Тема: "Навык письма — трудности обучения"
методическая разработка (1 класс)

Бучнева Наталия Дмитриевна

Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema1.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Навык письма — трудности обучения"

Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.

Неудачи в учебе приводят к тому, что ребёнок испытывает чувство неуверенности, неудовлетворённости, его угнетает недовольство учителя и родителей.  И, как следствие, у таких детей нередко проявляются различные виды неврозов, которые ещё больше снижают возможность успешно освоить навык письма.

Какие же дети относятся к контингенту риска? Это - дети, имеющие задержку речевого развития; недостатки звукопроизношения; дети с недостаточностью фонематического и периферического слуха; леворукие  дети при переучивании; дети, имеющие отклонения со стороны нервно-психической сферы. (Нет проблем у 10 чел в классе!!!!)

Какие могут быть трудности в обучении письму? [1]

Трудности, с которыми сталкиваются ученики

Причины затруднений

1

Плохая каллиграфия

Нарушение гигиенических требований
(положение руки, ручки, тетради)
Леворукость
Плохо развиты мелкие мышцы пальцев
Нарушение пространственных представлений и чувства ритма

2

Расстройство чтения. Не запоминают и путают буквы, трудно соединяют слоги

Слабо развит фонематический слух, зрительная память
Нарушение  зрительно- моторных координаций

3

Пропуск, замены, перестановки букв при  письме, особенно при диктовке вслух, смешение букв, сходных по начертанию

Слабое речевое развитие, недостатки произношения, не сформирован слухо-звуко-буквенный анализ, родовая травма, хроническая болезнь, неправильная артикуляция звуков речи

4

Ошибки на уровне предложения - не видят конца предложения, не ставят точку, пишут предложение с маленькой буквы

Слабое речевое развитие, неумение удерживать в памяти элементы предложения, слабо развита оперативная память

5

Медленное чтение

Недоразвитие фонематического слуха. , слабо развита оперативная память, низкое речевое развитие

Медленный темп работы

Медлительны по природе, неготовность к школе,

7

Не запоминают правила, стихи, предложения

Неготовность к школе, слабое речевое развитие

8

Допускают ошибки на правила:  ЧК-ЧН, парные согласные, безударные гласные

Не развита орфографическая зоркость, неготовность к школе

  1. Развитие моторики: штриховка, действия с карандашом в руке - зажать ручку или карандаш вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делать шаги по поверхности стола; поднимать поочерёдно пальцы обеих рук от поверхности стола; перебирание крупы, мозаика, завязывание и развязывание лент, шнурков, поделки из природного материала, вышивание, оригами, втягивание воды пипеткой.
  2. Развитие фонематического восприятия и звукопроизношения.

-Учить скороговорки и чистоговорки.

-Членить речь на отдельные слова и звуки.

Произнести слово по звукам, а ребенок должен назвать, какое слово вы произнесли М-А-К.

- Находить звук в слове.

Взрослый просит услышать в слове звук А и произносит слова, но очень четко и протяжно. Ребенок хлопает, когда услышит нужный звук.

Называть слова, которые начинаются со звука А.

Обратиться за консультацией к логопеду.


  1. Развитие пространственных представлений.

Способность ориентироваться в пространстве нужна ребенку для того, чтобы он мог правильно разместить написанное на листе бумаги, планировать дальнейшее движение руки с учетом особенностей графического пространства. Для развития этой способности можно использовать упражнения типа:

- Размещение геометрических фигур.

Нарисуйте овал слева от треугольника, но справа от квадрата.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/11/11/k_5dc9a4aab02e8/526652_2.png

- На нелинованной бумаге располагаются фигуры. Нужно соединить их не отрывая карандаша, или же по определенному принципу. Пример такого задания вы могли видеть на карточках, которые вы выполняете к каждому заданию.

-Графические диктанты. Ребенку дается листочек в клеточку, на котором предварительно поставлена точка. По инструкции ребенок должен нарисовать от этой точки определенную фигуру. Давайте и мы с вами попробуем выполнить это задание. У вас лежат листочки и ручки. Выполняйте задание четко по моим инструкциям.

3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вверх, 4 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 6 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх, 3 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 4 вверх, 2 влево, 4 вверх, 2 влево, 2 вверх.

4. Развитие памяти.

- Игра "Снежный ком"

Скажите ребенку слово кот. Он повторяет слово. Вы добавляете слово ЛИСТ. Он повторяет КОТ, ЛИСТ   и т.д.

- Заучивание стихов.


  1. Применять списывание с обязательным проговариванием  вслух, позднее шепотом, делить слова на слоги, формировать навыки самоконтроля - читать написанное.
  2. Медленное чтение  преодолевается многократным чтением, пересказыванием текста. Эффективно письмо по памяти предложений, небольших текстов.

Печатание на компьютере не очень полезно, потому что дети не чувствуют моторики пальцев, а письмо - сложный психофизиологический акт.

