ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Декоративно-прикладное творчество и семейные традиции в воспитании детей».
проект (2, 3, 4 класс)

Мандаева Светлана Михайловна

Инновационность проекта

Создана педагогическая технология приобщения младших школьников к семейным народным традициям средствами декоративно-прикладного творчества с актуализацией жизненного опыта детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ 51.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Онгудайская средняя общеобразовательная школа имени С.Т. Пекпеева»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Декоративно-прикладное творчество и семейные традиции в воспитании детей».

                                               

                                                           Автор: Мандаева С.М.,

                                                                  учитель начальных классов I КК

                                                     Онгудай, 2023 г.

Содержание

1. Паспорт проекта………………………………………………….……… 3 - 6

2. Пояснительная записка……………………………………………..…….6 - 9

3. План работы по реализации проекта…………………………………….9 - 11

4. Литература ………………………………………………………………..12

5. Приложения……………………………………………………………….13 -19

        

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Декоративно-прикладное творчество и семейные традиции в воспитании детей».

Основания для разработки проекта

Конституция РФ;

Конвенция о правах ребенка

Закон РФ от 21.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  «Об утверждении федерального государственного  образовательного стандарта  начального общего образования »

Автор

Мандаева С.М., классный руководитель 2 «Д» класса

Участники проекта

Учащиеся МБОУ «Онгудайская СОШ  им. С.Т .Пекпеева»,  возраст 7-10 лет,  родители (законные представители),  классный руководитель, организатор детского коллектива, администрация школы,  педагог - психолог,  педагог – библиотекарь

Тип проекта

Творческий, практико - ориентированный.

Срок реализации

01 сентября 2022 г.- 30 мая 2026 г.

Инновационность проекта

Создана педагогическая технология приобщения младших школьников к семейным народным традициям средствами декоративно-прикладного творчества с актуализацией жизненного опыта детей.

Цель и задачи проекта

Цель: создание условий для развития творческих способностей ребёнка, знающего и уважающего традиции своего народа, через декоративно - прикладное творчество.

Задачи:

  •  Дать детям представление о том, что такое «традиции»;
  • Знакомить с семейными традициями;
  • Развивать поисковую деятельность, творческую активность, коммуникативные навыки;
  • Формировать у учащихся интерес к декоративно-прикладному творчеству;
  • Научить самостоятельно,  изготавливать и оформлять поделки и сувениры;
  • Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, семейным традициям;
  • Сплотить детей, родителей и педагогов единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников.

Ожидаемые результаты

Педагог:

  • Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога в вопросах обучения детей национально – региональному компоненту;
  • Систематизация работы по ознакомлению детей младшего школьного возраста с семейными традициями и декоративно - прикладным творчеством.

Дети:

  • Знания детьми  семейных традиций;
  • Положительная динамика формирования нравственных качеств, эстетического восприятия, степени овладения детьми видами декоративно - прикладного творчества;
  • Духовное общение, развитие творческих способностей, духовная связь поколений.

Родители:

  • Повышение заинтересованности родителей и педагогов в решении проблем эстетического и нравственного воспитания;
  • Активное участие в мероприятиях, проводимых в школе.

Основные мероприятия проекта

1-й этап «У истока» (Подготовительный этап)

Цель этапа: выявление знаний детей, родителей о семейных и народных традициях.

  • Анкетирование детей и родителей «Знаете ли вы народные праздники, обычаи, традиции?»;
  • Родительское собрание «Семейные ценности»;
  • Подборка художественного, познавательного материала о семейных традициях и видами алтайского декоративно - прикладного творчества.

2-й этап «Возрождение» (Основной этап)

Цель этапа: знакомство детей, родителей с народными и семейными традициями через разные формы работы.

Дети:

  • Чтение рассказов и разучивание стихотворений,  поговорок, пословиц, отгадывание загадок,  просмотр мультфильмов о семье;
  • Проведение сюжетно - ролевых игр;
  •  Проведение классных часов по темам: «Народные праздники»,  «Семейные традиции»…;  
  • Проведение внеклассных мероприятий: праздники  «Чага Байрам», «Jылгайак»…;
  • Участие в проектно - исследовательских конференциях.

Родители:

  • Информационный стенд для родителей;
  • Выступление на родительских собраниях «Семейные традиции»;
  • Привлечение родителей к проведению национальных праздников;
  • Привлечение родителей к участию проектно - исследовательских конференциях.

Педагог:

  • Участие в методических объединениях школы, района и республики;
  • Проведение мастер- классов на различных уровнях;
  • Публикации опыта работы на педагогических сайтах;
  • Участие в общественно -  значимых мероприятиях, проводимыми органами самоуправления;
  • Проведение консультаций и бесед с педагогами по вопросу воспитания детей через семейные традиции;
  • Пополнение методической копилки (для мультимедийного использования).

