Социальные истории
материал
Социальная история — что же это такое, и как это выглядит?
Социальная история — это иллюстрированный рассказ, устный или в виде презентации) про ребенка и те события, участником которых он стал или будет. Она может и должна быть короткой и простой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 18.22 КБ |
metodika_sotsialnye_istorii.pptx | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Нам всем необходимы социальные истории.
Социальные истории — это метод, который в1991 году разработала Кэрол Грей, целью данного метода является предоставление помощи детям в понимании социальных правил и коррекции проблем в поведении. Но применяя этот метод на практике, стало понятно, что метод социальных историй хорошо работает не только с детьми с такими диагнозами как Аутизм, Синдром Аспергера, Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивность (СДВГ), но и с детьми с интеллектуальными нарушениями, с задержкой в психическом развитии и даже с норма типичными детьми, для улучшения адаптивного поведения, уменьшения проблемного поведения в некоторых ситуациях, а также в развития коммуникативных и социальных навыков.
Хорошо работать с теми детьми, которые уважают педагога и настроены положительно на пребывание в классе. Такие дети стремятся узнавать что-то новое, у них есть мотивация к обучению и педагог легко с ними находит общий язык, они создают что-то вместе, творят, создают проекты и мн.др. А дети, которые не подпадают под эту категорию, с ними возникают сложности. Такие дети часто провоцируют конфликтные ситуации, у них бывают истерики, некоторые проявляют агрессию к другим. Когда эти ребята приходят в класс, то им никто не рад. И вот тут в разрешении сложных ситуаций помочь могут социальные истории.
Социальная история — что же это такое, и как это выглядит?
Социальная история — это иллюстрированный рассказ, устный или в виде презентации) про ребенка и те события, участником которых он стал или будет. Она может и должна быть короткой и простой.
Социальная история не должна оценивать ситуацию ни положительно, ни отрицательно, то есть, в ней не говорится, что «вот, мальчик поступил очень плохо, и теперь он должен поступать хорошо». Социальная история просто описывает, что произошло с ребенком и дает некоторые рекомендации по поведению.
Социальная история может использоваться:
- Как предупреждающая методика, чтобы предупредить нежелательное поведение.
- Как обучающая методика, для новым навыкам. 3. Как реактивные методики уже после того, как ситуация произошла, чтобы помочь ребенку с интеграцией информации.
Имеется в виду, что, когда мы получаем информацию, нам нужно разложить ее по полочкам. Если это эмоциональное событие в нашей жизни, которое выбивается из типичного ритма, из нашей ежедневной жизни, то очень часто нам необходимо проинтегрировать такую информацию.
В таких ситуациях даже взрослые могут использовать социальные истории. Они не пишут себе книжки, но могут вести дневник. Запись в дневнике имеет тот же самый смысл, как и социальная история, написанная родителем или педагогом для ребенка.
Существуют определенные правила составления социальной истории для того, чтобы она была эффективной и работала в нужном направлении.
- Одна история — одна идея
Это означает, что надо чётко выделить тему, и она должна быть максимально однородной.
Перед началом занятий можно отработать 2-3 истории: «Как правильно здороваться», «Как подготовиться к 1 уроку», «Я хочу помочь учителю».
На каждый вид деятельности – своя подробная история.
- Формирование положительной установки
Социальная история – это площадка для формирования уверенности в себе и позитивных ожиданий от самостоятельной деятельности.
- Объясняем просто и доступно
Для этого необходимо собрать всю информацию о процессе, который вы будете описывать в истории. Когда происходит событие, как долго длится, кто участвует, какие чувства и ожидания у главных участников, какие действия должен выполнить ребёнок, какие результаты будут получены.
- Простой, точный и доброжелательный язык изложения
Лёгкий к пониманию язык позволяет составить историю для любого возраста.
Социальная история включает до 3-х типов предложений:
Тип первый — Описательные предложения общего порядка. Рассказывают о том, что люди делают в конкретных ситуациях, и определяют, где эти ситуации происходят, кто в них участвует, что эти люди делают и почему.
Эти предложения отвечают на вопросы Кто? Что? Когда? Где? Зачем?
Тип второй — Перспективные предложения. Этот тип предложений описывает реакции других людей, чтобы ребенок узнал точку зрения окружающих на эту ситуацию. Эти предложения описывают внутренние состояния людей, их мысли, чувства и настроение. Эти предложения отвечают на вопросы Что произойдёт?
Тип третий — Директивное предложение. Они описывают желательный или подходящий образ действий в данной ситуации. Такие предложения строятся в утвердительной форме, объясняя в позитивных терминах, какое поведение является желательным. Отвечают на вопрос Что должен делать ребёнок в данной ситуации?
С чегоснужно начать родителям или специалистам, которые хотят создать социальную историю, но никогда раньше этого не делали?
Просто написать историю про какое-то событие, которое совсем не было драматичным. Например, про поход в музей. В этой истории будет наш мальчик или наша девочка, которые поехали с мамой в парк, и как они ехали в парк на автобусе или на машине, как они вышли, что они там делали. К истории можно приложить несколько фотографий (сейчас это не проблема) или же несколько картинок, в зависимости от того, что ребенок лучше воспринимает. И в конце истории все вернулись домой.
