяти предложений, небольших текстов.
Печатание на компьютере не очень полезно, потому что дети не чувствуют моторики пальцев, а письмо - сложный психофизиологический акт.
- Грамотное письмо складывается из трёх составляющих компонентов: функциональная готовность ребёнка к школе,
- социально-педагогический - характер общения со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном периоде, отношение в семье к чтению;
- третий аспект - психологический- то есть уровень мотивации ребёнка к занятию письмом, чтением., к обучению вообще. Л С. Выготский писал: «Школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой речевой функции, но он ещё в высшей степени смутно представляет себе, для чего эта функция нужна - ведь со сверстниками и родителями он может пользоваться устной речью».
Одна из главных проблем правописания – необъяснимый пропуск букв в словах . Нередко происходит такой диалог: « Это ты писал?» - «Да»- «Глазки видят?» Обычно ребёнок ошибки своей не видит. У ребёнка не сформирован образ слова. Можно предложить упражнения: рисуем предмет, например, арбуз и «продаём» по одной букве - к каждой букве ребёнок подбирает слово:
- А - ароматный
- Р - рука
- Б - большой
- У - умница
- З - звук
Это можно выполнять по дороге домой из школы, например. При общении с ребёнком собирайте слова на определённый звук, слог - в кузовок, коробку, пакет: «Вот перед нами корзина, туда отправляются…», «Вот большой- большой пакет, клади в него…». Ребёнок правильно ставит ударение, делит на слоги, образует новые слова - грибок, флажок, меняет окончание.
Пространственная ориентация формируется командами «левее», правее, ниже, выше, слева, справа. Если путает ребёнок буквы по зрительно- оптическому сходству,( ш )- (и )- нарисуйте ему широкую шубу и маленькую иголку, (б)-(д)-одна буква белки- хвостик вверх, другая- дятла- хвостик вниз.
Звонкие - глухие согласные дифферецируются по артикуляции,по движению голосовых связок , далее предлагаются слова-паронимы коса - коза , бочка - почка. Такие упражнения расширяют словарный запас, формируют грамотное письмо, повышают желание изучать родной язык.
При списывании необходимо как можно раньше научить ребёнка запоминать слог, а не букву. Слог - основная единица при чтении и при письме.
Набор игровых моментов способствуют положительному эмоциональному настрою ребенка к занятиям и вообще к процессу обучения. Нельзя забывать, что ребёнок должен слышать только грамотную речь в семье, видеть у родителей в руках книги, чувствовать к себе любовь и теплоту.
К сожалению, в современных программах обучению грамоте резко сокращено время на формирование навыка письма, что резко ухудшило его качество. Причем нарушена не только графика, но и грамотность, так как форсирование письма и сокращение времени на обучение снизили возможность формирования эффективного механизма звуко-буквенного анализа, использования правил и т.п.
До тех пор, пока ребенок не осознал, не осмыслил, «как делать» (то есть не осознал алгоритм действия, а, например, при выполнении каждой отдельной буквы – схему, траекторию движений – «откуда начать, куда вести, где закончить»), пока не сформирована задача действия, «упражнять» ребенка не только бессмысленно, но и вредно.
Как формируются осознанные действия?
Надо объяснять, что такое строка и ограничивающие ее линии, как необходимо расположить букву на строке, где ее верх и низ, каково соотношение ее частей; деталей и элементов буквы.
(элементы букв, шуточные названия элементов…)
Дома: конструировать буквы из элементов
Трудности обучения письму на начальном этапе
Виды трудностей | Возможные причины | |
1 | Трудности формирования зрительного образа буквы (трудность запоминания конфигурации графического элемента) |
|
2 | Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента |
|
3 | Неспособность скопировать графический элемент, букву (неровные штрихи, тремор) |
|
4 | Ошибки в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо) |
|
5 | Не «видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы (в–д), пишет лишние элементы: и–ш, л–м) или, наоборот, недописывает |
|
6 | Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор) |
|
7 | Сильный нажим, тремор, нестабильность графических форм |
|
8 | Ошибки при письме, пропуски согласных и главных букв (определенного характера) замены согласных букв близких по звучанию (з-с, г-к, б-п, д-т и т.д.) Недописывание букв, слогов |
|
9 | Не использует правила (заменяет буквы, сливает предлоги и слова, не ставит точку – не разделяет предложения и т.п.) |
|
10 | Ухудшение почерка, пропуски, замены и т.п. при письме под диктовку |
|
11 | Ухудшение почерка, замены и т.п. при списывании |
|
12 | Очень медленный темп письма |
|
Трудности обучения чтению на начальном этапе
Виды трудностей | Возможные причины | |
1 | Плохо запоминает конфигурацию букв |
|
2 | Затруднения в различении близких по конфигурации букв (п – н, в – а, г – т – путает буквы при чтении) |
|
3 | Перестановка букв при чтении (рак – кар, нос – сон) |
|
4 | Замены букв, неправильное произношение при чтении |
|
5 | Трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно) |
|
6 | Пропуски слов, букв («невнимательное» чтение) |
|
7 | Пропуски букв, слогов. |
|
8 | Быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного («механическое» чтение) |
|
9 | Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое, без продвижения в течение года) |
|
10 | Медленный темп чтения (есть продвижение в течение года) |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преодоление трудностей обучения письму и чтению в начальной школе
Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей необходимо понять, как помочь ученику, а для этого нужно знать, что представляет собой процесс письма...
План-конспект Родительского собрания в четвёртом классе начальной школы по теме «Трудности обучения письму и чтению у школьников 4-го класса».
Всем известно, что обучение чтению и письму является основополагающим для успешного обучения в школе. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено ...
"Навык письма - трудности обучения"
Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение....
Навык письма - трудности обучения
Особые трудности в процессе обучения, особенно первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важ...
навык письма - трудности обучения
информация о том, что считать трудностями письма и способы их преодоления у детей младщего школьно возраста...
Навык письма -трудности обучения
Данный материал поможет учителю начальных классов при обучению детей письму. Раскрываются трудности, с которыми дети сталкиваются при обучению письму, а также раскрываются причины затруднений. Учитель...
Родительское собрание "Навык письма - трудности обучения"
Данная методическая разработка адресована учителям начальных классов, родителям, методистам. Родительское собрание содержит различные упражения, которые помогут обучающимся успешнее овладеть нав...