ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ 1-2 КЛАССОВ»
консультация (1, 2 класс)

Викулина Людмила Викторовна

Как предупредить нарушения письменной речи у младших школьников? Вашему вниманию предлагается комплекс игр и упражнений, которые Вы, уважаемые коллеги,  можете использовать на своих занятиях или предложить родителям поиграть дома со своими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_roditeley.docx64.71 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ 1-2 КЛАССОВ»

Подготовила:

 учитель-логопед

МБОУ «Гимназия №1»

Викулина Л.В.

Как предупредить нарушения письменной речи у младших школьников?

Вот несколько игр и упражнений,  которые я использую на своих логопедических занятиях, а Вы, уважаемые родители, можете поиграть дома со своими детьми:

  1. Упражнение для развития мелкой моторики «Шишки».

Играйте вместе с ребёнком весело, интересно, с прекрасным настроением! Для начала можно провести с ребенком короткую беседу о шишках. Задать ему вопросы, например: С какого дерева шишка? Какая она по форме? Какая на ощупь? На что похожа?

2. Пальчиковая гимнастика «ПАЛЬЧИКИ – СОЛДАТИКИ»

Командир позвал солдат:

“Становитесь дружно в ряд!

Первый встал, за ним – второй,

Безымянный, быстро в строй!”

А мизинчик очень мал,

Он чуть-чуть не опоздал.

Встали пальчики – “ Ура!”

На парад идти пора.

(Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных – “будить”. Одновременно с восклицанием “Ура!” кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны)

3. Упражнение «Назови ласково» Бросаю мяч, родитель (ребенок) называют своё имя (или любое слово-предмет) ласково!

4. Упражнение "Пишем вслух".

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием изученных орфограмм.

5. Упражнение «Волшебный диктант» (Если ребёнок пропускает буквы).

1. Говорите слово, ребёнок его простукивает, прохлопывает.

2. Определяете количество слогов.

3. Рисуете вертикальные палочки по количеству слогов.

4. Ставите под ними столько точек, сколько их в слоге.

5. Записываете это слово снизу, смотрите верно ли.

6. Придумываете слова с таким же количеством букв.

Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.

6. Упражнение “Четвертый лишний” – в этом задании надо выделить и назвать лишний предмет. Три предмета можно объединить по какому-то признаку, например, форме, назначению или их можно назвать одним обобщающим словом (“овощи”, “животные”, “инструменты”, “школьные принадлежности” и т.п.). А вот один предмет не обладает таким признаком и является лишним.

7. Упражнение "Корректурная правка". Раздать родителям тексты!

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика.

8. Игра  «Словесный мяч".

Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: «автобус – слон – носки и т. д.» Эта игра универсальна, в неё можно играть вдвоем и всей семьёй.

Такая игра позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.

9. Игра «Заколдованные слова»

Ребенок должен убрать лишний слог и узнать слово.

Сапохар, пераченье, хадулва, васуренье, пинарожки, сугрохари, грукрыши, кабрыкао, балиранки

Формирует навыки анализа и синтеза слов.

10. Упражнение «Весёлый мультфильм»

(Если ребёнок делает ошибки в словарных словах).

•Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: корабль, корова, лестница, корзина…(Можно ещё показать)

•Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

• Далее совместно с ребенком проверяете написание словарных слов.

11. Игра «Пропавшие слова» Раздаю родителям текст с пропущенными словами.

Пришла красавица зима! Как ______ стало вокруг! Зима укрыла _____ тёплым пушистым одеялом, нарядила _________ в белые тёплые шубки. Дед Мороз - её помощник разукрасил резными узорами _______ домов. А для ребят какое раздолье! Они высыпали на улицу и начали _________ снеговиков. Мальчишки затеяли игру в _________. Девочки одели коньки и отправились на _________. Сколько шума и веселья принесла с собой зима. Зима самое красивое и весёлое время ___________!

12. Игра «Закончи предложение»

Барсик залез на дерево, которое……..

Барсик залез на дерево, потому что ……

Барсик залез на дерево, где …….

Барсик сделал это для …….

В завершении хочу пожелать любите своих детей, помогайте им во всех начинаниях, всегда интересуйтесь не только успехами, но и неудачами, будьте всегда рядом!

Литература:

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. – 336с.

2.Мазанова Е.В.Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010

3.Мазанова Е.В.Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д,2010

4.Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.- С – Пб.: Дельта,1998.- 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»

Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся младших классов.

Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо, а также чтение из це...

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи

Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...

Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у учащихся 4-го класса общеобразовательной школы

Учитель – логопед Шейнцвит Е. А.ГБОУ СОШ № 538    Дисграфия представляет собой специфическое нарушение письма, проявляющееся в наличии в письменных работах учащихся большого количества ...

Тетрадь для коррекционно-развивающих занятий по формированию устной и письменной речи у учащихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость)

Данное пособие (методическая разработка) ориентировано на обучающихся c ОВЗ (интеллектуальные нарушения, лёгкая умственная отсталость), овладевающих процессом письма и чтения, разработано в ...

Рабочая программа логопедических занятий «Профилактика и коррекция нарушений письменной речи в условиях логопункта общеобразовательной школы» для учащихся 1-4 классов.

Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» ФГОС НОО. Программа направлена на обеспечение системно - деятельностного подхода, по...

Рабочая программа "Предупреждение и коррекция нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-го класса с фонетико-фонематическим недоразвитием речи"

Реализация идей нового проекта современной модели образования невозможна без устранения причин затруднений, возникающих у определенной части детей в процессе усвоения школьной программы, поэтому в усл...