Статья "Альтернативная коммуникация"
статья
Предварительный просмотр:
Альтернативная коммуникация
Дети с аутизмом требуют постоянной поддержки взрослых, и родители способны эффективно адаптировать ребенка в социум. Но этого мало. Детям с РАС, нужна специализированная помощь. Они не умеют общаться с окружающими, просить о чем-то, делиться впечатлениями и т.п.
Не смотря на разнообразие языковых способностей у детей с РАС, нарушения в области социальной коммуникации и прагматики речи встречаются у всех без исключения, независимо от возраста и уровня развития.
Нарушения в области социальной коммуникации происходят в двух основных областях: 1) способность к совместному вниманию 2) способность к использованию и восприятию символов. Поскольку совместное внимание развивается до появления первых слов, нарушения в данной области могут считаться более фундаментальными, кроме того, ряд лонгитюдных исследований приводит данные в пользу наличия связи между совместным вниманием и развитием речи.
Значительная часть детей с РАС так и не может освоить функциональную речь, те же, кто все-таки начинает говорить, все равно в той или иной степени на протяжении жизни сохраняют проблемы в области языкового развития и коммуникации.
Альтернативная коммуникация - это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью речи. Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и способствует её развитию.
Цели использования альтернативной коммуникации:
- построение функционирующей системы коммуникации;
- развитие навыка самостоятельно и понятным образом доносить до слушателя новую для него информацию;
- развитие способности ребёнка выражать свои мысли с помощью символов.
Альтернативная коммуникация может:
- использоваться постоянно;
- временно замещать речь;
- использоваться как вспомогательное средство для улучшения овладения речью.
Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и способствует её развитию.
Виды альтернативной системы коммуникации:
1.Топографический тип - этот вид включает в себя язык жестов, мимику и
телодвижения, движение пальцев рук, составляющих слова, и разговорной вокальной речи.
2.Селективный тип - используются символы: выбор символа или карточки из ряда других символов, данный вид опосредован дополнительными приспособлениями (книги, ноутбуки, электронные платформы, карточки) и требует хороших навыков визуального восприятия и сканирования.
Выбор подходящей системы коммуникации может существенно облегчить обучение ребенка, а также подтолкнуть развитие вокальной речи. Некоторые исследования показывают, что систем коммуникации селективного вида - таких, как выбор символа или карточки из ряда других символов, намного меньше преимуществ, чем топографических системах коммуникации (языке жестов, мимики и телодвижений, движений пальцев рук составляющих слова, и разговорной вокальной речи, разумеется). Но в топографических системах коммуникации есть свои недостатки - они требуют хорошей моторики, и координации мышц - для того, чтобы окружающие могли понять эти жесты. Кроме этого, выбор данной системы коммуникации значительно ограничивает круг людей, с которыми можно общаться, т.к. большинство людей не знакомы с языком жестов и не понимают большинство из них. Поэтому, принятие решения о выборе подходящей системы коммуникации должно основываться на начальных навыках ребенка - в области визуального восприятия, мелкой моторики, разнообразия мотивационных факторов и областей интереса, а также первичных навыков коммуникации - спонтанного взгляда, приближения к окружающим людям, и так далее.
Рассмотрим некоторые из методов альтернативной коммуникации подробнее:
1. PECS - распространенный метод альтернативной коммуникации для невербальных детей и взрослых с аутизмом. Система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек.
Коммуникационная система обмена изображениями или PECS — это модифицированная программа прикладного поведенческого анализа (ABA) по раннему обучению невербальной символической коммуникации. Данная программа не учит устной речи напрямую, однако такое обучение способствует развитию речи у ребенка с аутизмом — некоторые дети после начала программы PECS начинают использовать спонтанную речь. Обучение системе PECS происходит в естественной для ребенка среде, в классе или дома, во время его типичных занятий в течение дня. Обучение ребенка такой коммуникации происходит с использованием положительной поведенческой поддержки.
Техники обучения включают различные стратегии АВА, такие как объединение в цепь, подсказки, моделирование и модификации окружающей среды. Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать. Конечная цель занятий — ребёнок научается сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями. Необходимо помнить, что перед началом использования карточек PECS с детьми РАС, в первую очередь нужно установить контакт с ребенком.
2. Мануальные знаки (жесты). Жест - движение рукой или другое телодвижение, что-нибудь выражающее или сопровождающее речь. К этой системе относятся жестовые языки глухих. Жестовые языки имеют собственную грамматику, их система словоизменения и порядок слов отличаются от устного языка. Жестовые языки необходимо отличать от жестовых систем, вторые сконструированы так, чтобы передавать устную речь слово в слово, то есть копировать ее. К системе мануальных знаков можно отнести и естественные жесты, используемые при общении людей друг с другом. Для изучения и запоминания жестов можно использовать альбом с крупными картинками или фотографиями, изображающими эти предметы или действия.
3. Коммуникация с помощью вспомогательных устройств, которые помогают людям выразить себя. К таким устройствам относятся, например, электронные коммуникативные доски, устройства с подсветкой и движущимся указателем, специальные клавиатуры, а также, устройства, которые основаны на современных компьютерных технологиях, с экранами и искусственной речью (например, планшеты). Начиная работу по обучению ребёнка использованию систем альтернативной (дополнительной) коммуникации, всегда нужно помнить о том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Чтобы не остановиться на половину пути, стоит подумать о том, как превратить процесс обучения в интересное занятие, доставляющее удовольствие ребёнку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виртуальное общение подростков - современный вид коммуникации или социальная ограниченность.
Работа предназначена для беседы с родителями на тему: "Виртуальное общение - современный вид коммуникации или социальная ограниченность"...
Тема: «Развитие навыков коммуникации у детей с особыми потребностями»
Методический материал о языке жестов как способе альтернативной коммуникации с детьми с ограниченными возможностями....
Конспект урока по предмету "Коммуникация, правила социального поведения" на тему "Прфессии. Повар".
Конспект урока "Прфессии. Повар" может быть использован на уроках окружающего мира или развития речи в начальной школе....
Комплексно-тематическое планирование по коммуникации в средней группе
планирование на год...
Конспект интегрированной НОД по коммуникации во второй младшей группе, тема "Зайки-попрыгайки"
1. Упражнять детей в правильном и четком произношении звука З, звукоподражаний и слов с этим звуком; закрепить произношение звука З во фразовой речи....
Рабочая программа образовательной облости "Коммуникация" для группы кратковременного пребывания
Программа образовательной области «Коммуникация» разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. ...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация, "Альтернативная коммуникация" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по предметам :" Альтернативная коммуникация ", "Речь и альтернативная коммуникация"...