навык письма - трудности обучения
статья по русскому языку (1 класс) по теме
информация о том, что считать трудностями письма и способы их преодоления у детей младщего школьно возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_pisma.odt | 16.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Навык письма — трудности обучения.
С первых дней обучения в школе коренным образом изменяется вся организация жизни ребенка. Это — новая обстановка; новые лица; новая форма поведения; новая постоянная деятельность — учеба.
Это и определенное время за партой (статическая нагрузка) и сложнейшая умственная работа (умственная нагрузка). К счастью, большая часть детей успешно справляется с возникающими трудностями; дети приспосабливаются ко всему комплексу требований.
Особые трудности в процессе обучения отмечаются при письме. ПИСЬМО ЯВЛЯЕТСЯ БАЗОВЫМ НАВЫКОМ, БЕЗ КОТОРОГО НЕВОЗМОЖНО ДАЛЬНЕЙШЕЕ ОБУЧЕНИЕ.
Сложность обучения письму определяется тем, что этот процесс освоения тонкоординированного двигательного навыка (графического) идет параллельно с формированием орфографического навыка.
Выполнение письма связано с тонкой и совершенной координацией движений пальцев, кисти, предплечья, плеча; требует длительной фиксации суставов.
Письмо вызывает значительное напряжение мышц не только руки, но и туловища, так как удержание относительно неподвижной позы при письме — это очень трудная для ребенка статическая нагрузка.
У первоклассников еще
- слабо развиты мелкие мысли кисти, на которые падает основная нагрузка при письме
- еще не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев
- несовершенна нервная регуляция движений
- низка выносливость к статическим нагрузкам
Вот почему практически для всех детей письмо представляет некоторое затруднение, которое обычно преодолевается без особых осложнений.
Но можо отметить, что около 25% детей не преодолевают трудности , связанные с усвоение навыка письма. Наоборот, эти трудности углубляются от класса к классу и не могут быть преодолены без специальной помощи.
Какие существуют критерии плохого усвоения письма?
Из комплекса характеристик можно выделить наиболее существенные и часто встречающиеся:
- нестабильность графических форм (разная высота букв; разная ширина букв и наклон даже в одном слове)
- неусвоение написания букв; неправильное написание букв
- несоответствие фонематического написания букв; смешение и замена одних букв на другие
- пропуск бук; недописывание букв, слогов
- очень медленный темп письма
- дрожание руки при письме (проявляется в дополнительных штрихах, дрожащих линиях)
Следует отметить, что большинство этих нарушений письма встречаются, как правило, в комплексе.
По данным исследований, трудности бучения письму чаще встречаются у детей:
- имеющих задержку речевого развития и нарушение звукопроизношения; косноязычия в школьном возрасте;
- с недостаточностью фонематического и периферического слуха;
- если отмечаются или развиваются в течение первого года обучения функциональные нарушения со стороны нервно-психической сферы (астеническое состояние)
- у леворуких детей при переучивании
- если есть задержки психического и моторного развития
Недостатки устной речи, трудности артикуляции, нарушение звукопроизношения влияют на слуховое восприятие звуков, затрудняет звуко-буквенный анализ; замедляет этот процесс. У таких детей часто отмечается:
- искажение почерка;
- пропуски и замена букв;
- неправильное написание букв;
- очень медленный темп;
- дрожание.
Если наряду с указанными трудностями отмечается замена при письме близких по артикуляции звуков (б-п, д-т...), то это может свидетельствовать о нарушении фонематического слуха.
В первом и во втором случае необходима коррекционная работа логопеда.
Деятельность учителя в этом случае:
- держать ребенка в своей зоне повышенного внимания
- обратить на отклонения внимание родителей
- настоять на обращении к логопеду
- определить индивидуальный темп деятельности ребенка
- обратить особое внимание на звуко-буквенный анализ
У детей с астеническим состоянием (слабый тип нервной системы) и часто болеющих детей в процессе работы возникают головные боли, нарушается работоспособность, быстро наступает утомление. Эти дети плохо сосредотачиваются при выполнении заданий, отвлекаются, бывают чрезмерно раздражительными и возбужденными или, наоборот, плаксивыми, заторможенными.
Нарушения письма у таких детей могут быть не связаны с искажение почерка. Они:
- не дописывают слова
- пропускают отдельные буквы (без закономерности), слоги
- иногда повторяют слоги, искажая смысл слов
- зеркальное письмо букв
- сильный тремор
Родителям необходимо порекомендовать консультации у врача-психоневролога, так как подобные проявления могут быть признаками повышенной утомляемости; слабости нервной системы; необходимостью лечения ребенка. Только на основе рекомендаций врача учитель (вместе с родителями) может продумать методику своей работы с такими детьми.
У леворуких детей, которых переучивали, отмечается весь комплекс нарушений почерка и трудностей при формировании навыков письма. В динамике от 1 ко 2 классу все показатели почерка ухудшаются.
Задача учителя: определить степень леворукости; дать возможность работать левой рукой; убедить родителей в ненужности переучивания; консультация у психоневролога.
Из ж-ла «Начальная школа»1987 №7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Навык письма - трудности обучения"
Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение....
Навык письма - трудности обучения
Особые трудности в процессе обучения, особенно первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важ...
Школьные трудности леворуких детей (трудности при овладении навыком письма и чтения)
Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. Русское письмо основано на звукобуквенном ...
Навык письма -трудности обучения
Данный материал поможет учителю начальных классов при обучению детей письму. Раскрываются трудности, с которыми дети сталкиваются при обучению письму, а также раскрываются причины затруднений. Учитель...
Школьные трудности леворуких (трудности при овладении навыком письма и чтения)
Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. И отказ от переучивания леворукого ребенка не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его ...
Родительское собрание "Навык письма - трудности обучения"
Данная методическая разработка адресована учителям начальных классов, родителям, методистам. Родительское собрание содержит различные упражения, которые помогут обучающимся успешнее овладеть нав...
Тема: "Навык письма — трудности обучения"
Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо явля...