Ребенок привыкнет, что такие истории бывают, что это некий положительный стимул, и в следующий раз, когда история будет описывать сложную или тревожную ситуацию, то ребенку будет проще ее воспринимать. Потому что социальные истории — это, конечно, замечательная вещь, но их бывает трудно слушать, если они касаются такой ситуации, как смерть животного или близкого человека. Ребенок может не хотеть про это слышать. Естественно, важно не заставлять ребенка слушать насильно. Нельзя устраивать из этого урок, от которого нельзя сбежать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы Социальные компетенции у детей с ОВЗ не сформированы, так как дошкольный период они находятся в социальной изоляции. Важный фактор для нормального развития личности - сформированность социальных компетенций ребенка.
Метод «Социальных историй». Социальные истории – это метод, который в 1991 году разработала и запатентовала Кэрол Грэй – директор центра по социальному научению и пониманию в городе Зиланд США для детей с РАС. Цель метода – предоставление помощи детям в понимании социальных правил и коррекции проблем в поведении.
Задачи метода «Социальные истории»: 1. Формирование социальных навыков. 2. Развитие академических способностей. 3. Коррекция нежелательного поведения. 4. Формирование навыков по уходу за собой. 5. Интеграция информации.
Социальная история – что же это такое, и как это выглядит? Социальная история – это короткий, простой рассказ, написанный для конкретного ребенка и про те события, участником которых он стал или будет. Рассказ может быть написанным на бумаге, может быть в форме презентации и даже может быть устным. Иллюстрации, картинки, фотографии визуализируют информацию заложенную в эту историю. Социальная история не дает оценку ситуации.
Правила написания социальных историй. Одна история – одна идея. Формирование положительной установки. Объясняем просто и доступно. Простой, точный и доброжелательный язык истории.
Виды предложений в социальных историях : Описательные предложения. Перспективные предложения . Директивные предложения. Контролирующие предложения.
Мой опыт в создании социальной истории. Ситуация 1: Иван, 9 лет, интеллектуальные нарушения в развитии, во время опроса на уроке, поднимает руку и сразу начинает говорить, не дожидаясь разрешения учителя, иногда ответ невпопад, лишь бы что-то сказать.
Меня зовут Иван. Мне 9 лет. Я учусь в 3 классе. Я поднимаю руку, чтобы ответить на уроке, но начинаю говорить не дожидаясь, когда учитель разрешит. Учительница расстроена и думает, что я ее не уважаю!
Учительница жалуется на мое плохое поведение маме и моя мама расстраивается
Я – огорчен!
Я отвечаю на уроке только тогда, когда учительница вызовет меня по имени. Учительница рада, что я ее уважаю!
Учительница меня хвалит И мама рада и тоже хвалит за хорошее поведение!
Я – очень рад!
Ситуация 2: Анатолий, 10 лет, интеллектуальные нарушения в развитии, ДЦП, постоянно перебивает разговор мамы с учителем, разговор других людей. Решение проблемы : пишем социальную историю и прорабатываем ее с ребенком до закрепления навыка.
Меня зовут Анатолий. Мне 10 лет. Я учусь в школе. Когда моя мама разговаривает с учительницей, я тоже начинаю говорить, перебиваю их и стараюсь перекричать.
Они расстраиваются и мама сердится! Учительница и мама считают меня невежливым и несдержанным!
Я – расстроен!
Я внимательно слушаю и не перебиваю учителя или мою маму. Когда они закончат говорить, я могу сказать, что хотел.
Они счастливы, что я их внимательно слушаю! Окружающие считают меня вежливым собеседником и хотят общаться со мной.
Я – доволен и счастлив !
Вывод: Социальные истории описывают ситуации, в которых ребенок не знает, как себя вести. Метод «Социальных историй» очень эффективен при формировании социальных навыков и коррекции поведения у детей с ОВЗ. Эффективность применения метода в м оей практике изображен на рисунке.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальные истории для детей с РАС.
Социальная история - это эффективный метод для обучения детей с аутизмом социальным навыкам....
Применение технологии социальных историй в формировании эмоциональной компетентности учащихся
Данная социальная история является инструментом формирования эмоциональной компетентости учащихся начальной и средней школы. Комплексная работа с социальной историей и цветовыми зонами эмоций помогает...
Социальная история
Социальная история к 1 сентября...
Социальная история для детей с ОВЗ 6-8 лет для подготовки к прохождению мед.комиссии
Материал носит практический характер и будет полезен педагогам-психологам, учителям- дефетологам и другим специалистам, сопровождающим детей с ОВЗ, в т.ч. РАС....
Развитие поведенческих навыков с помощью "Социальных историй"
Развитие поведенческих навыков методом «Социальные истории»....
Использование социальных историй в коррекции и предупреждении нежелательного поведения у детей с особенностями в развитии.
Использование на прктике при работе с особыми детьми социальных историй. Правильность их подачи. Какие бывают....
Социальная история "Поведение в школьной столовой".
Для облегчения работы педагогам и воспитателям работующим с детьми с РАС....