  • Грамотное письмо складывается из трёх составляющих  компонентов: функциональная готовность ребёнка к школе,
  • социально-педагогический - характер общения со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном периоде, отношение в семье к чтению;
  • третий аспект - психологический- то есть уровень мотивации ребёнка к занятию письмом, чтением., к обучению вообще. Л С.  Выготский писал: «Школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой речевой функции, но он ещё в высшей степени смутно представляет себе, для чего эта функция нужна - ведь со сверстниками и родителями он может пользоваться  устной речью».

Одна из главных проблем правописания – необъяснимый пропуск букв в словах . Нередко происходит такой диалог: « Это ты писал?» - «Да»- «Глазки видят?» Обычно ребёнок ошибки своей не видит. У ребёнка не сформирован образ слова. Можно предложить упражнения: рисуем  предмет, например, арбуз  и «продаём» по одной букве - к каждой букве ребёнок подбирает слово:

  • А - ароматный       
  • Р - рука
  • Б - большой
  • У - умница
  • З - звук

Это можно выполнять по дороге домой из школы, например. При общении с ребёнком  собирайте слова на определённый звук, слог - в кузовок, коробку, пакет:  «Вот перед нами корзина, туда отправляются…», «Вот большой- большой пакет, клади в него…». Ребёнок правильно ставит ударение, делит на слоги, образует новые слова - грибок, флажок, меняет окончание.

Пространственная ориентация формируется командами «левее», правее, ниже, выше, слева, справа. Если путает ребёнок буквы по зрительно- оптическому сходству,( ш )- (и )- нарисуйте ему широкую шубу и маленькую иголку, (б)-(д)-одна буква белки- хвостик вверх, другая- дятла- хвостик вниз.

Звонкие - глухие согласные дифферецируются  по артикуляции,по движению голосовых связок , далее предлагаются слова-паронимы коса - коза , бочка - почка. Такие упражнения расширяют словарный запас, формируют грамотное письмо, повышают желание изучать родной язык.

При списывании необходимо как можно раньше научить ребёнка  запоминать слог, а не букву. Слог - основная единица при чтении и при письме.

Набор игровых моментов  способствуют  положительному эмоциональному настрою ребенка к занятиям и вообще к процессу обучения. Нельзя забывать, что  ребёнок должен слышать только грамотную речь в семье, видеть  у родителей в руках книги, чувствовать к себе любовь и теплоту.

К сожалению, в современных программах обучению грамоте резко сокращено время на формирование навыка письма, что резко ухудшило его качество. Причем нарушена не только графика, но и грамотность, так как форсирование письма и сокращение времени на обучение снизили возможность формирования эффективного механизма звуко-буквенного анализа, использования правил и т.п.

До тех пор, пока ребенок не осознал, не осмыслил, «как делать» (то есть не осознал алгоритм действия, а, например, при выполнении каждой отдельной буквы – схему, траекторию движений – «откуда начать, куда вести, где закончить»), пока не сформирована задача действия, «упражнять» ребенка не только бессмысленно, но и вредно.

Как формируются осознанные действия?

Надо объяснять, что такое строка и ограничивающие ее линии, как необходимо расположить букву на строке, где ее верх и низ, каково соотношение ее частей; деталей и элементов буквы.

(элементы букв, шуточные названия элементов…)

Дома: конструировать буквы из элементов

Трудности обучения письму на начальном этапе

Виды трудностей

Возможные причины

1

Трудности формирования зрительного образа буквы (трудность запоминания конфигурации графического элемента)

  • Недостаточная сформированность зрительного и зрительно-пространственного восприятия;
  • недостаточная сформированность зрительной памяти;
  • несформированность механизмов организации деятельности;
  • недостатки методики обучения (опора на принцип механического копирования);
  • форсирование темпа обучения

2

Трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента

  • Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия;
  • недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций;
  • недостаточная сформированность моторных функций;
  • недостаточная сформированность зрительной памяти;
  • форсирование темпа обучения;
  • неадекватность методики обучения

3

Неспособность скопировать графический элемент, букву (неровные штрихи, тремор)

  • Недостаточная сформированность моторных функций;
  • недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций;
  • несоответствие методики обучения

4

Ошибки в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо)

  • Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия;
  • недостаточная сформированность зрительной памяти

5

Не «видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы (в–д), пишет лишние элементы: и–шл–м) или, наоборот, недописывает

  • Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия;
  • недостаточная сформированность зрительной памяти;
  • неадекватность методики обучения;
  • форсирование темпа обучения;
  • сильное функциональное напряжение, утомление, трудность концентрации внимания;
  • несформированность механизмов организации деятельности

6

Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор)

  • Недостаточная сформированность моторных функций;
  • нарушение зрительно-моторных координаций;
  • неадекватность методики обучения;
  • форсирование темпа обучения, выраженное функциональное напряжение, утомление

7

Сильный нажим, тремор, нестабильность графических форм

  • Недостаточная сформированность моторных функций;
  • нарушение координации движений;
  • неправильная поза, неправильное положение ручки;
  • сильное утомление, функциональное напряжение, неадекватность методики обучения

8

Ошибки при письме, пропуски согласных и главных букв (определенного характера) замены согласных букв близких по звучанию (з-сг-кб-пд-т и т.д.)

