Навык письма -трудности обучения
учебно-методический материал на тему
Данный материал поможет учителю начальных классов при обучению детей письму. Раскрываются трудности, с которыми дети сталкиваются при обучению письму, а также раскрываются причины затруднений. Учитель найдёт в этом материале приёмы и методы на устранение трудностей при обучению письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
navyk_pisma_trudnosti_obucheniya.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое объединение учителей начальных классов VII вида
МСКОУ Скош №2
Навык письма- трудности обучения
учитель начальных классов
I категории
Бурматова Е.П.
30.03.2009
Г.Южноуральск
Навык письма- трудности обучения
Особые трудности в процессе обучения, особенно младших школьников, отмечаются при письме. Преодоление трудностей, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.
Естественно, что дети с затруднениями в обучении письму осложняют работу учителя, замедляют общий темп работы класса и, как правило, ни учитель, ни родители, ни сам ребёнок не удовлетворены результатами учёбы. Кроме того, ребёнок постоянно испытывает чувство неуверенности, неудовлетворённости, его угнетает недовольство учителя и родителей. И как следствие – у таких детей нередко развиваются различные проявления невроза, которые ещё сильнее ухудшают их состояние, ещё больше снижают возможность успешно усвоить навык письма.
Какие же критерии плохого усвоения письма (трудностей письма) может использовать учитель? Как появляются трудности усвоения навыка письма у разных групп учащихся? Из комплекса характеристик письма можно выделить следующие (наиболее существенные и часто встречающиеся):
- искажение почерка;
- неусвоение написания букв, неправильное написание букв;
- несоответствие фонематического написания букв, смещение и замена одних букв другими (вместо б-п, д-т, г-к и т.п.);
- пропуск букв, недописывание букв, слогов;
- очень медленный темп письма;
- тремор (дрожание руки) при письме, который проявляется в дополнительных штрихах (дрожащих линиях), а при сильном треморе и в «бисеринках» утолщений на линиях письма.
Следует отметить, что большинство этих нарушений письма, свидетельствующих о трудности усвоения навыка, встречаются не отдельно, а в комплексе, например, одновременно может встречаться искажение почерка, неправильное написание букв, очень медленный темп.
Какие же дети относятся к «контингенту риска»? Может ли сам учитель выделить детей с трудностями обучения письму и помочь ребёнку преодолеть их?
По данным НИИ физиологии детей и подростков АПН России, трудности обучения письму в большинстве случаев отмечаются у следующих групп детей:
- детей, имеющих задержку речевого развития и нарушения звукопроизношения;
- детей с недостаточностью фонематического слуха;
- детей, у которых отмечаются или развиваются в течение функциональные нарушения со стороны нервно-психической сферы (астеническое состояние);
- леворуких детей при переучивании;
- детей, имеющих различные виды задержки психического и моторного развития.
Трудности обучения письму
№ п/п | Трудности, с которыми сталкиваются ученики | Причины затруднений |
1 | Плохая каллиграфия | 1. Нарушение гигиенических требований (положение руки, ручки, тетради). 2.Леворукость 3. Плохо развиты мелкие мышцы пальцев 4. Нарушение пространственных представлений и чувства ритма. |
Приёмы и методы работы по устранению затруднений
1. На уроках и дома при выполнении домашних заданий следить за посадкой (положение руки, ручки, тетради).
2.Левшей посадить слева от окна. Для развития кисти использовать специальные упражнения для левши.
3. Для развития моторики кисти применять на каждом уроке пальчиковую гимнастику.
4.Шриховка.
5. Рисование, раскрашивание, плетение, лепка, конструирование.
6. Считалки и физкультминутки под музыку.
7.Письмо по фольге, кальке элементов букв, слогов, слов; обведение букв по карандашу, письмо мелком на дощечке.
8. Специальные упражнения на развитие пространственной ориентации и глазомера.
9. Не торопить такого ученика (он будет работать медленнее других).
№ п/п | Трудности, с которыми сталкиваются ученики | Причины затруднений |
2 | Расстройство чтения. Не запоминают и путают буквы, трудно соединяют в слоги | 1.Слабо развит фонематический слух и зрительная память. 2.Нарушение зрительно-моторных координаций. |
Приёмы и методы работы по устранению затруднений
1. Составить индивидуальную программу по коррекции затруднений в чтении, направленную на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.
2. Учить скороговорки, чистоговорки.
3. Игры в лото «Угадай букву» (письменную или печатную), «Волшебный мешочек».
4. Специальные упражнения и игры для развития зрительной памяти и пространственной ориентации.
5. Лепка из пластилина и теста букв, работа с конструктором, плетение из ниток и проволоки.
6. Чтение слогов с выделением гласных:
ма – гласная а;
ли – гласная и;
и наоборот и - ли;
а – ма.
№ п/п | Трудности, с которыми сталкиваются ученики | Причины затруднений |
3 | Пропуск, замена, перестановка букв при письме, особенно при диктовке вслух, смешение букв, сходных по начертанию. | 1.Слабое речевое развитие. 2. Недостатки произношения и слухо-звукобуквенный анализ (фонетико-фонематическая недостаточность). 3. Может быть травма в детстве (или родовая травма) 4.Хроническая болезнь. Неправильная артикуляция звуков речи. |
Приёмы и методы работы
1. Не торопить и не подгонять такого ученика.
2. Обратиться за консультацией к логопеду.
3.Применять списывание с одновременным проговариванием вслух, позднее шепотом, обязательно выделять гласные.
4. При нарушении артикуляции – чёткое и ясное проговаривание, чистоговорки.
5. Во время самостоятельной работы делить слова по слогам.
