Родительское собрание "Навык письма - трудности обучения"
материал (1 класс)

Толстогузова Екатерина Александровна

Данная методическая разработка адресована учителям начальных классов, родителям, методистам. Родительское собрание содержит различные упражения, которые помогут обучающимся успешнее овладеть  навыками письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon navyk_pisma_-_trudnosti_obucheniya_0.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Навык письма – трудности  обучения.

        Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня

 то, что делал вчера. Пусть  новое появляется  в его жизни

постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.

В.Н.Сухомлинский

Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.

        Естественно, что дети с затруднениями в обучении замедляют общий темп работы класса, осложняют работу учителя и, как правило, ни учитель, ни родители, ни сам ребенок не удовлетворены результатами работы. Кроме того, ребенок постоянно испытывает чувство неудовлетворенности. И как следствие – у таких детей нередко развиваются различные проявления невроза, которые еще сильнее ухудшают их состояние, еще больше снижают возможность успешно освоить навык письма.

Предлагаю вам, уважаемые родители, немного поработать. Представьте, что ваши дети уже пошли в школу. Напишите, какие затруднения могут испытывать ваши дети при письме, рисовании.

Озвучьте, пожалуйста, ваши записи.

-Предоставим слово эксперту: какие же недостатки письма возникают у детей при обучении в школе.

   Эксперт.

Недостатки письма:

-нестабильность графических норм, т.е. искажение почерка;

-неправильное написания букв;

-замена букв: д-т, б-д, ж-ш;

-пропуск,  недописывание букв;

-очень медленный темп письма;

-тремор (дрожание руки) при письме, который проявляется в дополнительных штрихах.

Каковы же причины трудностей обучения письму. На обратной стороне листочков напишите, пожалуйста, из-за чего могут возникнуть у ребенка затруднения при письме.

Озвучивание мнений.

-Послушаем, что нам по этому поводу скажет эксперт.

   Эксперт.

По данным НИИ физиологии детей и подростков АПН РФ, трудности обучения письму в большинстве случаев отмечаются у следующих групп детей:

-детей, имеющих задержку речевого развития и нарушения звукопроизношения;

-детей с недостаточностью фонематического и периферического слуха, т.е. не различающие звуки;

-леворуких детей при переучивании;

-детей, имеющих различные виды задержки психического и моторного развития.

Как же устранить эти недостатки и помочь ребенку освоить навык письма? Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос, чтобы у вас и ваших детей таких проблем было как можно меньше.

  1. Развитие моторики.

Вспомните, какими упражнениями можно развивать моторику.

Работа в группах.

-Все эти упражнения можно делать и  в домашних условиях

  1. Развитие пространственных представлений.

Способность ориентироваться в пространстве нужна ребенку для того, чтобы он мог правильно разместить написанное на листе бумаги, планировать дальнейшее движение руки с учетом особенностей графического пространства. Для развития этой способности можно использовать упражнения типа:

-Размещение геометрических фигур.

Нарисуйте овал слева от треугольника, но справа от квадрата.

 

- На нелинованной бумаге располагаются фигуры. Нужно соединить их не отрывая карандаша, или же по определенному принципу. Пример такого задания вы могли видеть на карточках, которые вы выполняете к каждому заданию.

-Графические диктанты. Ребенку дается листочек в клеточку, на котором предварительно поставлена точка. По инструкции ребенок должен нарисовать от этой точки определенную фигуру. Давайте и мы с вами попробуем выполнить это задание. У вас лежат листочки и ручки. Выполняйте задание четко по моим инструкциям.

3 клетки вправо, 1 вверх, 1 вверх, 4 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 6 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх, 3 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 4 вверх, 2 влево, 4 вверх, 2 влево, 2 вверх.

-В брошюрках, которые мы для вас подготовили вы можете найти несколько таких заданий.

        

  1. Развитие фонематического восприятия и звукопроизношения.