Недописывание букв, слогов

  • Несформированность фонетико-фонематического восприятия;
  • трудности звуко-буквенного анализа;
  • форсирование темпа обучения
  • Недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия;
  • трудности звуко-буквенного анализа;
  • форсирование темпа обучения;
  • Трудности концентрации внимания;
  • форсирование темпа обучения

9

Не использует правила (заменяет буквы, сливает предлоги и слова, не ставит точку – не разделяет предложения и т.п.)

  • Несформированность механизмов организации деятельности (регуляции и контроля деятельности);
  • выраженное функциональное напряжение, утомление;
  • трудности концентрации внимания, низкая;
  • неустойчивая работоспособность;
  • непосильный темп;
  • педагогические недоработки (не усвоенные правила)

10

Ухудшение почерка, пропуски, замены и т.п. при письме под диктовку

  • Недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа;
  • низкая, неустойчивая работоспособность;
  • слишком быстрый темп письма

11

Ухудшение почерка, замены и т.п. при списывании

  • Недостаточная сформированность зрительно-моторных координаций;
  • недостаточная сформированность зрительной памяти;
  • выраженное напряжение, утомление;
  • неадекватный (быстрый) темп деятельности

12

Очень медленный темп письма

  • Трудности звуко-буквенного анализа;
  • недостаточная сформированность координации движений и зрительно-моторных координаций;
  • индивидуальные особенности темпа деятельности;
  • низкая, неустойчивая работоспособность;
  • трудности концентрации внимания


Трудности обучения чтению на начальном этапе

Виды трудностей

Возможные причины

1

Плохо запоминает конфигурацию букв

  • Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия;
  • недостаточная сформированность зрительной памяти;
  • несоответствие методики обучения (форсирование темпа обучения)

2

Затруднения в различении близких по конфигурации букв (п – н, в – а, г – т – путает буквы при чтении)

  • Недостаточная сформированность зрительного восприятия;
  • недостаточная сформированность зрительной памяти;
  • недостатки методики обучения (быстрый темп)

3

Перестановка букв при чтении (рак – кар, нос – сон)

  • Недостаточная сформированность зрительного восприятия;
  • быстрый темп обучения

4

Замены букв, неправильное произношение при чтении

  • Недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа;
  • нарушения произношения;
  • трудности артикуляции;
  • несформированность механизмов организации деятельности (трудности концентрации внимания);
  • быстрый темп

5

Трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно)

  • Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия, зрительной дифференцировки;
  • трудности концентрации внимания

6

Пропуски слов, букв («невнимательное» чтение)

  • Трудности концентрации внимания;
  • выраженное напряжение, утомление;
  • низкая, неустойчивая работоспособность;
  • быстрый темп

7

Пропуски букв, слогов. 
Угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся ритм»)

  • Форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения);
  • выраженное напряжение, утомление

8

Быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного («механическое» чтение)

  • форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения)

9

Очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое, без продвижения в течение года)

  • Недостаточная сформированность зрительного восприятия;
  • недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа, артикуляции;
  • трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление)

10

Медленный темп чтения (есть продвижение в течение года)

  • Индивидуальные особенности темпа деятельности



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление трудностей обучения письму и чтению в начальной школе

Для того, чтобы разобраться в причинах трудностей  необходимо понять, как помочь ученику, а для этого нужно знать, что представляет собой процесс письма...

План-конспект Родительского собрания в четвёртом классе начальной школы по теме «Трудности обучения письму и чтению у школьников 4-го класса».

Всем известно, что обучение чтению и письму является основополагающим для успешного обучения в школе. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено ...

"Навык письма - трудности обучения"

Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение....

Навык письма - трудности обучения

Особые трудности в процессе обучения, особенно первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важ...

навык письма - трудности обучения

информация о том, что считать трудностями письма и способы их преодоления у детей младщего школьно возраста...

Навык письма -трудности обучения

Данный материал поможет учителю начальных классов при обучению детей письму. Раскрываются трудности, с которыми дети сталкиваются при обучению письму, а также раскрываются причины затруднений. Учитель...

Родительское собрание "Навык письма - трудности обучения"

Данная методическая разработка адресована учителям начальных классов, родителям, методистам. Родительское собрание содержит различные упражения, которые помогут обучающимся успешнее овладеть  нав...