3-й этап «С маленького родника начинается река»

(Рефлексивный этап)

Цель этапа: обобщение результатов и построение системы трансляции опыта.

Продукт проекта

  • Мультимедийная презентация;
  • Стенд «Семейные традиции»;
  • Выставка «Сундучок семейных ценностей»;
  • Сборник сочинений «Традиции моей семьи;
  • Сборник « Загадки, пословицы, поговорки о семье»;
  • Выставка рисунков и поделок «Традиции моей семьи»;
  • Памятка для родителей «Как приобщить детей к семейным традициям».

Пояснительная записка.

        С принятием Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» возникли предпосылки для равноправного творческого заинтересованного взаимодействия семьи и образовательной организации.

     Одной из важнейших базовых ценностей, созданной человечеством в период своего существования является семья. Благодаря семье, ребёнок входит в социальный мир, осваивает эталоны ролевого поведения, межличностные отношения. Семья способствует формированию способов поведения, привычек, личностных характеристик, психологических свойств.

     Семья - это интересный мир, прочный дом, как кирпичики, плотно лежащие друг к другу, так и традиции, которые мы устанавливаем и сохраняем, делают наш дом прочным. Если у семьи есть традиции, то она никогда не разрушится. Традиции - это фундамент, основа любой семьи.

     Актуальность  проекта заключается в том, что в современных условиях, когда большинство семей озабочены решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Под воздействием множеств социальных факторов, к сожалению, родители становятся пассивными участниками в образовательной деятельности детей. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный семейный климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребёнка. Следствием кризисного состояния семьи также является проблема здоровья детей. Аудио-, видеопродукция и компьютерные игры,  заменяют родительское общение, подрывают авторитет семьи и школы. Кроме того, в последнее время изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети. Именно поэтому сотрудничество семьи и школы нашло свое отражение в  различных направлениях воспитательной деятельности школы.

        Обоснованность и значимость проекта.

                Педагог не может остаться в стороне и не помочь родителям в семейном воспитании детей. Мы живём в  уникальном месте, регионе Республика Алтай. В нашем регионе испокон веков проживают люди разных национальностей. Я классный руководитель национального алтайского класса и одна из моих задач помочь ребёнку осознать и прочувствовать свою принадлежность к своим корням и истокам.  В свободное время, как творческий человек я посвящаю изучению традиции алтайского народа путём изготовления творческих изделий. Этому творчеству по изготовлению изделий меня научила бабушка и этим умением я хочу поделиться не только с моими воспитанниками, но и с коллегами на различных  мероприятиях.        

Были времена, когда традиционное ремесло находилось на грани исчезновения. Сегодня оно возродилось и всё больше становится формой художественного самовыражения. Поэтому и решила создать  проект «Декоративно-прикладное творчество и семейные традиции в воспитании детей». Данный проект будет направлен на возрождение семейных традиций, которые будут передаваться из поколения в поколение. Будут вспоминаться на протяжении всей жизни, как самое яркое, доброе, светлое из детства. В работу над этим проектом вовлечены дети, родители, педагоги.

На первом  этапе проводилось анкетирование детей и родителей по теме «Знаете ли вы народные праздники, обычаи, традиции?»  На вопросы анкетирования дети и родители ответили следующим образом:

  • «Считаете ли вы необходимым знакомиться с культурными традициями и обычаями своего народа» Родители: «Да» - 60%, «Нет» - 40%. Дети: «Да» - 58 %, «Затрудняюсь ответить» - 42%. В результате многие родители и дети считают, что необходимо знакомиться с культурными традициями и обычаями своего народа.
  • «Существуют ли традиции в вашей семье, и какие?» Родители: «Да» - 68%, «Нет» - 32%. Выяснилось, что традиции существуют у многих семей, а именно, традиции отмечать праздники всей семьёй.
  •  «Как вы знакомите с народными праздниками ребёнка?» Родители: «Рассказывая» - 65%, «Показывая, посещая праздники, мероприятия» - 35% .
  • «Какие формы работы вы хотите предложить совместно со школой в рамках «Народные традиции», «Народные праздники». Родители: «Затрудняюсь ответить» - 53% , «Организовать праздники, посиделки» - 34%, «Рассказывать о праздниках» - 13 %. Дети: «Организовать праздники» - 45%, «Затрудняюсь ответить - 55%.

        По итогам анкетирования я сделала вывод, что необходимо большое внимание уделять проведению  различных мероприятий с применением новых технологий и форм работы.

