"Роль семейных традиций в воспитании детей"
статья (3 класс)
Материал для родительского собрания с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_s_prezentatsiey.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в начальных классах
"Роль семейных традиций в воспитании детей"
Семья, родственные чувства, сплачивающие её членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные и первые школьные годы жизни ребёнка. Традиция переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности.
Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей.
Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.
Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие.
Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.
Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования.
Слайд1
Роль семейных традиций в воспитании детей
Семья – это фундамент любого общества, любого государства.
В семейном кругу
В семейном кругу мы с вами растём Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаём, Основа основ – родительский дом.
Слайд 2
Традиция - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности.
Слайд 3
Роль семейных традиций в жизни детей
- Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь , ведь "каждый день - праздник".
- Дети гордятся своей семьёй.
- Ребёнок ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято.
- Детские воспоминания, которые передаются в следующее поколение.
Слайд 4
Правила, которых нужно придерживаться, если Вы решили создать новые традиции
- Традиция повторяется всегда, ведь она - традиция
- Событие должно быть ярким, интересным для родных, позитивным
- Она может задействовать запахи, звуки, зрительные образы, что-то, влияющее на чувства и восприятие
Слайд 5
Признаки семейных традиций:
1. Длительность, повторяемость в общественной практике, привычность в восприятии семьи, одобрение семьёй.
Традиция - то, что устоялось, отложилось, приложилось и постоянно воссоздаётся в жизни семьи. Никто из членов семьи специально не думает о том, почему надо шить бальное платье к выпускному вечеру или принести цветы в школу 1-го сентября.
2. Своеобразие, самобытность - пафос традиции.
Традиции не признают канонов и потому открывают путь к творчеству. Прекрасная русская актриса В. Комиссаржевская считала, к примеру, что настоящее следование традиции заключается в том, чтобы, владея ею, все делать по - своему.
3. Наличие неизменной идеи, стабильность отдельных элементов, передающихся от одного поколения к другому. Семейный досуг удивительным образом сохраняет прошлый опыт, стабильные ценности, нравственные нормы.
Слайд 6
Ритуалы, практикуемые в семейном кругу, жизненны и результативны, если отвечают следующим критериям :
- опираются на прошлый и настоящий опыт;
- соответствуют идеалам, вкусам, интересам, возрастным и половым особенностям членов семьи (национальным, местным традициям);
- содержат драматургию, импонирующую модным и утилитарным притязаниям участников;
- имеют простор для свободной импровизации и содержат разумные правила, не ущемляющие достоинство каждого;
- содержат игровые начала, игровые сюжеты и роли, игровые аксессуары.
Слайд 7
Главные задачи семейного воспитания это:
- грамотное развитие ребёнка;
- забота о здоровье детей;
- помощь в учении;
- трудовое воспитание;
- помощь в социализации личности;
- формирование опыта гуманных, эмоционально – нравственных отношений;
- забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;
- развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;
- подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;
- половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.
Слайд 8
Главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:
- климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);
- режим семейной жизни;
- содержание деятельности каждого члена семьи. задачи духовно-нравственного воспитания в семье:
- развитие эмоциональной восприимчивости, т. е. умения видеть и оценивать доброе и злое, истинное и ложное и т. д.;
- формирование нравственных чувств, понимания таких категорий, как сострадание, долг, ответственность, совесть и т. д.;
- воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Слайд 9
Обязанность каждой семьи – развить ребёнка нравственно.
Под нравственным развитием понимается формирование у детей “ нравственной шкалы отношений”, с помощью которой он может “измерить” свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам.
Слайд 10
- Нравственное воспитание ребёнка в семье является важным фактором в становлении его личности. А значит – положительных изменений в обществе, и снижении безнравственности в стране в самое ближайшее время.
- Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности.
- Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно.
- Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.
Слайд 11
Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования
- нравственных потребностей и убеждений
- нравственных эмоций
- нравственных ценностей
- моральных знаний о добре и зле.
- нравственных чувств
Слайд 12
Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка.
Слайд 13
Притча о крыльях
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идёт человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребёнку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание?
– Верно! – удивился человек.
Слайд 14
Притча о крыльях
– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребёнка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.
Слайд 15
Притча о крыльях
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашёл способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвёл крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– Меня больше радуют твои пёрышки...
Слайд 16
По своей природе большинство семейных традиций гуманистичны, будучи обращёнными к человеку.
В них отражаются потребность в труде, в человеческом общении, совесть, достоинство, чувство милосердия, взаимопомощь, снисхождение к слабому, терпимость, отвращение к насилию и другие общечеловеческие нравственные ценности.
Слайд 17
Психолого-педагогические функции семейных традиций:
1. Изучение истории своей семьи, ее родословной.
2. Ознакомление школьников с традиционными праздниками, приобщение детей к домашнему хозяйству, воспитание интереса к русской традиционной культуре;
3. Формирование особой роли родительского авторитета, этики внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений;
4. Организация взаимодействия детей со старшими в семье, воспитание ценностного отношения к старости;
5. Организация совместной работы с родителями по воспитанию у детей нравственно-волевых, гуманных, гражданских качеств.
Слайд 18
Основные компоненты отношения к семейным традициям:
- Деятельностно - практический
- Когнитивный
- Эмоциональный
Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.
Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей.
Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы.
Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.
Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей.
Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.
Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие.
Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни
Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Семейные традиции в воспитании детей"
Родительское собрание "Семейные традиции в воспитании детей"...
Родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании школьника. Воспитание сознательной дисциплины.» и Самоанализ.
Цель: познакомить родителей с методами воспитания у детей сознательной дисциплины через семейные традиции...
Роль семейных традиций в воспитании детей
Компьютерная презентация к родительскому собранию...
Роль народных традиций в воспитании детей младшего школьного возраста
Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст. Этот возраст характеризуется п...
«Роль семейных традиций в воспитании младшего школьника»
Родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании младшего школьника»...
Роль семейных ценностей в воспитании детей
Разговор о семейных ценностях и их значения в воспитании ребёнка....
Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании личности младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности — сложная, противоречивая и важнейшая проблема не только педагогики, но и всего современного общества. Ведь от того, каким в духовно-нравствен...