6.Учить навыкам самоконтроля. Учителю ошибки не исправлять, а подчёркивать слово, в последующем – ставить на полях чёрточку на той строчке, где сделана ошибка, пусть ребёнок найдёт её сам и исправит.
7. Во время урока и индивидуальных занятий использовать метод орфографического чтения.
8. Особенно обратить внимание на слова со стечением согласных (слива, краски и т.д.). Написать слоги из таблицы и читать каждый день, а потом списывать проговаривая.
№ п/п | Трудности, с которыми сталкиваются ученики | Причины затруднений |
4 | Ошибки на уровне предложения. Синтаксические нарушения (не видят конца предложения, не ставят точку, пишут предложение с маленькой буквы). | 1.Слабое речевое развитие. 2. Неумение удерживать в памяти элементы предложения. 3. Слабо развита оперативная память. |
Приёмы и методы работы
1. Учить интонационно правильно оформлять предложение при чтении. Составлять схему предложения, выделять главные члены, дополнять предложения недостающими словами.
2.Составлять предложения по картинкам.
3.Читать небольшие рассказы, учить отвечать полными ответами на вопросы.
4. Работать с деформированным текстом, составляя правильные предложения и рассказы.
5. Давать индивидуальные задания на дом – в сплошном тексте найти предложения и расставить, где нужно точки.
6. Найти ошибки в неправильно составленных предложениях, используя игровой сюжет. Например, прибежала лисичка, взмахнула пушистым хвостиком и стёрла все точки.
7. при работе на уроках использовать методику В.Н.Зайцева для развития зрительной памяти и расширения поля чтения.
№ п/п | Трудности, с которыми сталкиваются ученики | Причины затруднений |
5 | Медленное чтение | 1.Низкое речевое развитие. 2.Недоразвитие фонематического слуха. 3. Слабо развита оперативная память. |
Приёмы и методы работы
1. Применять игры для развития зрительной памяти и поля чтения
2. На уроках использовать методику В.Н.Зайцева.
- жужжащее чтение одновременно всем классом;
- ежеурочно пятиминутки чтения на каждом уроке;
- зрительные диктанты И.Т.Федоренко ( в течение 2 месяцев).
3.Для родителей рекомендовать чтение перед сном.
4. На уроках чтения использовать:
- многократное чтение текста;
- чтение в темпе скороговорки;
- выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
№ п/п | Трудности, с которыми сталкиваются ученики | Причины затруднений |
6 | Не запоминают правила, стихи, предложения. | 1. Слабо развита слуховая и зрительная память. 2. Низкое развитие учащихся. 3.Неготовность к школе. |
Приёмы и методы работы
1. Использовать опережающее обучение.
2. Учить правила, стихи на уроках хором, индивидуально.
3. Практиковать письмо по памяти небольших предложений, стихов.
4. Рекомендовать родителям учить правила, стихи с детьми за несколько дней до изучения в классе. Учит небольшими порциями, по строчкам, с интервалами в 10 – 15 минут.
5. Для детей с плохой памятью использовать различные памятки, таблицы, алгоритмы ответов.
№ п/п | Трудности, с которыми сталкиваются ученики | Причины затруднений |
7 | Не успевают в срок выполнить задание ( очень медленно работают) | 1.Очень медлительны по природе, такой тип нервной системы. 2.Неготовность к школе. |
Приёмы и методы работы
1. Не торопить, не подгонять таких детей (быстрее они работать не смогут).
2.Давать задание меньшего объёма.
3. Не вызывать к доске отвечать сразу. Лучше дать задание по карточке, подготовиться заранее.
4.Давать таким детям перфокарты, где нужно, записывать ответы.
5. Спрашивать отдельно, когда все ученики выполняют, какую-нибудь работу.
№ п/п | Трудности, с которыми сталкиваются ученики | Причины затруднений |
8 | Допускают ошибки на правила: Разделительный Ъ знак, ЧК-ЧН, парные согласные, безударные гласные, двойные согласные | 1.Слабое речевое развитие. 2.Неготовность к школе. 3. нарушение фонематического слуха. 4. Не развита орфографическая зоркость. |
Приёмы и методы работы
1. Специальные упражнения на развитие фонематического слуха, зрительной памяти, внимания.
2. На уроках использовать метод орфографического чтения, письмо с пропуском орфограмм.
3. Выделять орфограммы крупными буквами: аЛЛея, ноЧКа, крылЬя,
4. Давать индивидуальные задания такого вида: «Подумай, на какое правило это слово, выдели орфограмму, подбери ещё слова на это же правило».
5. Для развития зрительной памяти и орфографической зоркости использовать картины. Например, посмотри на картинку и найди слова с разделительным мягким знаком, запиши их.
6. Для предупреждения ошибок в письменных работах применять карточки и предварительное чтение слов и словосочетаний.
7. Практиковать ежедневные зрительные и орфографические диктанты с предварительным разбором орфограмм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Навык письма - трудности обучения"
Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение....
Навык письма - трудности обучения
Особые трудности в процессе обучения, особенно первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важ...
навык письма - трудности обучения
информация о том, что считать трудностями письма и способы их преодоления у детей младщего школьно возраста...
Школьные трудности леворуких детей (трудности при овладении навыком письма и чтения)
Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. Русское письмо основано на звукобуквенном ...
Школьные трудности леворуких (трудности при овладении навыком письма и чтения)
Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети. И отказ от переучивания леворукого ребенка не снимает большого комплекса проблем, возникающих в процессе его ...
Родительское собрание "Навык письма - трудности обучения"
Данная методическая разработка адресована учителям начальных классов, родителям, методистам. Родительское собрание содержит различные упражения, которые помогут обучающимся успешнее овладеть нав...
Тема: "Навык письма — трудности обучения"
Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, чрезвычайно важно, так как письмо явля...