 На начальном этапе было проведено нетрадиционное родительское собрание по теме «Семейные ценности».  Далее пошла работа по знакомству детей, родителей с народными и семейными традициями, праздниками через разные формы работы. В урочное и внеурочное время читаем рассказы, разучиваем стихотворения, даём толкование поговорок и пословиц, отгадываем загадки,  просматриваем мультфильмы о семье и семейных традициях. Проводятся традиционные классные часы по темам: «Народные праздники»,  «Семейные традиции» и нетрадиционные родительские собрания совместно с детьми. Родители и дети активно принимают участие во  внеклассных конкурсах и мероприятиях  разного уровня: праздник, посвящённый 9 мая, где своими руками изготавливали Георгиевские ленты в технике Канзаши, «Чага Байрам», «Jылгайак». Масленница и др. К национальным алтайским мероприятиям, выставкам на внеклассных занятиях дети своими руками создают различные украшения, семейные родовые панно. Через создание творческих изделий дети приобщаются к своей культуре, что позволяет раскрыть язык души детей, тем самым развивая национальное самосознание, а значит и уважение к своему народу. Мои ученики принимают активное участие в проектно-исследовательской деятельности на различных уровнях. Они выступили на региональном этапе  с проектом «Накосные украшения алтайских женщин» и заняли 1 место. Вся эта работа заинтересовала родителей, и они стали активными помощниками в проведении  мероприятий. В результате поддержки со стороны родителей дети более продуктивно знакомятся с семейными традициями и декоративно-прикладным творчеством. С помощью родителей была оформлена выставка «Сундучок семейных ценностей», стенд «Семейные традиции».  

Своими наработками по теме проекта я делюсь с коллегами на мероприятиях различных уровней. Провожу мастер-классы, принимаю участие в праздниках. К августовской конференции 2022 года подготовила выставку творческих изделий по теме «Алтай эдимдер» («Алтайские изделия»). 30 ноября на Межрегиональном научно-практическом семинаре «Традиционная культура как средство воспитания» в с. Яконур, представила выставку творческих работ и выступила с опытом работы по теме «Танмалар алтай эдимдерде» («Орнаменты в алтайских изделиях»). Также, активно отправляю свои работы и работы детей на образовательные Сайты (Инфоурок, мультиурок, nsportal ) Впереди много работы, так как проект завершится в 2025 году. К этому времени планирую совместно с детьми и родителями выпустить серии альбомов тематических коллекций творческих изделий.

Не пренебрегайте семейными традициями, это тот раствор, которым крепко-накрепко скрепляются кирпичики вашего благополучия! Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, передавать из поколения в поколение. Главное - они нужны, чтобы семья была крепкой и дружной.

Методы работы:

Практические:

  • Создание системы помощи родителям в формировании нравственного, культурного, творческого образа жизни семьи;
  • Создание системы массовых мероприятий с родителями, раскрытие творческого потенциала, совершенствование семейного воспитания.

Словесные:

  • беседы;
  • информационно - коммуникативные (видеосюжеты, интернет, медиатека);
  • организационно - деятельностные игры (ОДИ);
  • коллективное творческое дело;
  • консультации;
  • технология исследовательской деятельности, проектов.

Наглядные:

  • организация выставок, конкурсов;
  • «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды);
  • рассматривание иллюстраций;
  • личный пример взрослых.

План работы по реализации проекта.

Этап работы

Мероприятие

Период проведения

1-й этап

 «У истока» (Подготовительный этап)

  • Анкетирование детей и родителей «Знаете ли вы народные праздники, обычаи, традиции?» (Приложение 1);
  • Родительское собрание «Семейные ценности» ;
  • Подборка художественного, познавательного материала о семейных традициях и видами алтайского декоративно - прикладного творчества.

2022-2023г

2-й этап «Возрождение» (Основной этап)

Дети:

  • Чтение рассказов и разучивание стихотворений,  поговорок, пословиц, отгадывание загадок,  просмотр мультфильмов о семье;
  • Проведение сюжетно - ролевых игр;
  •  Проведение классных часов по темам: «Народные праздники»,  «Семейные традиции»…;
  • Проведение внеклассных мероприятий: праздники

 «Чага Байрам», «Jылгайак»…

(Приложение 2);

  • Участие в проектно - исследовательских конференциях.

Родители:

  • Информационный стенд для родителей «Традиции семьи» (Приложение 3);
  • Выступление на родительских собраниях «Семейные традиции»;
  • Привлечение родителей к проведению национальных праздников;
  • Привлечение родителей к участию проектно - исследовательских конференциях.

