"Роль семейных традиций в воспитании детей"
статья (3 класс)

Хрытина Ирина Борисовна

Материал для родительского собрания с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_s_prezentatsiey.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в начальных классах                            

 "Роль семейных традиций в воспитании детей"

Семья, родственные чувства, сплачивающие её членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные и первые школьные годы жизни ребёнка. Традиция переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности.

Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей.

 Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.

Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие.

Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.

Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования.

Слайд1

Роль семейных традиций в воспитании детей

Семья – это фундамент любого общества, любого государства.

В семейном кругу

В семейном кругу мы с вами растём  Основа основ – родительский дом.  В семейном кругу все корни твои,  И в жизнь ты входишь из семьи.  В семейном кругу мы жизнь создаём,  Основа основ – родительский дом.

Слайд 2

Традиция - исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности.

Слайд 3

Роль семейных традиций в жизни детей

  • Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь , ведь "каждый день - праздник".
  • Дети гордятся своей семьёй.
  • Ребёнок ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято.
  • Детские воспоминания, которые передаются в следующее поколение.

Слайд 4

Правила, которых нужно придерживаться, если Вы решили создать новые традиции

  • Традиция повторяется всегда, ведь она - традиция
  • Событие должно быть ярким, интересным для родных, позитивным
  • Она может задействовать запахи, звуки, зрительные образы, что-то, влияющее на чувства и восприятие

Слайд 5

Признаки семейных традиций:

1. Длительность, повторяемость в общественной практике, привычность в восприятии семьи, одобрение семьёй.

Традиция - то, что устоялось, отложилось, приложилось и постоянно воссоздаётся в жизни семьи. Никто из членов семьи специально не думает о том, почему надо шить бальное платье к выпускному вечеру или принести цветы в школу 1-го сентября.

2. Своеобразие, самобытность - пафос традиции.

Традиции не признают канонов и потому открывают путь к творчеству. Прекрасная русская актриса В. Комиссаржевская считала, к примеру, что настоящее следование традиции заключается в том, чтобы, владея ею, все делать по - своему.

3. Наличие неизменной идеи, стабильность отдельных элементов, передающихся от одного поколения к другому. Семейный досуг удивительным образом сохраняет прошлый опыт, стабильные ценности, нравственные нормы.

Слайд 6

Ритуалы, практикуемые в семейном кругу, жизненны и результативны, если отвечают следующим критериям :

  • опираются на прошлый и настоящий опыт;
  • соответствуют идеалам, вкусам, интересам, возрастным и половым особенностям членов семьи (национальным, местным  традициям);
  • содержат драматургию, импонирующую модным и утилитарным притязаниям участников;
  •   имеют простор для свободной импровизации и содержат разумные правила, не ущемляющие достоинство каждого;
  •   содержат игровые начала, игровые сюжеты и роли, игровые аксессуары.

Слайд 7

Главные задачи семейного воспитания это:

-      грамотное развитие ребёнка;

-      забота о здоровье детей;

-      помощь в учении;

-      трудовое воспитание;

-      помощь в социализации личности;

-      формирование опыта гуманных, эмоционально – нравственных отношений;

-      забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

-      развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

-      подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

-      половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Слайд 8

Главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:

- климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

- режим семейной жизни;

- содержание деятельности каждого члена семьи. задачи духовно-нравственного воспитания в семье:

- развитие эмоциональной восприимчивости, т. е. умения видеть и оценивать доброе и злое, истинное и ложное и т. д.;

- формирование нравственных чувств, понимания таких категорий, как сострадание, долг, ответственность, совесть и т. д.;

- воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Слайд 9

Обязанность каждой семьи  – развить ребёнка нравственно.

Под нравственным развитием понимается формирование у детей “ нравственной  шкалы отношений”, с помощью которой он может “измерить” свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным  нормам.

Слайд 10

  • Нравственное  воспитание ребёнка в семье  является важным фактором в становлении его личности. А значит – положительных изменений в обществе, и снижении безнравственности в стране в самое ближайшее время.
  • Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности.
  • Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно.
  • Личности родителей играют существеннейшую роль в  жизни каждого человека.

Слайд 11

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования

  • нравственных потребностей и убеждений
  • нравственных эмоций
  • нравственных ценностей
  • моральных знаний о добре и зле.
  • нравственных чувств

Слайд 12

Цель и мотив воспитания ребёнка – это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка.

Слайд 13

Притча о крыльях

Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идёт человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребёнку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание?

– Верно! – удивился человек.

Слайд 14

Притча о крыльях

 Так бери с собой мудрость:

Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.

Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Но если доверили тебе ребёнка на воспитание, то верни его крылатым.

– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.

Слайд 15

Притча о крыльях

Прошли годы.

Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.

Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.

Они опустились перед стариком и поклонились ему.

– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашёл способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвёл крылья своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

– Меня больше радуют твои пёрышки...

Слайд 16

По своей природе большинство семейных традиций  гуманистичны, будучи обращёнными к человеку.

В них отражаются потребность в труде, в человеческом общении, совесть, достоинство, чувство милосердия, взаимопомощь, снисхождение к слабому, терпимость, отвращение к насилию и другие общечеловеческие нравственные ценности.

Слайд 17

Психолого-педагогические функции семейных традиций:

1. Изучение истории своей семьи, ее родословной.

2. Ознакомление школьников с традиционными праздниками, приобщение детей к домашнему хозяйству, воспитание интереса к русской традиционной культуре;

3. Формирование особой роли родительского авторитета, этики внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений;

4. Организация взаимодействия детей со старшими в семье, воспитание ценностного отношения к старости;

5. Организация совместной работы с родителями по воспитанию у детей нравственно-волевых, гуманных, гражданских качеств.

Слайд 18

Основные компоненты отношения к семейным традициям:

  • Деятельностно - практический
  • Когнитивный
  • Эмоциональный

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют:  распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.

Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей.

Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы.

Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.

Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей.

 Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.

Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие.

Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни

Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Семейные традиции в воспитании детей"

Родительское собрание "Семейные традиции в воспитании детей"...

Родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании школьника. Воспитание сознательной дисциплины.» и Самоанализ.

Цель: познакомить родителей с методами воспитания у детей сознательной дисциплины через семейные традиции...

Роль семейных традиций в воспитании детей

Компьютерная  презентация к родительскому собранию...

Роль народных традиций в воспитании детей младшего школьного возраста

Велика роль народных традиций в воспитании подрастающего поколения. Наиболее значительным периодом в нравственном становлении личности является младший школьный возраст. Этот возраст характеризуется п...

«Роль семейных традиций в воспитании младшего школьника»

Родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании младшего школьника»...

Роль семейных ценностей в воспитании детей

Разговор о семейных ценностях и их значения в воспитании ребёнка....

Роль семейных традиций в духовно-нравственном воспитании личности младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности — сложная, противоречивая и важнейшая проблема не только педагогики, но и всего современного общества. Ведь от того, каким в духовно-нравствен...