-Учить скороговорки и чистоговорки.

-Членить речь на отдельные слова и звуки.

Произнести слово по звукам, а ребенок должен назвать, какое слово вы произнесли М-А-К.

-Находить звук в слове.

Взрослый просит услышать в слове звук А и произносит слова, но очень четко и протяжно. Ребенок хлопает, когда услышит нужный звук.

Называть слова, которые начинаются со звука А.

Обратиться за консультацией к логопеду.

  1. Развитие памяти.

-Игра «Снежный ком»

Скажите ребенку слово кот. Он повторяет слово. Вы добавляете слово ЛИСТ. Он повторяет КОТ, ЛИСТ. И т.д.

-Заучивание стихов.

5. «Показ» стихотворения. Пусть ребенок показывает руками все, о чем говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет
ребенку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

Теневой театр.

Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещенной настольной лампой стене
появится попугай. Если расправить ладонь, а затем загнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стенке появится собака.

 Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Слово эксперту.

Подводя итоги нашего разговора, отмечу, что письмо – комплексный вид учебной деятельности. Оно состоит из целого ряда структурных компонентов, многих правил и умений, овладение которыми представляет собой сложный, длительный, нелегкий процесс для учащихся начальной школы. Все перечисленные  упражнения приносят тройную пользу ребенку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

-Большое спасибо за работу. Предлагаем вам памятки, которые помогут в подготовке детей к обучению в школе.

И напоследок, выполните, пожалуйста, еще одно задание. Напишите на листочках, какие проблемы по подготовке детей к школе вас волнуют, что бы вы хотели узнать. А мы постараемся на следующих наших встречах обсудить эти вопросы.

Эксперт.

Недостатки письма:

-нестабильность графических норм, т.е. искажение почерка;

-неправильное написания букв;

-замена букв: д-т, б-д, ж-ш;

-пропуск,  недописывание букв;

-очень медленный темп письма;

-тремор (дрожание руки) при письме, который проявляется в дополнительных штрихах.

                            Трудности обучения письму

По данным НИИ физиологии детей и подростков АПН РФ, трудности обучения письму в большинстве случаев отмечаются у следующих групп детей:

-детей, имеющих задержку речевого развития и нарушения звукопроизношения;

-детей с недостаточностью фонематического и периферического слуха, т.е. не различающие звуки;

-леворуких детей при переучивании;

-детей, имеющих различные виды задержки психического и моторного развития.

                                              Итог.

Подводя итоги нашего разговора, отмечу, что письмо – комплексный вид учебной деятельности. Оно состоит из целого ряда структурных компонентов, многих правил и умений, овладение которыми представляет собой сложный, длительный, нелегкий процесс для учащихся начальной школы. Все перечисленные  упражнения приносят тройную пользу ребенку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

-Большое спасибо за работу. Предлагаем вам памятки, которые помогут в подготовке детей к обучению в школе.

Пусть, став учени-ком, ребенок про-должает делать се-годня то, что делал вчера. Пусть  новое появляется  в его жизни постепенно и не ошеломляет ла-виной впечатлений.

               

                                                                                           В.Н.Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект Родительского собрания в четвёртом классе начальной школы по теме «Трудности обучения письму и чтению у школьников 4-го класса».

Всем известно, что обучение чтению и письму является основополагающим для успешного обучения в школе. Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено ...

"Навык письма - трудности обучения"

Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение....

Навык письма - трудности обучения

Особые трудности в процессе обучения, особенно первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важ...

навык письма - трудности обучения

информация о том, что считать трудностями письма и способы их преодоления у детей младщего школьно возраста...

Навык письма -трудности обучения

Данный материал поможет учителю начальных классов при обучению детей письму. Раскрываются трудности, с которыми дети сталкиваются при обучению письму, а также раскрываются причины затруднений. Учитель...

Тема: "Навык письма — трудности обучения"

Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо явля...