Педагог:

  • Участие в методических объединениях школы, района и республики  (Приложение 4);
  • Проведение мастер- классов на различных уровнях (Приложение 5);
  • Публикации опыта работы на педагогических сайтах (Приложение 6);
  • Участие в общественно -  значимых мероприятиях, проводимыми органами самоуправления  (Приложение 7);
  • Проведение консультаций и бесед с педагогами по вопросу воспитания детей через семейные традиции;
  • Пополнение методической копилки (для мультимедийного использования).

2022-2026г

2022г.

2022-2026г

2022-2026г

2022г.

2022-2026г.

3-й этап

 «С маленького родника начинается река»

(Рефлексивный этап)

  • Мультимедийная презентация;
  • Выставка «Сундучок семейных ценностей» (Приложение 8);
  • Сборник сочинений «Традиции моей семьи»;
  • Сборник « Загадки, пословицы, поговорки о семье» ;
  • Выставка рисунков и поделок «Традиции моей семьи» (Приложение 9);
  • Памятка для родителей «Как приобщить детей к семейным традициям»;
  • Выпуск серии альбомов тематических коллекций творческих изделий.

2022-2026г.

Литература

  1. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение.
  2. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. - М., 1984.
  3. Горленко В.П. Воспитательная работа классного руководителя в школе. - М., 1998.
  4. Левков Ю.Я. Формирование педагогической культуры родителей. – Иркутск: ИГПИ, 1986
  5. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети (воспитателю, классному руководителю о работе с родителями). – М.: ТОО Интел Тех, Правление о-ва "Знание" России, 1994
  6. Меренков А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе [Текст] / А.В.Меренков. – Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. – 143 с.
  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. По ред. Полат Е.С.М.,2005
  8. Педагогическая диагностика в школе  /Под ред. А.И. Кочетова. - Минск, 1987.
  9. Родителям о воспитании детей в семье: Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 1973
  10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
  11. Степаненков Н.К. Планирование работы классного руководителя. - Минск, 1996.
  12. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации

Приложение 1

Анкета для родителей  «Знакомство с традиционной народной культурой детей в семье»

 1. Считаете ли вы необходимым знакомить ребенка с культурными традициями и обычаями своего народа?

2 .  С культурой какого праздника, вы хотели бы познакомить детей?

3 .  Существуют ли традиции в вашей семье, и какие?

4 .  Какие народные праздники вы знаете?

5 .  Какие народные праздники вы отмечаете в вашей семье?

6 .  О каком празднике вы узнали у своих предков?

7 .  Как вы знакомите с народными праздниками ребенка?

8.  Каковы особенности народных традиций вашего села, района?

9. Имеются ли дома игрушки, предметы домашнего обихода, утварь, передающие национальный колорит, присущий другим национальным культурам? Укажите какие.

10. Какие формы работы  вы хотите предложить совместно со школой в рамках «Народные традиции», «Народные праздники»?

АНКЕТА  для детей «Знаешь ли ты традиции своего народа?»

  1. Что ты понимаешь под словом «традиция»?
  2. Знаешь ли ты традиции своего народа?
  3. Перечисли традиции своего народа.
  4. Что вам больше всего нравится в традициях своего народа?
  5. Гордишься ли ты традициями своего народа?
  6. Поддерживается ли в твоей семье интерес к историческому прошлому твоего народа?
  7. Можно ли забыть свои традиции? 
  8. Стоит ли знать и следовать традициям своего народа?
  9.  Могут ли у народа появляться новые традиции?
  10.  Как ты относишься к обычаям народов, проживающих рядом с тобой? 

Приложение

 

   

     

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект декоративно-прикладного творчества «Детских рук мастерство» - Панно «Лилия»

Творческий проект декоративно-прикладного творчества  «Детских рук мастерство» Тема работы: Панно «Лилия»...

Родительское собрание "Семейные традиции в воспитании детей"

Родительское собрание "Семейные традиции в воспитании детей"...

Родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании школьника. Воспитание сознательной дисциплины.» и Самоанализ.

Цель: познакомить родителей с методами воспитания у детей сознательной дисциплины через семейные традиции...

Роль семейных традиций в воспитании детей

Компьютерная  презентация к родительскому собранию...

«Роль семейных традиций в воспитании младшего школьника»

Родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании младшего школьника»...

"Роль семейных традиций в воспитании детей"

Материал для родительского собрания с презентацией...

Родительское собрание "Семейные традиции в воспитании младшего школьника"

Главная цель разработки – вооружить учителей  идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая нетрадиционная методика и тема разработана в соответствии с н...